Правда, 1935, № 267, 27 сентябряВ ВОСТОЧНОМ СЕКТОРЕ АРКТИКИ
(По радио от специального корреспондента "Правды")
Морские операции в восточном районе Арктики в этом году были развернуты значительно шире, чем в прошлые годы. В эту навигацию в полярных водах восточного сектора, кроме ледокола "Красин", плавало 11 судов; четыре из них совершили сквозные проходы Северным морским путем, а два прошли с запада в Колыму и Индигирку.
Все операции проведены успешно. За полтора месяца на побережье Северного морского пути завезено 600 новых зимовщиков. выгружено 14 тыс. тонн различных грузов. На обратном пути пароходы взяли с полярных станций свыше 300 старых зимовщиков.
Условия разгрузки в некоторых пунктах были очень тяжелы. На Колыме, вследствие мелководья, пароходы разгружались за 5 миль от берега; грузы переправлялись на простых кунгасах, неприспособленных к морским условиям. Свежие ветры и штормы часто срывали работу. У мыса Сердце-Камень, Дженретлен, Ванкарем бухты были забиты льдом. Приходилось подрывать его, освобождая прибрежную полосу. Несмотря на все трудности, план был выполнен значительно раньше намеченных сроков. В среднем, каждое судно закончило работу на 25-30 дней ранее срока. Впереди идут пароходы "Товарищ Красин" и "Урицкий", завершившие рейс на 36 суток раньше срока, "Красный партизан" — на 35 суток и "Смоленск" — на 32 суток.
Участвовавшие в арктических операциях суда — в большинстве лесовозы, неприспособленные к полярному плаванию, имеющие слабый корпус и машины по 900 сил. Некоторым пароходам приходилось двигаться в семибалльном льду с помощью ледокола "Красин", ломавшего перемычки.
Наиболее ярким событием этой навигации был сквозной проход четырех грузовых пароходов с запада на восток и с востока на запад. Этот рейс — блестящий итог всей предыдущей работы по освоению Северного морского пути.
Лидером всех морских операций стал ледокол "Красин", обеспечивший быструю проводку судов через наиболее трудные в ледовом отношении участки. Естественно, что решающую роль в успешном проведении операций сыграли люди. За последние годы выросли сотни новых полярных моряков, овладевших техникой и тактикой борьбы с полярной стихией. Показательным в этом отношении является ледокол "Красин". На нем плавают 28 партийцев (из общего числа команды и научной экспедиции в 150 человек). Большинство — пролетарская молодежь, посланная Центральным Комитетом комсомола на работу в Арктике.
Особенно удачным следует признать поход "Красина" севернее острова Врангеля. Это была научно-исследовательская работа, смелая попытка плавания поздней осенью в высоких широтах, в неисследованных районах Чукотского моря. Научная работа на "Красине" дала ряд разнообразных материалов, из которых можно будет сделать ценные практические выводы.
* * *
Морские операции в восточном секторе Арктики успешно закончены. Но не следует переоценивать достигнутые результаты. Еще много серьезных недочетов имеется в нашей работе. Нет достаточного количества пловучих средств, отсутствуют причалы и склады. Необорудованность восточного района радиомаяками и знаками ограждения снижала темпы и качество нашей работы. Однако нет никаких сомнений, что все эти недочеты будут устранены в ближайшее время.
Д. ДУПЛИЦКИЙ.
Ледокол "Красин".