В поисках приключений: «Путешествие на Северный Тиман»
Среди жителей округа уже давно устоялось мнение, что одним из самых красивых и изумительных мест нашего региона является Тиманский кряж, с его многочисленными каньонами, водопадами, останцами и другими формами рельефа. Те счастливцы, которые видели эти места, говорят, что это было, пожалуй, одним из самых ярких впечатлений в их жизни. И они правы. Но многие другие только понаслышке знают о них. В народе часто можно услышать такие словосочетания, как: Тиманская тундра, Северный Тиман, Тимано-печорская нефтегазоносная провинция, река Белая, Каньон Большие ворота, Каменный город. Что это за словосочетания? Откуда они взялись? Какое имеют значение?
Мы попытаемся приоткрыть перед вами завесу этого удивительного места, уходя в его геологическое прошлое, историю освоения человеком, природные особенности и перспективы развития.
Тиман – это древнее горное образование, на северо-востоке Русской равнины протянувшееся в северо-западном направлении от Полюдова Камня на юге в Предуралье (север Пермской области) до полуострова Канин на севере (Ненецкий АО) на расстоянии свыше 1000 км. В общем и целом, по орографическим и геолого-тектоническим признакам его принято делить на Южный, Средний и Северный. Доминирующим орографическим элементом Северного Тимана является сводовое поднятие Тиманского Камня с высотами немогим более 300 м. Самая высокая точка сопка Большая Коврига высотой 302 м. По склонам Тиманского Камня, осложняя его, проходят: на западе - Косминский Камень, к востоку - Чайцынский Камень и Каменноугольная гряда в виде куэсты, т.е. вытянутых гряд с несимметричными склонами: пологим и крутым. Именно эти структурные образования жители Ненецкого АО привыкли называть Северным Тиманом или Тиманом. Реальные же границы следующие: с севера Северный Тиман обычно ограничивают линией морского побережья, а южная граница проходит по р. Цильма в Республике Коми. Получается что в реальности весь участок Тимана расположенный в Ненецком АО, относится к Северному! Может быть, было бы справедливее и правильнее называть эту территорию «северотиманьем», а оленеводческие участки «северотиманскими тундрами»?
В русских литературных источниках географическое название Тиманский камень, впервые упомянуто А.И. Фоминым в книге «Описание Белого моря с его берегами и островами» (С.-Петербург, 1797), именно это название дало имя всему Тиманскому кряжу. В «Описании…» указывается, что Канинский хребет, понизившись и образовав каменистое дно Чешской губы, протягивается далее в Мезенский край, где под названием Тиманского камня тянется до р. Вычегды. С этих гор текут реки на восток, к Печоре, а назапад направлены Мезень и ее притоки. Таким образом, помимо обозначения местоположения Тимана, определения его как Печоро-Мезенского водораздела, А.И. Фомин высказывает подтвержденное впоследствии мнение о том, что хребет Канин является северным продолжением Тимана. Впоследствии сюда приходило множество выдающихся учёных-исследователей тундры: А.И. Шренк (1837), А. Кейзерлинг и П. Крузенштерн (1843), Ф.И. Рупрехт (1847), А. А. Штукенберг (1874), Ф. Н. Чернышев (1899-1890), В. Рамсеем (1903), А. А. Чернов (1920), Г. П. Шейко(1931) и многие др.
На научных конференциях, общественных обсуждениях и других официальных мероприятиях мы часто слышим словосочетание Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция. Казалось бы, Тиман на территории округа располагается западнее, а большая часть нефтяных месторождений находится на востоке. Невольно задаёшь себе вопрос, а почему в этом название звучит слово «тиманская». А секрет заключается всё в той же уникальной геологической структуре этого поднятия. Территория провинции тяготеет к печорской синеклизе, пологому прогибу земной коры в пределах древнерусской платформы, и прилегающим впадинам Предуральского передового прогиба. Однако она получила своё название в результате того, что первые промышленные месторождения нефти и газа были открыты и освоены именно в пределах Средней части Тимана расположенной, в Республике Коми у р. Ухты.
Первые упоминания о существовании нефти на Тимане (р. Ухта) есть в двинской летописи XV века, а первый завод по добыче нефти на Тимане появился в XVIII веке. В работе В.В. Крестинина «Краткая история о городе Архангельском» (С-Петербург, 1792) изложены первые сведения о строительстве завода архангелогородским рудознатцем Фёдором Прядуновым, который в 1745 г.обратился в берг-коллегию с прошением «завести в Пустозерском уезде при Малой р. Ухте нефтяной завод». Фёдор Прядунов получил разрешение на организацию предприятия на «собственные средства» и предписание «содержать (его) без остановок, а в Берг-коллегию, что на том заводе делается, присылать верные рапорты в год по дважды – в январе и июле месяцах».
Завод начал работать в 1746 году и соответствовал уровню развития техники своего времени. Академик И. И. Лепехин так описывает его: «Над самым ключом, посередине бьющим, построен был четырехугольный сруб, вышиною в тридцать рядов, из коих шесть загружены были на дно, а прочие на поверхности воды находились. Внутри сруба стоял узкодонный чан, через отверстие, в дне которого из воды текла нефть…». При заводе имелась плотина, защищавшая сруб от паводков. Предприятие постоянно обслуживали 3-4 человека, в том числе и сын Ф. Прядунова. Добыча нефти на заводе достигала 4 тыс. пудов и из нее «двоением» получали до 2 тыс. пудов светлых продуктов. Вывозилась продукция зимой по р. Ижме и далее на оленях и лошадях до Архангельска, затем в Москву, Петербург и даже за границу, в частности в Голландию. Разработка ухтинской нефти производилась Ф. Прядуновым около 7 лет. В 1753 г. Прядунов умер в Москве, где он содержался в тюрьме берг-коллегии за неуплату с добытой в 1751 г. нефти десятинных денег в сумме 35 руб. 23 коп. В дальнейшем завод передавался из рук в руки, и окончательно затерялся в истории.
Благодаря работам академика РАН и председателя Геолкома Ф. Н. Чернышева, именно Тиман стал колыбелью российской нефтяной промышлености и известен в этом качестве свыше двух с половиной веков. На сегодняшний день Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция занимает достойное место в ряду нефтегазодобывающих регионов России, а перспективы Тимана в отношении нефтегазоносности по мнению многих учёных к настоящему времени не могут считаться исчерпанными. Богат Тиман, и другими полезными ископаемыми, именно поэтому со стороны геологов к нему всегда приковано особенное внимание.
Уходя от геологии, перейдём к невероятным и завораживающим пейзажам рек Белой, Большой Светлой, Щучьей, Волонги, Сулы- пожалуй, самых красивых мест на территории Ненецкого автономного округа. Нужно отметить, что все реки, которые стекают с Тиманского кряжа, дают начало жизни всем близлежащим посёлкам и природным экосистемам. Что такое Северный Тиман? Редкие ландшафты, слабо представленные в системе существующих охраняемых природных территорий; места концентрации охраняемых арктических и бореально-неморальных видов растений; нерестовые водоемы для ценных и охраняемых видов рыб; основные места обитания дикой популяции северного оленя; живописные ландшафты; чистейшие воды рек; водопады; уникальные формы рельефа – «каменные города»; опорные разрезы девонской, каменноугольной, пермской систем палеозоя; ценные находки ископаемой флоры и фауны; включения и россыпи агатов и других минералов; стоянки древнего человека. И это только малая часть того, что можно там увидеть.
Сегодня на территории Северного Тимана в среднем течение реки Белой расположены два памятника регионального значения – это «Каньон «Большие ворота» и «Каменный город». Рассказ о них может занять не один час, но будем кратки.
«Каменный город» памятник природы, созданный в целях сохранения уникального природного объекта - живописных ландшафтов реки Белой, а также геологических, палеонтологических, ихтиологических и ботанических объектов Тиманской тундры, ценных в научном, эколого-просветительском и эстетическом отношениях.Площадь памятника природы составляет 4857,71 гектара. Каменный город разделён на три участка: участок № 1 – Каменный город Белого Кечвожа. Участок расположен на ручье Белый Кечвож (правый приток реки Белой), имеет площадь 656,72 гектара;
участок № 2 – I Каменный город Белой. Участок расположен в верхнем течении реки Белой, имеет площадь 351,23 гектара;
участок № 3 – II Каменный город Белой. Участок расположен в среднем течении реки Белой, имеет площадь 3849,76 гектара.
Полюбуйтесь фотографиями этого памятника природы, и вы всё поймёте. Попадая, на любой участок Каменного города, кажется, что вы в сказке. В этом месте время замирает, усталость уходит, а мысли чистятся от городского шлака, которым мы усердно ежедневно забиваем голову. Хочется пошире открыть глаза и дышать этим северотиманским воздухом, которым вдоволь не надышишься.
«Каньон «Большие ворота» не менее живописное место, представленное береговыми обрывами базальтов верхнего девона высотой до 80–90 метров. В базальтах каньона и аллювиальных отложениях реки наблюдаются многочисленные включения агатов и других минералов. На коренных берегах каньона преобладают тундровые ландшафты, а на склонах произрастают нехарактерные для этих мест ель, берёза, осина и рябина. Немаловажное значение этот район имеет в палеонтологическом отношении. Триста шестьдесят – четыреста миллионов лет назад здесь был берег моря. Сейчас его осадки хорошо видны в береговых обрывах, сложенных песчаниками и сланцами верхнего девона, найдены фрагменты панцирей и зубы рыб, различные виды кораллов, трилобитов, а также отпечатки и обугленные остатки верхнедевонских растений. По территории памятника природы протекает река Белая с многочисленными каменистыми перекатами, шириной в пределах каньона – 25–30 м, которая служит нерестовым водоемом для семги, а также местом обитания для других ценных видов рыб (голец и хариус).
