1932-33: Северо-Восточная Полярная Экспедиция НАРКОМВОДА

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1932-33: Северо-Восточная Полярная Экспедиция НАРКОМВОДА

Сообщение Александр Андреев » 20 Июнь 2008 18:40

Еше одна ссылка от С. В. Фролова(ААНИИ).


ДОКЛАД Начальника Северо-Восточной Полярной Экспедиции НАРКОМВОДА


http://kpr.chukotnet.ru/Public/bochek/boolg.html
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3066
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Северо-Восточная Полярная Экспедиция НАРКОМВОДА 1932—1933

Сообщение Александр Андреев » 20 Июнь 2008 18:43

Несколько цитат про авиагруппу экспедиции


Утром 21-го июля п/х "Анадырь" вышел по назначению, имея запасов топлива на борту 1130 тонн и 150 тонн на палубе для зимующих судов. Сего же числа вылетел в Уэлен (у м. Дежнева) гидроплан «Саввой» с Пом.Нач.Экспедиции тов.Красинским, откуда он должен был начать производить летные разведки в Полярном море и продвигаться к Колыме самостоятельно, по мере продвижения судов на запад, и выгрузки автогорючего близь лагун мысов Ванкарем и Северного. Сего же числа гидроплан меньших размеров «Р-5» было спущен на воду и совершил несколько пробных полетов. Этот самолет прикреплялся к п/х "Сучан" с расчетом производить летную разведку небольших районов по мере надобности. 23-го июля вечером "Сучан" закончил приемку угля и вышел в море по назначению, приняв в бункера 250 тонн угля и на палубу 65 тонн, выйдя таким образом с общим запасом 1125 тонн.




Вечером 26-го июля, обнаружив, что упомянутое поле начало двигаться всей массой на ост-зюйд-ост, п/х "Сучан", опасаясь сжатия вышел на чистую воду, спустил на воду самолет Р-5 и отправил его на разведку и обследование льдов в районе м. Сердце Камень – м.Онман. Около полуночи самолет возвратился. По донесению его командира тов.БЕРДНИКА, он поднявшись от места стоянки судна в широте 67°03’ нордовой и долготе 171°31’ вестовой, лег курсом на Онман. Немного не долетая до меридиана восточного берега Колючинской губы, встретил густой туман и вынужден был повернуть вдоль его границы, откуда в дальнейшем повернуть на ост, направляясь вдоль берега мыса Дженретлен и далее до острова Идлидля, от которого повернул на норд, после чего возвратился к судну.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3066
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Северо-Восточная Полярная Экспедиция НАРКОМВОДА 1932—1933

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 16:53

"Сучан" с самолётом р-5 на борту
пэн : ПЭН1.jpg
Litke74
 
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

Северо-Восточная Полярная Экспедиция НАРКОМВОДА 1932—1933

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 16:58

Руководство экспедиции
пэн : ПЭН2.jpg
Litke74
 
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

Северо-Восточная Полярная Экспедиция НАРКОМВОДА 1932—1933

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 21:01

Фото не подписано,но возможно это всё тот же Р-5 грузят на "Сучан".
 ПЭН5.jpg
Litke74
 
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

Северо-Восточная Полярная Экспедиция НАРКОМВОДА 1932—1933

Сообщение Александр Андреев » 22 Февраль 2011 22:02

Litke74 пишет:Руководство экспедиции


Спасибо :) Крайне интересная фотография. Судя по всему, это 1932 г, встреча "Сибирякова" и "Литке". Третий справа - Н. И. Евгенов, пятый, ес-сно О. Ю.Шмидт, восьмой, видимо, Б. Л. Исаченко, девятый - А. П. Бочек, капитан "Литке". На борту какого судна сделан снимок, неясно.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3066
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Северо-Восточная Полярная Экспедиция НАРКОМВОДА 1932—1933

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 22:14

Фото сделано на борту "Ф.Литке". Подобная фотография есть в книге "Сильнее льдов" .На ней почти те же участники. Там она подписана "Встреча вблизи Колымы.На ледоколе "Литке". Завтра сосканирую и выложу. Кроме того, это фото тоже подписано на обороте,просто некотоые фамилии и должности неразборчивы.
 ПЭН3.jpg
Litke74
 
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

Северо-Восточная Полярная Экспедиция НАРКОМВОДА 1932—1933

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 22:29

Вот и она.
 ПЭН7.jpg
Litke74
 
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

Северо-Восточная Полярная Экспедиция НАРКОМВОДА 1932—1933

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 22:35

По этой экспедиции есть ещё одно фото.
Подписано: Николаев Н.М,Сельвинский И,Бочек А.П.. Литке 1933год.
 ПЭН4.jpg
Litke74
 
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

Северо-Восточная Полярная Экспедиция НАРКОМВОДА 1932—1933

Сообщение Александр Андреев » 22 Февраль 2011 22:36

 1932.jpg
Ага. Вот фотография с С-В. экспедиции. Наркомвода : Евгенов, Миловзоров, Бочек. Борт "Литке", 1932 г.
Про Исаченко я напутал :) С седой бородой - в самом деле сам Старокадомский.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3066
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1932-33: Северо-Восточная Полярная Экспедиция НАРКОМВОДА

Сообщение Litke74 » 17 Ноябрь 2012 22:36

пара снимков по теме
 1932.jpg

 1932м.jpg
Подпись на обороте: 1932г Слева на право: 1)-2)-3) Зингер М.Д. 4) Евгенов Н.И. 5)-6) Фарих (лётчик) 7) Остальцев А.В.
Litke74
 
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

1932-33: Северо-Восточная Полярная Экспедиция НАРКОМВОДА

Сообщение [ Леспромхоз ] » 25 Апрель 2013 20:13

Красный Север 1933 № 272 (4352)

 Алексеев - 0001.jpg
БЕСЕДА С ПОЛЯРНИКОМ ТОВ. Ю. АЛЕКСЕЕВЫМ *)
*) Северо-восточная экспедиция.

1. СИГНАЛ ВРЕМЕНИ ДАВАЛСЯ ВЗРЫВОМ

Вместо полдневного выстрела из пушки пускали в дело аммонал, то взрывчатое вещество, при помощи которого суда экспедиции боролись со льдами, пролагая себе путь к цели. А теперь на зимовке взрыв аммонала стал сигналом к иной борьбе — борьбе за знание.
Б-бах! И вот во мраке арктического полдня, с занесенных снегом кораблей, по скрипучим промороженным трапам сходят люди в тяжелых шубах. Люди с разных кораблей направляются по льду к "Федору Литке". А что они держат в руках, эти люди?
Книги, книги и тетради!
Моряки северо восточной полярной экспедиции не теряют даром времени в дни суровой полярной зимовки за тысячи миль от городов, «на краю света». Моряки учатся. В кают кампаниях «Федора Литке» работает учебный комбинат. Матросы вернутся из экспедиции штурманами, юнги станут радистами и механиками, механики повысят разряд...
«Литке» крепко вмерз в толстые льды. Корабль спокоен и неподвижен как само здание военно-морской академии. Но каково «Урицкому». Несчастный, скрипя и содрогаясь, дрейфует со льдом в открытом море. «Урицкому» не посчастливилось зазимовать у берегов континента. «Урицкого» тащат за собой льды, подвергая тысячам опасностей. А все же и это не помешало команде «Урицкого» вести зимнюю плановую учебу. И здесь — представьте себе — работает учебный комбинат! Но кто же будет принимать зачеты? За четная комиссия осталась на берегу И вот, чтобы учеба на «Урицком» не сорвалась, зачетная комиссия едет по льдам на собаках, объезжая полыньи, перескакивая трещины. Льды движутся. Но. зачет от учащихся дрейфующего в Ледовитом океане учебного комбината должен быть принят!
— Так рассказывает нам т. Ю. К. Алексеев. Он сейчас вернулся в Вологду, этот молодой
аэролог, научный сотрудник Северо-восточной экспедиции, принявший участие в необыкновенных походах. Итак, прежде чем вернуться к рассказу — несколько слов о тов. Ю. Алексееве. Вологжанин, он в свое время отправился учиться в Ленинградский физический институт, Еще будучи студентом, пошел практикантом в Карскую экспедицию, а после, закончив институт, так и остался работать над освоением Северного морского пути. Тов. Алексеев знает Баренцово и Карское море, Новую землю и остров Диксон.
Случалось ему, путешествуя из Сибири в Ленинград бывать и в Норвегии, ибо кратчайший путь из Сибири в Ленинград лежал до постройки ББК именно вдоль Скандинавских берегов. Нынче т. Алексеев вернулся из интереснейшей экспедиции из северо восточной полярной. Сделал порядочный крюк по свету: Ленинград — Владивосток сушей и затем на корабле Владивосток — Берингов пролив, отделяющий Азию от Америки, затем путь к западу в ряд пунктов Азиатского побережья и, после зимовки, обратно через Берингов пролив с заходом в Петропавловск на Камчатке и через пролив Ла-перуза во Владивосток.
О целях и задачах экспедиция не мало писалось. Не будем повторять этого здесь. Скажем только, что северо-восточная экспедиция 1932 года — крупный реальный шаг к освоению северо-восточного прохода из морей Европы в Тихий океан. Экспедиция вышла из Владивостока в июле 1932 году, не дойдя еще до Берингова пролива экспедиция встретила льды. Полетели вперед самолеты, ища проходов в казавшейся непроходимой ледяной ловушке. А по воде — вдоль ледяного барьера — вспоминает т. Алексеев — «лазала» шхуна «Темп», капитан которой установил на мостике табурет и залез на него, чтобы дальше видеть вперед. И вот ледорез «Литке» пошел проламывать путь. Пятьсот миль на запад от Берингова пролива потребовали месяца работы сотен людей и могучих машин пароходов. А без льда это— двое суток пути!..
Лишь в начале сентября экспедиция, обогнув мыс Дежнева, добралась до бухты Амбарчик, где должна была сгрузить на берег часть грузов и оставить приведенные на буксире речные суда для развития судоходства по сибирским рекам, впадающим в Ледовитый океан. Тут увидели, что с запада идет судно. Это был героический ледокол «Сибиряков», пробившийся из Архангельска северным путем. Радостно приветствовали северо-восточники сибиряковцев! На следующее утро «Сибиряков» ушел дальше. Ударили штормы. В краткие перерывы между бурями лихорадочными темпами шла выгрузка грузов. Ударно работая, люди не спали по суткам. После окончания этих работ экспедиция двинулась назад и зазимовала в Чаунской губе.
Лучшие, отборные моряки республик были завербованы для участия в экспедиции. На кораблях экспедиции, под начальством старого испытанного полярного исследователя тов. Евгенова, сошлись и дальневосточники и балтийцы и черноморцы и северные поморы. Зимовка прошла. не только без смертных случаев, но не было ни уныния, ни склок, столь обычных для старинных зимовок в угрюмой Арктике. Хорошая пища, оберегающая зимовщиков от цынги, физкультура и учеба — вот «особенности» советской арктической зимовки. Полярная ночь прошла быстрее, чем она проходила, для экспедиций всех времен и всех народов.
Но все-таки, где же именно они зимовали?


Красный Север 1933 № 273 (4353)

 Алексеев - 0002.jpg
БЕСЕДА С ПОЛЯРНИКОМ ТОВ. Ю. АЛЕКСЕЕВЫМ*)
*) Начало смотри в № 272. 2 декабря

2. КАК УМЕР СТАРЫЙ УМКА


Если название Чаунская губа мало говорит вам, читатель, так возьмите карту Азии и найдите это место. 70 градус северной широты и 188 градус восточной долготы, считая от Гринвича. Вот это где! Дальше Сибири, дальше Дальнего востока, На северо-западном побережьи Чукотки.
Чукчи — обитатели Чукотского полуострова, были предметом живейшего интереса моряков. О чукчах, обитающих в этом далеком уголке полуострова, ходили всякие слухи. Говорили, что они совсем дикие, давят своих стариков, чтобы не кормить зря, что моют посуду, руки и лица собственной мочой.
И вот в одной из бухт побережья чукчи выехали навстречу. Они одеты в прозрачные плащи из моржовых кишок. Но почему кожаная байдара чукчей приближается так быстро? Словно торпедный катер. Приглядитесь в бинокль! Бы увидите, что кожаная байдара имеет легкий быстроходный подвесной мотор. Недавние дикари гоняются теперь по океану за китами и моржами, пользуясь моторной байдарой.
Мотор вытесняет ручную лопасть для гребли. Советская власть дала чукчам мотор Советская власть организовала на далекой окраине Северо восточной Азии курсы моторизма для туземцев, школы, больницы, интернаты для детей. Молодые советские педагоги и врачи для того, чтобы попасть в эти края, неделями плыли на моторных лодках вдоль побережья Но радостная встреча населением искупала трудности пути.
Север меняет лицо. В районе мыса Дежнева возникли артели промкооперации по тому же типу, как они есть и в Вологде и в Иваново и в Вятке. Чукотские артели изготовляют чрезвычайно ценные экспортные художественные изделия из моржовых бивней. Чукчам организуют пионеротряды.
Чукчи делятся на береговых и кочевых. Береговые чукчи имели значительно больше связи с европейцами. И раньше до революции Но кто были эти европейцы? Частные промышленники и купцы русские, американские, японские Всем им было очень мало дела до повышения культурного уровня туземцев. Делать чукчей грамотными было вовсе не в их интересах. Грамотного труднее обмануть при расчете. А «не обманешь — не продашь», —говорит пословица торгашей.
Советская власть, кроме оружия для охоты, табаку, сахара, чая и других товаров (которые высоко доброкачественнее и Дешевле заграничных) дает чукчу технические знания, грамотность, политическое просвещение. Экспедиция 1932 года завезла сюда лесоматериалы и оборудования для громадной культбазы.
Культбаза эта теперь должна уже быть построена в глубине Чаунской губы на месте пересечения путей кочующих чукчей, Эти кочующие значительно некультурней береговых Они то и придерживаются еще кое-где дикарского обычая душить своих стариков. Даже нынче был такой одни случай в глубине страны.
Старик Умка решил, что пора покончить счеты с жизнью. Собрал гостей, организовал чай и угощение, подробно рассказал гостям историю своего несложного бытия, а после этого гости торжественно удавили хозяина, и вы неся тело на лед, вернулись продолжать пир. Но, видимо, плохо справились гости с делом.
К ужасу пирующих старик вдруг появился в чуме. «Дух! ходит после смерти! ».
Гости удавили хозяина еще раз.
Моряки и местные власти узнали об этом случае слишком поздно. Предотвратить убиения старика Умки не удалось. Но этот случай побудил моряков еще шире развернуть культурно-просветительную работу среди туземцев. Много раз в кают-компаниях кораблей устраивались вечера смычки с туземцами.
На этих вечерах ставились несложные пьесы, устраивались угощения, танцы, физкультурные выступления. Устраивались физкультурные спартакиады на берегу. Борьба, бег взапуски. Бег в мешках.
Чукотская молодежь шла на зимовку экспедиции и вела за собою старцев.
Солнце показалось в первый раз над вершинами сопок лишь в последних числах февраля. Весной в ожидании того времени, когда су а смогут наконец отправиться в путь, сотрудники экспедиции совершили несколько отважных походов на собаках вглубь Чаунской губы Производили гидрографическую съёмку побережья и устьев рек, что необходимо для облегчения работ будущих экспедиций. В то же. время шел ремонт кораблей. И только в июле береговой ветер с юга разломал лед в Чаунской губе. Тогда часть судов двинулась на запад, чтобы продолжить работы по освоению северо-восточного прохода.
Ледорез «Литке» отправился на помощь дрейфующему со льдом "Урицкому" и вывел его благополучно изо льдов. Другая часть судов пошла обратно к Владивостоку.
Этот обратный путь был не менее тяжелым. Шли во льдах, нередко застревая, останавливаясь. Тогда бросались вперед судна аммоналовые гранаты, чтобы взорвать лед.
То, судно на котором возвращался тов. Алексеев потеряло во льдах три лопасти винта из четырех. Единственная лопасть, обнажаясь при спаде волны, била со страшной силой. Сильно содрогая все судно. В Беринговом проливе — снова штормы, и в этих тяжелых условиях не были прекращены научные наблюдения и обработка материалов.
Добравшись до бухты Провидения моряки высадились на берег и развели гигантский костер. А зачем? Не затем, чтобы греться - отвечает тов. Алексеев. Раскалив докрасна на огне костра запасную лопасть винта, согнутую льдами моряки расправили ее и поставили на место. Таким образом судно получало возможность двигаться как следует.
Порт Петропавловск на Камчатке, пролив Лаперуза и наконец, Владивосток, шумно встречающий моряков. Звон трамваев, огни театров, зеленые деревья, которых полярники не видели уже полтора года. Так вернулся из Арктики отряд смелых исследователей.
А на смену им из владивостокского порта выходят в Арктику новые. С востока и с запада идут корабли для освоения Арктики. Север меняет свое лицо. Сорван покров таинственности, окутывавший его столетиями.
В августе 1933 года закончен второй международный полярный год. Больше всех стран мира вместе взятых провел работы на севере СССР. Наблюдения велись одновременно в девятнадцати самых отдаленных пунктах Арктики.
Отчеты об этой гигантской работе будут опубликованы в ближайшее время.

М. Леонидов
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1932-33: Северо-Восточная Полярная Экспедиция НАРКОМВОДА

Сообщение ББК-10 » 20 Март 2016 15:55

Бюллетень Арктического института СССР. № 5.-Л., 1933, с.118-124.

 СЕВЕРОВОСТОЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1932 ГОДА - 0001.jpg
СЕВЕРОВОСТОЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1932 ГОДА

В 1932 г. Народным комиссариатом Водного транспорта была снаряжена из Владивостока в устье р. Колымы крупная транспортная экспедиция, имевшая целью, помимо доставки в Колымский район и на Чукотское полярное побережье разного рода грузов, проводку в Колыму речных судов для создаваемого на ней речного флота.
Экспедиция состояла из шести пароходов с грузами — „Анадырь", „Север", „Сучан", „Микоян", „Красный партизан" (б. „Г. Зиновьев") и „Урицкий", ледореза „ Ф. Литке" и моторно-парусной шхуны „Темп".
Судами, переводимыми в Колыму, являлись две речные железные сварные баржи, каждая 500 тонн грузоподъемностью, две клепанные баржи рейдового типа по 250 тонн и два паровых катера-буксира.
Для обслуживания экспедиции были взяты два гидросамолета: „Савойя 62“ (лодка), с командиром летчиком Кошелевым, и „МР 5" (на поплавках), с командиром летчиком А. М. Бердником. Первый из названных самолетов должен был базироваться на береговые базы, второй — на п/х „Сучан".
Начальником экспедиции был назначен гидрограф Н. И. Евгенов, его заместителями: по морской части — капитан А. П. Бочек, по админи-

 СЕВЕРОВОСТОЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1932 ГОДА - 0002.jpg
— 119 —
стративно-политической части — А. В. Остальцев. Помощниками начальника экспедиции являлись Г. Д. Красинский (по воздушной части) и инженер-гидролог И. Ф. Молодых (по речной части). Начальником санитарной части был доктор Л. М. Старокадомский, радиочасти — В. Б. Востряков. Полномочным представителем от Наркомсвязи был М. А. Вольфберг.
В состав научно-исследовательской группы, введенной в экспедицию по соглашению с Комитетом по проведению Второго Международного полярного года, входили непосредственный ее руководитель, метеоролог-синоптик А. 3. Геворкянц, одновременно возглавлявший Бюро погоды экспедиции, его помощник по последнему, синоптик К. А. Радвиллович, гидролог Н. Н. Гакен, геофизик Ю. Иванов, гидрохимик Ю. Истошин, аэролог Ю. К. Алексеев и наблюдатель Г. Л. Гакен. Общее руководство работами группы взял на себя Н. И. Евгенов.
Между 24 июня и 5 июля морские суда экспедиции вышли из Владивостока, ведя на буксире суда для Колымы. После весьма трудного перехода открытым морем в 300 миль, с заходами, для пополнения запасов угля и воды, в Петропавловск на Камчатке и в бухту Провидения („Литке" со своей баржей заходил еще в бухту Глубокую), суда экспедиции сосредоточились в третьей декаде июля в районе мыса Дежнева, доведя до него все речные суда. Сварные баржи, вследствие своей слабой конструкции, получили на переходе значительные повреждения в корпусе, которые частично исправлялись в пути, и особенно при стоянках, путем ремонта названных барж по их осушке.
23—24 июля пароходы „Анадырь" и „Сучан“ вошли в Ледовитое море, будучи направлены вперед для скорейшего достижения и снабжения углем пароходов „Лейтенант Шмидт“ и „Колыма" (зазимовававших у Чукотского побережья в 1931 г. на обратном пути из Колымы). Кроме того, „Анадырь" должен был устроить авиабазы далее по побережью. Остальные суда с речными буксирами остались стоять близ мыса Дежнева в ожидании изменения ледовой обстановки в более благоприятную сторону.
Несмотря на неоднократные попытки „Анадыря" и „Сучана", встретивших тяжелые льды несколько северозападнее мыса Дежнева, пройти вперед вдоль побережья и мористее („Анадырь" при этом доходил до о-ва Идлидля, „Сучан" же поднимался вдоль кромки льдов до 68°16'N и 173°25; W), им это не удалось. Не помогла в данном случае и авиаразведка. Пароходы эти выносило обратно к Берингову проливу дрейфом со льдом.
Задувшие с середины третьей декады июля упорные нордовые ветры даже ухудшили ледовую ситуацию, значительно уширив ледовую прибрежную зону, и создали неблагоприятные условия для стоянки судов

 СЕВЕРОВОСТОЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1932 ГОДА - 0003.jpg
— 120 —
в районе мыса Дежнева. Последним пришлось отступить под нажимом льдов к югу.
В связи с отсутствием перспектив на улучшение общего положения и учитывая уже поздние сроки, руководство операции решило, оставив в бухте Лаврентия две поврежденные железные баржи по 500 тонн, которые вести в тяжелые льды было признано чрезмерно рискованным, входить во льды всем остальным караваном, что и было сделано 16 августа по соединении всех судов к северу от мыса Дежнева.
С трудом продвигаясь вдоль побережья, местами в очень тяжелых льдах, преимущественно многолетних, торосистых, глубоко сидящих, но все же более благоприятных по своему расположению, чем ранее встреченные льды, и базируясь на ледоразведке самолетов и шхуны „Темп", а также опираясь на помощь „Литке“, не раз проводившего некоторые суда (лесовозы) на буксире, взрывая лед, суда экспедиции 23 августа в районе мысов Онман — Ванкарем соединились с пароходами „Лейтенант Шмидт" и „Колыма“ и снабдили их углем для выхода из Ледовитого моря.
27 августа суда обошли мыс Северный, но, не доходя до мыса Якан, встретили скопления тяжелого льда, вызвавшие даже сомнения в их проходимости. Выяснив все же при помощи самолетной разведки, что за ледяной преградой состояние льдов легче, суда удачно форсировали льды, состояние которых во время прохода стало заметно улучшаться.
Обогнув 31 августа мыс Биллингса, экспедиция 2 сентября дошла до мыса Шелагского. От района, несколько восточнее последнего, продвижение под берегом стало вообще свободнее. Только в районе северной оконечности о-ва Айона лед был сравнительно труден для прохода. За о-вом Айоном состояние льдов стало вполне благоприятным, и 4 сентября на рассвете все суда, за исключением п/х „Красный партизан", достигли мыса Медвежьего в устье р. Колымы. П/х „Красный партизан", задержавшись выгрузками на факториях мыса Северного и в Чаунской губе, самостоятельно пришел в устье Колымы в сентября.
Одновременно с экспедицией к устью Колымы подошел л/п „А. Сибиряков" экспедиции Арктического института, под начальством О. Ю. Шмидта, приведший из устья Лены два речных колесных парохода для Колымы. По плану Северовосточной экспедиции, доставка речных пароходов из Лены также лежала на ней, но, вследствие выяснившихся поздних сроков прибытия судов экспедиции к мысу Медвежьему, выполнение данного мероприятия в значительной части было осуществлено „А. Сибиряковым", что с благодарностью отмечаю.
Переход от мыса Дежнева до устья Колымы, совершенный в 19 суток (всего суда со времени входа в Ледовитое море первого из них находи-

 СЕВЕРОВОСТОЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1932 ГОДА - 0004.jpg
— 121 —
лись в ледовой зоне 43 суток), в обстановке исключительно тяжелого ледового года, при плавании с буксирами, не прошел, конечно, бесследно для судов, которые получили те или иные повреждения. Тем не менее, ни одно из четырех буксировавшихся от мыса Дежнева судов не было потеряно в пути.
Стоянка судов в устье Колымы была также исключительно тяжелой, вследствие почти непрерывных штормовых погод. Это обстоятельство выразилось как в задержке судов здесь до 24 сентября, так и в невыгрузке полностью доставленных ими грузов. Район устья все время был свободен от льда.
По выходе из Колымы суда, пройдя несколько десятков миль чистой водой, начали встречать разреженный лед, переходивший затем, (по направлению к о-ву Айону) в более сгущенное состояние, что заставило корабли, достигнув о-ва Айона, следовать вдоль его западного побережья прогалиной прибрежной чистой воды.
Вследствие пурги и прижимного северного ветра, не видя дальнейшего хода под берегом у северозападной оконечности этого острова, „Литке", шедший с большинством судов впереди, остановился здесь 25 сентября в ожидании более благоприятной погоды.
Из шедших позади на некотором расстоянии двух пароходов „Красный партизан" и „Урицкий", первый — судно с меньшей осадкой — в момент короткого прояснения обнаружил наличие прибрежной прогалины и дальше под берегом и, удачно следуя по ней, обогнул о-в Айон и, войдя в Чаунскую губу, достиг 26 сентября намеченной стоянки в губе у мыса Певек за о-вами Раутан. Второй же пароход "Урицкий", приблизившись к стоявшим во льдах отдельным судам с „Литке", проследовал дальше мористее по полыньям на северо-восток и восток, зайдя при плохой видимости незаметно в тяжелые льды, о чем руководство экспедиции узнало как о свершившемся факте.
Попытка „Урицкого" выйти 26 сентября из ледового тупика обратно успеха не имела, и судно оказалось в 70°18'N и 168°52' Е зажатым в дрейфующих льдах.
27 сентября, после двухдневной упорной работы по выводу судов из сплоченных мощных льдов, уже начавших спаиваться молодым льдом (температура упала до — 6°), „Литке" удалось вывести суда у северной оконечности о-ва Айона в прибрежную прогалину, покрытую лишь тонким молодым льдом и салом. Утром 28 сентября „Анадырь", „Север"и „Микоян", удачно найдя проход во льдах, начавших заполнять северную часть Чаунской губы, соединились с п/х „Красный партизан", а 29 днем к ним присоединился и „Литке", ведя на буксире „Сучан" с заклиненным на борт рулем, вследствие полученного им во льдах повреждения. Переход этот

 СЕВЕРОВОСТОЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1932 ГОДА - 0005.jpg
— 122 —
был совершен уже в молодом льду, достигавшем до 3—4 дюймов толщины, при температуре, упавшей до —11°.
2 октября с рассветом „Литке", пополнив с судов запасы угля и установив пароходы на зимовку, вышел на помощь „Урицкому".
Попытки ледореза пробиться к „Урицкому" 2 и 4 октября оказались безуспешными. „Литке" не мог преодолеть ледового барьера в 5—6 миль, остававшихся до парохода (за два с лишним часа работы ледорез мог продвинуться от кромки льдов всего на 200 м в районе, где льды были относительно легче). Взрывы льда аммоналом также не дали должного эффекта. Молодой лед достиг к этому времени 6 дюймов толщины. В районе мыса Шелагского мощные многолетние льды, прижатые к берегу и стоявшие частично на мели, также оказались непроходимыми.
Несмотря на задувший 6 октября сильный южный ветер, картина льдов в районе нахождения „Литке" не изменилась к лучшему. Началось сильное торосообразование молодого льда (6—7 дюймов толщиной), и „Литке" стал местами в них застревать. Поэтому, убедившись в невозможности освободить п/х „Урицкий" и учитывая общую обстановку, решено было 7 октября присоединить „Литке" к остальным зимующим судам, что и было выполнено. П/'x „Урицкий" был вынужден остаться на зимовку в море со значительным риском, из этого проистекавшим.
Сильное сжатие, испытанное пароходом 5 октября, он перенес благополучно. В ответ на предложение руководства экспедиции капитану „Урицкого" Спрингину обсудить вопрос о целесообразности отправки части экипажа на берег, капитан, по обсуждении этого совместно с экипажем, сообщил о своем решении по ряду мотивов оставаться все же на корабле.
Место, где зимуют все остальные шесть судов (близ фактории у мыса Певен), является вполне спокойным для зимовки и находится в области неподвижного берегового припая.
3 ноября начальник экспедиции И. И. Евгенов по болезни был вынужден оставить место зимовки и выехать совместно с А. В. Остальцевым зимним путем в центр, передав руководство экспедицией капитану А. П. Бочек.
За время плавания экспедиции сотрудниками научной группы был произведен ряд работ. Помимо срочных гидрометеорологических наблюдений по программе и в сроки программы Второго Международного полярного года и работы Бюро погоды, определялись регулярно поверхностные температуры и соленость (последняя — титрованием на хлор). На пути от мыса Дежнева до устья Колымы взяты 22 глубоководные гидрологические станции. Наблюдались все характеристики ледового покрова и брались пробы льда. Велись наблюдения над его дрейфом. Произведены опыты над окраской льда для навигационных целей. Велись наблюдения

 СЕВЕРОВОСТОЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1932 ГОДА - 0006.jpg
— 123 -
над температурой и влажностью воздуха на различных высотах. Делались аэрологические наблюдения помощью шаров-пилотов. Производились планктонные сборы.
По постановке судов на зимовку была создана на берегу метеорологическая станция, начаты приготовления к организации аэрологических наблюдений (шары-пилоты, подъем метеорографов на змеях и пуск радиозондов). Намечены гидрологические наблюдения (глубоководные станции, изучение ледового режима, приливо-отливные наблюдения и т. п. ). Начаты работы по подготовке к частичной съемке Чаунской губы.
Руководителем работ остался научный сотрудник Государственного Гидрологического института, гидролог Н. Н. Гакен; научные работники А. З. Геворкянц и Ю. И. Иванов, совместно с И. Ф. Молодых и М. А. Вольфбергом, по встрече экспедиции с п/х „Лейтенант Шмидт" вернулись обратно.
По полученным сведениям (от начала мая), зимовка судов протекает благополучно. Состояние здоровья экипажей удовлетворительно. Ведется опись Чаунской губы. На судах начат ремонт, производится баржестроение. На берегу строятся для местного населения здания школы и больницы.
П/х „Урицкий“ за истекшее время находился в дрейфующих льдах в районе между меридианами северной оконечности о-ва Айона и мыса Шелагского. Сперва пароход дрейфовал к востоку с некоторым уклонением к N, затем, по мере удаления судна от берега, дрейф принял направление NW и одно время даже направление к N.
Наибольшего расстояния от берега пароход достиг в конце ноября, когда он находился в широте 71°04' N и долготе 168°37' Е, т. е. в 68 милях от мыса Шелагского и в 63 милях от о-ва Айона. Затем судно начало нести в обратном направлении, близком к юго-востоку. Временами пароход находился почти в неподвижном состоянии. 18 марта судно находилось в широте 70°37' N и долготе 169°52' Е. После первой неудачной попытки достичь с берега парохода, это предприятие удалось осуществить в конце марта. Партия (с новым радистом парохода взамен заболевшего) достигла корабля в 4—5 суток. Обратный путь в начале апреля, с больными радистом „Урицкого", был совершен в течение 2 суток. Следует отметить, что перед этим в районе стоянки парохода наблюдались открывавшиеся полыньи и сжатие судна.
По только что полученному сообщению, в течение апреля и начала мая „Урицкий" был три раза посещен партией с берега на трех собачьих нартах. Корабль в начале мая стоял почти неподвижно на NNW от мыса Шелагского, согласно сообщению, в тринадцати (видимо — в тридцати) милях. На него были доставлены свежее оленье мясо и некоторые предметы материального снабжения.

 СЕВЕРОВОСТОЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1932 ГОДА - 0007.jpg
— 124 —
Отсутствие до сего времени уноса парохода со льдами далеко на север, с одной стороны, свидетельствует о возможном наличии каких-то неизвестных препятствий, мешающих дальнейшему продвижению льдов к северу, с другой стороны — допускает предположение, что в предстоящую навигацию состояние льдов в районе западной части Чукотского побережья будет скорее тяжелым.
Наибольшей опасностью для корабля являются возможные сжатия в предстоящий период взлома льдов. Нахождение судна вдали от берега и границы берегового припая дают возможность надеяться, что размеры сжатия льдов в зоне нахождения „Урицкого“ будут в общем меньше, чем в прибрежном районе, но зато это обстоятельство крайне затруднит освобождение судна из льдов в предстоящую навигацию.
После зимовки часть судов экспедиции должна пойти в устье Колымы, для выгрузки грузов, еще невыгруженных в 1932 г. Только тогда будет окончательно завершено трудное и ответственное предприятие, которым явилась вышеназванная экспедиция, как по своему масштабу, так и по обстановке, в которой она протекала до сего времени.

Н. ЕВГЕНОВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4792
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932-33: Северо-Восточная Полярная Экспедиция НАРКОМВОДА

Сообщение fisch1 » 27 Июнь 2016 20:49

 Зингер Макс.Разбуженный океан..jpg

Зингер М.Э. Разбуженный океан : первая северо-восточная полярная Колымская экспедиция 1932-33 гг. / Макс Зингер. - Москва : Московское товарищество писателей, 1934 (тип. "Искра революции"). - 201, [3] с., [18] вкл. л. ил., карт., план.

Эта книга написана в суровые дни великого похода«Литке» из Владивостока в Колыму с колонной морских и речных судов. На обратном пути,пытаясь прорваться с Колымы в Тихий океан,флагман «Литке» зазимовал в Чукотском море,в Чаунской губе, вместе со всей эскадрой грузовых судов.


С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение • 5
Открылась Камчатка 9
Преображенная земля 10
Город плывет в Колыму . . 16
Видна Ключевская сопка 19
Две каюты . . . . 21
Слышен остров Врангеля 25
Домик под снегом 29
Артель-кляуль 37
Впереди студеное море 48
Первая ледовая разведка 52
«Сучан» во льдах . . 57
Ледовый язык моря 62
Третий дрейф 66
Заседание во льдах
На выручку «Лейтенанта Шмидта» и «Колимы»
Колючинская застава 86
Встреча у Онмана 93
На лётном посту 99
Остров Врангеля 103
История корабля 108
Ледовый марш 110
Взятие мыса Биллингса 117
Полным ходом 123
Запад протягивает руку Востоку 128
Разгром речной эскадры 136
Капитан-большевик 143
Оглушенный мыс 14'7
Сроки на пределе 151
Первые колымские пароходы 157
Уши Колымы 159
Исход из Амбарчика 164
Ледяной океан держит корабли . 167
Бои эа Раутан 170
Чаунское решение 175
Одни в открытом океане 184
Зимовка всей эскадры 192
Отступление для разбега 196
Колыма гудит 199




Зингер М.Разбуженный океан.pdf (24.26 МБ )
fisch1
 
Сообщения: 1484
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1932-33: Северо-Восточная Полярная Экспедиция НАРКОМВОДА

Сообщение ББК-10 » 14 Апрель 2017 15:57

Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1933 с.279-283.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1933 с.279-283 СВЭксп - 0001.jpg
ВОЗВРАЩЕНИЕ СУДОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 1932 ГОДА

Зимовка судов Северовосточной экспедиции {1} прошла благополучно.
1 июля ледорез "Литке" вышел с места зимовки за о-вами Раутан в Чаунской губе, с целью пробиться на помощь пароходу "Урицкий". Из-за встречного невзломанного льда ледорез вынужден был остановиться еще не доходя до мыса Шелагского. В дальнейшем, то гася котлы из-за экономии угля, то поднимая в них пары для попыток продвигаться вперед, "Литке" к 14 июля находился в 15 милях на NW от мыса Шелагского, не дойдя до "Урицкого" 35 миль. Последний находился в это время в широте 70º45'N и долготе 163º58'Е.
15 июля, при начавшемся свежем зюйдовом ветре, стала очищаться от льда Чаунская губа, а 16-го зимовавшие здесь суда покинули место зимовки. Из них "Север", "Анадырь" и "Микоян" тронулись к устью Колымы, для доставки туда оставшихся невыгруженными в 1932 г. грузов. "Сучан" и "Красный Партизан" взяли курс на восток. В тот же день шхуна "Темп", вышедшая из устья Колымы, прошла с разведкой до устья р. Большой, выявив возможность прохода для судов на этом участке побережья.

{1} Бюлл. Аркт. инст., Лг., 1933, № 5, стр. 118—124

 Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1933 с.279-283 СВЭксп - 0002.jpg
— 280 —
17 июля пароходы, шедшие из Чаунской губы в устье Колымы, обогнули в тяжелых льдах северозападную часть о-ва Айона, 18-го достигли района устья р. Большой и следовали дальше на запад в более разреженном льду. 19 июля утром суда эти достигли Колымы.
В это время "Литке", медленно дрейфовавший во льдах одновременно с "Урицким" и находившийся 17 июля в 26 милях на WNW от мыса Шелагского и в 37 милях от "Урицкого", возобновил свое продвижение к нему при наступившей теплой погоде. Маневрируя среди тяжелых льдов, "Литке" 18 июля достиг "Урицкого". Пополнив с него свои угольные запасы, "Литке" приступил к выводу "Урицкого" в прибрежные, более разреженные льды, временами проводя пароход на буксире, что увенчалось успехом. 20 июля суда эти прошли меридиан р. Большой и 21-го вечером достигли устья р. Колымы.
Благополучным выводом "Урицкого" из тяжелых дрейфующих льдов открытого моря было ликвидировано то опасное положение, в котором мужественный экипаж парохода находился почти 10 месяцев. Нельзя не отметить искусства, с которым было произведено освобождение "Урицкого" ледорезом "Литке" (капитан Н. М. Николаев), осложнявшееся ограниченным количеством на нем угля. Зимовка "Урицкого" должна дать ценный материал по изучению ледового режима юговосточиой части Восточно-Сибирского моря.
Пароходы "Сучан" и "Красный Партизан", вышедшие, как указано, на восток, 17 июля достигли мыса Шелагского, дальше же их продвижению помешали тяжелые сплоченные льды. До 1 августа этим судам удалось пройти лишь около 25 миль на восток от названного мыса, а к 4 августа пользуясь отдельными подвижками льда, достичь мыса Шалаурова Изба, где лед вновь оказался непреодолимым. Далее суда пробивались раздельно. "Сучан" 10 августа обогнул мыс Северный и продолжал пробиваться вдоль берега на SE. В тяжелых льдах он обломал лопасти винта, что заставило их менять, не доходя до мыса Ванкарем. Догнавший его "Красный Партизан", при обходе мыса Ванкарем, 20 августа в крупно-битом льду потерял винт с концом гребного вала. Подошедший к нему на помощь "Сучан" при огибании названного мыса сам потерял лопасть и, не будучи в состоянии буксировать "Красного Партизана" дальше, все же поставил его в безопасное место. 23 августа вечером "Сучан" прошел мыс Дженретлен и вышел затем на чистую воду, которой и следовал до Берингова пролива.
Из судов, разгружавшихся в устье р. Колымы, пароход "Север" по окончании выгрузки 7 августа вышел в бухту Тикси за углем. С этого же времени начали прибывать к мысу Медвежьему в устье Колымы суда, шедшие из Владивостока, в составе четырех пароходов и одной шхуны, под общим руководством капитана Сергиевского. Первой пришла

 Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1933 с.279-283 СВЭксп - 0003.jpg
— 281 —
шхуна "Крестьянка", затем 8 августа пароход "Хабаровск", за ним 14 августа пароход "Свердловск", заходивший в Чаунскую губу для разгрузки. Из них "Хабаровск" достиг мыса Северного еще 12 июля, но далее встретил тяжелые льды, его задержавшие. По сообщению капитана Сергиевского, общее состояние, льдов на участке сел. Уэллен—мыс Северный было много лучше для прохода судов, чем в прошлые годы.
14 августа выгрузка грузов в устье Колымы судами Северовосточной экспедиции была закончена. Два из них ("Микоян" и "Урицкий") немедленно вышли в море на восток, а 16 августа за ними снялись и "Литке" с "Анадырем".
Серьезные ледовые затруднения суда эти, подобно "Сучану" и "Красному Партизану", встретили восточнее мыса Шелагского. 22 августа "Литке" с "Анадырем" и "Урицким" с трудом обогнули о-в Шалаурова, догнав бывшего несколько впереди "Микояна", принимавшего уголь с парохода "Монгол", который входил в число судов, посланных из Владивостока с углем и снабжением для Северовосточной экспедиции.
По окончании бункеровки "Микоян" 23 августа проследовал дальше; к 27 августа он пробился до западной оконечности мыса Северного, где вплотную прижатые к мысу льды остановили его движение.
С 23 до 31 августа "Литке", "Анадырь" и "Урицкий" находились в районе между о-вом Шалаурова и мысом Аачим в тяжелых торосистых сплоченных льдах. "Литке" с большими трудностями подводил пароходы по очереди к транспорту "Монгол". Операцию затруднял продолжительный нордвестовый шторм со снегом. Для характеристики укажем, что разворачивание затертого во льдах "Урицкого" и вывод его в прибрежную прогалину заняли четверо суток, несмотря на усиленные подрывные работы аммоналом. "Анадырь", принявший уголь с "Монгола", пошел дальше, но не доходя мыса Шалаурова Изба поломал все лопасти гребного винта, а несколько ранее, пробиваясь в сплоченных льдах на банках Аачим, свернул на 15° баллер руля. Авария заставила пароход отстаиваться для смены лопастей.
Лишь 1 сентября, вследствие начавшегося умеренного ветра, лед в районе о-ва Шалаурова начал медленно отходить от побережья большими площадями. Спрессованный лед этот был спаян молодым, толщиной уже свыше дюйма.
Изменение положения в благоприятную сторону позволило "Литке" с "Урицким" войти в береговую прогалину и соединиться с "Монголом". Пополнив с последнего запасы, оба судна совместно с "Монголом"
2 сентября проследовали на восток 6—7;балльным льдом. К вечеру суда подошли к ,,Анадырю", ставившему лопасти и стоявшему в узкой береговой прогалине. От судов "Анадырь" был отделен барьером крупнобитого торосистого льда, шириной всего около 2 кабельтовых.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1933 с.279-283 СВЭксп - 0004.jpg
— 282 —
Выяснив невозможность сразу пробиться к "Анадырю", "Литке" с пароходами пытались найти путь на восток мористее. В широте 70° N и долготе 174° Е суда вышли на чистую воду и проследовали по направлению к мысу Биллингса, имея справа сплоченный торосистый лед, совершенно непроходимый для судов.
3 сентября "Литке" с судами прошли мыс Биллингса в расстоянии 7 миль от берега, следуя к мысу Якану. Однако, в широте 69° N и долготе 176° 50'Е прогалины чистой воды окончились тупиком. Судам пришлось отойти назад к мысу Биллингса. Проход к югу берегом также оказался затрудненным. Пароходы вместе с "Литке" с трудом продвигались на юго-восток, то вблизи берега, то следуя мористее.
Только 13 сентября все эти суда достигли мыса Ванкарем. Здесь "Литке" взял на буксир "Красного Партизана" и вместе с "Микояном", "Урицким" и "Монголом" пошел дальше. Несмотря на трудность сложной лавировки во льдах с буксиром, суда 17 сентября утром прошли в расстоянии 5 миль от берега мыса Дженретлен, следуя дальше параллельно побережью битым льдом в 5—6 баллов, спаянным молодым льдом. К вечеру суда вышли в разреженный лед. Продвижение судов затрудняло увеличивавшееся темное время: на ночь приходилось ложиться в дрейф во льду.
В дальнейшем 18—19 сентября суда продвигались по значительным пространствам чистой воды, а в ночь на 20 сентября с трудом обогнули мыс Дежнева, опоясанный льдом, спускавшимся в Берингово море с Чукотского побережья. Все эти пароходы вместе с "Литке" благополучно достигли бухты Провидения.
За это время на западе "Хабаровск", вышедший из устья Колымы, догнал "Анадырь" и соединился с ним 5 сентября, после чего суда начали совместно пробиваться на восток. О дальнейшем можно сообщить лишь по имеющимся отрывочным сведениям. Вскоре к указанным судам присоединился и пароход "Север", совершивший Ленский поход, вернувшийся в устье Колымы и по окончании выгрузки вышедший оттуда на восток 9 сентября. Следуя совместно, пароходы оказывали друг другу взаимную помощь. 17 сентября эти пароходы остановились у мыса Олений Утес (близ мыса Якана) из-за тяжелых непроходимых льдов.
Пароходы "Свердловск" и "Лейтенант Шмидт", хотя и вышедшие позднее их из района устья р. Колымы ("Лейтенант Шмидт" ставил радиостанцию на Медвежьих о-вах), обогнали "Хабаровск", "Анадырь" и "Север" и находились в конце сентября в районе о-ва Колючина.
Резюмируя изложенное, можно представить, что ледовое состояние на пути мыс Дежнева—устье р. Колымы было в первую половину навигации благоприятным на участке мыс Дежнева—мыс Северный и затруднительным для плавания от мыса Северного до мыса Шелагского.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1933 с.279-283 СВЭксп - 0005.jpg
— 283 —
Наступление ранних холодов и сильные нордвестовые штормы еще ухудшили положение на участке мыс Шелагский — мыс Северный, а также усложнили ледовую обстановку к юго-востоку от последнего. Граница льдов от района Колючинского залива, где она была в августе, резко опустилась к югу и в сентябре достигла мыса Дежнева. Из шести пароходов и ледореза "Литке" Северовосточной экспедиции Наркомвода 1932 г. только четырем пароходам и "Литке" удалось пройти через Берингов, пролив обратно. Остальные два ("Север" и "Анадырь") зазимовали вторично.
Н. Е.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4792
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения