Cуществует один интересный вопрос по истории 1-ой ВШЭ на л/п "Садко".
Подготовка к экспедиции в нашей исторической литературе описывается примерно таким образом:
Комиссия рекомендовала в качестве экспедиционного судна л/п «Садко», в случае задержки с ремонтом — л/п «Таймыр», а также участие в экспедиции специально приспособленной подводной лодки, дирижабля или самолетов (предложение В. Ю. Визе). Численный состав экспедиции не должен был превышать 8—11 человек.
Принятая комиссией тематическая программа первой высокоширотной экспедиции стала основой, на которой строились программы всех других советских высокоширотных экспедиций.
Высокоширотную экспедицию планировалось провести в навигацию-1934 г. Однако О. Ю. Шмидт предложил повременить с ее отправкой до 1935 г., мотивировав это тем, что в 1935 г. вступит в строй и пройдет испытания ледокольный пароход «Садко», будет построена полярная станция на мысе Арктическом, которая окажет существенную помощь судну. С разумными доводами О. Ю. Шмидта пришлось согласиться. На навигацию 1935 г. запланировали большую морскую экспедицию в высокие широты для исследования возможного пути вдоль материковой отмели, по так называемой Великой северной полынье. Этой экспедицией Советский Союз возобновлял, после небольшого перерыва (1931—1934 гг.), наступление на высокие широты.
М. И. Белов, "История открытия и освоения СМП", т. IV, стр. 296.То есть, изначально именно "Садко" готовился для экспедиции. В рейсе "Садко" 1934 г., проводились исследования ледовых качеств судна и вердикт корабелов (по книге ""Садко" под советским флагом") был положительным.
Идем далее. Берем в руки статью Г. А. Ушакова "Неизведанные районы Ледовитого океана", напечатанной в "Правде Ц. О.", 1 апреля 1935 г. (я выложил сюда ее перепечатку в "Полярной правде" 5 апреля 1935 г.) В статье довольно развернуто описываются планы экспедиции. Но экспедиция планируется на л.п. "Г. Седов"! Читаем беседу с О. Ю. Шмидтом "Арктика в 1935 г." в "Полярной Правде" от 6 апреля, и вновь :
"Развитие грузовых операций требует от нас дальнейшего исследования Ледовитого океана. Для этой цели отпраляется специальная научная экспедиция на ледокольном пароходе "Седов" под начальством Г. А. Ушакова." А вот в статье "Пути полярных кораблей. Навигация 1935 г. в арктических водах", опубликованной в "Правде Севера" от 14 мая 1935 г. пишется уже об экспедиции на "Садко".
"Садко" идет с экспедицией зам. начальника Севморпути тов. Ушакова в высокие широты."
Очень интересно узнать, отчего сначала "Садко" сменили на "Г. Седов", а потом переиграли назад.