Всё это наше с вами северное богатство, которое нужно беречь и охранять. Поэтому на сегодняшний день актуально создать на этой территории региональный природный парк. Создание парка позволит в рамках планируемого промышленного развития более ответственно подойти к поиску твердых полезных ископаемых (никеля, алмазов, марганцевых руд). Если этого не сделать, то промышленная разработка ископаемых может привести к значительному разрушению и загрязнению территории. Ярким примером подобного является река Золотица в Архангельской области. Экосистема одной из ценнейших нерестовых рек на сегодняшний день полностью уничтожена, а сколько времени займёт её восстановление не известно. Нам необходимо найти оптимальное сочетание между хозяйственной деятельностью и сохранением уникального природного уголка, который при рациональном подходе может приносить также немалый доход округу от туристической деятельности.
Побывав этим летом и зимой на территории памятников природы, мы увидели, что людей прилетающих, приплывающих и приезжающих сюда каждое лето собирается такое большое количество, что этим местам может позавидовать любой местный туроператор. Вариантов добраться до Северного Тимана несколько. Как правило, вы можете долететь рейсовым либо частным самолётом или вертолётом до любого из ближайших населённых пунктов (Нижняя пеша, Волонга, Индига и Выуческий). Если вы заказали частный вертолёт, то вас доставят прямо до указанной точки. Затем вы арендуете у местных жителей вездеход, лодку или квадроцикл и едете к интересующему вас месту. Не менее интересный способ добраться до Северного Тимана, выйти на байдарке из Нарьян-Мара, проплыть до с. Коткино, войдя в р. Сула, затем в р. Щучью, а потом пешком перебраться к верховьям реки Белой. Один из самых простых маршрутов – зимой на снегоходе добраться до с. Коткино, там переночевать, а затем выезжать в сторону р. Белой, этой зимой подобным маршрутом прошли участники зимней мото-экспедиции «Жемчужина Тимана 2015», организованной Региональной общественной организацией «Клуб активного отдыха «Белый Лис». Варианты маршрутов, которые можно реально запустить и реализовать на данной территории не описал только самый ленивый путешественник нашего региона. Особая форма туризма в виде экстремальных летних пеших, водных и зимних снегоходных маршрутов здесь уже опробована. Осталось наладить процесс, который бы учёл все стороны развития данной территории.
Этот вопрос непростой, на сегодняшний день многое нужно сделать для того, чтобы наш регион был первым в России Субъектом Федерации, который позиционировал бы себя с точки зрения развития исключительно экологического туризма. А соответственно, необходим государственный контроль сферы туризма и его толчок на территории Северного Тимана. Как это осуществить? Вот задача, на которую следует обратить внимание, народным властям в регионе, специалистам по туризму и обществом.
Можем лишь отметить, что первые шаги в этом направлении уже начаты. В 2014 году организована экспедиция на территорию Северного Тимана Региональной молодёжной организацией «Грин Хоум», Всемирным фондом дикой природы России, сотрудниками Краеведческого и Пустозерского музеев при поддержке Управления региональной политики Ненецкого автономного округа. Основной целью экспедиции было проведение научных исследований на перспективной особо охраняемой природной территории с привлечением студентов-экологов из Ненецкого аграрно-экономического техникума, специалистов учёных из различных академических учреждений страны, таких МГУ имени М.В. Ломоносова, ВНИИ природы России, Коми НЦ УрО РАН а также создание проекта обоснования статуса особо охраняемой территории. В рамках экспедиции были проведены исследования растительного и животного мира, гидрологии. Оценивался туристический и эколого-экономический потенциал данной территории. Уже сегодня проект, вступил в стадию обработки полевых данных и подготовки обоснования придания статуса ООПТ будущего природного парка. Перед специалистами открылись ещё более новые и неизвестные ранее природные объекты данной местности. Впервые детально были обследованы территории бассейнов рек Большая Светлая и Малая Щучья. В ходе маршрутных исследований было пройдено более 300 км. Будущие молодые экологи смогли не только в теории, но и непосредственно на практике применить полученные знания. Мы верим, что наше светлое дело, направленное во имя блага, как людей, так и природы Северного Тимана, не будет напрасным, и мы по-прежнему будем восхищаться красотами этого удивительного природного уголка нашего региона.
С.А. Уваров, М.П. Уварова