1938: Перелет Москва-Дальний Восток самолета "Родина"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1938: Перелет Москва-Дальний Восток самолета "Родина"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 03 Июнь 2014 14:14

ВСП 1938 № 281 (9 декабря.)

 ВСП 1938 № 281 (9 дек.) с-т РОДИНА перелетел в Хабаровск.jpg
Самолет „Родина" благополучно прилетел в Комсомольск
КОМСОМОЛЬСК - на - АМУРЕ, 7 (ТАСС). Самолет «Родина», поднявшийся 5 декабря с места посадки, в тот же день прилетел в Комсомольск. Взлет и посадка произведены хорошо. Материальная часть работала безукоризненно.

ВСП 1938 № 286 (15 декабря.)

 ВСП 1938 № 286 (15 дек.) как был доставлен с-т РОДИНА.jpg
КАК БЫЛ ДОСТАВЛЕН САМОЛЕТ „РОДИНА"
КОМСОМОЛЬСК- на - АМУРЕ, 10 (ТАСС). 27 октября директор завода в Комсомольске Тер-Маркарян получил
задание подготовить перелет самолета «Родина» в Комсомольск. Тер-Маркарян организовал бригаду в составе старшего бортмеханика Богданова, радиста Чурсина и моториста Мурзина.
28 октября летчик Генаев на самолете «МП-1» доставил бригаду Богданова в селение Каменку, где находилась высланная из Керби группа рабочих.
Первого ноября участники экспедиции прибыли к самолету «Родина».
— Путь от Каменки к месту посадки «Родины», — рассказывает начальник экспедиции Богданов, -был очень труден. Прибыв на место, мы занялись осмотром машины. Материальная часть самолета оказалась в полном порядке. 2 ноября, несмотря на усталость, решили с утра приступить к работе. В этот день заготовляли и подносили жерди для устройства на болоте настила, на которых модно было бы опереться при подъеме машины. Вечером на собрании было решено поднять самолет в ближайшие пять дней. Громадная энергия понадобилась, чтобы в течение этих дней доставить на плечах из тайга 400 жердей и 150 бревен.
Когда настил и сооруженные на восьми балках клетки подъема машины были в основном готовы, начали сооружать аэродром для посадки самолета «У-2».
Пятого ноября все приспособления для подъема машины были готовы. К 7 ноября самолет был поднят на метр. В этот день повалил густой снег. Мы радовались, что до снегопада подняли машину.
Одиннадцатого ноября установилась ясная погода. В лагерь прилетел на самолете «У-2» летчик Наумов, доставивший нам продукты.
Пятого декабря поставленный на лыжи самолет «Родина» поднялся с расчищенного нами аэродрома и в тот же день опустился в городе юности — Комсомольске. Взлет самолета произведен прекрасно.
***
Вчера директор завода Тер-Маркарян получил телеграмму из Сочи от Героя Советского Союза Гризодубовой.
«Я счастлива — говорится в телеграмме — что самолет «Родина» летал в День Сталинской Конституции. Крепко жму руки всей бригаде по подъему самолета и летно-техническому составу. Сердечный привет. Гризодубова».
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1938: Перелет Москва-Дальний Восток самолета "Родина"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 04 Июнь 2014 15:24

Авиация и время №4 2013

 АиВ 2013-4- - 0001.jpg
© Николай Игнатьев/Харьков
Горечь триумфа

В последние дни августа 2009 г. мне удалось посетить город на берегу далекой реки Амур, где на авиационном заводе № 126 (ныне Комсомольское-на-Амуре авиационное ПО им. Ю.А. Гагарина) более 50 лет назад начинал свою инженерную деятельность. Попытка узнать подробности о судьбе захоронений двух в свое время известных в ВВС СССР людей вывела на встречу с интересным человеком М. А. Кузьминой. Она действительный член Приамурского географического общества, председатель городского комитета «Мемориал», занимается историей родного края, журналистикой. Марина Александровна любезно предоставила в мое распоряжение несколько написанных ею книг, одна из которых, «По следам одной катастрофы», и дала толчок для написания данной статьи. За что я благодарен ей.

Рекорды всегда служили мерилом уровня развития авиации. Согласно Кодексу ФАИ, они делились на мировые и международные. К первым относились абсолютные достижения вне зависимости от типа воздушного аппарата. Мужские и женские международные рекорды устанавливались в одних и тех же классах и категориях, причем женские засчитывались, если все члены экипажа и пассажиры были женского пола. Если женский рекорд перекрывал мировой, его засчитывали как всемирный.
По принятому в 1937 г. условию рекорд дальности считался побитым, если его удавалось перекрыть не менее, чем на 100 км. Женщины-пилоты, участвовавшие в дальних перелетах, до мировых рекордов не дотягивали, им покорялись лишь международные. До осени 1938 г. наибольшего успеха добилась француженка Андре Дюпейрон (Andгее Dupeyron), пролетевшая 16-17 мая того года 4360,4 км на одномоторном самолете Caudron Aiglon.
Через четыре месяца после ее достижения в СССР подготовили свой ответ — на самолете АНТ-37бис (ДБ-2Б) с гордым именем «Родина» экипаж во главе с Валентиной Гризодубовой намеревался побить один из наиболее престижных авиационных рекордов. После традиционного прощания в присутствии технической команды, спортивных комиссаров и журналистов самолет благополучно стартовал. Вышедшая 25 сентября газета «Правда» обнародовала официальное сообщение: «24 сентября 1938 года в 8 час 12 мин утра по московскому времени известные всей стране летчицы-орденоносцы Гризодубова Валентина Степановна, капитан Осипенко Полина Денисовна и старший лейтенант Раскова Марина Михайловна (штурман) вылетели в беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолете. Самолет стартовал со Щелковского аэродрома близ Москвы...». Рядом была помещена фотография трех миловидных женщин и сводка лаконичных радиограмм с борта самолета.
Через 9 часов после начала полета радиосвязь с «Родиной» прервалась. В эфире наступила тишина. 26 сентября газеты опубликовали скупое, протокольное сообщение ТАСС, озаглавленное «Ход перелета самолета «Родина». После него вплоть до 4 октября ни газеты, ни радио больше ни словом не обмолвились об АНТ-37бис. А миллионы людей ждали вестей, желая отважным летчицам удачи...
Когда утром 25 сентября экипаж «Родины» увидел в просвете облаков воды Охотского моря, Гризодубова решила отослать телеграмму: «6 часов 57 минут. Тугурcкий залив. Высота 7000 метров. Иду курсом Амур. Думаю делать посадку Комсомольске». Но отправить ее не удалось, т.к. связь с землей была потеряна.
10.00 московского времени. На приборной доске пилота вспыхнула красная лампочка, предупреждавшая, что горючее на исходе. Его оставалось на полчаса полета. Ситуация требовала экстренной посадки, а внизу — тайга. До Комсомольска-на-Амуре 500 км.
10.29. Моторы замолчали — кончилось горючее.
10.32. По приказу Гризодубовой Раскова покинула самолет, ибо в передней остекленной кабине при вынужденной посадке на «брюхо» оставаться было небезопасно. Прыгнула она без запаса продуктов — парашют был малой площади.
10.45. Под вой сирены, напоминавшей экипажу, что надо выпускать шасси, машина чиркнула по болоту и, оставив на его поверхности две борозды от мотогондол, замерла. Самолет почти не пострадал — погнулись лишь кончики винтов, даже штурманская кабина осталась невредимой. Истекли 26 часов 29 минут полета.
Приземлился АНТ-37бис в 150-160 км от Комсомольска-на-Амуре, в 10-15 км от селения Дуки, и потерялся для всех. Болото с кочками, на которое была совершена посадка, местные жители — нанайцы — называют мари. Оно обычно мшистое, кочковатое, не особенно вязкое. Наибольшая глубина редко достигает двух метров. Лучшего места для посадки самолета не было во всем том районе: дальше по курсу простиралась непроходимая тайга, сопки, сплошь покрытые лесом.
 АиВ 2013-4- - 0002.jpg
Для спасения экипажа «Родины» была сформирована комиссия, которую возглавил секретарь крайкома ВКП(б) Николай Михайлович Пегов. На поиски мобилизовали свыше пятидесяти самолетов ГВФ, ВВС 2-й ОКА и Амурской военной флотилии, сотни пеших отрядов, следопыты на лошадях и оленях, рыбаки на лодках и катерах. Непосредственное руководство группой поиска возложили на командующего ВВС 2-й отдельной краснознаменной армии комдива Я.В. Сорокина.
Днем 3 октября звено гидросамолетов ГВФ вылетело из Комсомольска-на-Амуре в район озер Эворон, Амуткит и населенного пункта Керби, что в 125-200 км северо-западнее города. В 13.30 по местному времени в 20-ти км юго-западнее озера Амуткит с одного из этих бортов заметили двухмоторный самолет. Вот как вспоминал о тех событиях командир удачливого экипажа М.Е. Сахаров: «В то время я был пилотом - командиром двухмоторного корабля МП-6 {*}... После двухчасового поиска заметил на болоте, среди разводий, пятно с непрерывно изменяющейся конфигурацией. Этим оно привлекло внимание. Снизился к нему с семисот до пятидесяти метров.
Пятно оказалось двухмоторным серебристого цвета самолетом с крыльями большого размаха. Рядом находились два человека. Они подавали сигналы расправленным куполом парашюта, благодаря чему и удалось их различить на фоне разводий.
То обстоятельство, что людей было двое, вызвало сомнение, что обнаружена действительно «Родина», — ведь ее экипаж состоял из трех человек. К тому же названия самолета не было видно... Позже мы узнали, что название было написано только на нижней поверхности крыла и по бокам носовой части фюзеляжа, поэтому увидеть его сверху оказалось невозможным.
Мой радист Володя Быстров дал на аэродром радиограмму, сообщив, что, по всей видимости, мы обнаружили в районе Амгуни «Родину»», а Кузьма Домкин, механик, оторвал от исподнего лоскут, замотал в него записку, как вымпел, и сбросил им.
Согласно сброшенному коду сигналов, летчицы выложили парашют слева от самолета, что означало, что нет штурмана Расковой. Километрах в десяти от «Родины» находилось озеро, на которое можно было посадить наш гидроплан, но дальше через тайгу и болото мы не смогли бы добраться до цели. Решили возвращаться на базу... Возвратившиеся вслед за мной летчики Н. Бурлаков и А. Романов доложили, что они тоже видели самолет.
Интересно, что сначала хотели было поднять девушек прямо на борт самолета-спасателя с земли. Установили на самолете у люка особую лебедку, спустили трос со стальным карабином, чтобы с ходу зацепить за подвесную систему парашюта, который должны были надеть летчицы. Но сначала попробовали проделать это с мешком, однако задели за деревья, едва самолет не угробили. Решили «цирковой трюк» отменить и на место посадки выбросить десант спасателей».

По прилете Михаил Сахаров подробно доложил обо всем комдиву Якову Сорокину, человеку смелому и решительному. 4 октября в 4 часа 33 минуты тот сообщил в Москву: «Самолет «Родина» находится в 14 километрах северо-восточнее Дуки, в пяти километрах от реки Амгунь».
Свидетельствует Михаил Сахаров: «Запомнилась странная подробность перед вылетом. Флаг-штурман ВВС А. Бряндинский, которому я хотел показать, как лучше и с большей точностью выйти к месту вынужденной посадки самолета «Родина», в довольно резкой форме отмахнулся от меня. Красным карандашом он обвел на своей карте круг и поставил на нем крест. Кто-то из тех, кто наблюдал эту сцену, мрачно пошутил, что как бы этот крест не оказался дубовым». К несчастью, шутка стала пророческой...
Что же произошло 4 октября 1938 г. в районе посадки самолета? Рассказы и показания Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко, очевидцев, Акт от 8 октября, составленный комиссией, работавшей на месте катастрофы, позволяют внести некоторую ясность в те давние события.
Полковнику М. Денисенко было дано указание сформировать две группы, которым предстояло вылететь из Хабаровска на двух самолетах ТБ-3 в Комсомольск-на-Амуре, произвести дозаправку на заводском аэродроме и лететь для оказания помощи экипажу «Родины». 4 октября первый вылет из Комсомольска в район поиска совершил один ТБ-3, на борту которого находился комдив Сорокин. Путь ему указывал на МП-6 Сахаров.
{*} Гражданский поплавковый вариант самолета-разведчика Р-6 (АНТ-7).

 АиВ 2013-4- - 0003.jpg
Сорокин взял с собой фотокорреспондента городской газеты И.В. Панина. Сделанный им снимок «Родины», напоминавшей прижавшуюся к земле гигантскую серебристую стрекозу, неоднократно перепечатывали различные газеты и журналы.
В тот же день «Правда» сообщила: «Самолет «Родина» находится в 14 километрах северо-восточнее Дуки, в пяти километрах от реки Амгунь. Для экипажа самолета сброшены горячий кофе в термосах, теплые носки, сапоги и одежда. Сбросили также карту с указанием местонахождения самолета».
Во второй полет отправились оба ТБ-3. С одного из них к Гризодубовой и Осипенко должны были спрыгнуть на парашютах спортивные комиссары к-н Н.А. Полежай и ст. л-т М.А. Еремин, чтобы составить акт о рекорде, военврач П.С. Тихонов и несколько десантников во главе со ст. л-том А.И. Олянишиным. На втором ТБ-3 с комдивом Сорокиным летели десантники, которые должны были найти Раскову. Фотокорреспондент Иван Панин собирался лететь с ними, но Сорокин предпочел взять корреспондента газеты «Тревога»» Раппопорта. Панин остался на аэродроме.
К месту посадки АНТ-37бис вылетел также «Дуглас» ДС-3, на борту которого находился флаг-штурман ВВС Александр Бряндинский. Отправился к «Родине» на своем МП-6 и Сахаров. Вот как он описывает события того дня: «...Решив лететь к месту посадки «Родины», комдив Сорокин приказал было мне лететь на его ТБ-3 за штурмана. Но я всегда сторонился крикливых и шалых начальников и объяснил комдиву, что уже имею задание от своего начальства. Это и спасло меня от гибели... А немного спустя я стал очевидцем страшной катастрофы в воздухе, о которой до сей поры не могу вспоминать без содрогания...
С высоты я увидел на юго-востоке ТБ-3 Сорокина и «Дуглас» (ОС-3) Бряндинского — оба зеленого цвета, плохо различимые на фоне осеннего леса. Они кружили над небольшой долиной — видимо, не вышли точно к месту посадки «Родины» и теперь были заняты поиском.
Как потом рассказывал спасшийся на парашюте командир ТБ-3 Наумов, летевший в их самолете комдив стоял в пилотской кабине между креслами. Увидев приближающийся «Дуглас», стал грозить кулаком, крича: «Убьет он нас!» И в этот момент произошел удар. Сорокин — на нем была надета парашютная подвесная система — бросился за перегородку к штурману за лежавшим там парашютом, но не успел...
Я видел из кабины своего самолета, как «Дуглас», явно поглощенный поиском, ударил крылом в хвост ТБ-3, затем перешел в глубокую неуправляемую спираль и, упав, взорвался...».

Из рассказов Гризодубовой и Осипенко следует, что «Дуглас» ходил очень низко над землей, едва не задевая верхушки деревьев. В 15.00 они заметили показавшийся с юга ТБ-3. В это время находившийся над ними «Дуглас» развернулся и направился к кораблю. Поравнявшись с ним на высоте 500-700 м, он начал разворачиваться и неожиданно ударил крылом по хвостовому оперению ТБ-3, стал разламываться и дымящимся факелом устремился к земле. Воздушный корабль после удара медленно перевернулся вверх колесами, затем на живот, опять на спину... и пологой спиралью пошел вниз. Когда самолет перевернулся, из открытых кабин выпало четыре комочка. Над ними раскрылись парашюты. Это из открытых кабин ТБ-3 выбросило летчиков и стрелков. Только четырех... Из «Дугласа» не выпрыгнул никто. Оба самолета скрылись за лесом, откуда вскоре показался дым. Видевшие катастрофу летчицы из разорванного парашюта выложили сигнал SOS и стрелу, указывавшую направление к месту бедствия.
Невольными очевидцами трагедии также стали десантники и экипаж второго ТБ-3. Врач Тихонов и ст. л-т Олянишин прыгнули «на катастрофу». С ними к упавшему «Дугласу» подоспели чудом спасшиеся командир экипажа разбившегося ТБ-3 Наумов, второй пилот Рапохин, младший командир Хоркин и стрелок-бомбардир Шарков. Они стали сбивать пламя в надежде, что кто-нибудь спасся и чтобы огонь не поджег тайгу. Но спасать было некого, а пожар все-таки дошел до упавшего ТБ-3 и почти полностью его уничтожил.
Молодой военврач Тихонов видел, как опасно сходились самолеты. В своей короткой медицинской практике он успел насмотреться всего, видел и смерть, но такое!.. Спустя почти полвека, уже генерал-майор медицинской службы в отставке Петр Семенович Тихонов рассказывал: «Потрясение в тот момент было настолько сильное, что не прошло и сейчас».
У самолета «Родина» на парашютах приземлились спортивные комиссары Еремин и Полежай, которым в том числе было поручено снять барографы, т.к. их записи подтверждали, что во время рекордного полета самолет не приземлялся. Там же опустились и трое десантников, которые должны были помочь летчицам пройти через болото и тайгу.
В то время не знали, сколько точно человек находилось в разбившихся самолетах: собирались к «Родине» спешно, списков составить не успели. Однако сразу стало понятно, что Сорокин и Бряндинский погибли. После пожара в упавшем «Дугласе» обнаружили 5 обгоревших трупов. В ТБ-ЗРН погибли 11 человек.
Так как полет высокопоставленных командиров не был вызван необходимостью, они и стали «козлами отпущении», что следует из приказа наркома обороны от 4 июня 1939 г. Ни Яков Сорокин, ни Александр Бряндинский не имели указаний лететь к месту посадки самолета «Родина». Более того, особой телеграммой из Москвы Сорокину категорически запрещалось совершать такой полет — он должен был руководить действиями авиации из штаба. Но нарком Ворошилов, по-видимому, не знал или не хотел знать, что Сорокин согласовал свое намерение лететь с начальником УВВС РККА А.Д. Локтионовым. Только в одном Ворошилов был прав — Бряндинский не имел оснований для полета и должен был встречать экипаж «Родины» в Хабаровске. Однако вряд ли Герой Советского Союза флаг-штурман ВВС погнался за популярностью, в чем его обвинил нарком.
Не вызывает сомнений то, что непосредственным виновником катастрофы явился пилот DC-3 Николай Лесников. Он проявил недисциплинированность, «устроил хулиганство в воздухе», пытался продемонстрировать свое «мастерство» и врезался в ТБ-3, отбив ему хвост, а своему DC-З — часть крыла. Но и Бряндинский несет свою долю ответственности за случившееся. Он во время опасного сближения с ТБ-ЗРН должен был одернуть пилота «Дугласа». Сам самолет был одним из девяти, закупленных у фирмы «Дуглас» ОС-3, которые в СССР получили номера 2031-2033 и 2042-2047.
Благодаря стараниям Марины Кузьминой, в конце 1980-х гг. стало широко известно о существовании документа под названием «Дневник работы комиссии при горкоме ВКП(б) г. Комсомольска-на-Амуре по розыску и эвакуации героического экипажа самолета «Родина», который вел редактор городской газеты М.М. Скляренко. «Дневник...» является ценнейшим документом для понимания событий, происходивших за кулисами поисков «Родины».
Согласно записям в дневнике, штаб по поиску самолета стал действовать в Комсомольске-на-Амуре с 25 сентября, как только стало известно о потере связи с экипажем. При горкоме партии была сформирована специальная комиссия, которую возглавил секретарь крайкома ВКП(б) Н.М. Пегов. В нее также вошли: начальник городского отдела НКВД Иванников, комиссар военно-строительного корпуса Карпенков, начальник районного отдела связи Куликов, начальник Дальневосточного управления Аэрофлота Пиков.
По решению Москвы руководство поисками было возложено на правительственную комиссию, в состав которой включили: наркома оборонной промышленности М.М. Кагановича, начальника Управления ВВС командарма 2-го ранга А.Д. Локтионова, заместителя начальника Главного управления ГВФ М.Ф. Картушева, начальника Главной инспекции ГВФ Героя Советского Союза М.Т. Слепнева. Комиссия установила жесточайший контроль за ходом поисков. Персональную ответственность за организацию полетов возложили на Пикова.
В Москве сразу узнали о катастрофе 4 октября, но никаких официальных сообщений о ней решили не распространять. Для народа по радио звучали фанфары в честь отважных летчиц. Однако по прямой телефонной связи во время переговоров о самолете «Родина» то и дело поднимались вопросы о катастрофе. Например, в «Дневнике...» читаем запись переговоров Картушева и Пегова за 6 октября:
 АиВ 2013-4- - 0004.jpg
«Картушев: Сообщите точно состав экипажа ТБ-3.
Пегов: Какого самолета?
Картушев: Погибшего.
Пегов: Ждите, точных сведений мы не имеем, потому что не получили сведений о количестве вылетевших из Хабаровска, а также тех, кто именно спасся. По коду выяснено, Бряндинский и Сорокин погибли, через семь часов выясним.
Картушев: Знает ли Хабаровск?
Пегов: Хабаровск точных сведений нам не дал.
Картушев: А может Хабаровск знает состав экипажа.
Пегов: Обязан. Он [ТБ-3] прилетел из Хабаровска.
Картушев: Тов. Ворошилов требует список экипажа ТБ-ЗРН с пассажирами, хотя бы неуточненный. Это можно сейчас сделать?
Пегов: В Хабаровске ТБ-ЗРН комплектовался наспех. Об экипаже «Дугласа» сообщили, что там два человека, а там четыре человека.
По имеющимся данным, тов. Картушев, можно сказать следующее: погибли комдив Сорокин, точно, штурман Земцов, бортмеханик (фамилия неизвестна), корреспондент Раппопорт, остальные фамилии неизвестны.
В экипаже самолета «Дуглас» погибли тов. Бряндинский, Лесюков и два техника».

И далее сообщил сведения, полученные от командующего 2-й ОКА о составе экипажей ТБ-ЗРН и «Дугласа»:
«Экипаж ТБ-ЗРН:
Сорокин — комдив, командующий ВВС 2-й армии. Наумов — помощник командира энской части. Земцов — штурман, старший лейтенант. Рапохин — второй пилот. Венциков — лейтенант. Марцинюк — воентехник 1 ранга. Морозов — воентехник 2-го ранга. Заботкин — радист. Андреев, Сосков, Климов — младшие командиры. Медведев — командир взвода. Шарков — стрелок-бомбардир. Хоркин — младший командир. Раппопорт — фотокор «Тревоги».
Экипаж самолета «Дуглас»:
Бряндинский. Лесников — штурман{*}. Шевченко — летчик. Метусов — бортмеханик. Черепахин — пом. борттехника».

В тот же день, 6 октября, из Москвы по аппарату прямой связи пришло указание правительственной комиссии: «Информационное сообщение о самолете «Родина» прекратить».
Но «коронным номером» этой неразберихи стал «самостийный» полет и посадка самолета У-2 с цветами и шампанским, летчик которого ухитрился сесть на болотный пятачок рядом с «Родиной»!
12 октября «город на заре» встречал спасенных летчиц-героинь. Состоялись встречи, митинги, собрания, но не было особых торжеств и ликований, были слезы и траур по погибшим, слишком свежа была память катастрофы.
Ликование, вызванное тем, что отважных летчиц удалось найти, охватило всю страну. Поэтому, чтобы не портить праздник, никаких сообщений о случившемся ни в газетах, ни по радио сделано так и не было. Мало того, даже не были захоронены останки погибших.
Перелет самолета «Родина» логично вписался в героическую атмосферу тех лет, а его трагическую составляющую покрыли завесой тайны. Детали трагедии, все материалы по случившейся катастрофе строго засекретили.
15 октября началось триумфальное возвращение героинь в Москву. Они отбыли из Комсомольска в Хабаровск по реке на катере «Киров» Амурской военной флотилии. В Хабаровске их встречали более 100 тысяч человек. Встреча экипажа «Родины» была устроена по первому разряду. На митинге огласили правительственную телеграмму: «Горячо поздравляем героический экипаж самолета «Родина» с успешным и замечательным завершением беспосадочного перелета Москва - Дальний Восток... Ваша отвага, хладнокровие и высокое летное мастерство, проявленные в труднейших условиях пути и посадки, вызывают восхищение всего советского народа...».
И лишь 18 октября 1938 г. газета «Сталинский Комсомольск» поместила некролог: «В воздушной катастрофе трагически погибли комдив т. Сорокин, Герой Советского Союза комбриг т. Бряндинский, летчик т. Лесников с экипажем. Военный совет 2-й ОКА и командование ВВС выражают глубокое соболезнование семьям погибших лучших сынов нашей Родины, героев гражданской войны, преданных членов нашей великой коммунистической партии».
Специальный поезд вез героинь перелета через всю страну. При каждой остановке собирались тысячи людей, чтобы приветствовать их. 27 октября в 14.30 украшенный яркими полотнищами и портретом Сталина поезд прибыл в Москву. На Белорусском вокзале экипаж самолета «Родина» встречали члены правительства, Герои Советского Союза, авиаторы и конструкторы. Вышедшие на следующий день газеты «Правда» и «Известия» поместили репортаж об этом событии, в т.ч. сообщили о выступлении Сталина. В частности указывалось: «Далее товарищ Сталин предупреждает о необходимости особой осторожности и бережливости с самым драгоценным, что у нас есть, — с человеческими жизнями и особенно с жизнями наших храбрых, иногда безудержно храбрых героев-летчиков. Эти жизни дороже нам всяких рекордов, как велики и громки эти рекорды ни были бы».
Разумеется, факт гибели людей при столкновении самолетов не был обнародован. Приехавший в том же поезде М.Е. Сахаров вспоминал, что только В. Молотов скупо упомянул известных Сорокина и Бряндинского, как о погибших при исполнении служебных обязанностей.
Журналист Лазарь Бронтман в своем дневнике в те дни отметил: «Сегодня (27 октября) экипаж «Родины» вернулся в Москву. Прямо с вокзала их повезли в Кремль. Прием был небольшой, интимный, в Грановитой палате...
Мне рассказывал Коккинаки.
— Подняли тост за меня, как первого проложившего дорогу на Дальний Восток. Я встал, пошел чокаться. Подхожу к Сталину. Он спрашивает:
— Что такой скучный?
Я говорю, что вот, мол, недавно Бряндинского похоронил.
— Да, — отвечает, — нехорошо получилось.
Подходит к Молотову и Ворошилову и о чем-то шепчется. Потом встает Молотов. Предложил выпить за товарищей, погибших при спасении экипажа «Родины», за Героя Советского Союза Бряндинского. Все встали».


{*} На самом деле Лесников — летчик.

Автор благодарит Вадима Сербского и Сергея Мороза за содействие в написании данной статьи.

Окончание следует
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1938: Перелет Москва-Дальний Восток самолета "Родина"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Июнь 2014 17:18

Окончание. Начало в «АиВ», №4' 2013.

 АиВ 2013-5 - 0001.jpg
Николай Игнатьев/Харьков

Горечь триумфа

Полет самолета «Родина» продолжался 26 ч 29 мин. За это время был пройден маршрут общей протяженностью в 6450 км, из них по прямой — чуть более 5947 км. Спортивная комиссия Центрального аэроклуба СССР под председательством комбрига И.Т. Спирина признала этот результат всесоюзным женским рекордом по классу «С».
7 октября соответствующая телеграмма была отправлена в Международную комиссию ФАИ в Париж. После рассмотрения документов и материалов по перелету она утвердила достижение экипажа АНТ-37бис «Родина» в качестве международного женского рекорда дальности полета по прямой без посадки по классу «С».
В газетах был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1938 г. о присвоении звания Героя Советского Союза Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой. Медали «Золотая Звезда» первым женщинам-Героям Советского Союза вручили через год, 5 ноября 1939 г. Среди них уже не было Полины Осипенко, которая погибла 11 мая того же года вместе с начальником главной летной инспекции ВВС А.К. Серовым при отработке на самолете УТИ-4 «слепого» полета.
На этом история, связанная со знаменитым перелетом, поиском совершившего вынужденную посадку самолета «Родина» и произошедшей при этом гибелью людей, не закончилась. Она получила продолжение через 30 лет. Рассказывает бывший летчик Лев Вяткин: «В 1968 году в Хабаровском крае таежные охотники в двенадцати километрах от поселка Дуки наткнулись на место давней авиакатастрофы: нашли искореженный большой самолет 30-х годов с гофрированной алюминиевой обшивкой. В деформированном от сильного удара фюзеляже охотники обнаружили полуистлевшие останки людей... К большому удивлению у некоторых погибших нашли удостоверения личности,
паспорта, на которых хотя и с трудом, но удалось прочесть фамилии и годы выдачи документов:
Вернувшись в поселок, охотники по телефону связались с Хабаровском, рассказали о своей таежной находке, после чего состоялось расследование, благодаря которому было установлено, что охотники нашли тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Он вел поиск пропавшего экипажа самолета «Родина»... и потерпел 4 октября 1938 года катастрофу после столкновения с другим самолетом, также участвовавшим в поиске...
При этом всплыл один Поистине потрясающий факт. С места катастрофы тогда же, в октябре 1938 года, были вывезены почему-то только тела двух человек: героя гражданской войны и Хасана комдива Якова Сорокина и Героя Советского Союза, флаг-штурмана ВВС Александра Бряндинского, которых и похоронили со всеми воинскими почестями в Комсомольске-на-Амуре, причем по какой-то причине намеренно изменив дату их гибели. Остальных приказано было забыть...»


Справка. Яков Васильевич Сорокин родился в 1893 г. В 1918 г. он вступил в ряды Красной Армии, стал одним из героев гражданской войны. Командовал стрелковыми частями. Награжден тремя орденами Красной Звезды. В первой половине 1930-х гг. многие командиры сухопутных войск были направлены в ряды ВВС. Среди них оказался и Сорокин, которого назначили начальником школы пилотов. В июле 1937 г. он стал командиром 137-й авиабригады, которая вошла в состав Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. В феврале 1938 г. ему присвоили звание комдива, а в сентябре он возглавил ВВС 2-й отдельной Краснознаменной армии.

Александр Матвеевич Бряндинский родился в 1904 г. В 1924 г. его призвали в Красную Армию. С 1930 г. он находился на летно-испытательской работе. В 1936 г. ему присвоили звание майора. 27-28 июня 1938 г. Бряндинский в качестве штурмана в составе экипажа В.К. Коккинаки принял участие в беспосадочном перелете самолета ЦКБ-30 «Москва» по маршруту Москва-Хабаровск-Спасск Дальний, за что был удостоен звания Героя Советского Союза и получил звание комбриг. С июля 1938 г. Бряндинский находился в Хабаровске, в составе группы комдива В.С. Хользунова, направленной для практической помощи летному составу дальневосточных авиачастей в освоении самолета ДБ-3. Во время советско-японского конфликта у озера Хасан он работал в штабе ВВС Дальневосточного фронта.
После передачи хабаровского радио, посвященной 30-ле-тию перелета «Родины», в радиокомитет из школы поселка Дуки пришло письмо, из которого узнали, что учительница Р.Н. Панычева с «красными следопытами» вела поисковую работу и узнала от местных жителей, что в лесу лежат разбитые самолеты. Она слетала на вертолете к тому месту. Потом школьники добрались на место катастрофы и принесли бирки с номерами. Панычева писала по инстанциям, пытаясь обратить внимание. Потом она вспоминала: «Из Дальневосточного военного округа приезжали какие-то представители... Мне и московским корреспондентам объяснили, что это дело расследовать дальше нельзя».

Прошло еще 20 лет, и в газете «Советская культура» от 24 сентября 1988 г. была напечатана статья В. Даниленко «Трагедия в тени подвига», рассказывающая об авиационной катастрофе, произошедшей во время поисков экипажа «Родины». В частности автор писал, что в 1968 г. после передачи
 АиВ 2013-5 - 0002.jpg
Хабаровского радио, посвященной 30-летию перелета самолета «Родина», у него завязалась переписка со школьниками из поселка Дуки. «Ребята сообщали, что охотники нашли в тайге разбитые самолеты, а вблизи них — человеческие останки. Старожилы рассказали, что лежат они в тайге уже тридцать лет, что произошла катастрофа в день, когда из тайги вывозили экипаж «Родины». Я... установил необходимые данные и обратился в штаб Дальневосточного военного округа с просьбой организовать экспедицию по захоронению останков погибших. Отозвались на мое обращение не сразу. Только летом 1969 года в район катастрофы вылетела экспедиция, возглавляемая полковником Индуцким. Останки собрали и с почестями похоронили вблизи поселка Дуки. На месте захоронения установили деревянный безымянный обелиск. Ведь ни единого имени установить не удалось {*}.
В те годы еще были живы многие авиаторы, принимавшие участие в поиске самолета «Родина». Я неоднократно обращался к ним, к В. Гризодубовой с просьбой внести ясность в тайну катастрофы. Собеседники уклонялись от прямых ответов, ссылаясь на некомпетентность. И только в конце семидесятых годов один из ветеранов, который участвовал в поиске летчиц и знал обстановку, рассказал, что во время катастрофы погибли шестнадцать человек; в том числе герой гражданской войны комбриг Сорокин и флаг-штурман ВВС СССР Бряндинский...
Сегодня... покров с тайны вокруг давней трагедии помогло снять дело № 91-А из фондов крайпартархива. Оно стало доступным для исследователей. Раскрыв пожелтевшую папку, я узнал фамилии погибших во время катастрофы...
Деревянный обелиск, который установили на месте захоронения в Дуках, сгорел в 1976 году. В следующем году бойцы одного из стройотрядов, узнав об истории могилы, заново соорудили обелиск и перенесли захоронение.
И еще одна деталь. Мне известно, что в Комсомольске-на-Амуре существуют официальные захоронения Сорокина и Бряндинского. Возможно, это были какие-то символические похороны».

В центральных и краевых газетах в конце 1980-х гг. прошла целая серия статей, посвященных перелету «Родины» и событиям, с ним связанным, в том числе и статья М. Кузьминой «Чьи имена писать на обелиске?». В том числе в ней указано, что 25 октября 1986 г. на крохотном участке земли в Комсомольске, в районе домостроительного комбината, со всех сторон окруженном металлоконструкциями и бытовками, осталось всего два захоронения: военного врача С.И. Потеряхина и двух военных летчиков. «Здесь похоронены трагически погибшие при поисках самолета «Родина» Герой Советского Союза А.М. Бряндинский 02.03.1904-03.10.1938. Комбриг Я.В. Сорокин 20.03.1893-03.10.1938», — гласила надпись на бетонном обелиске, установленном на месте захоронения летчиков. «Вопрос о перезахоронении тех, кто находится в этих могилах, никак не мог решиться. Тяжба между горисполкомом и общественностью длилась несколько лет. Наконец, выбрали место для перезахоронения. Это рядом, на территории воинской части. Тем более, летчики — военные, хирург Потеряхин — военный.
Для останков было приготовлено три урны.
Вскрыли могилу Потеряхина. Останки перенесли в урну.
Сдвинули в сторону памятник на захоронении летчиков. Вырыли под ним целый котлован... никаких останков. Времени удивляться не было. Чисто символически забрали землю и насыпали в урны. Так на территории воинской части появились две могилы и два памятника...
Информацию в газету... Горлит разрешил дать только о Потеряхине. Про Бряндинского и Сорокина упоминать было запрещено!»

Таким образом, нет фактического подтверждения захоронения Сорокина и Бряндинского. Хотя считалось, что в 1938 г. заводской летчик П. Генаев по просьбе члена военного совета И. Литвиненко и с согласия секретаря крайкома ВКП(б) Н. Пегова произвел посадку на реку Амгунь вблизи места катастрофы и вывез тела, которые затем похоронили в Комсомольске-на-Амуре.
О том, как развивались последующие события, связанные с той давней трагедией, рассказала Марина Кузьмина в своей книге «По следам одной катастрофы». «... в сентябре 1990 года

{*} По другим данным, через год после того, как охотники нашли разбитые самолеты и человеческие останки, группа энтузиастов во главе с Героем Советского Союза земляком Полины Осипенко ст. л-том Бубениным добралась до места катастрофы и предала земле прах авиаторов.

 АиВ 2013-5 - 0003.jpg
по линии отдела культуры горисполкома была организована экспедиция к месту катастрофы. Возглавил ее Эдуард Иванович Синельников.
Членов экспедиции было тринадцать. Из Комсомольска: Ю. Федосеев — кинооператор, руководитель студии «Корабел», С.В. Левандовский — инженер..., Ю.П. Соломенко — инженер ЗИГа (авиационный завод им. Ю.А. Гагарина), его сын Николай, учащийся школы № 24, С.А. Галега — инженер ЗИГа, С.С. Вялкина — главный архитектор филиала института «Хабаровскгражданпроект», Г. Евтушенко — радист лесоохраны, Э.И. Синельников — заведующий отделом культуры.
Вначале экспедиция остановилась в Дуках. Там к ней присоединились старшеклассники Олег Панченко, Максим Чеканов, Алексей Андреев, Егор Тропин, Сергей Лосев.
Э. И. Синельников обратился к заместителю командующего КДВО {*} А.И. Малюкову с просьбой оказать содействие в выделении вертолета и специалистов для подъема и транспортировки остатков самолета «Дуглас» и ТБ-3...
Вертолеты были выделены — Ми-6 и Ми-8 с 20-го по 28-е октября.
Вертолет высадил экспедицию на косу на Амгуни. Там разбили лагерь. Переночевали. Утром двинулись по тайге к месту катастрофы. Шли по зарубкам, оставленным предыдущей экспедицией. Минут через сорок вышли к месту падения самолетов. Среди стройных берез увидели хвостовую часть самолета, которая блестела под лучами солнца. Собрали человеческие кости, частицы расплавленного металла. Нашли часы с самолета, которые остановились в 4 часа 35 минут.
Потом подошли к месту падения ТБ-3. Сохранился только остов самолета. Груда обломков, зато много больше человеческих останков.
Три дня расчищали в тайге место, куда бы мог опуститься вертолет, на котором собирались вывозить фрагменты «Дугласа». В октябре они были доставлены на завод им. Ю.А. Гагарина. Восстановлением хвостовой части «Дугласа» занимались работники завода А.И. Вайтовский, Л.А. Галега, Г.Н. Соломенко, М.К. Щутов.
По имеющимся контурам хвостовой части «Дугласа» разрабатывают чертежи, делают расчеты на ветровые и динамические нагрузки, совместно с проектантами конструктивно решают принцип соединения хвостовой части самолета с бетонированным саркофагом...
Что касается строительства памятника, то дело шло трудно. Не было средств. Обращение Э.И. Синельникова к организациям и гражданам результатов не дало. Отказали Центральный райсовет и райисполком.
Но, наконец, проблема частично разрешилась.
Распоряжение от 03.09.91. за № 306-р
«В соответствии с решением президиума городского Совета народных депутатов № 61 от 25.10.90. «О строительстве памятника-захоронения летчикам и десантникам, погибшим в авиакатастрофе при розыске экипажа самолета «Родина» выделить отделу культуры горисполкома 60 тысяч рублей из внебюджетных ассигнований на строительство памятника-захоронения.
Председатель исполкома Ю. Ф. Матвеев».


24 октября 1993 г. в Комсомольске напротив дома № 49 по улице Кирова открыли мемориал по проекту местного архитектора С.С. Вялкиной. Сюда в урнах перенесли и захоронили найденные в 1990 г. на месте катастрофы останки. Открывшийся мемориал был лишь частью задуманного комплекса, который предполагал еще облицованную черным мрамором стену с нанесенными фамилиями погибших, названиями самолетов и мозаичной картой. Предполагалось там перезахоронить останки из поселка Дуки, но все это не было реализовано.
Со временем стала известна и судьба самолета «Родина». Вскоре после спасения ее экипажа директор завода № 126 А.Н. Тер-Маркарян, согласно поручению наркома оборонной промышленности М.М. Кагановича от 27 октября 1938 г., отдал приказ об организации бригады специалистов по подъему самолета и перелету его в Комсомольск. Летчики доставили на реку Амгунь бригаду рабочих и авиационных специалистов. С началом морозов они от местечка Каменка пешком через тайгу добрались до самолета и разбили около него свой лагерь.
«Родину» подняли, поставили на лыжи, заменили винты. Марь возле самолета расчистили. По замерзшему болоту проложили длинный настил. Взлетную полосу опробовал пилот на своем У-2, тот самый, что прилетел сюда с цветами и шампанским. Сделал круг, покачал крыльями и полетел на заводской аэродром, как шутили, за «головомойкой» от своего начальства.
4 декабря 1938 г. экипаж военных летчиков поднял в небо «Родину» и взял курс на Комсомольск. Впоследствии АНТ-37 еще долго успешно летал на трассах Аэрофлота. Затем, после выработки ресурса, машина получила «прописку» на Ходынке. В 1943 г. самолет разобрали, не сохранив его для истории. Не до авиационных музеев тогда было.
Тем не менее, вопросов в этой истории еще много. Например, непонятно почему в 1958 г. в Комсомольске-на-Амуре улица Гризодубовой стала улицей Правды, улица Осипенко — Орловской, улица Расковой — Ачинской, а переулок Расковой — Прямым. И конечно же нет ясности с захоронением Сорокина и Бряндинского. Узнаем ли мы когда-либо правду, покажет время.

{*} Краснознаменный Дальневосточный военный округ.?
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1938: Перелет Москва-Дальний Восток самолета "Родина"

Сообщение SVF » 27 Январь 2015 11:53

Полярная правда, 6 октября 1938 г. №230 (3600):
 1938-10-1-01.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4264
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1938: Перелет Москва-Дальний Восток самолета "Родина"

Сообщение ББК-10 » 09 Июль 2016 16:44

Красный Север 1938 № 269 (5849)

 Красный Север 1938 № 269(5849) Гризодубова Раскова Осипенко в Кремле.jpg
Десятого ноября в Кремле Председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР М. И. Калинин вручил ордена Героям Советского Союза В. С. Гризодубовой, П. Д. Осипенко и М. М. Расковой и награжденным участникам розыска и эвакуации экипажа самолета «Родина». На снимке: Герои Советского Союза (слева направо) М. М. Раскова, В. С. Гризодубова и П. Д. Осипенко в Кремле после награждения. (Союзфото).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4792
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1938: Перелет Москва-Дальний Восток самолета "Родина"

Сообщение Адольф Милованов » 05 Март 2017 19:59

И так. 24-го сентября экипаж вылетел в рекордный полёт.
С 25-го - о нём нет никаких известий.
3 октября 1938г. самолёт "Родина" был обнаружен.
6-го октября экипаж покинул свой лагерь....
Привёл эту хронологию для того, чтобы вклинить документы об участии Полярной авиации в поиске экипажа "Родина".
Фактически в поиске "Родины" экипажи Полярной авиации принять участие не успели. Но, согласно поступившей команды свыше, подготовка шла и довольно оперативно.

РГАЭ. Ф. 9570. Д. 2964. Приказы №117-197 УПА 1938 год. 4 авг-30 дек 1938г. 181л.
Л. 81. Пр. 154 по УПА. 1.10.1938г. 1. На время моей работы в Правительственной комиссии по розыску самолёта «Родина» своим заместителем назначаю Командира группы Особого Назначения т. Кузичкина Ф.М.
2. ... Нач. УПА Мазурук.

Л. 85. Пр. 158 по УПА. 2.10.1938г. Во исполнение распоряжения Правительственной комиссии по розыску самолёта «Родина» - ПРИКАЗЫВАЮ:
П.1. Командиру АГОН УПА тов. Кузичкину выделить самолёт Н-207 «Сикорский», укомплектовав его следующим экипажем:
1. Командир корабля, он же штурман Герой Советского Союза тов. Головин П.Г.
2. 2 пилот тов. Тягунин А.Н.
3. 1-й б/м тов. Краснов Ф.И.
4. 2-й б/м тов. Писарев С.А.
5. б/р тов. Крылов К.Д.

П. 2. Командиру АГ обеспечить бесперебойную подготовку м/ч Н-207 с окончанием всех работ 2.10.1938г.
П. 3. Контроль по проверки, подготовки самолёта Н-207 возложить на инженера АГОН тов. Орлова Н.А.
П. 4. Материально-техническое снабжение самолёта и экипажа обеспечить Начальнику Снабжения тов. Добросердову Б.П.
П. 5. Вылет самолёта назначить на 3.10.1938г.
Нач. УПА Мазурук.
Л. 89. Пр. 161 по УПА. Во исполнение распоряжения Правительственной комиссии по розыску самолёта «Родина» приказываю:
П.1. Командиру АГОН УПА тов. Кузичкину Ф.М. срочно укомплектовать экипаж самолёта НКОП «Консолидейтед» следующим составом:
1. Пилот тов. Асямов
2. Штурман тов. Аккуратов
3. Б/мех тов. Чечин
4. Б/мех тов. Маштаков
5. Б/рад тов. Богданов

П. 2. Выделенному экипажу отбыть на самолёте ГВФ ПС-89 в г. Таганрог, где принять самолёт НКОП «Консолидейтед» и через гор. Москву следовать на Дальний Восток для розысков самолёта «Родина».
П. 3. Инженеру АГОН УПА тов. Паташову по прибытии самолёта «Консолидейтед» в гор. Москву принять его.
П.4. Материально-техническое снабжение самолёта и экипажа обеспечить Начальнику Снабжения тов. Доброседову.
Нач. УПА Мазурук
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1113
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Пред.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения