2011: Шельф-2011

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Шельф-2011

Сообщение Иван Кукушкин » 28 Декабрь 2011 00:39

абрвалк пишет: Хотя честно скажу, имею информацию,что в качестве исполнителя рассматривался вариант Севморнефтегеофизика (пожалуй единственная живая сейсмическая компания в стране), а так же предполагались заявки на исследования в институт Крылова, для создания системы защищающей оборудование от льда.

А почему "хотя"?
Это же вполне естественные шаги. Как и то, что в итоге были использованы наилучшие возможности и лучшие специалисты.

А можете ли Вы примерно также доступно прокомментировать свежеприобретенный "Вячеслав Тихонов" и планы постройки его систершипов? viewtopic.php?f=10&t=4175
Интересно же, чего купили. Как у него с заявленными возможностями работы в Арктике? Нос у него какой-то совсем "не ледовый", подозрительный.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11750
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Шельф-2011

Сообщение Анна Юдина » 28 Декабрь 2011 16:21

Коллеги, добрый день!

Если буду делать ошибки, поправляйте, я здесь новичок. С недавних пор пишу про атомный флот на РИА Новости, и материалы понемногу копятся, некоторые из них здесь уже появлялись в виде цитат или текстов (даже не опубликованных на сайте РИА).
На а/л "Россия" мне посчастливилось ходить этой осенью в экспедицию "Арктика-2011". Во время долгих вахт на мостике атомохода капитан Александр Михайлович Спирин много рассказывал про работу на шельфе.
Также по итогам этой уникальной летней работы была 25 октября закрытая встреча в ГНИНГИ. Сергей Викторович Фролов на ней делал доклад, кстати говоря.

Может быть, будет интересно: Ученые из РФ отсняли более 26,5 тыс километров морского дна в Арктике

и вот рассказ Спирина: Экспедиция "Шельф-2011" научила премудростям работы в Арктике

Если я правильно поняла, экспедиция действительно несколько раз была близка к нервному срыву, скажем так. "Академик" все время подпрыгивал от работы пневмопушек, "Россия" бегала спереди, сзади и вокруг по всем возможным траекториям, чтобы обеспечить ровный ход НЭС и не допустить потери оборудования.

Вот кусочек из выступления капитана Спирина:

    :": "По моему мнению, большие недостатки были допущены при проектировании сейсмического оборудования и устройства для его крепления на НЭС "АФ", допущены просчеты с генераторами, которые обеспечивали подачу электроэнергии и воздуха на сейсмическое оборудование. Не было достаточного запаса сменно-запасных частей для электрогенераторов и сменного такелажа для крепления подводного оборудования. При работе винта НЭС "Академик Федоров" на полную мощность создавались мощные турбулентные потоки, которые перекручивали такелаж крепления пневмопушек с самим стримером и скегом. В экспедиции не было водолазов для устранения подводных неполадок.

    Были просчеты и со временем начала работ: ледовые условия для обычной проводки судна были благоприятными, но для безостановочного движения проводимого судна (с заданной скоростью) лед представлял серьезную преграду.

    Все это приводило к непроизводительным простоям или уходу из района работ на разреженный лед.

    На борту ледокола находились ледовые лоцмана - очень жаль, что им не были знакомы ледовые условия данных районов Арктики и возможностей атомного ледокола. Языкового барьера не было. Иногда даваемые ими рекомендации запаздывали, так как они постоянно консультировались со своими коллегами на НЭС "АФ
    ".
К сожалению, я не специалист, но из докладов участников экспедиции поняла, что основные трудности возникли именно с методами эксплуатации оборудования в довольно тяжелых льдах, а сами по себе "инструменты" показали себя с хорошей стороны. (Как дополнение к информации, предоставленной пользователем абрвалк).
Аватара пользователя
Анна Юдина
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 536
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 14:30

Шельф-2011

Сообщение Алексей Рудой » 28 Декабрь 2011 16:24

Анна, большое спасибо. Я взял вашу ссылку к себе на сайт в раздел "События". Ежели сильно возражаете, возразите, и я уберу.
Аватара пользователя
Алексей Рудой
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 29 Ноябрь 2011 17:59
Откуда: Томск

Шельф-2011

Сообщение Анна Юдина » 28 Декабрь 2011 17:07

Алексей, всегда пожалуйста! Берите, конечно, все, что Вам понравится и пригодится в работе.
Аватара пользователя
Анна Юдина
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 536
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 14:30

Шельф-2011

Сообщение Алексей Рудой » 28 Декабрь 2011 17:52

Спасибо ещё раз.
Аватара пользователя
Алексей Рудой
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 29 Ноябрь 2011 17:59
Откуда: Томск

Шельф-2011

Сообщение абрвалк » 28 Декабрь 2011 19:29

Приветствую всех снова!

Немножко дополню, дополнения Анны Юдиной. :yes:

Та информация которая была описана участниками на встрече и капитаном "России", если не считать нюансов, полна.
Да, основные проблемы возникли,как раз таки из-за недостаточной защищенности и продуманности скега и такелажа используемого для спуска подъема и заводки на безопасные позиции забортного оборудования. Я бы показал схемы, но извините, дал подписку и честное слово... все таки "copyrights".

Проблем было несколько. Работа новая, скег новый, так как на чисто сейсмиках все было попроще. Объясню почему. Сейсмики как правило имеют широкую корму с бортами, в принципе, уходящими или вертикально или же под небольшим углом в воду, что само по себе не давало льду смыкаться сразу за кормой. А у "Федорова" корма, не соврать бы, транцевая, и лед имел непосредственный контакт со скегом и захлопываясь попадал в струю винта. Плюс как передала Анна, мощность "Федорова"... Все это в сумме давало, Ниагарский водопад вокруг скега, с выбросом крубных кусков льда на приличной скорости... И стоило лишь одному тросу "выглянуть" из за стенок скега, все, лед подхватывал и понеслось.

 MG001 WGP-2011 354 1.jpg
Но самое непродуманное, была организация всего мероприятия... Если бы на борту находились постоянно водолазы (как уже сказано в сообщении Анны), то даже с такими серьезными проблемами справиться можно было быстро (ситуация вообще мутная, ION думал что ГНИНГИ предоставит, ГНИНГИ полагали что на "России" будут, а на "России" - опс и не оказалось). Так как завести такелаж, самостоятельно оказалось очень трудно. Конечно в итоге интернациональная смекалка, труд и достаточное количество (впоследствии) запасных элементов все это устраняли по мере появления.

Что касается пушек, да, "Федоров" был почти на линии фронта. Очередной уникальный момент (за что нас механики готовы были задрать). Обычно пушки выпускаются на расстояния не менее 100-150 метров и поддерживаются на плаву поплавком или спец буями. В нашем же случае из за невозможности использования плавучих элементов пушки были "висячими", а что бы сохранить требуемую спецификацию работ, выпущены на расстоянии всего 6-ти! метров. Вот и представьте, когда обе линии (2000 куб дюймов и 2000 psi давления) стреляли, рядом будто бомбы взрывались. В итоге после, повреждения одной) перешли на одну линию, что на требуемых данных сильно не сказалось, а народ стал сладко спать.

С компрессорами и генераторами, капитан "России", не совсем прав. Проблема так и не была до конца раскрыта. "Американцы" пеняли на качество топлива, судовые отрицали это. В итоге было принято решение уменьшить число часов до замены топливных фильтров и все пошло. Как показал разбор полетов, возможной причиной, могла стать парафинизация дизеля, по пути из судового танка в танк компрессоров из-за низких температур. Кое что новое для себя вынес.

Одним словом... Первый блин, всегда можно ожидать комом. Впервые было почти все. Взаимодействие двух судов, оборудование, технология исполнения, вообще место работ и даже взаимоотношения между "американцами" и судовым экипажем "Федорова". Которое в последствие оказались прекрасными.

Про "Вячеслава Тихонова".

 vyacheslav_tikhonov_seismic_vessel_2.jpg
Судно не куплено, на сколько я знаю, а в долгосрочной аренде. Но это нормальная практика для мировой сейсмики. Судно взято у сейсмической компании Polarcus, которая эксплуатирует серию таких судов, точнее несколько различных проектов но все того же X-Bow. Проект интересный, начиная с дизайна. Заявлен как "зеленый": то есть сниженное потребление топлива, всякие там эмиссии, и благотворное влияние на окружающую среду. Судно современное, и собственно для СМНГ это своего рода имеджевый момент, как и страны в целом. Но общаясь с коллегами, кто работал на нем, или работает на его сестричках узнал. Есть свои недостатки (как и у любого другого), судно довольно валкое,что от части компенсируется забортным оборудованием, которое как бы "растягивает" судно. А так же, неприятный момент, заливается ган палуба (где хранятся, ремонтируются и от куда спускаются пушки).

Да, не сказал. Судно для 3D/4D съемки, по количеству кос, до 8 вроде. Подобных у нас в России не было. По всей видимости будет нацелен только на внутренние нужды, так как работы ему за уши хватит. Про ледостойкость. Опять же если не изменяет память А1 по международной. Ледовый класс. Но как "Федоров" в высокие широты не заберется, помнут. Но ему и не надо, да пока и не получится. Делать 3D во льдах, хотя бы в 1/10 - 2/10 сплоченности этого еще никто не удумал как. А кто придумает... тому и флаг в руки. 8)

Самое примечательное в современных сейсмиках, так это их комфорт." Тихонов", считайте круизный лайнер.

Еще один примечательный момент, который не совсем обычен для России, но повсеместно применяется в западной сейсмике. "Тихонов" оперируется Совкомфлотом, который отвечает за само судно, а так же СМНГ, которое использует его по назначению. Обычно все суда СМНГ оперируются самим СМНГ для чего у них есть отдел флота.

Позже хочу узнать, как ужились судовые и сейсмики. Ибо по старой русской традиции, обязательно кто то хочет быть хозяином в доме. Но в сейсмике такого быть не должно. Тут иной принцип иерархии.

На данный момент "Тихонов" проводит работы в Черном море.

Кстати, среди сейсмиков его зовут "Штирлиц". :yes:
абрвалк
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 04:03

Шельф-2011

Сообщение Иван Кукушкин » 28 Декабрь 2011 20:47

Спасибо!
Прям действительно "репортаж с передовой". Размах и сложность работ как то более понятны и впечатляющи, что на "Федорове", что на "России".
:good:
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11750
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Шельф-2011

Сообщение SVF » 09 Январь 2012 23:15

Созрел для неких обобщений своих собственных размышлений об экспедиции.
Держал паузу, чтобы улеглись эмоции, выслушать выводы и оценки результатов других участников, ознакомиться со "взглядами со стороны".

Результаты однозначны - экспедиция выполнила свою задачу, план сейсмосъемки выполнен более чем на 100%(около 103%). По оценке специалистов получены уникальные данные высокого качества. Аналогов подобной работы в таких условиях и такого объема в мире не было.
Была вероятность неудачи? Да, конечно.
Могли отработать эффективнее, сделать больше? Несомненно.
Что оказало основное влияние на работу?
Три фактора - опыт, техника и природа.
Тут уже много раз говорилось, об отсутствии опыта подобной работы (с таким комплексом) в исследуемых районах Арктического бассейна. Подчеркиваю - опыта работы с комплексом. Опыта высокоширотных плаваний у судоводителей Атомфлота и "Академика Федорова" - выше крыши.
Ледовые капитаны, приглашенные ION, тоже не пацаны: Фил Гранди был капитаном канадского "Louis S. Laurenta", который он в 1994 г. привел на Полюс, Стю - тоже полярный капитан с многолетним стажем.
Но все они с этой штукой никогда не работали.
К сожалению, представители ION GXT, заявлявшие, что они обладают многлетним опытом эксплуатации комплекса в таких условиях, мягко говоря, лукавили. Многое для них оказалось неожиданным.
В течение рейса опыт приобретался и судоводителями и "технарями" и учеными. Это отразилось и на снижении количества неисправностей и на установлении оптимального скоростного режима.
Отсутствие опыта отразилось и на планировании работ. Так, например, не было принято во внимание, что для того чтобы вытащить косу (длинную) надо найти разводье длиной не менее 30 миль. Поскольку таких "дырок" найти в высоких широтах проблематично, приходилось возвращаться на кромку, в итоге терять время.
На мой взгляд, у нас было бы гораздо меньше заморочек, если бы предварительно конструкция скега и его "взаимоотношение" со льдом и с винторулевым комплексом "Академика Федорова" были испытаны в одном из ледовых бассейнов (ААНИИ, ЦНИИ им. Крылова, HSVA в Гамбурге или др.).
Работа ледокола по сравнению с прошлым годом была одновременно и сложнее и проще. Сложнее - в связи с тем, что он должен был обеспечить безостановочность движения "АФ", проще - не такие жесткие требования отклонения от линии съемки (если в прошлом году такое отклонение ограничивалось 200 м, то в этом году - 1,5 милями). Кстати, я на двух совещаниях (в ГНИНГИ и в ААНИИ) докладывал руководству и представителям ION, что гарантировать движение без остановок невозможно. Показывал цифры, что даже в очень легких ледовых условиях 2010 г., "АФ" останавливался, работал набегами и "Ямал" был вынужден его окалывать. Не прислушались.
Теперь про природу. С подачи научного руководителя экспедиции в различных интервью и сообщениях звучало "об излишне оптимистичных прогнозах ААНИИ". Поскольку это камень в мой огород, разъясняю.
Никаких официальных прогнозов не было. Никто в мире не может за пол-года сказать какая будет ледовая обстановка с достаточной надежностью. На всех совещаниях докладывалось, что ледовая будет сложнее чем в 2010 г. Мною были составлены прогностические соображения о развитии ледовых процессов на август (середину экспедиции) и предложен сценарий выполнения работ. Ни у кого (включая представителей ION и Атомфлота) ни каких возражений они не вызвали. В целом ледовая обстановка для плавания (без комплекса)была благоприятной (с моим мнением согласныи капитаны). Преобладающая толщина ровного льда изменялась в пределах 60-120 см. Никакого "канадского" пака в районе работ не наблюдалось. Сильных сжатий также не было.
Далее. О сроках начала работ. Тут все просто. 6 ноября "АФ" должен был уходить в Антарктиду. На погрузку судна "антарктическим" грузом нужно две недели. На демонтаж сейсмического комплекса нужен месяц. Имеется план работ - протяженность съемки и скорости движения по профилям. Плюс переход туда-обратно. Делим, суммируем и обратным отсчетом получаем дату выхода судна в рейс. Это не ААНИИ спрогнозировал. Это спустили сверху.
Да, конечно, если бы начали в августе, было бы легче, но тогда или сорвали бы выход судна в Антарктиду (а это табу) или бы не выполнили план съемки. Думаю, комментарии излишни.
Также, в первую очередь, нашими зарубежными коллегами высказывались претензии по поводу района начала работ. В первой декаде июля альтернативы начать работу в районе расположенном севернее ЗФИ не было, поскольку восточнее ледовые условия были сложнее. К тому же надо учитывать, что мы не могли пройти на восток по трассе СМП, поскольку не имели право входить в терводы России (это для ув. Геннадия Семеновича - мы в Архангельск не заходили!). А путь севернее м. Арктического был блокирован тяжелым льдом.
РЕЗЮМЕ. Все вышеперечисленные факторы (опыт, техника и природа) практически всегда влияют на успех любой экспедиции. Задача руководства экспедиции (впрочем и всех ее участников) оперативно реагировать на эти влияния, минимизировать их отрицательные последствия, находить решения для решения основной задачи. Мы все (участники экспедиции) это сделали. Конечно, сложнее всего было руководству - на нем лежала ответственность. Но так везде.
Вот вроде и все. Всем спасибо за внимание.

Маршрут экспедиции:
 весь маршрут.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4481
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Шельф-2011

Сообщение Иван Кукушкин » 10 Январь 2012 10:14

Абсолютно "чайницкий вопрос": "Ледовые капитаны, приглашенные ION" - не совсем понял для чего?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11750
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Шельф-2011

Сообщение SVF » 10 Январь 2012 10:49

Вопрос хороший, кто бы мне на него ответил.
Официальная версия - их функции - это что-то типа капитана-наставника, который рекомендует судоводителю как ехать, с какой скоростью и т.п.
Хотя на деле, конечно, судоводители (в первую очередь ледокола) принимали решение самостоятельно. Самое смешное, что оба капитана находились на "АФ", а консультировать они должны были "Россию" :good: (телега правит лошадью). На ледоколе было еще два ледовых лоцмана, но они были первый раз на атомоходе и, по-моему первый раз в Арктическом бассейне. Дальше все ясно.
Хотя люди все милейшие. Общаться с ними - одно удовольствие.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4481
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Шельф-2011

Сообщение Иван Кукушкин » 10 Январь 2012 18:24

Вот и я никак не мог состыковать "что-к-чему". Насколько я знаю, ранее обычно было наоборот - атомоход вел Polarstern или Oden, на котором опять таки был наш капитан с опытом работы под проводкой.
Может быть в этот раз их и прислали поучиться? Уникальный личный опыт - это ведь очень значимый актив.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11750
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Шельф-2011

Сообщение абрвалк » 05 Март 2012 15:48

Приветствую всех снова!
Могу пояснить про капитанов.) Ситуация следующая, они своего рода неотъемлемая часть покупки, скажем так. И носили рекомендательный характер. То есть, люди имевшие опыт работы с косой в арктической зоне. Плюс, и скорее всего, наиболее важный момент... учитывая что в принципе офицеры АФ могли бы и сами справится, спустя какое то время притирки... ледовые капитаны были как коммуникационный буфер. К сожалению, мостик не мог с легкостью общаться с сейсмикой на английском по радио. Особенно это остро вставало в ситуациях быстрого принятия решений, пример, при попытках восстановить оборудование скега (приходилось мотать АФ то вперед, то назад, то туда то сюда с большим количеством дополнительной словесной нагрузкой.) То же самое было при работе обсерверов/ганеров на корме. Спуск-подъем оборудования сопряжен с определенным риском, и все нюансы, доклады, вопросы и пожелания проговаривались по радио, дабы ставить в известность не только лабораторию сейсмиков, где была навигация, но и безусловно мостик. Вот тут то ледовые капитаны и несли основную нагрузку. Английский проще воспринять тет-а-тет а не по радио, кто сталкивался, знают. Знание процедур, опыт исполнения данных процедур, знание поведения оборудования при работе с ним и маневрах судна, все это и возлагалось на ледовых кэпов.
Про ледокол. Все же, когда идет сейсмика или же гидрография, или другие исследования правит балом исследующее судно, а ледокол при всей его значимости лишь второстепенная роль, как бы это не звучало обидно для ледокольщиков. Тут не телега и конь, а два коня, но один тащит телегу - АФ, а другой скорее сопровождает и встает в упряжку, когда первому тяжко - ледокол. :yes: Как ни крутите, но следование определенному профилю, определенным параметрам была задача АФ, ледокол только лишь создавал условия исполнения данных мероприятий.
абрвалк
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 04:03

Пред.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения