1933: Первая Ленская экспедиция

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1933: Первая Ленская экспедиция

Сообщение Александр Андреев » 21 Январь 2013 09:34

Б. В. Лавров.

Ленский поход
Вокруг Таймыра к устью Лены.

«Известия», 2 июля 1933

За последние годы СССР имеет ряд бесспорных достижений в деле освоения Арктики. Уверенный и последовательный рост грузоперевозок по Карскому морю вполне позволяет говорить о полном освоении этого участка Северного Полярного моря. Ряд экспедиций, в особенности экспедиций 1932 г., значительно углубил и расширил наши познания Арктики в северо-восточном направлении. Исторический рейс «Сибирякова», явившийся по меткому выражению японцев «географическим триумфом СССР», воплотил в жизнь мечты далеких времен о сквозном Северном морском пути. Гидрографическое судно «Таймыр» проделало крупную работу вдоль берегов Таймырского полуострова и около западных берегов Северной Земли.Значительно углубленные и расширенные работы Гидрометкомитета дали много материалов для понимания процессов, протекающих в гидросфере и атмосфере Севера. В результате этой работы в настоящее время есть возможность получения удовлетворительных прогнозов о будущей погоде и ледовитости того или иного участка Северного Полярного моря.

Все это, вместе вятое, позволяет в настоящее время поставить вопрос о хозяйственном освоении следующего участка Северного Полярного моря — участка Енисей — Лена, вокруг Таймырского полуострова. Экономическое значение его чрезвычайно велико. Развитие производительных сил богатой всяческими возможностями Якутской республики до сих пор лимитируется провозоспособностью авто-гужевого тракта Иркутск-Качуг. Громадный Таймырский полуостров до настоящего времени остается почти в первобытном состоянии в силу полного отсутствия транспорта. Туземное население крайнего Севера не имеет никакого стимула к расширению в силу ограниченности рынка сбыта.Его снабжение прод- и промтоварами носит явно ненормальный характер. Эти узкие места совершенно исчезают при освоении морского участка Енисей—Лена. Вместе с этим овладение этим участком является и ключом к освоению Северного морского пути. При учете всего этого становится понятным постановление СНК СССР от 20 декабря 1932 г.о посылке в навигацию 1933 г. первого грузового каравана из Архангельска и Мурманска к устью Лены вокруг Таймырского полуострова.

История знает очень немногие примеры прохождения отдельных экспедиций этим путем. Она не знает ни одного примера прохождения здесь и обратного возвращения не только грузового каравана, но и грузового судна.

Потребуется очень немного места, чтобы возобновить в памяти читателя историю всех плаваний в этом направлении. Первым и наиболеее удачным из всех путешествий вокруг Таймырского полуострова было плавание «Веги» в 1878 году под руководством знаменитого полярника А. Норденшельда. Выйдя из Тромсе 21 июля, «Вега» 10 августа была на острове Диксон; 14 августа она достигла реки Таймуры. Потеряв здесь 4 дня на стоянку из-за туманов, 19 августа она прошла около мыса Челюскин, почти не встретив льдов. Ее поход осложнился буксировкой грузового парохода «Лена». несмотря на это, 1 сентября этот пароход был у места назначения — в бухте Тикси, в устье р. Лены.

В 1893 году путь Норденшельда повторил Нансен на заменитом «Фраме». На своем пути к беспримерному дрейфу через полярный бассейн он писал : «Мы вошли в Карское море. Отправляясь, я всегда говорил, Что если мы благополучно пройдем Карское море и мимо мыса Челюскин, то самое трудное будет сделано».

Карское море действительно поставило перед ним большие затруднения. Он только 18 августа миновал остров Белый. В результате такого медленного продвижения мыс Челюскин был прой ден им только 10 сентбря. Дальнейший путь его лежал к Новосибирским островам, куда он прибыл без больших препятствий, начав свой знаменитый дрейф к Северному полюсу во льдах под 78° сев. шир.

Следующим судном, прошедшим в 1900 году это напрсвление была шхуна «Заря». Она вышла с острова Диксон тоже чрезвычайно позно — 18 августа. В результате 26 сентября она стала на зимовку в бухте Колин-Арчер (с. ш. 76° 08', вост. долг. 95°01') не будучи в состоянии бороться с окружающими льдами. Только 30 августа следующего года она освободилась от этого плена и 1 сентября прошла мыс Челюскин.

Еще меньшим успехом закончился рейс судна «Экслипс» в 1914 г., вышедшего на поиски погибшего геолога Русанова. «Экслипс» дошел до острова Диксон только 26 августа. У острова Скотт-Гансена льды уже показали большую сопротивляемость. 12 сентября судно зазимовало у мыса Вильде, освободившись ото льдов только 11 августа 1915 г.

С 1912 по 1914 г. два ледокольных парохода «Таймыр» и «Вайгач» пытались осуществить проход мимо Таймырского полуострова, идя в обратном направлении — с востока на запад. В 1912 г. они не могли дойти до мыса Челюскин приблизительно 150 миль и 9 сентября повернули назад. В следующем, 1913 г. эта попытка была повторена, но окончилась с тем же результатом. Полойдя 1 сентября к мысу Челюскин, они вновь встретили тяжелые льды. 12 сентября был отдан приказ возвращаться во Владивосток.

Важность решения задачи прохода сквозным Северным морским путем заставила продолжать эту работуи в 1914 г., 1 сентября «Таймыр» и «Вайгач» снова были у мыса Челюскин. Состояние льдов оказалась чрезвычайно неблагоприятным.После прохода пролива Вилькицкого оба судна зазимовали. На следующий год лед пришел в движение около из зимовки 2 августа. При крайне наблагоприятных ледовых условиях «Таймыр» и «Вайгач» 30 августа подошли к острову Диксон, пройдя таким образом путь Норденшельда в обратном направлении, но потратив для длстижения этой цели чрезвычайно большое время.

Для полноты истории о плавании вокруг Таймырского полуострова до похода «Сибирякова» в 1032 г.нам остается напомнить о походе Амундсена в 1918 г. на шхуне «Мод». Как известно Амундсен предполагал повторить дрейф Нансена через полярный бассейн. «Мод» вышла с Диксона 4 сентября. Через 3 дня она пришла к архипелагу Норденшельда, встретив здесь значительные льды. Попытка обойти их с севера окончилась неудачей. Держась вдоль берега, шхуне удалось подойти к мысу Челюскин 10 сентября. Можно сказать, что этим ее дальнейшее продвижение закончилось, так как пройдя далее на восток не более 2 миль, Амундсен должен был стать на зимовку из-за льдов, где и простоял до 12 сентября 1919 г.

Этими плаваниями исчерпываются все исторические попытки овладения Северо-восточным проходом. В 1932 г. этот путь повторил «Сибиряков». Только два судна — «Вега» и «Фрам» — совершили поход Диксон — Лена в одну навигацию. При этом «Вега» сделала путь Диксон — Лена в 17 дней, «Фрам» же в 30 дней. Три экспедиции на четырех судах — «Заря», «Таймыр», «Вайгач» и «Мод» — прошли этот путь только после зимовки. Проход с востока в 1912 и 1913 гг. не удался совершенно.

Подводя итоги своего путешествия на «Веге» в 1878 г., Норденшельд сделал следующие выводы :

1) Морской путь из Атлантического океана в Тихий, вдоль северных берегов Сибири, часто возможно пройти в несколько недель на пароходе приспособленном к плаванию по ледовитому морю и с опытным экипажем.

2) По всей вероятности, морским путем между Енисеем и Леной и Леной и Европой можно пользоваться для торговли, но путь между Леной и Европой нельзя совершить в течение одного лета.

До нашего времени все последующие плавания не давали подтверждения правильности его первого вывода. «Таймыр» и «Вайгач» — два ледокольных парохода, имеющие крайне опытный экипаж, не смогли осуществить сквозной Северный морской путь в одну навигацию. Только «Сибиряков» своим рейсом в 1932 году доказал эту возможность.

Его второй вывод практикой наших дней еще ни разу не проверен. Первое ознакомление со всеми перечисленными здесь путешествиями в этом направлении подтверждают его далеко не утешительные для нас выводы. Если даже удачное путешествие занимало от 17 до 30 дней при проходе в одну сторону, то каким образом можно морскому сделать два оборота в такой же короткий срок, и притом еще потеряв время на разгрузку и нагрузку в необорудованных местах стоянок. Однако необходимо подойти к этому вопросу более углубленно. Прежде всего надо иметь в виду, что техника нашего времени дает гораздо большие возможности для борьбы с арктическими льдами, чем это было во времена Норденшельда и Нансена. Кроме того, Советский Союз накопил за этот период значительный опыт по плаванию в льдах Северного Полярного моря и создал те кадры моряков, которые нужны для работы в этой области. Эти кадры свободных советских моряков, работающих на принципах соцсоревнования и ударничества, уже не раз показали при завоевании Северного Полярного моря, насколько они выше кадров царского времени.

Все это вместе взятое вполне позволяет поставить на очередь вопрос об овладении труднейшим участком Северного Полярного моря : Енисей-Лена. Против его льдов и туманов Советский Союз может выставить опыт, волю и энергию своих моряков, авиацию, как прекрасное средство ледовой разведки, ледокол, как могучий таран против непреодолимых ледяных преград, службу метеорологии и радиостанций как средства, позволяющее ориентироваться в сложном комплексе ветровых движений и громадных расстояниях арктической области.

Применение этих методов уже дало прекрасноые результаты Советскому Союзу при борьбе с ледовыми условиями в ранее неприступном Карском море. Этот опыт будет целиком перенесен и на работу по овладению дальнейшим участком Северного Полярного моря.

Систематических наблюдений за сроками замерзания в районе мыса Челюскин, Северной Земли и архипелага Норденшельда до настоящего времени не велось. Следовательно, нет возможности назвать предельный срок, который должен быть использован при обратном проходе судов из устья Лены к острову Диксон. Но, видимо, он должен быть никак не позднее первой декады сентября. Учитывая, что суда Карской экспедиции обычно проходят остров Диксон около 5 августа, можно думать, что возможность использовать Северное Полярное море на участке Енисей—Лена лежит между этими сроками, т. 5 августа и 10 сентября. Несомненно, каждый год будет давать разницу в ту или иную сторону, как дает ее Карское море для Енисея и Оби.

Имея в виду такой ограниченный срок плавания в этих широтах, Норденшельд в свете техники мореплавания его времени был совершенно прав в своем выводе относительно невозможности совершения плавания медлу Леной и Енисеем.

Нет никакого сомнения, что экспедиция на р. Лену через Северное Полярное море встретит на своем пкти очень много трудностей. На это нельзя закрывать глаза. Предварительные ледовые прогнозы далеко не обещвют хорошей ситуации в направлении Таймырского полуострова и моря Лаптевых. Льды, туманы и штормы будут существенными тормозами в продвижении судов. Однако мало оснований думать, что эти препятствия будут непреодолимыми. Карское море в 1932 г. не отличалось большой ледовитостью. Не встретил льдов и «Сибиряков» на своем пути. Следовательно, тяжелых многолетних льдов можно не ожидать и в 1933 году. Они могут быть только принесенными с севера в случае неблагоприятных для экспедиции ветров. В этом случае необходимо проявить максимальную выдержку. Ледовая ситуация на Севере может изменится при малейшем изменении ветров. Ледокол и авиация значительно облегчат продвижение во льдах средних баллов.

Экспедиция на реку Лену в настоящее время уже сформирована. Во главе ее будет стоять испытанный в арктических плаваниях ледокол «Красин». За ним пойдут 3 грузовых морских : «Сталин», «Правда» и «Володарский». Кроме того к этой экспедиции будут приданы три речных судна —один теплоход 1.400 сил «Первая пятилетка», пароход «Партизан Щетинкин» 800 сил и грузовой металлический лихтер, прекрасно механизированный, грузоподъемностью в 3 тыс тонн. Эти речные суда должны быть переброшены на реку Лену в целях усиления ее транспортных возможностей. Без них река Лена не в состоянии была бы поднять привезенные грузы морских пароходов.
Конечно проводка этой речной группы в значительной степени осложнит все продвижение экспедиции, так как речные суда не в состоянии выдержать тех штормов и тех льдов, которые в состоянии выдержать морской караван. Однако проводка этой речной группы является полной необходимостью.

Ледокол «Красин» в настоящее время находится в Ленинграде, в ремонте после своего плавания на Новую Землю. Общественность Наркомвода и газета «Водный транспорт» взяли под свое особое наблюдение его ремонт с тем, чтобы не позднее 4 июля этот ремонт был закончен и 9 июля после необходимой погрузки углем ледокол «Красин» вышел из Ленингради к острову Диксон. Морские суда выйдут из Архангельска 25 июля. Местом встречи «Красина» и морских пароходов назначен остров Диксон между 2 и 5 августа. К этому времени туда подойдут и речные суда с рек Оби и Енисея. Авиационная разведка на северо-востоке от острова Диксон начнется уже с 15 июля. Таким образом ледовая ситуация к 5 августа будет достаточна ясна. На основе ее результатов будет постороен план дальнейшего движения судов.

По всей вероятности морская и речная группы будут идти разными путями. Морские пароходы должны будут взять курс дальше от берегов в силу своей глубокой осадки. Речные же пароходы должны будут держаться ближе к берегу в целях возможности укрыться за многочисленными островами в слечае подвижки льдов или наступления штормовой погоды.

Наиболее трудным участком на этом пути можно считать архипелаг Норденшельда и прлоив Вилькицкого около мыса Челюскин. Многочисленные разбросанные острова архипелага Норденшельда ежегодно задерживают движение льдов. Поэтому весьма неприятно, что речная группа найдет для себя здесь непроходимые льды и в силу этого должна будет уклониться далеко на север в обход этих льдов. Сигнал к этому обходу будет дан службой метеорологии.Практика работы в Карском море показала, что ее краткосрочные прогнозы погоды в подавляющем большинстве случаев оправдываются. В силу этого речная группа может двигаться в обход льдов только тогда, когда можно считать гарантированным отсутствие штормовой погоды. Ледовые перемычки, которые здесь неизбежно встретятся, будут сломаны «Красиным». как для морской так и для речной группы. Кроме того в этом году в этих же водах будет работать ледокольный пароход «Сибиряков», который также может быть привлечен к это й работе в случае необходимости
.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3066
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1933: Первая Ленская экспедиция

Сообщение Александр Андреев » 21 Январь 2013 10:09

Да, у меня и была мысль собрать все материалы по 1-ой Ленской эксп., которые у нас разбросаны по разным темам в одну. Плюс у меня есть кой-какие материалы, котроые хорошо б выложить. Ну и связать со смежными темами, типа лесовозов, Красина, Лаврова и т.д.
В теме Неопознанного архива все посты с информацией, в основном, написаны И. К.
И. К., сдублируй или перемести их, пож., в новую тему!
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3066
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1933: Первая Ленская экспедиция

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Январь 2013 21:20

Что-то у меня туман в голове никак не рассеивается.
1. Тему по опознанию архива хочется сохранить. Она интересная и наглядная "как это делается"
2. Но часть постов из неё напрямую связаны с этим топиком.
3. А сделать линки (ссылки) на отдельные посты - нельзя. Можно "линковать" и переносить только целиком темы.
4. Плодить кучу дублей по форуму - зло.
5. А с пароходами - еще непонятнее, они касаются сразу двух тем.
6. Причем с персоналиями - тоже самое.

С фотографиями есть вариант. Вручную сделать ссылки на уже загруженные в основном топике (теме), форум их обрабатывает нормально и нет дублей файлов:

Изображение

Цитатный текст видимо всё же нужно копировать целиком.
А из обсуждений форумчан брать только обобщенный вывод, ставить ссылку на тему обсуждения и заменять на коллективного автора "polarpost.ru"
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11572
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1933: Первая Ленская экспедиция

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Январь 2013 22:11

материалы из темы разбора найденного фотоархива: viewtopic.php?f=37&t=3330#p25643


Следующий текст приводится во изданию 1936 года книги Визе В.Ю., Моря Советской Арктики.
В тексте приведенном на сайте издания 48 года описание экспедиции гораздо короче ( viewtopic.php?f=52&t=2021&p=15992#p15992 )
Фотографии, которые пойдут далее дополняют его идеально.

глава "Освоение Северного морского пути", стр. 438-442

... К работе по практическому освоению великой морской полярной трассы Главное управление Северного морского пути, во главе которого правительство поставило О. Ю. Шмидта, приступило уже в следующем после похода "Сибирякова" году.

Наиболее крупным мероприятием, проведенным в навигацию 1933 года, следует считать первый опыт плавания грузовых пароходов из Архангельска в устье Лены. Для этой операции, выполненной под общим руководством Б. В. Лаврова, были использованы лесовозы "Товарищ Сталин" и "Володарский". Под проводкой ледокола "Красин" эти лесовозы, вместе с лесовозом "Правда" (имевшим назначение итти в бухту Нордвик в юго-западной части моря Лаптевых), 24 августа покинули остров Диксона и взяли курс на северо-восток, к проливу Вилькицкого. На основании данных ледовой разведки, незадолго до того предпринятой с гидроплана А. Д. Алексеевым, путь был избран вдоль опушки шхер, расположенных у азиатского берега. Проводка лесовозов протекла без каких-либо осложнений до Русского острова (крайнего северного острова в архипелаге Норденшельда). Здесь были встречены большие ледяные поля, находившиеся в состоянии сжатия.

Благодаря предпринятой "Красиным" ледовой разведке на восток и юго-восток от Русского острова (стоившей ледоколу потери левого винта), удалось найти вполне проходимый для лесовозов путь, и 31 августа караван, к которому присоединились также ледокольные пароходы "Русанов" и "Сибиряков", стал на якорь у мыса Челюскина. На следующий день сюда подошел и пароход "Челюскин", следовавший из Ленинграда во Владивосток. Впервые северная оконечность Азии видела такое скопление судов —семь пароходов стояло одновременно у радиостанции мыса Челюскина. 1 сентября лесовозы продолжали свое плавание.

Благополучно достигнув устья Лены и выполнив в бухте Тикси разгрузочные операции "Товарищ Сталин" и "Володарский" в начале второй половины сентября вышли в обратный путь в Архангельск. У кромки льдов в море Лаптевых их поджидал "Красин", под проводкой которого караван (позже к нему присоединилась и "Правда") дошел до пролива Вилькицкого.

В это время, под влиянием установившихся морозов, море уже было сковано молодым льдом, а старые льды в проливе Вилькицкого сцементировало молодым льдом в одну цельную массу. Этот пролив, пройденный три недели назад, без всяких затруднении, оказался теперь, в двадцатых числах сентября, уже непроходимым для лесовозов даже под проводкой мощного ледокола. Не оставалось другого выхода, как поставить суда на безопасную зимовку. В качестве такого места были выбраны острова "Комсомольской Правды", у северо-восточного берега Таймырского полуострова.

Несмотря на то, что первое плавание торговых пароходов было, таким образом, связано с вынужденной их зимовкой, этот опыт является чрезвычайно ценным, и его следует рассматривать как важный шаг вперед па пути освоения Северо-восточного прохода. Сейчас можно с большой уверенностью сказать, что если бы вся операция по проводке судов первой лонской экспедиции была выполнена декадой раньше, то караван еще успел бы пройти через пролив Вилькицкого и вернуться в Архангельск. "Упущение времени смерти подобно" — это петровское выражение имеет в условиях Северного морского пути полную силу. Операция 1933 года показала также, что суда типа лесовозов нельзя считать вполне пригодными для плавания в устье Лены даже при наличии мощного ледокола. К такому выводу приходится притти тем более, что ледовые условия 1933 года, по сравнению с обычно наблюдающимися в районе между островом Диксона и устьем Лены, нельзя считать очень тяжелыми. Аномально неблагоприятным моментом 1933 года следует считать только чрезвычайную краткость навигационного периода (около 20 дней) в наиболее высоких широтах Северного морского пути. Одновременно с тремя лесовозами в 1933 году из моря Лаптевых в Архангельск возвращался ледокольный пароход "Русанов". Проводка его не составила для "Красина" особых затруднений, тогда как проводка лесовозов в конце сентября была уже невозможна. Этот факт с достаточной очевидностью говорит за необходимость применения для операций по Северному морскому пути судов специальной конструкции и достаточно мощных.

Вслед за проводкой в устье Лены лесовозов, "Красин" в том же году провел из устья Оби в устье Лены речной пароход "Первая пятилетка". Эта операция, выполненная под руководством капитана В. Л. Модзалевского без особых затруднений, подтверждает то, что лето 1933 года в районе морского пути между Енисеем и Леной нельзя причислить к очень тяжелым ледовым годам. В тяжелый ледовый год плавание простого речного судна было бы, конечно, невозможным.

Вместе с караваном судов, следовавших в 1933 году от острова Диксона в устье Лены, прошел в море Лаптевых и ледокольный пароход "Русанов" (капитан Б. Ерохин), имевший задачей устройство в бухте Прончищевой (на восточном берегу Таймырского полуострова) охотничье-промыслового становище. Эта задача "Русановым" была выполнена, несмотря на очень тяжелые условия разгрузки в бухте Прончищевой.

В том же году северную часть Карского моря посетила экспедиция на ледокольном пароходе "Сибиряков" под начальством проф. В. Ю. Визе. "Сибиряков" должен был сперва доставить грузы на станцию на мыс Челюскина и произвести здесь смену людей, а потом отправиться на научные работы в северную часть Карского моря.

"Сибиряков", под командой капитана Ю. К. Хлебникова, вышел из Архангельска 26 июля и, пройдя Маточкин Шар, 2 августа стал на якорь у острова Диксона, явившись первым судном, пришедшим сюда в навигацию 1933 года с запада.

В Карском море "Сибирякову" пришлось пройти полосу льда, местами сплоченного, шириной в 260 миль. К моменту прихода "Сибирякова" к острову Диксона бухта у радиостанции была еще покрыта невзломанным льдом (лето 1933 года было в северной части Карского моря очень холодным, и льды вскрылись поздно). У берега между мысом Михайлова и архипелагом Норденшельда в течение всего лета держался припай, шириной от 3 до 30 километров, а проливы в архипелаге Норденшельда вовсе не вскрывались.

Пополнив свои запасы угля в бухте Широкой (Енисейский залив), "Сибиряков" 8 августа вышел в море, имея целью достижение мыса Челюскина. Так как в начале августа льды у берега еще не вскрывались (весь Пясинский залив в это время еще стоял), то курс был проложен мористо. Кромку льдов "Сибиряков" встретил в северной широте 74°58' и восточной долготе 83°. По мере продвижения на восток льды, представлявшие собою большие ровные поля зимнего и отчасти весеннего происхождения, становились все более и более сплоченными и на меридиане 85°24' (при широте 76°08') явились окончательной преградой для продвижения вперед.

Имея только весьма ограниченный запас угля, "Сибиряков" не мог выжидать улучшения состояния льдов и был вынужден повернуть обратно к острову Диксона, куда и прибыл 19 августа. На пути были выполнены различные научные работы, посещены острова "Известий ЦИК" и открыт остров Арктического института.

После того как в бухте Диксона был взят уголь с лесовоза "Товарищ Сталин", "Сибиряков" покинул остров Диксона 24 августа. Идя то вместе с ленским караваном, то самостоятельно, "Сибиряков" 31 августа стал на якорь у мыса Челюскина. Выгрузка у мыса Челюскина, вследствие надвинутых вплотную к берегам льдов, находившихся большей частью в движении, была чрезвычайно затруднена. 13 сентября "Сибиряков" покинул мыс Челюскина, будучи вызван на помощь лесовозу "Правда", севшему на мель у входа в бухту Прончищевой.

16 сентября "Сибиряков" был снова у мыса Челюскина и в тот же день вышел в обратный путь к острову Диксона. К этому времени старый лед был уже крепко спаян молодим льдом, и так как, кроме того, осадка "Сибирякова" после выгрузки у мыса Челюскина была мала, то продвижение судна было чрезвычайно затруднено. Только 20 сентября "Сибиряков" достиг Русского острова — наиболее тяжелого в ледовом отношении района между островом Диксона и мысом Челюскина. К северу от этого острова "Сибиряков" оставался до 27 сентября, будучи большей частью затерт льдами и лежа в дрейфе. 27 сентября к "Сибирякову" подошел "Красин", возвратившийся вместе с "Русановым" из моря Лаптевых, и без труда вывел "Сибирякова" на более легкие льды к западу от архипелага Норденшельда.

30 сентября "Сибиряков" был снова у острова Диксона. Так как здесь не удалось пополнить угольных запасов и, кроме того, время года было уже позднее, то от научно-исследовательского рейса в северную часть Карского моря пришлось отказаться и возвращаться в Архангельск. Задержавшись в Югорском Шаре на восемь суток в ожидании угля, "Сибиряков" 16 октября прибыл в Архангельск. Хотя предполагавшийся специальный научно-исследовательских рейс "Сибирякова" и не состоялся, тем не менее попутно были выполнены существенные научные работы, главным образом по биологии (Г. П. Горбунов), микробиологии (проф. Б. Л. Исаченко) и морским грунтам (Г. Ф. Уль).

Операцию по снабжению станции на островах Сергея Каменева в 1933 году должен был выполнить ледокольный пароход "Седов" (капитан Д. И. Швецов). Вместе с тем этот пароход должен был устроить научно-исследовательскую базу на мысе Оловянном в проливе Шокальского. В течение почти целого месяца "Седов" тщетно пытался подойти к Северной Земле как с запада, так и с юга и юго-востока, тяжелые льды всюду преграждали доступ к берегам. По сведениям станции на островах Сергея Каменева, невзломанный торосистый припай держался у западного берега Северной Земли в течение всего лета. На обратном пути в Архангельск "Седов" посетил остров Уединения.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11572
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Штаб Первой Ленской транспортной экспедиции

Сообщение polarpost.ru » 21 Январь 2013 22:13

материалы из темы разбора найденного фотоархива: viewtopic.php?f=37&t=3330#p25643


На одной из фотографий видна фотография "Красина" на стене.
В центре - Б.В. Лавров, на второй - рядом явно стоит В.Ю. Визе.

Изображение Изображение Изображение

Снимок сделан 23 августа 1933, когда "Красин" стоял еще на Диксоне. Туда же подошел и "А. Сибиряков".

По М. И. Белову. "История открытия и освоения СМП", т. IV, стр. 249

23 августа на ледоколе "Красин" состоялось совещание всех капитанов, на котором был выработан маршрут движения каравана к проливу Вилькицкого. Опыта плавания грузовых судов вдоль западного берега Таймыра тогда не было, однако после долгой и горячей дискуссии, в которой принял участие начальник экспедиции на л/п "Сибиряков" В. Ю. Визе, большинство все же согласилось направить лесовозы вдоль берега, оказавшись от более мористого маршрута. За прибрежное плавание высказался и обслуживающий караван летчик А. Д. Алексеев.
polarpost.ru
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 13 Февраль 2008 01:10

1933: Первая Ленская экспедиция. Лесовоз "Товарищ Сталин"

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Январь 2013 22:20

Оригинальная тема: viewtopic.php?f=37&t=3330#p25646

Изображение

Изображение
Изображение

Изображение
Изображение

Изображение
Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11572
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1933: Первая Ленская экспедиция. Лесовоз "Володарский"

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Январь 2013 22:22

Оригинальный пост: viewtopic.php?f=37&t=3330#p25647

Один из кадров похоже сделан с самолета, во время авиаразведки.
Человек слева на переднем плане одной из фотографий - возможно Лавров.

Изображение Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11572
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1933: Первая Ленская экспедиция. Лесовоз "Правда"

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Январь 2013 22:23

Изображение Изображение

Одна фотография перекликается с фотографией "Володарского" постом выше.
Возможно Лавров как начальник экспедиции обходит пароходы.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11572
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1933: Первая Ленская экспедиция. Л/п "Владимир Русанов"

Сообщение polarpost.ru » 21 Январь 2013 22:24

Очевидно, что и снимки л/п. "Владимир Русанов" следует отнести к этой же экспедиции, поскольку он принимал участие в ее проводке.

Изображение Изображение
polarpost.ru
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 13 Февраль 2008 01:10

1933: Первая Ленская экспедиция. "Первая пятилетка"

Сообщение polarpost.ru » 21 Январь 2013 22:26

ИзображениеИзображениеИзображение
"Первая пятилетка" (кап. А. Н. Микешин) и лихтер на буксире.
polarpost.ru
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 13 Февраль 2008 01:10

1933: Первая Ленская экспедиция

Сообщение polarpost.ru » 21 Январь 2013 22:27

Возможно "Александр Сибиряков"

ИзображениеИзображение
polarpost.ru
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 13 Февраль 2008 01:10

1933: Первая Ленская экспедиция

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Январь 2013 22:28

Изображение
Изображение
Возможно это "Челюскин".
Снятая часть парохода ни похожа ни на один другой к-рые есть в архиве - т.е. фотография единственная. Но она очень напоминает палубу именно "Челюскина", с которым "Красин" в ту навигацию встречался.

Для сравнения - фотография "Челюскина" после постройки, еще под именем "Лена".
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11572
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1933: Первая Ленская экспедиция

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Январь 2013 22:32

Белов М.И., История открытия и освоения Северного морского пути. Том четвертый: Научное и хозяйственное освоение Cоветского севера 1933-1945 гг. // Л., Морской Транспорт, 1969, стр. 246-252

К теме удаленных сообщений: капитан п/х "Правда" в навигацию 33 года не Балицкий, а Сергеев. Опознанный на фотографии Балицкий Х.А. - в 33 г. капитан п/х «Тов. Сталин». Капитаном "Правды" Балицкий стал в следующую навигацию 1934 года (стр. 157)

Первая Ленская экспедиция

Непосредственной задачей экспедиции являлась доставка из западных портов СССР на Лену различных грузов, а также переброска туда с Оби и Енисея речных судов. «1-я Ленская экспедиция, — писал ее начальник Б. В. Лавров, — была трудной для осуществления именно потому, что она была первой. Она не ставила задач изыскательского характера, но по логике вещей она должна была быть одновременно и изыскательской, и хозяйственной. Она должна была дать груз Якутской республике и открыть этой стране ворота через Ледовитый океан в порты СССР». Зимой 1932/33 г. в Москве и Ленинграде состоялся ряд важных совещаний, определивших объем перевозок и порядок движения судов. Были назначены, кроме общего руководителя, два его помощника — начальник морской проводки капитан М. Я. Сорокин, и начальник речной части капитан В. Л. Модзалевский. В состав морского каравана вошли пароходы «Володарский» (капитан Н. В. Смагин), «Правда» (капитан Сергеев) и «Тов. Сталин» (капитан X. А. Балицкий). На л/к «Красин» (капитан Я. П. Легздин) возлагалась проводка судов экспедиции. Кроме того, ледокольные пароходы «А. Сибиряков», «Г. Седов» и «В. Русанов» должны были следовать вместе с караваном и помогать ему в прохождении льдов.

Речная часть состояла из мощного буксирного теплохода «Первая пятилетка» (капитан А. Н. Микешин) и большого железного лихтера № 7 грузоподъемностью 3500 г. шедших с Оби.

На речных и морских судах работали научные сотрудники, которые проводили синоптические и гидрологические наблюдения. Судовой состав подбирался с учетом опыта ледового плавания, особенно тщательно укомплектовывались команды речных судов. Два самолета-разведчика — один с Диксона, другой с мыса Челюскин — обеспечивали экспедицию ледовой информацией. Экспедиция приняла запас продовольствия и угля в расчете на 15 месяцев.

В период подготовки экспедиции Главсевморпути получало массу заявок на доставку грузов якутским организациям, но среди них не оказалось ни одного предложения на вывоз грузов из Якутии на запад. Это обстоятельство показывало, что в недалекой перспективе ленские морские перевозки могут развиваться только как односторонние.

Из-за небольшой грузоподъемности судов многие заявки выполнить не удалось. При задании 5461 т было принято для доставки в Якутию 1800 т. ржаной муки, 326 г. сахара и 70 г. других грузов. Остальные грузы—это оборудование для Нордвика. На морских судах находилась геологическая экспедиция во главе с Н. Н. Урванцевым.

Лидер экспедиции л/к «Красин» вышел из Ленинграда 17 июля 1933 г. и 26-го прибыл в Мурманск. 8 августа из Архангельска отправились на Лену пароходы «Правда», «Тов. Сталин» "и «Володарский». Через Маточкин Шар 13 августа они вошли в Карское море, 18 августа под проводкой «Красина» достигли порта Диксон. Через два дня туда прибыл -с Оби буксирный теплоход «Первая пятилетка» и лихтер № 7.

Путь резных судов к Диксону был нелегким. Покинув Омск 18 июля, «Первая пятилетка» продвигалась по мелководному Иртышу с большим трудом, часто садилась на мель; (Против обыкновения Обская губа все еще не освободилась от зим.него льда. Только 14 августа, после почти месячного плавания, речники добрались до Нового Порта. Таким образом, к началу 20-х чисел августа все транспорты экспедиции сосредоточились в порту Диксон, откуда речным судам предстоял необычный поход по ледовитым морям. Первыми из Диксона вышли морские суда. 23 августа на ледоколе «Красин» состоялось совещание всех капитанов, на котором был выработан маршрут движения каравана к проливу Вилькицкого К Опыта плавания грузовых судов вдоль западного берега Таймыра тогда не было, однако после долгой и горячей дискуссии, в которой принял участие 'начальник экспедиции на л/п «Сибиряков» В. Ю. Визе, большинство все же согласилось направить лесовозы вдоль берега, отказавшись от более мористого маршрута. За прибрежное плавание высказался и обслуживавший караван летчик А. Д. Алексеев.

Вечером 24 августа «Красин» повел лесовозы и ледокольные пароходы на восток. Ледовые условия в северо-восточной части Карского моря, как и предсказывали ученые, оказались тяжелыми. Уже 26 числа суда встретили большие ледяные массивы, преодолеть которые без помощи ледокола не могли. Мешал плаванию и густой туман. Ледокол, после помощи пароходу «Челюскин», присоединился к каравану только у островов Скотт-Гансен. В 9-балльном льду прокладывать путь ему пришлось всем корпусом, работая на всю мощь.

Следовавшие за ним суда застревали в канале битого льда и просили о помощи. Лед настолько сплотился, что даже ледокольные пароходы, шедшие позади каравана, не рисковали приблизиться к лесовозам, 29 августа 'В районе острова Русского «Красим» оставил грузовые суда и вышел на разведку. В тяжелом льду обломался конец левого гребного вала с винтом. По оценке капитана М. Я — Сорокина, авария привела к .потере 25% мощности и 50% управляемости кораблем и создала угрозу срыва всей экспедиции.

Тем временем оставленные ледоколом у о. Русского лесовозы попали в сильное сжатие. Пароход «Володарский» получил вмятины, повреждения имели и другие лесовозы. Создалась серьезная обстановка, грозившая гибелью судов. Тогда поврежденный ледокол возвратился к лесовозам и приступил к их околке. С большим трудом ледоколу удалось вывести суда на чистую воду. К вечеру 31 августа с парохода «Тов. Сталин» донесли о самовозгорании угля. Положение становилось опасным, так как его трюмы были загружены бочками с бензином и динамитом для геологов. «Красин» и «Сибиряков» пришли на помощь бедствующему судну, приняв уголь в свои трюмы. Тем временем прибыло сообщение об аварии самолета-разведчика у мыса Челюскин, где он совершил вынужденную посадку на воду, а затем его выбросило на мель, спасаясь от напора льдов. Это был серьезный урон, так как караван лишился важного средства ледовой разведки. 31 августа экспедиция достигла пролива Вилькицкого, миновав самый опасный участок пути. 1—2 сентября лесовозы отправились на Лену без ледокола, ушедшего на Диксон, так как предполагали, что море Лаптевых очистилось ото льда2. Но уже у о-вов Комсомольской Правды суда встретили тяжелые льды и просили ледокольной помощи 1. Льды находились и южнее островов Комсомольской Правды. Однако «Красин» не смог вернуться назад, так как шел навстречу речному каравану. Тогда опытные капитаны решили идти во льдах самостоятельно. К месту назначения они прибыли благополучно. Первым пришел в бухту Нордвик пароход «Правда» (3 сентября). К сожалению, из-за неизученности подходов к берегу пароход сел на не отмеченную на карте мель. То же произошло в бухте М. Прончищевой, куда «Правда» затем направилась для выгрузки нордвикских грузов; с парохода пришлось выбросить часть драгоценных грузов в воду. С банки пароход сошел с помощью л/п «Русанов». Удачнее было плавание пароходов «Володарский» и «Тов. Сталин». Они пришли в Тикси 7—8 сентября. С прибытием лесовозов в Нордвик и Тикси первая часть Ленской экспедиции завершилась.

Большие опасения вызывал морской поход речных судов. Правда, в 20-х годах в юго-западной и южной частях Карского моря было совершено несколько переходов небольших гидрографических шхун. Однако условия плавания в южной части Карского моря и в его северовосточной части, а также в проливе Вилькицкого и в северной части моря Лаптевых несопоставимы.

Речной караван отправился с Диксона только 2 сентября. «Иду курсом на остров Расторгуева, —телеграфировал В. Модзалевский Б, Лаврову, — прошу позаботиться авиаразведкой и высылкой ледокола»2. И все же большая часть плавания проходила без сопровождения ледокола. Речники успели подойти к архипелагу Норденшельда раньше, чем к ним присоединился «Красин», хотя лед встретился уже через несколько часов после выхода с Диксона. В течение трех суток, лавируя между ледяными полями, благодаря опытности капитанов Микешина и Модзалевского теплоход с лихтером на буксире неуклонно продвигался к мысу Челюскин. Из-за неожиданных остановок во льдах, чтобы лихтер по инерции не наскочил на теплоход, был вытравлен на всю длину манильский трос. Это давало возможность лихтеру маневрировать, а теплоходу безопасно продвигаться. На пятые сутки после выхода с Диксона речной караван под проводкой «Красина» вошел в пролив Вилькицкого и, не задерживаясь здесь, направился дальше — в море Лаптевых.

Таким образом, «Первая пятилетка» стала вторым после парохода «Лена», совершившего плавание проливом Вилькицкого в 1878 г., речным судном, прибывшим к мысу Челюскин, самой северной точке Евразийского континента.

Опасности поджидали речников и в море Лаптевых. 8—9 сентября «Красин» попал в полосу тяжелых льдов, где с большим трудом смог проложить канал для идущего позади него теплохода. «Первая пятилетка» и лихтер искусно использовали разводья и осторожно следовали за ледоколом. 10 числа они прошли последние перемычки льда, а 12 сентября благополучно прибыли — в бухту Тикси. Расстояние 1126 миль от о. Диксон до бухты Тикси было пройдено за 9,5 суток, за 229 ч, из которых 173 ч. или 75% времени, суда находились во льду3. Всего суда Ленской экспедиции доставили на Лену 4388 т груза.

«Успех перехода, — писал В. Л. Модзалевский, — надо отнести к удачному подбору личного руководящего морского и научного, а также рядового состава, вполне оправдавших возложенные на них задания... Подбор команды, набранной из омских речников, — продолжал В. Л. Модзалевский, — был выше всяких похвал — Судовые организации в лице предсудкома т. Ушакова и секретаря ячейки ВКП(б) т. Ярушина содействовали в полной мере сплочению всего коллектива работников и сумели мобилизовать всю их энергию на выполнение поставленной перед речной частью экспедиции задачи». Во время всего морского перехода, начиная от Нового Порта, велись ледовые и гидрологические наблюдения, лоцманские заметки, зарисовки приметных островов и мысов. Было сделано 86 промеров глубин, взята 91 проба воды, произведено 10 сборов планктона. С прибытием речных судов в бухту Буорхая Ленская экспедиция успешно завершилась. Собрание команд Ленской экспедиции, состоявшееся в Тикси, единодушно направило Якутскому обкому ВКП(б) и Совнаркому ЯАССР телеграмму следующего содержания: «Несмотря на тяжелые ледовые условия этого года, многочисленные штормы и туманы, морские суда доставили к пределам Якутской республики грузы продовольствия, промтоваров и экспедиционного снаряжения».

Далее в телеграмме говорилось, что «Северный морской путь может явиться надежной транспортной артерией для связи Якутской республики и также Восточного Таймыра с остальными портами СССР и Запада. На основе этого общее собрание уверено, что под руководством Якутского обкома и Совнаркома приморский север и также долины рек Хатанги, Анабара, Лены, Индигирки и другие получат полную возможность активно участвовать в реализации лозунга индустриализации СССР и что (Вторая Ленская экспедиция не только доставит товары в устье Лены, но и получит обратный груз».

В Тикси приход морских судов ожидало несколько десятков мелких и больших барж. Но до подхода теплохода они почти бездействовали. Не хватало буксиров. Приходилось спаривать по два пассажирских катера и ими буксировать баржи. Хорошо работали якутские грузчики. С приходом «Первой пятилетки» все изменилось; работа пошла быстрее и вскоре была окончена. 20 сентября «Первая пятилетка» повела весь речной караван, состоящий из 15 судов, вверх по Лене. Его возглавили лучшие ленские лоцманы А. Д. Богатырев и Марков.

В то же время пароходы отправились в обратный путь. «Нам надо еще, — писал Б. Лавров, — опровергнуть мнение Норденшельда, что Северный морской путь между Леной и Европой не может быть использован для хозяйственных целей».

На обратном пути их постигла неудача. 16 сентября, когда навигация в море Лаптевых была на исходе, суда покинули бухту Тикси и взяли курс на запад. 18 сентября к пароходам прибыл из Карского моря л/к «Красин». По пути к мысу Челюскин от удара о льдину у п/х «Тов. Сталин» погнулась полость гребного винта и сломалась валоповоротная машина. 19 сентября пароходы прошли мыс Челюскин, казалось, что плавание должно окончиться благополучно. Однако вскоре тяжелые многолетние льды преградили дорогу каравану на запад. Все попытки «Красина» пробиться западнее мыса Челюскин не увенчались успехом. С большим риском «Красин» отвел пароходы «Володарский», «Правда» и «Тов. Сталин» к островам Комсомольской Правды, оставив их на зимовку во льдах до навигации следующего года. Начальником зимовки был назначен Н. В. Смагин. На зимовке остались небольшие «судовые команды и геологи (Н. Н. Урванцев и др.) \ а также начальник Ленской экспедиции Б. В. Лавров (2 Б. В. Лавров совместно с летчиком М. Я. Линделем совершил перелет на Северную Землю, во время которого самолет потерпел аварию. С острова Октябрьской Революции потерпевшие с риском для жизни добрались до острова Домашнего, пройди по торосам и льдам 150 км (Бюлл. Аркт. ин-та, 1934, № 8—9, стр. 308 и 309).. Остальные моряки были доставлены на материк.

Благодаря хорошей организации и дисциплине зимовка прошла успешно. В осенне-зимний период с судов и побережья велись гидрометеорологические наблюдения. С наступлением навигации зимующие суда вышли в Карское море, как уже упоминалось, под проводкой л/р «Ф. Литке» и л/к «Ермак».

В целом первый Ленский поход прошел вполне успешно. В результате похода Якутская автономная республика получила выход в океан, связавший ее с центральными областями страны. Кроме того, Ленская экспедиция оказалась экономически выгодной. По данным Лено-Карской конторы Главсевморпути, прибыль от Ленской транспортной экспедиции выразилась в сумме 161 578 руб., а себестоимость одной перевезенной тонны груза составила 326 руб. 66 коп., что было намного дешевле, чем перевозки грузов смешанным железнодорожным, гужевым и водным путем. Это немаловажное обстоятельство положительно повлияло на организацию новой экспедиции на Лену.

ссылки:
Ленская морская транспортная экспедиция 1933 года. Бюлл. Аркт. № 5, стр. 216—218.
В. Модзалевскии. Проводка речных судов из реки Енисея в в 1933 году. Бюлл. Аркт. ин-та, 1934, № 1, стр. 8—9.
Б. В. Лавров. Первая Ленская, М., 1936, стр. 12.
Капитану М. Я. Сорокину принадлежат два варианта плана Ленской морской экспедиции (ЦА ММФ, ГУСМП, оп. 87, д. 12, лл. 1—50).
Капитан В. Л. Модзалевекий составил план организации морского перехода речных судов с Оби и Енисея на Лену (ЦА ММФ, ГУСМП, сл. 87, д. 12, лл. 62—81).
См. также: В. Л. Модзалевский. Отчет начальника проводки речных судов Ленской экспедиции ГУСМП 1933 года (Фонды ААНИИ, 0-946).
ЦА ММФ, ГУСМП, ф. Морское управление, д. 1933 г. Отчет начальника проводки речных судов Ленской экспедиции ГУСМП 1933 года.
ЦА ММФ, ГУСМП, Комитет Севера, д. 915. Баланс сектора Карско-Ленской экспедиции за 1933 год.
М. Зингер. Ленский поход. Л., 1934, стр. 30—36; его же. Ленский поход. «Сов. Север», 1933, № 5; С. Морозов. Ленский поход. М., 1934, стр. 44—46.
П. К. Хмызников. Описание плаваний судов в море Лаптевых и в западной части Восточно-Сибирского моря с 1879 по 1935 гг. Л., 1937, стр. 104.
ЦА ММФ, ГУСМП, ф. Морское управление, д. 1933 г., л. 172. Отчет начальника проводки речных судов Ленской экспедиции ГУСМП 1933 года.
ЦПА ИМЛ, ф. 475, оп. 2, д. 27, л. 172. Материалы о Нордвике и бухте Тикси.
ЦА ММФ, ГУСМП, ф. Морское управление, д. 1933 г., лл. 80—82. Отчет начальника проводки речных судов Ленской экспедиции ГУСМП 1933 года.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11572
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1933: Первая Ленская экспедиция

Сообщение Александр Андреев » 22 Январь 2013 09:57

ПРОВОДКА РЕЧНЫХ СУДОВ ИЗ РЕКИ ЕНИСЕЯ В РЕКУ ЛЕНУ В 1933 ГОДУ

Бюлл. Аркт. инст., Л., 1934, № 1, стр. 8—9

В 1933 г. Главным Управлением Северного морского пути, при организации Ленской морской экспедиции,1 с целью усиления речного флота р. Лены, неспособного в его настоящем виде поднять прибывшие морем грузы вверх по реке до Якутска, было решено перебросить с р. Оби в р. Лену мощный буксирный теплоход, в 1400 сил, „Первая Пятилетка“ и большой железный лихтер № 7, грузоподъемностью в 3500 тонн. Эта трудная задача была возложена на капитана В. Л. Модзалевского.

После подготовки речных судов к морскому и ледовитому переходу и после приемки необходимых запасов и снабжения, на случай вынужденной зимовки, в расчете на 15 месяцев, суда вышли из Омска 18 июля и, после 27 дней плавания по рекам Иртышу и Оби, прибыли в Новый Порт в Обской губе. 22 августа, одновременно с л/к „ Красин “ и морскими пароходами, вся экспедиция в целом сосредоточилась на о-ве Диксона.

Воздушная разведка, произведенная 24 августа самолетом № 2, показала, что ледовое состояние северовосточной части Карского моря является чрезвычайно тяжелым даже для морских пароходов, но тем не менее эти суда, под проводкой „Красина", в тот же день вышли по назначению.

Речная часть, оставаясь у о-ва Диксона в ожидании получения дальнейших сведений о ледовом состоянии моря после прохода морских судов, переживала тревожные дни, так как получавшиеся сведения давали мало надежды на то, что дальнейшее движение речных судов будет возможно. Наконец 2 сентября, уже после того как морские суда обогнули мыс Челюскина, пароход „Первая Пятилетка", имея на буксире тяжелый лихтер, двинулся в дальний путь. „Красин" еще был по ту сторону Челюскина, новой ледовой разведки не было, но надо было торопиться: навигационный срок приходил к концу, а потому речные суда двинулись самостоятельно.

Уже через несколько часов после выхода с о-ва Диксона был встречен лед, сначала разреженный, а затем постепенно сгущавшийся. В течение трех суток, лавируя между льдинами и ледяными полями, описывая зигзаги, иногда возвращаясь назад, в поисках выхода из ледяных тисков, речные суда неуклонно двигались вперед на северо-восток — к мысу Челюскина.

К счастью, погода благоприятствовала этому движению: сильных ветров не было и сильных сжатий льда не наблюдалось. Через трое суток, уже при подходе к проливу Вилькицкого, караван был встречен „Красиным". Эта встреча оказала экспедиции сильную моральную поддержку, дав ей надежду на успех дела. 7 сентября, при общих радости и ликовании, был пройден мыс Челюскина, видеть который до сих пор удавалось очень немногим морякам, а речники видели его впервые. Самые тяжелые дни экипажу пришлось пережить 8 и 9 сентября в море Лаптевых, когда мощный ледокол „Красин" неоднократно застревал во льдах и вынужден был отступать перед ними. Для речного парохода „ Пятилетка “ с тяжелым лихтером, длиной в 100 м, на буксире создавались чрезвычайно тяжелые положения в густом льду (до 9 баллов) и при температуре воздуха 5° ниже нуля и воды 1,5° ниже нуля, при начавшемся уже образовании молодого льда. Однако, энтузиазм экипажа и его настойчивость, вместе с необходимой осторожностью при маневрировании слабых речных судов, преодолели и эти препятствия. 10 сентября утром были пройдены последние перемычки льда, и, после прощания с „ Красиным“, речные суда пошли открытым морем дальше. 12 сентября „ Пятилетка" и лихтер вошли в бухту Тикси и стали вблизи морских пароходов, прибывших туда 8 сентября и выгружавших привезенные ими грузы.

Немедленно после прихода в бухту Тикси „Пятилетка" и лихтер № 7 приступили к работе: „Пятилетка" занялась подачей порожних барж и отводом уже груженых, а лихтер, поставленный между двумя пароходами, принял на себя до 1500 тонн муки в мешках. Это дало возможность морским пароходам быстро закончить выгрузку и выйти в обратный рейс.

После приема всех грузов на непаровой речной флот и лихтер, суда вышли вверх по Лене. Все пятнадцать судов были прибуксированы в Якутск силою одной „Пятилетии". Впервые за всю историю якутского севера он получил снабжение, какого никогда не имел.

При штабе речной части Ленской экспедиции находились несколько научных сотрудников, которыми разработан обширный план научных попутных работ. Однако, рекордная быстрота, с которой был совершен морской переход от о-ва Диксона до бухты Тикси, именно в 9,5 суток, позволила выполнить только часть намеченных работ.

Всего от Омска до Якутска речными судами пройдено около 7700 км, из них 3200 км морем и в том числе около 1000 км во льдах.

В. МОДЗАЛЕВСКИЙ
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3066
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения