2011: Шельф-2011

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

Шельф-2011

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Август 2011 16:11

Любопытно: две недели ниодного коммента к разговору о том, что США уже наложили лапу на Арктику. Видимо, одно из двух: либо полное согласие, либо полное неприятие.

Это где они ее наложили, и главное - как? :scratch:
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Шельф-2011

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Сентябрь 2011 12:26

«Россия» вернулась в Мурманск
07 сентября 2011: Отдел внешних связей Росатомфлота http://www.rosatomflot.ru/index.php?men ... newsid=356

    4 сентября в районе Земли Франца-Иосифа атомный ледокол «Россия» и научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» завершили работы по определению высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике. Это уже второе подобное исследование, первое в прошлом году обеспечивал атомный ледокол «Ямал».

    Экспедиция стартовала из Мурманска 5 июля, и, по мнению специалистов ААНИИ, прошла успешно. За два месяца исследовали 6000 км сейсмических профилей с качеством, отвечающим требованиям Комиссии ООН по установлению внешней границы континентального шельфа России в Арктике. Определение толщины донных отложений является одним из важнейших критериев, доказывающих, что граница шельфа проходит именно вдоль хребта Ломоносова и Менделеева. Для проведения таких изысканий «Академик Федоров» был оснащен специальной сейсмической косой длиной 4500 метров и двумя линиями пневмопушек объемом 2000 куб.дюймов.

    Задача атомного ледокола «Россия» состояла в том, чтобы обеспечивать движение научно-исследовательского судна с постоянной скоростью. Перед экспедицией у специалистов были сомнения, но сейчас понятно, что технология себя оправдала. Можно смело говорить, что изыскания подобной сложности в столь высоких широтах проводились впервые в мире.

    По мнению руководителя экспедиции, исследования прошли успешно благодаря профессиональной работе экипажа атомного ледокола «Россия» и лично капитана Александра Спирина.

    Данные, полученные в ходе работ, лягут в основу доказательной базы заявки России в ООН. Доказав, что граница шельфа расположена именно вдоль хребта Ломоносова и Менделеева, россияне смогут осваивать месторождения нефти и газа на данной территории.

    7 сентября атомоход вернулся в порт приписки Мурманск. Уже в конце следующей недели атомный ледокол снова выйдет в море – на этот раз «Россия» отправится к дрейфующей станции «СП-38» для ее эвакуации и организации новой «СП-39» . Эта экспедиция продлится почти четыре недели.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Шельф-2011

Сообщение Чумаченко Г.С. » 11 Сентябрь 2011 13:53

Здесь - интересные подробности похода "ВГКШ-2011" и работы "Федорова" -"России"
(мастерство экипажа, проблемы ледокольной проводки, сбережения сейсмокосы во льдах, здоровья члена команды)
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201109073548

Мужественная скромность
Проложив путь во льдах «Академику Федорову», в родной порт возвращается атомоход «Россия»
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 07.09.2011 http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201109073548

Сегодня атомоход «Россия» должен вернуться в Мурманск. Скорее всего, когда вы читаете эти строки, он уже стоит у причала. Во всяком случае, экспедиция, имевшая целью добыть научные данные для определения внешней границы континентального российского шельфа, завершена. Научно-исследовательское судно «Академик Федоров», с борта которого ученые занимались сбором сведений, идет своим путем. Полученная информация будет еще не один месяц изучаться и обрабатываться в научно-исследовательских институтах, прежде чем превратится в заявку России, которая ляжет на стол специальной комиссии ООН. А атомный тезка страны, прокладывавший во время экспедиции путь «Федорову» во льдах, свое дело сделал. О том, как он его делал, рассказывается в очерке журналиста Владимира БЛИНОВА.

Когда-то выдающийся арктический капитан Юрий Кучиев двумя словами, вынесенными в заголовок, по-моему, наиболее емко охарактеризовал отношение моряков ледокольного флота к своему делу. Время героических дел в Арктике вроде бы ушло в прошлое. Нынче героями называют разве что экстремалов, отправляющихся на просторы белого безмолвия на лыжах или собачьих упряжках, чтобы в итоге вписать еще одну строчку в Книгу рекордов Гиннесса. Подвиги папанинцев, челюскинцев, которые и совершались-то не ради рекордов, а на благо человека и человечества в Арктике, - все они ушли в прошлое. По здравому рассуждению это естественно: технический прогресс заменил усилия героев-одиночек и в чем-то даже сделал их бессмысленными. Проще говоря, техника поглотила героическую составляющую в широкомасштабном изучении самого сурового региона планеты... Но жизнь часто оказывается богаче самых убедительных рассуждений. И события экспедиции «Арктика-2011» по определению внешней границы континентального шельфа России служат тому наглядным подтверждением.

Эти исследования сулят нашей стране приращение национального суверенитета над миллионами квадратных километров снежно-ледяной пустыни. Но это на поверхности океана, а под его дном таятся неизмеримые запасы нефти и газа. Они могут стать решающим аргументом в конкуренции стран за мировое лидерство в ХХI веке, ведь Арктика объявлена последней природной кладовой планеты, наземные ресурсы которой драматически истощаются. И слава богу, борьба эта сегодня идет в мирном русле, цивилизованно, как это провозглашено ООН, объявившей всем странам правила и условия присоединения новых территорий и регионов влияния. Так что воспринимаемая теперь как будничная, в чем-то даже рутинная работа российских арктических ученых и моряков - это лишь внешнее проявление усилий нашего государства для защиты своих национальных интересов.

Но и будни бывают разными.

Очередная экспедиция по изучению шельфа началась в июле. Научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» совместно с атомным ледоколом «Россия» приступили к работам в котловине Нансена, что расположена в северо-западной части Ледовитого океана. Предполагалось, что к этому времени летняя ледовая подвижка серьезно облегчит проведение работ, но прогнозы ученых института Арктики и Антарктики оказались излишне оптимистичными - природа дала послабление участникам экспедиции только 20 днями позже. А пока оставалось бороться со льдом, теряя время и прилагая все усилия.

Ледовые условия в районе исследований сложились на редкость тяжелыми, что сполна могут оценить только специалисты: сплошной 9-10-балльный лед толщиной до полутора метра перемежался с часто встречавшимися торосами высотой до 2-2,5 метра... И ко всему - сплошной густой туман, когда «Академик Федоров» на удалении ста метров визуально почти не просматривал идущую впереди «Россию».

Впоследствии научный руководитель государственного проекта Роснедр по установлению внешней границы континентального шельфа в Арктике Иван Глумов ситуацию оценит так: «Это был экстремальный тренаж по ледовой проводке судна «Академик Федоров», которое буксировало за собой сейсмическую косу длиной 4500 метров и две линии пневмопушек объемом 2000 кубических дюймов».

Мнение авторитетного арктического исследователя где-то и поражает воображение, но опять же мало что говорит неосведомленному человеку. И за разъяснением я обращаюсь к начальнику штаба морских операций Росатомфлота Николаю Бабичу.

- На чистой воде вести подобные исследования одно удовольствие, - поясняет он.- А во льдах, говорю без преувеличения, - драма... Ученым необходимо удерживать инструменты исследований на строго определенной глубине, а для этого требуется, чтобы судно двигалось с постоянной скоростью и ни в коем случае не останавливалось. Иначе сейсмическая коса всплывет, начнет цепляться за ледяные препятствия, а в худшем случае можно потерять эту громоздкую дорогостоящую технику... И теперь представьте, каково в этой ситуации судоводителю ледокола. От него зависит, чтобы канал во льдах, по которому «след в след» движется экспедиционное судно, был ровным, а не вихлястым. И чтобы при этом дистанция между кораблями не сокращалась до опасного предела, грозящего столкновением. А лед-то, он разный, от обломков на чистой воде до восьми метров толщины в торосах, да еще и по площади сравним то с детской площадкой во дворе, а то с десятком футбольных полей, протянувшихся по курсу... Но иного не дано: в тумане по локатору капитан и его помощники решают, куда идти дальше, как нанести удар в сплошном панцире, чтобы лед раскололся и не препятствовал равномерному движению со строго выдерживаемой скоростью. Не только в отечественной, но и в мировой практике по пальцам можно пересчитать примеры успешной работы в таких условиях...

Николай Григорьевич Бабич, долгие годы отдавший Арктике, словно в воду глядел, описывая коварный нрав льдов. Впрочем, лучше опять предоставить слово непосредственному участнику событий. Радиограмма Ивана Глумова, направленная в адрес генерального директора Росатомфлота Вячеслава Рукши, передает весь драматизм событий, несмотря на сухой деловой тон:

«...при развороте в результате сжатия НЭС «Академик Федоров» оказался на время в ледовом плену и встал, что стало губительным для забортной геофизической аппаратуры. АЛ «Россия» предпринял экстренные меры по обкалыванию, вызволению его из «ледового плена» и обеспечению подъема на борт в ускоренном скоростном режиме пьезокосы длиной 4500 метров и двух линий пневмопушек. К счастью, конструкция этих ключевых геофизических приборов американской фирмы «ION-GXT» оказалась настолько надежной, что позволила поднять их на борт в сплошном льду практически без повреждений. Были оборваны лишь буксировочные стальные тросы диаметром 30 мм».

Арктика, как и сама жизнь, непредсказуема. После тяжелейших испытаний в котловине Нансена, захода на Шпицберген для пополнения запасов и водолазного обследования подводной части пьезокосы и пневмопушек суда научной экспедиции в начале августа перешли в район котловины имени другого знаменитого норвежца - Амундсена, где ледовая обстановка складывалась более благоприятно.

К этому времени оставался жесточайший лимит рабочего времени на продолжение исследований, но, как известно, беда не приходит одна. Члену экипажа атомохода «Россия» потребовалась срочная медицинская помощь, которую было невозможно оказать на судне. И как ни дорого было время ученым, для которых оно все сжималось и сжималось, словно шагреневая кожа, капитан «России» Александр Спирин принял решение идти на Большую землю ради спасения тяжелобольного моряка. Для него и других в этой ситуации жизнь человека была ценнее, чем исследования, хоть и зависит от них будущее страны.

Уже ясно, что в установленные сроки упущенного не наверстать, но не об этом думал Иван Глумов: «Если ледовая обстановка северной части района исследований хотя бы немного улучшится, и будет принято решение на продление рабочей части экспедиции «Арктика-2011» на 7-10 дней, то есть уверенность в полном выполнении плановых работ в объеме 6000 погонных километров сейсмических профилей с качеством, отвечающим требованиям Комиссии ООН по установлению внешней границы континентального шельфа России в Арктике».

Глумов знает, о чем говорит. Он ведь не только маститый ученый, но и бессменный в течение 1999-2004 годов руководитель российской делегации на переговорах в ООН по установлению внешней границы континентального шельфа. Знает он и истинную цену усилиям моряков, обеспечивающим этот необычайно трудный рейс, и потому не стесняется в оценках: «Сложнейшие ледовые условия проверили нас на прочность, и прежде всего эффективность ледовой проводки, которую выполнял АЛ «Россия». Мне хотелось бы отметить блестящую работу экипажа «России» и прежде всего капитана Спирина А. М., который сутками был на капитанском мостике и лично руководил проводкой в тяжелых ледовых условиях...»

Не знает ученый разве о том, что Александр Михайлович Спирин прошел в начале своего судоводительского пути блестящую школу выдающегося и, по-моему, недооцененного капитана Василия Александровича Голохвастова. Тот не боялся доверять атомоход в нерядовой ледовой обстановке молодым штурманам, и они быстро набирались опыта. А Спирин по примеру учителя даже пробовал написать свои рекомендации по тактике ледового мореплавания. Так что ничего не рождается на пустом месте...
Сегодня мы с ностальгией вспоминаем ушедшее лето и совершенно не задумываемся, что где-то на бескрайних просторах Арктики несут свою вахту люди, для которых лета в нашем привычном представлении вообще не было в июльские и августовские дни. Но дело, ради которого они ушли в высокие ледовые широты, того стоит. И о нем необходимо знать и помнить не меньше, чем об отчаянных попытках одиночек, штурмующих труднопроходимые льды.




Дополнение к разговору об экспедиции и о Заявке РФ на шельф арктических морей
http://www.regnum.ru/news/fd-nw/arxangelsk/1443396.html
Особливо нового (по сравнению с уже вывешенным) нет.
Ну - хоть какой-то всё ж круг круг по воде...
Чумаченко Г.С.
 
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 05 Июль 2011 22:28

Шельф-2011

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Сентябрь 2011 13:00

Работы по обоснованию претензий России на арктический шельф выполнены на 90% - Сергей Иванов
20.09.2011, 12:40 http://portnews.ru/news/69885/

    Работы по обоснованию претензий России на арктический шельф выполнены на 90%. Как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», об этом в ходе заседания Морской коллегии при правительстве России, которое сегодня открылось в Санкт-Петербурге, сообщил заместитель председателя правительства Сергей Иванов.

    По его словам, осталось снарядить лишь одну экспедицию с этой целью в 2012 году, которая проведет бурение, чтобы доказать однотипность грунта на шельфе с российским.

    «Мы рассчитываем, что в 2012 году эти работы будут завершены. В конце 2012 года, я надеюсь, мы составим и отправим в ООН очень весомую заявку. Бурение - последний этап, который докажет, что состав грунта там является идентичным нашему», - сказал Иванов.

комментарий к новости:

Как вариант на чем собрались барить: "Валентин Шашин", буровое океанское судно
Бурение на шельфе - самый известный из спорных моментов и аргументов "почему нам не подтвердят заявку".
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Шельф-2011

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Сентябрь 2011 22:16

Все "общетеоретические" разговоры о шельфе переехали в более соответствующую, чем непосредственно экспедиционная, тему: viewtopic.php?f=10&t=4155
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Шельф-2011

Сообщение абрвалк » 27 Декабрь 2011 05:42

Приветствую всех!
Случайно напоролся в поисковике на данный ресурс. И в частности на тему экспедиции Шельф 2011.
Я понимаю что время уже много с того момента прошло, но все же... Если вам интересно могу рассказать некоторые подробности происходящего во время данного рейса, так как был непосредственным исполнителем сейсмических работ, как раз таки из числа "американцев", о коих сказанно почти ничего.
По данному моменту отмечу сразу, что бы не было странных толкований, коих много из за отсутствия инфы. Компания ION-GXT (США) предоставила оборудование (косу, регистрирующую станцию, навигационный комплекс), персонал (все вольнонаемные "фрилансы", но большая часть с опытом выполнения сейсмической разведки во льдах, как раз таки для ION-GXT) и собственно технологию, которая обеспечила выполнение работ во льдах. Суб подрядчик WGP (Великобритания) предоставила пневмоисточники, рабочие помещения (контейнеры), компрессора, генераторы.
Персонал... 18 человек: Представитель ION-GXT (идейный лидер) - (Канада); Нач. партии - (Великобритания); Навигация - 2 чел. (Россия, Франция) + технический специалист по нав. станции (Великобритания); Обзерверы - 4 чел. (Великобритания - 2, Новая Зеландия, Россия) + технический спец. по записывающей станции (США); Ганеры (Специалисты по источникам) - 5 чел. (Великобритания - 2, Россия, Азербайджан - 2); Специалист по компрессорам и генераторам (США); Ледовые лоцмана - 2 (Канада). Как видите упомянутые в СМИ "американские специалисты" - таковыми не являются за двумя исключениями. И соображения из разряда, что они там (в экспедиции) делали... ответ прост, работали.:)
И кстати говоря, много было добрых слов и в сторону экипажа Федорова и прекрасная статья о атомоходе Россия, и о экспедиции в целом. Нисколько не хочу опровергнуть этого. Но хочу вас заверить, что истинные тягости и трудности, решения которых и позволили выполнить данную работу более всего понесли специалисты обслуживающие пневмоисточники и все железо что было установленно на Федорове. Ибо еще в самом начале работ, из за недооценки окружающей среды и недостаточной сложенности действий всех занятых в данном проекте, частью оборудования были полученны повреждения, наличие которых вообще поставило под сомнение продолжение работ. Но как всем известно... Работа была выполненна. За что всем огромное спасибо.
Если заинтересует есть множество фотографий, как Федорова в докеТурку перед работами, так и во время работы.
абрвалк
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 04:03

Шельф-2011

Сообщение Большой » 27 Декабрь 2011 09:57

Нам, конечно же, очень интересны любые рассказы и любая информация от непосредственных участников экспедиции.
Форум в вашем распоряжении, выкладываете все, что считаете нужным и интересным. Особенно фотографии.
Среди форумчан тоже есть участники Шельфа-2011, поэтому есть замечательная возможность пообщаться и подискутировать. :good:
Аватара пользователя
Большой
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1238
Зарегистрирован: 22 Декабрь 2007 02:10

Шельф-2011

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Декабрь 2011 12:06

абрвалк пишет:Приветствую всех!
Случайно напоролся в поисковике на данный ресурс. И в частности на тему экспедиции Шельф 2011.
Я понимаю что время уже много с того момента прошло, но все же... Если вам интересно могу рассказать некоторые подробности происходящего во время данного рейса, так как был непосредственным исполнителем сейсмических работ, как раз таки из числа "американцев", о коих сказанно почти ничего.

Жаждем!
"Теория заговора беспощадного разбазаривания ресурсов Родины" - не самая популярная на форуме, но рассмотренная по возможности с разных точек зрения.
А экспедиционные работы - это всегда труд. Тяжелый, интересный, нужный.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Шельф-2011

Сообщение SVF » 27 Декабрь 2011 13:01

Да, интересен взгляд с "кормы" ;)

 P1110965.JPG
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Шельф-2011

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Декабрь 2011 13:51

Да, интересен взгляд с "кормы"

Цапу крутите?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Шельф-2011

Сообщение SVF » 27 Декабрь 2011 18:50

Ни в коем случае.
просто взгляд с мостика и с кормы - две большие разнизы.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Шельф-2011

Сообщение Алексей Рудой » 27 Декабрь 2011 18:58

Официальная информация - вот такая была: http://ice.tsu.ru/index.php?option=com_ ... iew&id=484
Если кто-то из участников этой экспедиции даст коммент ещё и на сайте под статьёй - будет здорово, так очень многим это профессионально интересно. Спасибо.
Аватара пользователя
Алексей Рудой
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 29 Ноябрь 2011 17:59
Откуда: Томск

Шельф-2011

Сообщение SVF » 27 Декабрь 2011 18:58

Коллеги, будет две недели новогодних праздников, я пободаюсь по по поводу результатов и и причин заморочек. Ладно?
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Шельф-2011

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Декабрь 2011 20:00

:good:
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Шельф-2011

Сообщение абрвалк » 27 Декабрь 2011 23:56

По поводу теории заговора.) Не думаю что она имела место быть в данном случае.

Немного об ION-GXT и как так получилось, что она выступила подрядчиком по сейсмике.

ION-GXT входит в группу компаний ION которая объединяет в себе ряд структур, которые занмаются выпуском оборудования и систем для сейсмики и родственных исследований.

Значится... входят (то что было использованно в исследовании): Бывшая Concept systems - реальный лидер по навигационным системам (порядка 80% всех сейсмических судов на данный момент оборудованны системами данной фирмы), для морской сейсмики и сейсмики OBC, в частности система Orca, которая и была задействованна в Шельф 2011. Отдельно хочу отметить, что система испытывала ряд трудностей, так как созданна для стандартных условий. А высокоширотность, негибкость в использовании проекций, в более высоких требованиях по точности (в отличии от того что мы имели)... все это вело к определенным сбоям. Но в целом, была специально доработана, и показала себя хорошо.

Следующее оборудование, коса и станция регистрации, непосредственно самой ION. Коса DigiStreamer на удивление показала себя с самой наилучшей стороны. Даже при серьезном воздействии льда, порой, ее заглублении более 100м (по причине остановок судна) что обычно ведет к повреждению гидрофонов и тд тп. Были серьезно повреждены лишь, если помню хорошо, 2 секции (2 по 100м).

Птицы DigiBird другой дочки IONа служили лишь как средства поддержания и фиксирования глубины. Компасов были лишены, так как не имело смысла их использовать (компасы магнитные).

То есть мы имели полностью комплекс в сборе.) Сразу замечу, вариант не худший. А учитывая опыт ION-GXT - вариант и вовсе опережающий остальных.

Об опыте. ION-GXT - если в кратце, компания, которая непосредственно занимается сбором (выступает в качестве заказчика, сама не производила исследования) геофизических данных, их интерпритацией и созданием базы данных. С последующей продажей. Компания последние три четыре года была серьезно ориентированна на исследования в Арктических широтах. Были проделаны работы в Гренландии, Канаде. Был собран реальный полевой опыт ведения таких работ, обкатка оборудования и технологий. От сюда и явные причины выбора данной компании как исполнителя сейсмики на Шельф 2011. Ибо все это проходить сначала, было бы куда накладнее, по моему мнению, и заняло бы больше времени, много больше. Хотя честно скажу, имею информацию,что в качестве исполнителя рассматривался вариант Севморнефтегеофизика (пожалуй единственная живая сейсмическая компания в стране), а так же предполагались заявки на исследования в институт Крылова, для создания системы защищающей оборудование от льда.
ION-GXT с этих работ получил естественно большие деньги, но плюс ко всему "зеленый" свет от чиновников на работы в России. Вот и вся идея... Ничего личного, только бизнес.

Как то помню спросил ледового лоцмана. Мол, Стью, а как так получается, что вы канадец, а по сути выполняете работу на своих конкурентов. На что он мне ответил, мне это интересно, так как это все же первый и уникальный проект, а польза будет всем.) Вот так вот по простому. И серьезно если даже не на доказательство принадлежности все это примерять, то в плане научном и производственном работа ценная.
абрвалк
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 04:03

Пред.След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения