Страница 1 из 2

Германские Антарктические Экспедиции

СообщениеДобавлено: 20 Август 2015 20:45
Kirindas
На форyме слабо раскрыта тема такого предприятия как Германские Антарктические Экспедиции в научном аспекте
Меж тем они сопровождались географическими открытиями, например Гор Херманна в Земле Королевы Мод
(по имени географа Ernst Herrmann)
В эту тему надо добавить всякие интересные картинки, цитаты, указания на литературу и ссылки в интернеты по теме Германские Антарктические Экспедиции

Германские Антарктические Экспедиции

СообщениеДобавлено: 21 Август 2015 13:00
ББК-10
Тогда наверное с этого нужно начать:

Судно «Гаусс» зажатое во льдах. Фото сделанное с воздушного шара, первая аэрофотография в Антарктиде

 corp2854.jpg
Aerial view of the GAUSS in the ice during the German Antarctic Expedition. This picture was obtained from a balloon and is one of the first aerial photographs of the Antarctic environment. In: "Deutsche Sudpolar-Expedition 1901-1903 Meteorologie I" by Erich von Drygalski. Plate 1, page 337. Library Call Number M06.5/99 D486M Bd. 3, I Halfte 1, Teil 1.

Image ID: corp2854, NOAA At The Ends of the Earth Collection
Location: Antarctica
Photo Date: 1902 March 29

http://www.photolib.noaa.gov/htmls/corp2854.htm

Германские Антарктические Экспедиции

СообщениеДобавлено: 21 Август 2015 21:38
ББК-10

Германские Антарктические Экспедиции

СообщениеДобавлено: 22 Август 2015 10:54
ББК-10
Трешников А.Ф. "История открытия и исследования Антарктиды".
М, Государственное издательство географической литературы, 1963.

 ТАФ - 0001.jpg

Экспедиция Э. Дригальского на пароходе «Гаусс»

Одновременно с английской экспедицией Скотта в 1901 году в Антарктику отправилась германская правительственная экспедиция под руководством Эриха Дригальского. Так как антарктическое пространство к югу от Новой Зеландии со времен Росса стало объектом исследований англичан, то немцы решили направить экспедицию в наименее изученный район — в сектор Индийского океана.
21 февраля 1902 года, когда пароход экспедиции «Гаусс» находился вблизи Южного полярного круга, немного восточнее 90° восточной долготы, участники экспедиции увидели белую ледяную страну, поднимавшуюся к югу. Край этой страны представлял собой отвесный ледяной обрыв высотой 40—50 метров. Исследователи решили подойти еще ближе к открытой ледяной стране, названной Землей Вильгельма II, но судно окружили тяжелые морские льды. В конце февраля оно окончательно попало в ледяной плен. Зимовка стала неизбежной. Ее использовали для выполнения обширной программы научных исследований.
В марте на бело-голубом фоне ледников участники экспедиции увидели черное пятно. Дригальский отправился по льду на берег и обнаружил, что это конус потухшего вулкана, одиноко возвышавшийся на 370 метров над обтекающими его ледниками. Вулкан был назван горой Гаусса. Дригальский детально обследовал гору и окружающие ледники. Он определил высоту поверхности ледникового покрова относительно конуса, что дало советским полярникам в 1957 году возможность определить изменения в высоте ледника за 55 лет. Позднее экспедиция открыла и обследовала восточную часть Западного шельфового ледника. В течение зимы велись регулярные метеорологические и океанографические наблюдения.
Наступило новое антарктическое лето. Снег начал таять. В конце января 1903 года начали двигаться айсберги, постепенно разламывался морской лед. Еще ранней весной участники экспедиции посыпали мусором полосу льда перед носом корабля. На этой полосе лед быстро таял, и в феврале судно получило возможность двигаться. 8 февраля ледяное поле, в которое вмерз «Гаусс», разломало. Судно снова обрело свободу от ледяных оков и направилось к западу.
Дригальский сделал попытку продвинуться южнее, но «Гаусс» снова более месяца оказался зажатым льдами.
16 марта судно вырвалось из ледового плена и пошло на запад. 18 марта корабль еще раз попытался пройти к югу, но вскоре опять попал в скопление льдов и айсбергов. Время было позднее, частые пурги делали плавание среди льдов и ледяных гор чрезвычайно опасным. Поэтому 8 апреля 1903 года корабль лег курсом на север, и экспедиция отправилась домой.
Метеорологические наблюдения на «Гауссе» были весьма важными для характеристики климатических условий Индийского сектора Антарктики. Они показали, что здесь часто дуют ветры ураганной силы. Они нередки летом, а в зимние месяцы — с мая по август — бушуют почти непрерывно.
Экспедицией на «Гауссе» была также обстоятельно изучена прибрежная фауна Антарктики.
Открытие берега в столь высоких широтах (примерно 65 — 66° южной широты) положило конец спорам между географами о простирании берегов антарктического континента. Некоторые географы предполагали, что между Землей Уилкса и Землей Эндерби существует залив, подобный морю Уэдделла или морю Росса, и что он лежит совсем близко к полюсу. Исходя из этих ложных предположений, по-видимому, и была послана германская экспедиция, в надежде, что ей удастся достичь Южного полюса или подойти к нему ближе всех. На самом же деле оказалось, что в секторе Индийского океана берег Антарктиды удален от Южного полюса больше, чем в секторе Тихого и Атлантического океанов.
Дригальский не производил обширных обследований берега, но частые измерения морских глубин указывали на наличие материковой платформы или континентального шельфа в месте зимовки корабля.

Германские Антарктические Экспедиции

СообщениеДобавлено: 03 Январь 2017 18:37
Молибога
В 2015 г. в Берлине вышла книга Корнелии Людеке "Германия в Антарктике: экспедиции и исследования со времен Кайзеровской империи до наших дней" (Cornelia Ludecke. Deutsche in der Antarktis: Expeditionen und Forschungen vom Kaiserreich bis heute, Berlin: Ch.Links Verlag, 2015; ISBN 978-3-86153-825-7). Выложу немножко картинок оттуда...

Экспедиция Эриха фон Дригальского (1901-1903)
 Dsc03797.jpg

 Dsc03790.jpg

Экспедиционное судно "Гаусс" на верфи в Киле, 1900 г.
 Dsc03793.jpg

 Dsc03792.jpg

Паровая машина и план общего расположения "Гаусса"

Германские Антарктические Экспедиции

СообщениеДобавлено: 03 Январь 2017 18:47
Молибога
 Dsc03796.jpg

Матросня. Задний ряд, слева направо: Франц, Шварц, Реймерс, Хайнрих, Микаэль, Лизель, Йоханнсеню Средний ряд, слева направо: Хайнакер, Рейтершёльд, Марек, Й.Мюллер, Далер, Безенброк, Клюк, Россен. Сидят, слева направо: Бар, Л.Мюллер, Фиш, Стьернблад, Берглоф, Ноак, Бьорвик.
 Dsc03798.jpg

Офицерский и экспедиционный состав. Задний ряд, слева направо: Отт, Бидлингмайер, Верт, Гарцерт, Филиппи. Передний ряд, слева направо: Вазель, Ванхоффен, Дригальский, Рюсер (капитан судна), Лерхе.
 Dsc03802.jpg

Печать экспедиции
 Dsc03800.jpg

Почтовая открытка, выпущенная в 1901 г.по случаю отправления "Гаусса" в Антарктику

Германские Антарктические Экспедиции

СообщениеДобавлено: 03 Январь 2017 18:52
Молибога
 Dsc03803.jpg

 Dsc03804.jpg

Океанографические работы в Атлантикею
 Dsc03805.jpg

Праздник Нептуна
 Dsc03808.jpg

Матрос свежует акулу
 Dsc03809.jpg

Ремонт "Гаусса" в Кейптауне

Германские Антарктические Экспедиции

СообщениеДобавлено: 03 Январь 2017 19:04
Молибога
 Dsc03814.jpg

"Гаусс" в одной из бухт архипелага Кергелен.
 DSC03819 — копия.JPG

Станция экспедиции на о-вах Кергелен. На переднем плане основное здание, ближе к берегу - павильон абсолютных магнитных наблюдений.
 Dsc03817.jpg

У здания станции на о-вах Кергелен. Стоят Дригальский, Рюсер, Бидлингмайер, Энценспергер и Верт. На Кергелене остались трое: ботаник и фенолог Эмиль Верт (1869-1958), метеоролог Йозеф Энценспергер (1873-1903) и геофизик Карл Люйкен (1874-1947). Энценспергер не дождался возвращения "Гаусса": 2 февраля 1903 г. он умер от болезни бери-бери.
 Dsc03822.jpg

Зимовка у берегов Антарктиды. На верхней палубе "Гаусса" видны лопасти ветрогенератора, перед судном - флюгер метеоплощадки.

Германские Антарктические Экспедиции

СообщениеДобавлено: 03 Январь 2017 19:13
Молибога
 Dsc03824.jpg

Работы на льду
 Dsc03826.jpg

Собачки
 Dsc03833.jpg

Привал во время вылазки. Слева направо: боцман "Гаусса" Йозеф Мюллер, Ванхоффен, Газерт, Бидлингмайер, Дригальский.
 Dsc03832.jpg

Императорский пингвин выныривает из проруби под носом "Гаусса".
 Dsc03835.jpg

Разделка тюленины на палубе

Германские Антарктические Экспедиции

СообщениеДобавлено: 03 Январь 2017 19:16
Молибога
 Dsc03840.jpg

Участники экспедиции плавают на каяках в полынье, прозванной "Озером Титикака". :good:
 Dsc03842.jpg

Команда на околке судна.
 Dsc03844.jpg

"Гаусс" на пути домой.

Германские Антарктические Экспедиции

СообщениеДобавлено: 03 Январь 2017 21:18
Молибога
Экспедиция Вильгельма Фильхнера (1911-1912)

Вторая германская научно-исследовательская экспедиция в Антарктику ставила целью продолжение изучения Ледового континента и его пересечение от моря Уэдделла до моря Росса. Подготовка экспедиции началась в 1910 г., консультантом выступал Эрнест Г.Шеклтон. Руководитель экспедиции Вильгельм Фильхнер (1877-1957) успел зарекомендовать себя как настойчивый и даровитый исследователь в ходе путешествия по Центральной Азии (1903-1905). Поскольку ни он сам, ни остальные участники научной группы не имели полярного опыта, в 1910 г. была предпринята тренировочная поездка на Шпицберген (в конечном счете из шести ее участников в Антарктику попали только двое). Экспедиционное судно было перестроено из китобойца, приобретенного в Норвегии и после переоборудования получившего имя "Дойчланд". Несколько членов экипажа, включая капитана Рихарда Вазеля (Фазеля), участвовали в антарктической экспедиции Эриха фон Дригальского.
Экспедиция стартовала из Бремерхафена 3 мая 1911 г. и спустя 4 месяца прибыла в Буэнос-Айрес, выполнив большой объем океанографических работ. На данном этапе ею руководил д-р Генрих Зеельхайм. Сам Фильхнер присоединился к команде в Аргентине. 4 октября 1911 г. "Дойчланд" покинул Аргентину и после непродолжительных исследований в Южном океане прибыл на о.Южная Георгия. 11 декабря корабль отплыл на юг и в благоприятной ледовой обстановке достиг юго-восточной части моря Уэдделла. 29 января 1912 г. был открыт участок континентального побережья Антарктиды, названный Берегом Луитпольда. В начале февраля, после обострения застарелого конфликта между Фильхнером и Вазелем, экспедиция попыталась приступить к обустройству береговой базы на 77 гр.44 мин. ю.ш., однако 18 февраля край ледника, выбранный для этой цели, начал разрушаться. По требованию команды "Дойчланд" отправился в обратный путь, но 15 марта 1912 г. вмерз в лед и начал дрейф вдоль южных берегов моря Уэдделла. В ходе дрейфа проводились разнообразные научные наблюдения; было совершено несколько санных вылазок. 8 августа скончался бравый капитан "Дойчланда", долгие годы страдавший сифилисом. В начале декабря 1912 г. корабль освободился и 19 декабря вернулся на Юж.Георгию. Там уставший от противостояния с моряками Фильхнер сдал командование штурману Альфреду Клингу и вернулся в Европу на попутном судне. В дальнейшем он уже не принимал участия в полярных исследованиях, сосредоточившись на магнитной съемке Центральной Азии и Непала.
Основные достижения экспедиции: побитие рекорда Джеймса Уэдделла в достижении наиболее южной широты в море имени этого британского мореплавателя (1823 г.), открытие очередного участка материкового побережья Антарктиды и шельфового ледника - ныне считается частью третьего по величине шельфового ледника континента, носящего имя Ронне-Фильхнера.

Очередная порция фото из книги Корнелии Людеке:
 Dsc03845.jpg

"Дойчланд" (бывший "Бьорн") на переоборудовании в плавучем доке.
 Dsc03849.jpg

Испытания моторных саней экспедиции в горах Баварии. В отличие от Роберта Скотта Фильхнер трезво оценил убогие возможности несовершенной техники и в последний момент полностью отказался от ее применения в пользу собак и лошадей.
 Dsc03853.jpg

Проводы экспедиции в Бремерхафене 3 мая 1911 г. Фильхнер сидит крайний слева.
 Dsc03851.jpg

"Дойчланд" под флагами расцвечивания.

Германские Антарктические Экспедиции

СообщениеДобавлено: 03 Январь 2017 21:28
Молибога
 Dsc03847.jpg

В поездке на Шпицберген летом 1910 г., на борту парохода "Мунро". Сидят слева направо: Пржибилок, Фильхнер и Потпешниг. Стоят слева направо: Барков, Зеельхайм и Филипп.
 Dsc03855.jpg

На пути в Аргентину, пересечение Экватора.
 Dsc03858.jpg

Океанографические работы в Атлантике.
 Dsc03866.jpg

Участники экспедиции на Южной Георгии. Слева направо: австрийский альпинист Феликс Кёниг, второй помощник Йоханнес Мюллер, метеоролог Эрих Барков, океанограф Вильгельм Бреннеке, геолог Фриц Хайм, врач Вильгельм фон Гёльдель, Вильгельм Фильхнер.

Германские Антарктические Экспедиции

СообщениеДобавлено: 03 Январь 2017 23:49
Александр Андреев
Поздравим Корнелию с очередной книгой. Кстати, по первому образованию она метеоролог.

Германские Антарктические Экспедиции

СообщениеДобавлено: 03 Январь 2017 23:53
Молибога
 Dsc03870.jpg

 cem3.jpg

Крест, установленный в Грютвикене (Южная Георгия) в память третьего помощника "Дойчланд" Вальтера Шлоссарчика, пропавшего без вести во время короткого плавания на шлюпке с судна в британскую колонию Кинг Эдвард Пойнт. Черно-белое фото из книги К.Людеке, цветное - из Интернета. Станция Кинг Эдвард Пойнт находится на расстоянии менее 1 км от китобойной станции в Грютвикене, у них общая гавань. Вряд ли эта дистанция представляла какое-то затруднение для профессионального моряка. Данное обстоятельство дает повод говорить о самоубийстве Шлоссарчика. Этим в итоге объясняется тот факт, что крест-кенотаф установлен не на известном кладбище Грютвикена, а за его оградой на склоне берегового плато.
 Dsc03873.jpg

В экспедицию поехали 12 пони и 38 собак.
 Dsc03872.jpg

Метеоролог экспедиции д-р Эрих Барков (1882-1923)
 Dsc03875.jpg

Дом береговой базы Фильхнера, опрометчиво начатый строительством на шельфовом леднике

Германские Антарктические Экспедиции

СообщениеДобавлено: 04 Январь 2017 00:04
Молибога
 Dsc03876.jpg

В кормовом салоне "Дойчланд". Слева направо: врач Гёльдель, Хейнек, Лоренцен, Бреннеке, Хайм, Барков.
 Dsc03878.jpg

"Дойчланд" во льдах моря Уэдделла. Выгул пони, 9 мая 1912 г.
 Dsc03880.jpg

Научная группа за работой. Второй слева - Барков, крайний справа - Бреннеке.
 Dsc03882.jpg

Капитан Рихард Вазель в своей каюте.
 Dsc03883.jpg

Шаропилотные наблюдения на льду.
 Dsc03885.jpg

На крыльце магистрата Южной Георгии в Грютвикене, на обратном пути в Европу. Крайний слева в заднем ряду - Лоренцен. Первый ряд слева направо: Хайм, Мюллер, Барков.