1937-1938: Новосибирск — Москва на баркасе

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1937-1938: Новосибирск — Москва на баркасе

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2015 21:36

Навигатор:
Новосибирск — Москва на баркасе (Советская Сибирь, 1937, № 079, 5 апреля.)
ОГРОМНЫЙ ИНТЕРЕС К ВОДНОМУ ПОХОДУ НОВОСИБИРСК—МОСКВА (Советская Сибирь, 1937, № 084, 11 апреля.)
ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ НА БАРКАСЕ НОВОСИБИРСК—МОСКВА (Советская Сибирь, 1937, № 113, 18 мая.)
НАКАНУНЕ ПОХОДА НОВОСИБИРСК - КАРСКОЕ МОРЕ (Советская Сибирь, 1937, № 130, 8 июня.)
На открытии лагерей Осоавиахима (Советская Сибирь, 1937, № 140, 20 июня.)
Перед походом на баркасе Новосибирск — Карское море (Советская Сибирь, 1937, № 148, 29 июня.)
ЗАВТРА ПАРУСНЫЙ БАРКАС ОТПРАВЛЯЕТСЯ К БЕРЕГАМ КАРСКОГО МОРЯ (Советская Сибирь, 1937, № 153, 5 июля.)
Равиль НИГМАТУЛИН. Баркас поднимает паруса (Парламентская газета "Тюменские известия" №72 (4575) 24.04.2008)
Баркас отправился в плавание (Советская Сибирь, 1937, № 155, 8 июля.)
ВЕСТИ С БАРКАСА (Советская Сибирь, 1937, № 159, 12 июля.)
ВЕСТИ С БАРКАСА (Советская Сибирь, 1937, № 169, 24 июля.)
УЧАСТНИКИ ПОХОДА В ОСТЯКО-ВОГУЛЬСКЕ (Остяко-Вогульская правда, №126(782), 28.07.1937)
ВЕСТИ С БАРКАСА (Советская Сибирь, 1937, № 173, 29 июля.)
Новосибирск — Карское море (Советская Сибирь, 1937, № 183, 10 августа.)
НОВОСИБИРСК — КАРСКОЕ МОРЕ НА ПАРУСНОМ БАРКАСЕ (Советская Сибирь, 1937, № 188, 16 августа.)
ИССЛЕДОВАН ВОЛОК ЧЕРЕЗ ЯМАЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ (Советская Сибирь, 1937, № 206, 6 сентября.)
Шлюпочный поход Новосибирск — Карское море успешно закончен (Советская Сибирь, 1937, № 215, 17 сентября.)
ВОЗВРАЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПОХОДА НОВОСИБИРСК - КАРСКОЕ МОРЕ (Советская Сибирь, 1937, № 225. 29 сентября.)
Последний раз редактировалось ББК-10 31 Июль 2015 14:18, всего редактировалось 19 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937-1938: Новосибирск — Москва на баркасе

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Июль 2015 21:43

Не разгадал, больно мудрёная загадка
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1937-1938: Новосибирск — Москва на баркасе

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2015 21:49

Советская Сибирь, 1937, № 079, 5 апреля.

 Советская Сибирь, 1937, № 079 (1937-04-05) Новосибирск-Москва на баркасе.jpg
Новосибирск — Москва на баркасе

Началась подготовка к грандиозному водному переходу по маршруту Новосибирск — Москва на специальном 18-весельном баркасе.
Старт этому замечательному переходу будет дан в Новосибирске в конце мая. В поход отправятся 16 осоавиахимовцев-активистов, подготовленных к службе во флоте.
Баркас пойдет вниз по Оби до Обдорска, а затем по Обской губе до Нового порта на Ямальском полуострове. Полуостров будет пересечен частью волоком, частью по реке Юрибей до Карского моря (Байдарацкая губа).
Из Карского моря участники переходя пройдут через Югорский Шар, мимо острова Вайгач в широкие просторы мало изученного Баренцева моря.
Обойдя мыс Канин Нос, баркас войдет в Белое море, и пройдет через порт Сорока в Беломоро-Балтийский канал имени Сталина. Затем по водам бурного Онежского озера и Мариинской и Белоозерской речным системам отважные путешественники войдут в реку Шексну, а по ней на Волгу и по каналу Москва — Волга в конце сентября прибудут в красную столицу.
Весь маршрут протяжением в 8 тысяч километров предполагается пройти за 4 месяца.
Водный переход организует краевой совет Осоавиахима.
Баркас для этого перехода строится в Ленинграде, на заводе им. Каракозова. Он будет снабжен радиостанцией и всеми приборами и оборудованием для плавания в условиях полярного Севера.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937-1938: Новосибирск — Москва на баркасе

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2015 21:53

Советская Сибирь, 1937, № 084, 11 апреля.

 Советская Сибирь, 1937, № 084 (1937-04-11) Новосибирск-Москва на баркасе.jpg
ОГРОМНЫЙ ИНТЕРЕС К ВОДНОМУ ПОХОДУ НОВОСИБИРСК—МОСКВА

В газете «Советская Сибирь» от 6 апреля была опубликована заметка о похода осоавиахимовцев на весельном парусном баркасе из Новосибирска в Москву.
Поход этот вызвал исключительный интерес среди трудящихся. Сейчас в краевой совет Осоавиахима ежедневно поступают письма, в которых трудящиеся изъявляют горячее желание принять участие в походе.
Красноармеец Е. Александров из Омска пишет: «Я хочу участвовать в походе, предлагаю свои услуги в качестве помощника механика по двигателю внутреннего сгорания и фотографа»...
Слушатель московской военной морской школы Колосов пишет, что у него большое желание принять участие в походе и что он готов работать в качестве гребца. Он сообщает, что в 1930 году был участником шлюпочного похода Ленинград — Астрахань.
Предложение получено от научного исследователя морей, сотрудника Главсевморпуть т. Воеводина.
Письма поступают ежедневно. Их много. Авторы их горят желанием узнать больше о своей родине, помочь в исследованиях малознакомых морских путей. Для участия в походе отбираются в первую очередь жители края, служившие во флоте.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937-1938: Новосибирск — Москва на баркасе

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2015 21:56

Советская Сибирь, 1937, № 113, 18 мая.

 Советская Сибирь, 1937, № 113 (1937-05-18) Новосибирск-Москва на баркасе.jpg
ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ НА БАРКАСЕ НОВОСИБИРСК—МОСКВА

В «Советской Сибири» от 5 апреля сообщалось о подготовке к грандиозному водному переходу осоавиахимовцев Западной Сибири па паруемом весельном баркасе по маршруту: Новосибирск — Москва.
Дальность пути и трудности перехода по совершенно неисследованным местам па севере заставили разделить поход на два этапа. В этом году будет совершен тренировочный переход от Новосибирска до Карского моря на расстояние 3000 километров. Команда разведает возможности перехода волоком на Ямальском полуострове.
В будущем году команда пройдет весь путь — 8000 километров — от Новосибирска до Москвы.
Сейчас идет усиленная подготовка к тренировочному походу. Подбирается команда, готовится снаряжение. На-днях ожидается прибытие 18 вёсельного баркаса. Баркас изготовлен в Ленинграде на заводе им. Каракозова.
8 мая он погружен па поезд. До этого он испытывался на Балтийском море и, несмотря на большую величину, показал высокие мореходные качества.
Старт тренировочному походу будет дан 15 июня в Новосибирске. Поход продлится до половины августа. В затоне Салехард к команде осоавиахимовцев присоединяется команда сотрудников Главсевморпути, которая также предполагает совершить поход от Салехарда до Москвы на моторной лодке.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937-1938: Новосибирск — Москва на баркасе

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2015 22:05

Советская Сибирь, 1937, № 130, 8 июня.

 Советская Сибирь, 1937, № 130 (1937-06-08) Новосибирск-Москва на баркасе.jpg
НАКАНУНЕ ПОХОДА НОВОСИБИРСК - КАРСКОЕ МОРЕ

Специальная комиссия разработала детальный план разведывательного похода осоавиахимовцев на весельном парусном баркасе из Новосибирска до Карского моря.
Весь путь в 3011 километров предполагается пройти за 17 ходовых дней. Команда должна делать в среднем по 177 километров за сутки.
Команда сделает остановки в Кожевникове. Мотиве, Нарыме, Тымском, Александрове, Фокуре, Тундринском, Селияровском, Троицком, Шаркальском, Полноватском, Кушеватском, Салегарде (Обдорск), на острове Определенном и мысе Паюта.
Длительное время команда проведет в районе речки Кода, около устья Иртыша. Здесь когда-то было Кодское остяцкое государство, боровшееся за национальную независимость. Об этом государстве и о борьбе его народа в литературе почти не сохранилось никаких данных. Участники экспедиции займутся сбором исторического материала.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937-1938: Новосибирск — Москва на баркасе

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2015 22:08

Советская Сибирь, 1937, № 140, 20 июня.

 Советская Сибирь, 1937, № 140 (1937-06-20) Новосибирск-Москва на баркасе.jpg
На открытии лагерей Осоавиахима. На снимке: осоавиахимовцы на капельботе и парусном восемнадцативесельном баркасе, на котором в этом году будет совершен поход из Новосибирска до Карского моря.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937-1938: Новосибирск — Москва на баркасе

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2015 22:11

Советская Сибирь, 1937, № 148, 29 июня.

 Советская Сибирь, 1937, № 148 (1937-06-29) Новосибирск-Москва на баркасе.jpg
Перед походом на баркасе Новосибирск — Карское море

Участники похода на весельном парусном баркасе сейчас в полном составе находятся в краевых лагерях Осоавиахима. Здесь они изучают корабельный устав и предстоящие трудный путь по эпизодам, тренируются, готовят баркас и т. д.
В поход идет преимущественно молодежь: из 18 человек команды самому старшему 38 лет. Большинство — 14 человек — бывшие краснофлотцы.
С командой отправится врач-орденоносец т. Никифоров, проявивший большую самоотверженность при оказании медицинской помощи одному из шахтеров во время обвала шахты в прошлом году.
Старшим боцманом утвержден тов. Ермаков, имеющий 18 поощрений за время службы во флоте. В качестве радистов на баркасе будут работать тт. Соломин и Ткачев, имеющие большой опыт коротковолновой связи.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937-1938: Новосибирск — Москва на баркасе

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2015 22:14

Советская Сибирь, 1937, № 153, 5 июля.

 Советская Сибирь, 1937, № 153 (1937-07-05) Новосибирск-Москва на баркасе.jpg
ЗАВТРА ПАРУСНЫЙ БАРКАС ОТПРАВЛЯЕТСЯ К БЕРЕГАМ КАРСКОГО МОРЯ

Завтра с водной станции им. Шверника команда осоавиахимовцев отправляется в плавание на весельном парусном баркасе до Карского моря.
Как уже сообщалось, весь путь в 4000 километров команда намечает пройти за 18 ходовых дней. В устье Обской губы команда разделится на две части. 10 человек возвратятся в Новосибирск. Остальные товарищей — командир похода т. Алексанов, политкомиссар т. Величко, радисты тт. Соломин и Ткачев, два гидротехника, старшина и моторист — пойдут в дальнейший путь на разведки волока по Ямальскому полуострову. Им предстоит пройти до 600 километров по неразведанному участку.
Эта часть работы экспедиции самая ответственная. Необходимо выяснить не только пути для похода Новосибирск — Москва в будущем году, но и изучить Ямальский полуостров вообще. Отто Юльевич Шмидт в свое время знакомясь с материалом похода Новосибирск — Москва, писал:

"... этот поход представляет интерес как с точки зрения задач Осоавиахима, так и для изучения и практической проверки плавания на небольших судах по еще мало освоенным районам. В частности, для Главсевморпути будут очень полезны собранные экспедицией материалы для составления лоции ряда участков берега моря и в особенности проверки возможности пройти через Ямальский полуостров волоком"...

Экспедиция помимо всего берет с собой две лодки, радиостанцию, гидрологические и др. приборы.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937-1938: Новосибирск — Москва на баркасе

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2015 22:20

Парламентская газета "Тюменские известия"
№72 (4575) 24.04.2008


© Равиль НИГМАТУЛИН
Баркас поднимает паруса

1937-й год. В истории России — год «охоты на врагов народа». Чрезвычайные тройки шлепают приговоры как на конвейере. «Спущен план на... человек, по высшему разряду...».

1937-й год. В истории России — год «охоты на врагов народа». Чрезвычайные тройки шлепают приговоры как на конвейере. «Спущен план на... человек, по высшему разряду...». С мест Кремлю наперегонки, соревнуясь с соседями, идут доклады — «План выполнен и перевыполнен».
Отметим — за 1937 и 1938 годы высшего командного состава РККА было уничтожено больше, чем за всю Великую Отечественную войну.
А жизнь продолжалась, захлестывая через край своим энтузиазмом, энергией.
Коллективизация, стахановцы — порыв миллионов. Драматизм и героизм. Восстанавливающаяся из руин и развалин войн экономика. Возрождающаяся военная мощь и надвигающаяся беда...
Читаем заголовки старых газет...
«...Россия сосредотачивается...»
Благополучно завершившаяся Челюскинская эпопея. Перелеты Чкалова, Байдукова, женского экипажа Марины Расковой.
«...Мы сказку сделаем былью!..»
Копии пожелтевших от времени газетных сообщений, коротких, емких.
«Бей набатом, газетная строка!»

«...в 2 часа 30 минут 6 июля с водной станции имени Шверника весельно-парусный баркас Осоавиахима стартовал в плавание Новосибирск — Карское море.
Провожать отплывающий баркас прибыли представители краевого и городского комитетов партии, крайисполкома и городского Совета, командный и политический состав краевого Совета Осоавиахима, допризывники — ософлотцы, родные, друзья и знакомые уходящих в плавание. С приветствием и напутственным словом команде баркаса от крайкома партии и крайисполкома выступил т. Шварц. Он отметил большую важность предстоящего перехода, план которого разработан опытными моряками-полярниками при участии Отто Юльевича Шмидта. От имени горкома партии, горсовета и трудящихся города команду приветствовал т. Головачев. С ответной речью выступил гребец баркаса тов. Корсуков. Командир похода тов. Алексанов дает команде распоряжение — занять места. Последние приветствия, и баркас в сопровождении катеров ОСВОДа, Осоавиахима и целой флотилии шлюпок отходит от станции. Раздается громогласное «Ура!!!» Баркас поднимает паруса. («Советская Сибирь», 8.07.1937 г. №155. ГАНО).

...Мы сегодня не знаем, как осуществлялась организация похода, как производился отбор членов группы. Ясно и понятно одно: в желающих участвовать в походе недостатка не было. Газетное сообщение дает представление о заинтересованных сторонах и организаторах похода. Это Главсевморпуть, возглавляемый известным полярником Отто Юльевичем Шмидтом. Осоавиахим — оборонно-патриотическая организация, и краевой комитет партии. Маршрут группы пролег по территории трех областей, соединенных одной рекой Обью: Новосибирской, Томской, Тюменской. Главная цель — Тюменский Север, Ямал. Районы необжитые. Суровый край, суровый климат притягивают внимание. Ученых и исследователей — как малознакомая неисследованная обширная территория. Молодежь — где, как не там, в суровых условиях, познать себя, свой характер?!
Еще в XIX веке исследователь Арктики адмирал Макаров предлагал, проект организации движения судов из Байдарацкой губы в Обскую губу. Аналогия, продиктованная строительством Панамского и Суэцкого каналов? Возможно. Однако условия несравнимые и несопоставимые. Экономическая целесообразность реализации проекта очевидна.
В географических измерениях Ямал — территория в 700 км с севера на юг и 240-250 км с востока на запад. Протяженность пути (маршрута) в обход Ямала из Байдарацкой губы до Салехарда (Обдорска) около 1800 километров.

«...Весь путь в 4000 километров команда намечает пройти за 18 ходовых дней. В устье Обской губы команда разделится на две части. 10 человек возвратятся в Новосибирск. Остальные 8 товарищей — командир похода т.Алексанов, политрук Величко, радисты тт.Соломин и Ткачев, два гидротехника, старшина и моторист пойдут в дальнейший путь на разведку Волока по Ямальскому полуострову. Им предстоит пройти до 600 километров по неразведанному участку. Эта часть работы экспедиции самая ответственная. Необходимо выяснить не только пути для похода Новосибирск — Москва в будущем году, но и изучить Ямальский полуостров вообще.
Отто Юльевич Шмидт в свое время, знакомясь с материалами похода Новосибрск — Москва, писал: «...Этот поход представляет интерес как с точки зрения задач Осоавиахима, так и для изучения и практической проверки плавания на небольших судах по еще малоосвоенным районам. В частности, для Главсевморпути будут очень полезны собранные экспедицией материалы для составления лоций ряда участков берега моря и в особенности проверки возможности пройти через Ямальский полуостров Волоком. Экспедиция помимо всего берет с собой две лодки, радиостанцию, гидрологические и другие приборы». («Советская Сибирь», 5 июля 1937 г. №153. ГАНО).

Новосибирск — Карское море. Вести с баркаса.
«Прошли Сургут. Пройдено 1450 км. Выдержали два шторма. Баркас показал блестящие мореходные качества. Встречные ветры заставили перейти на круглосуточное движение. Все здоровы и бодры. Шлем горячий привет. Командир похода Алексанов. Политрук Величко». («Советская Сибирь», 24 июля 1937 г. №169. ГАНО.)

Шлюпочный поход Новосибирск — Новый Порт.
Участники похода в Остяко-Вогульске.
«...Участники большого шлюпочного похода по маршруту Новосибирск — Новый Порт, организованного Западно-Сибирским Краевым Советом Осоавиахима, 24 июля прибыли в Остяко-Вогульск. Командир похода лейтенант Алексанов и комиссар похода Величко в беседе с нашими сотрудниками заявили: «18 человек — участники похода — это стахановцы заводов и фабрик Новосибирска и бывшие краснофлотцы. Плывем мы на парусно-весельном баркасе. За 14 ходовых дней прошли 1800 километров. Останавливаясь по пути в колхозах и в Александровском отделении, рыбтрестами провели работу по подписке на заем укрепления Обороны СССР. В Нарыме проведена экскурсия на дом товарищей Сталина и Куйбышева.
На борту баркаса проводятся политические беседы. Некоторые из нас были в Остяко-Вогульске 5 лет тому назад и теперь поражены тем, как вырос город и его культура. 25 июля среди участников похода проведена беседа о строительстве в Остяко-Вогульском округе. В Новом Порту мы выделяем группу участников похода из 9 человек для разведки пути в Обской губе. Далее мы пересекаем Ямальский полуостров по малым рекам. В Новый Порт мы должны прибыть в конце августа. Поход из Новосибирска в Новый Порт является тренировочным. В 1938 году предстоит совершить более грандиозный путь от Новосибирска до Москвы по Оби, Обской губе, Карскому морю, каналу им. Сталина, Онежскому озеру, Мариинской системе, каналу Москва — Волга». («Остяко-Вогульская Правда», 26 июля 1937 г. №126. ГА ХМАО — Югра).

Остановка в Остяко-Вогульске (Ханты-Мансийске) была самая продолжительная, с 24 июля по 26 июля. Встречи с руководством округа и просто отдых. Пополнив запас продуктов, 27 июля команда отошла от пристани Самарово.

Новосибирск-Карское море. Вести с баркаса.
«...Находимся в 2150 километрах от Новосибирска. В сутки делаем по 200 километров. Здоровы, бодры. За 5 последних дней команда прошла тысячу километров. Сейчас баркас находится вблизи Полноватского (215 км от устья Оби). До Нового Порта осталось около 600 километров...
Командир похода Алексанов.
Политрук. Величко». («Советская Сибирь», 29 июля 1937 г. №173. ГАНО).

Новосибирск — Карское море. На парусном баркасе.
«В первых числах августа баркас прошел Обдорск. 7 августа от местечка Пуйко (выше Нового Порта на 220 км) часть команды по реке Щучья отправилась на разведку Ямальского полуострова. В последних радиограммах разведчики Ямальского полуострова сообщают: «К 12 августа по реке Щучья пройдено 250 километров. Из-за мелководья идем бечевой. Разбились на две группы. Сегодня вошли в приток реки Щучья — Танлоу. Прошли 30 километров. Все здоровы, бодры. Привет.
Командир похода Алексанов.
Политрук Величко».
(«Советская Сибирь», 16 августа 1937 г. №188. ГАНО).

Судя по сообщению, команда в Обдорске не останавливалась. Если посмотреть на даты сообщений, к 12 августа по реке Щучья пройдено 250 км. Скорость движения — 50 км в сутки. На веслах (на гребях), по выражению северян. Против течения. Это труд. От этой работы — кровавые мозоли на ладонях. На долгие и долгие годы. Войдя в протоку Танлоу (скорей всего, эта протока — Танловаяха), пошли, протаскивая лодки бечевой, а чаще проталкивая руками. В одной из лодок — радиостанция. Громоздкий, объемный груз, который нужно всячески предохранять от влаги! Тяжелые аккумуляторы, запас продуктов питания, гидрологические приборы и т.п.

Шлюпочный поход Новосибрск — Карское море.
Исследован Волок через Ямальский полуостров.
«...Вчера редакция получила от участников шлюпочного похода Новосибирск — Карское море радиограмму следующего содержания: «30 августа в 18 часов новосибирского времени достигли Байдарацкой губы. Задачу, поставленную перед нами, выполнили: водный путь через Ямал найден! Путь отличный. Он имеет большое значение в смысле оживления этой тундры и прямого сообщения Байдарак — Обь через Ямал. Весь путь заснят, проведены также и специальные инструментальные съемки Волока. Изыскания вели пешком. Шли днем и ночью, при больших туманах, при скудном топливе, но работалось хорошо. Вчера, 3 сентября, вернулись в факторию Щучья. 5 сентября двинемся на Обдорск. Все здоровы, бодры. Счастливы. Привет! Алексанов. Величко». («Советская Сибирь», 6 сентября 1937 г. №206. ГАНО).

Шлюпочный поход Новосибирск — Карское море успешно закончен.
«...Из Салехарда по телеграфу от нашего корреспондента. Все работы по шлюпочному походу Новосибирск — Карское море закончены. Разведан и заснят водный путь через полуостров Ямал, представляющий собой две системы рек. Волок, на водоразделе этих рек, исследованный нашей экспедицией, тянется на 2100 метров. Из них 1500 метров по суше и 600 метров по двум озерам. В случае маловодья возможно шлюзование вершин двух прилегающих к Волоку речек... Сегодня выезжаем в Омск. Все здоровы, бодры, несмотря на тяжелые условия перехода по тундре. На пути в Новосибирск будем работать над составлением карт и обрабатывать материалы похода». («Советская Сибирь», 17 сентября 1937 г. №215. ГАНО).

На этих строках можно было бы и поставить точку. «Все счастливы», каждый из них, доплывший на баркасе под парусами до Нового Порта, дошагавший в туманах по протокам до Байдарака, волоча за собой лодку, — каждый из них был счастлив. От чувства выполненного долга. Однако... остаются открытыми страницы. Остаются вопросы. Кто и кем были эти ребята? Из 18 человек только 9 имеют фамилии. Остальные безымянны.

Алексанов — руководитель похода.
Величко — комиссар.
Никифоров — врач.
Гидротехники — Тоболов, Ткачев, Капустин.
Радист — Соломин, Корсуков и Карлагин — офицеры морфлота.

Судя по всему, это основная группа, на которую была возложена задача исследовать Волок. И на эту же группу была возложена другая задача — специфическая для своего времени. Из-за этических соображений не будем ее касаться. Ямал до начала 90-х годов был закрытым районом. Скорее всего, вся информация о походе была передана управлению Главсевморпути. То, что сделали участники этой группы летом и осенью 1937 года, до сих пор тревожит сердца многих. Неизвестно многое. Даже имена... Остались ли они живы, прошагав дорогами войны? Невозможно представить и проецировать их судьбы в толще времени и лет. Не беремся предсказывать, будет ли востребован проект, предложенный, пройденный и доказанный для реализации. Однако Ямал — не только газ. Вне зависимости от результатов похода команды из Новосибирска это страница истории освоения нашего Тюменского Севера...

Пояснения
«Волок — в географическом отношении:
1) Перешеек между двумя реками, текущими в противоположных направлениях.
2) Перевозка или перенос (переволока) товаров сухим путем с одной реки на другую.
3) Отметка крайних пограничных пунктов в Древней Руси».
Словарь Брокгауза-Эфрона.
ГАНО — государственный архив Новосибирской области.
Последний раз редактировалось ББК-10 31 Июль 2015 14:02, всего редактировалось 9 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937-1938: Новосибирск — Москва на баркасе

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2015 22:44

Советская Сибирь, 1937, № 155, 8 июля.

 Советская Сибирь, 1937, № 155 (1937-07-08) Новосибирск-Москва на баркасе.jpg
Баркас отправился в плавание

В 2 часа 30 минут 6 июля с водной станции имени Шверника весельно-парусныи баркас Осоавиахима стартовал в плавание Новосибирск — Карское море.
Провожать отплывающий баркас прибыли представители краевого и городского комитетов партии, крайисполкома и городского совета, командный и политический состав краевого совета Осоавиахима. допризывники-ософлотцы, родные, друзья и знакомые уходящих в плаванье.
С приветствием и напутственным словом команде баркаса от крайкома партии и крайисполкома выступил тов. Шварц. Он отметил большую важность предстоящего перехода, план которого разработан опытными моряками-полярниками при участии Отто Юльевича Шмидта.
От имени горкома партии. горсовета и трудящихся города команду приветствовал т. Головачев.
С ответной речью выступил гребец баркаса тов. Корсуков.
Командир похода тов. Алексанов дает команде распоряжение занять места. Последние приветствия и баркас, в сопровождении катеров освода, Осоавиахима и целой флотилии шлюпок, отходит от станции.
Раздается громогласное «ура». Баркас поднимает паруса.
Счастливый путь, товарищи!


6 июля 1937 года, в 2 часа 30 минут по новосибирскому времени, весельно-парусный баркас с водной станции им. Шверника стартовал по маршруту Новосибирск — Карское море. На снимке: баркас в пути.
Фото Н. MEЛИXOBA.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937-1938: Новосибирск — Москва на баркасе

Сообщение ББК-10 » 31 Июль 2015 13:23

Советская Сибирь, 1937, № 159, 12 июля.

 Советская Сибирь, 1937, № 159 (1937-07-12) вести с баркаса.jpg
ВЕСТИ С БАРКАСА

Как уже сообщалось в "Советской Сибири", 6 июля с водной станции им. Шверника стартовал в плавание Новосибирск — Карское море весельно-парусный баркас Осоавиахима.
С баркаса, оборудованного коротковолновой радиостанцией, получено несколько радиограмм. Вчера с баркаса сообщали:
Прошли устье Томи. Дует встречный ватер, паруса бездействуют, баркас идет на веслах. Настроение команды бодрое.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937-1938: Новосибирск — Москва на баркасе

Сообщение ББК-10 » 31 Июль 2015 13:32

Советская Сибирь, 1937, № 169, 24 июля.

 Советская Сибирь, 1937, № 169 (1937-07-24) вести с баркаса.jpg
Новосибирск — Карское море
ВЕСТИ С БАРКАСА

Прошла Сургут. Пройдено 1450 километров. Выдержали первые два шторма. Баркас показал блестящие качества. Встречные ветры заставили перейти на круглосуточное движение. Все здоровы и бодры. Шлем горячий привет.

Командир команды АЛЕКСАНОВ.
Комиссар ВЕЛИЧКО
.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937-1938: Новосибирск — Москва на баркасе

Сообщение ББК-10 » 31 Июль 2015 13:37

Остяко-Вогульская правда, №126(782), 28. 07. 1937

 Остяко-Вогульская правда 1937-126(782) 28.07.1937 Участники похода в Остяко-Вогульске.jpg
Шлюпочный поход Новосибирск — Новый порт

УЧАСТНИКИ ПОХОДА В ОСТЯКО-ВОГУЛЬСКЕ

Участники большого шлюпочного похода по маршруту Новосибирск — Новый порт, организованному Западно-Сибирским краевым советом Осоавиахима, 24 июля прибыли в Остяко-Вогульск.
Командир похода лейтенант Алексанов и комиссар похода т. Величко в беседе с нашим сотрудником заявили:
18 человек — участники нашего похода — это стахановцы заводов и фабрик Новосибирска и бывшие краснофлотцы. Плывем мы на парусно-весельном баркасе. За 14 ходовых дней прошли 1800 км. Останавливаясь по пути в колхозах и в Александровском отделении рыбтреста, мы провели работу по подписке на Заем укрепления обороны СССР. В Нарыме проведена экскурсия в дом товарищей Сталина и Куйбышева. На борту баркаса ежедневно проводятся политические беседы.
Некоторые из нас были в Остяко-Вогульске 5 лет тому назад и теперь поражены тем, как вырос город и его культура. 25 июля среди участников похода проведена беседа о строительстве в Остяко-Вогульском округе.
В Новом порту мы выделяем группу участников похода из 9 человек для разведки пути в Обской губе. Далее мы поресекем Я-Мальский полуостров по малым рекам. В новый порт мы должны прибыть в конце августа.
Поход из Новосибирска в Новый порт является тренировочным. В 1938 году участникам этого-похода предстоит совершить более грандиозный путь от Новосибирска до Москвы — по Оби, Обской губе, Карскому морю, Северному Ледовитому океану, Белому морю, каналу им. Сталина, Онежскому озеру, Мариинской системе, каналу Москва—Волга.
Герой Советского Союза академик О. Ю. Шмид, в своем письме в Центральный совет Осоавиахима указывает что

"план водного похода Новосибирск — Москва через Обь, Ледовитый океан и Беломорканал, предложенный Западно-Сибирской организацией ОСО, разработан очень тщательно и хорошо обоснован. Несомненно, этот поход представляет интерес как с точки зрения задач Осоавиахима, так и для изучения практической проверки плавания на небольших судах по еще мало освоенным районам. В частности, для Главсевморпути будут очень полезны собранные экспедицией материалы для составления лоций в ряде участков берега моря и, в особенности, проверки возможности пройти через Я-Мальский полуостров волоком".
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937-1938: Новосибирск — Москва на баркасе

Сообщение ББК-10 » 31 Июль 2015 13:48

Советская Сибирь, 1937, № 173, 29 июля.

 Советская Сибирь, 1937, № 173 (1937-07-29) вести с баркаса.jpg
НОВОСИБИРСК - КАРСКОЕ МОРЕ

ВЕСТИ С БАРКАСА

Находимся в 2150 километрах от Новосибирска. В сутки делаем 200 километров Здоровы, бодры.

Командир похода АЛЕКСАНОВ.
Политкомиссар ВЕЛИЧКО.

*
За 5 последних дней команда прошла тысячу километров. Сейчас баркас находится вблизи Полноватского (215 километров от устья Оби). До Нового Порта осталось около 600 километров. откуда часть команды вернется в Новосибирск, а остальные начнут разведки волока на Ямальском полуострове.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения