.
Дорога в Арктику.■ ■ ■
Статья заслуженного летчика орденоносца тов. ГАЛЫШЕВА В. Л.
■ ■ ■
Ни одно государство в мире не уделяет столько внимания освоению Арктики, сколько наш Советский Союз. Ведется гигантская работа по разведке богатств далеких северных окраин и использованию их для дела социалистического строительства,
В освоении богатств Севера, оторванное от железных дорог и от промышленных центров авиация приобретает исключительное значение.
— «Авио-связь имеет решающее значение в хозяйственном освоении Арктики — так оценивает О. Ю. Шмидт авиацию на Севере. — Она дает возможность конкретно руководить полярными стациями, промыслами, зимовками и факториями, следить за подготовкой северных морских портов к навигации».
В текущем году советское правительство организовало ряд важнейших полярных перелетов, цель которых — дальнейшее освоение Арктики и прокладка новых воздушных путей. В этих полетах приняли участию лучшие летные силы республики.
Уже успешно завершены перелеты известного полярною летчика Фариха на остров Вайгач и героя Советского Союза тов. Молокова на остров Диксон. Закончен мой перелет, совместно с тов. Нероненом, в бухту Тикси и обратно. Наконец, уверенно продвигается вперед герой Советского Союза т. Водопьянов, совершающий перелет на мыс Шмидта по трассе, уже однажды пройденной в прошлом году мной и героями Советского Союза Дорониным и Водопьяновым, при организации работ но спасению челюскинцев.
Наш перелет Москва — бухта Тикси и обратно блестяще подтвердил возможность установления постоянной круглогодовой связи, при помощи самолетов, с нашими северными портами.
Задачей нашего перелета было — проложить зимнюю трассу от Якутска до бухты Тикси, связать столицу Якутии с одной из отдаленнейших северных точек. Впервые в зимний период надо было пройти над такими пунктами, куда около года не заходят пароходы и куда не так легко проехать и на оленях.
Якутская АССР — богатейшая часть Советского Союза, имеющая большие запасы пушного зверя, стажа оленей, ценнейшие залежи ископаемых. Такие пункты республики, как угольные коти Сангар-Хая, крупный оленеводческий совхоз в Булуне, важнейший полярный порт Тикси и т. п. зимой почти совершенно оторваны от столицы Якутии.
Авиация оказывает здесь неоценимую услугу государству. Наш пролет дал возможность на месте проверить ход подготовки авиолинии, дать конкретные указания по строительству аэропортов, посадочных площадок, собрать подробную информацию о работе и жизни районных центров и населенных пунктов Якутии.
Новая авиолинии Якутск — Тикси, даст возможность перебрасывать на Север работников разных научных экспедиций, оказывать помощь зимовщикам, поддерживать связь с факториями главного управления Северного Морского пути (ГУСМП), нести постоянную сторожевую и контрольную службу для всех морских судов и пароходов по Лене и т. п.
Пройдя по линии Якутск — Тикси я, как начальник новой трассы, дал ряд указаний о строительстве на этом участке. Выбраны места для аэродромов и аэропортов, указаны площадки, где будут строиться жилые дома. С открытием навигации туда будут заброшены стандартные разборные дома, и к концу лета оснащение авиолинии будет закончено.
На первое время работы новая линия обеспечена и летным составом. Вначале будем летать вдвоем с Нероненом, а затем, в течение 1935 года количество самолетов будет доведено до восьми.
Люди, с которыми нам пришлось столкнуться на авиолинии, вполне справятся с ответственной работой, которая им поручена.
Большую помощь окажет комсомольская организации Якутии — один из боевых отрядов Краснознаменного комсомола, — принявшая шефство над воздушным флотом Якутской АССР. Кадры, и при том не плохие, дают нам якутские организации.
Вот пример. Еще в начале декабря мной был послан в Жиганск и Булун молодой работник Надеин (уроженец Якутии). Он завез на место горючее, сумел подготовить аэродромы. Он нашел нужных работников из якутов и эвенков для занятия ответственных должностей — начальников аэропортов. Таким образом, новая авиолинии делает еще одну большую и важную работу — помогает вовлекать в социалистическое строительство национальные кадры из якутов и эвенков, готовит из них квалифицированных работников советской авиации.
Освоение новой зимней трассы до бухты Тикси открывает перед якутским управлением воздушной службы ГУСМП широкие возможности по налаживанию постоянной авиационной связи не только по всему руслу реки Лены, но и по другим рекам Якутии: Вилюю, Индигирке, Колыме, Анабару и Хатанге.
Сколько пушнины и других ценных грузов, сколько пассажиров и почты смогут перевезти ваши самолеты. Сколько радости они будут приносить зимовщикам, от «большой земли»!
Ближайшее будущее покажет, какие неограниченные перспективы открывает авиация в хозяйственном и экономическом освоении Крайнего Севера, как велика и многогранна работа летчиков здесь.
Колоссальные сдвиги в применении авиации в Арктике стали возможными только в Советском Союзе, только при советском строе, под руководством партии и гениального вождя тов. Сталина.
Доверие партии и правительства, оказываемое авиации, и нам, летчикам, мы оправдаем. Мы готовы отдать все свои силы, все свои знания для «покорения» Арктики.