1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Сообщение Александр Андреев » 26 Июнь 2008 18:53


Первая советская высокоширотная экспедиция на ледокольном пароходе „Садко” под командованием капитана Николая Михайловича Николаева стартовала из Архангельска 8 июля 1935 г. Перед ее участниками была поставлена задача провести исследования в Гренландском море, обследовать „белые пятна” к северу от Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа и в северной части Карского моря, а также обеспечить сводками погоды перелет летчика Сигизмунда Леваневского на самолете Ант-25 через Северный полюс в Америку, запланированный на лето 1935 г. (Как известно, по техническим причинам, этот перелет был прерван.) Для проведения научных наблюдений „Садко” был оснащен самыми современными приборами, на его борту было оборудовано пять научно-исследовательских лабораторий.

Руководителем экспедиции был назначен Георгий Алексеевич Ушаков, его заместителем — Николай Николаевич Зубов. Научный состав экспедиции называли „сборной СССР”. В состав экспедиции входили гидрограф Николай Иванович Евгенов, гидрологи Всеволод Александрович Березкин, Алексей Федорович Лактионов и Леонид Леонидович Балакшин, гидробиологи Григорий Петрович Горбунов и Вениамин Григорьевич Богоров, геолог Михаил Михайлович Ермолаев, астроном-магнитолог Иван Дмитриевич Жонголович, кораблестроитель Андрей Иванович Дубровин, и другие известные ученые. Авиагруппу на „Садко”, состоявшую из самолетов-амфибий „Ш-2” номер (СССР Н-91) и „КР-1 ( Heinkel HD 55)" (СССР Н-133), возглавлял знаменитый полярный летчик Михаил Сергеевич Бабушкин, пилотом второго самолета был Геннадий Петрович Власов.

12 июля „Садко” покинул Мурманск, 13 июля начались наблюдения на разрезе мыс Нордкап — остров Медвежий. 17 июля пароход пошел по 76-й параллели к Гренландии до кромки льдов, затем повернул к Шпицбергену. После стоянки в Баренцбурге с 22 по 29 июля судно вновь направилось в Гренландское море. Выполняя широтные разрезы, пересекающие Гренландское море, „Садко” постепенно продвигался на север. В начале августа первая часть экспедиции – исследование Гренландского моря — была завершена. Обогнув с севера Шпицберген, судно пересекло 81-ю параллель, за которой начиналось одно из „белых пятен” Арктики. В этом районе в разные годы в течение двух веков мореплаватели пытались отыскать легендарную „Землю Джиллиса”. Для поисков этой земли с „Садко” неоднократно вылетали самолеты Бабушкина и Власова. Вместе с Бабушкиным поднимался в воздух и Ушаков, однако поиски не увенчались успехом — мифической земли не существовало.

Попытка пройти к Земле Франца-Иосифа не увенчалась успехом, встретив поля сплоченного льда, „Садко” повернул на юг. Пополнив запасы угля в Русской гавани на Новой Земле, 24 августа пароход снова вышел в плавание — на этом раз в Карское море к острову Визе. Северная часть Карского моря в треугольнике ЗФИ — остров Визе — мыс Молотова (Арктический) Северной Земли в то время тоже была „белым пятном” на карте. Неисследованность и труднодоступность этого района отражались в его неформальном названии - «ледяной погреб Арктики». Во время плавания в этом неисследованном районе было сделано два выдающихся открытия: открыто обширное мелководье, оказывающее значительное влияние на ледовый режим Карского моря, и небольшой остров, названный в честь руководителя экспедиции островом Ушакова. Сутки ушли на обследование острова, 2 сентября „Садко” продолжил путь на северо-восток.

8 сентября „Садко” подошел к мысу Литвинова Северной Земли, по пути открыв три небольших островка, на одном из которых был установлен государственный знак. От Северной Земли „Садко” пошел на запад, чтобы обследовать восточную и центральную часть мелководья, а затем повернул на север. 13 сентября судно дошло до широты 82° 41,6’, установив рекорд свободного плавания во льдах. В самой северной точке своего похода участники экспедиции за 12 часов выполнили первую в истории Арктики глубоководную комплексную научную станцию за пределами материковой отмели. Лот показал глубину 2365 метров. Впервые после дрейфа „Фрама” судно вышло на большие глубины Центральной Арктики. Экспедиция практически выполнила поставленные перед ней задачи, „Садко” повернул назад и 15 сентября вновь подошел к острову Ушакова, откуда предпринял последний поход в высокие широты. Дойдя до 81° 40' с. ш., судно повернуло к югу.

28 сентября 1935 года „Садко” вернулся в Архангельск. Он провел в плавании 85 дней, пройдя за это время почти 12000 километров и почти половину из них — севернее восьмидесятой параллели. За рейс участники экспедиции сделали 107 комплексных океанографических станций, исследовали глубины океана, характеристики воды и течения, морскую фауну. Собранные материалы по ледовой обстановке позволили сделать вывод о том, что северный вариант пути с запада на восток до мыса Арктического вполне возможен, однако этот район требует дальнейшего изучения.


Изображение

Погрузка "Садко" перед выходом в 1-ую высокоширотную экспедицию. 1935 г.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3076
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Июль 2008 20:36

Экспедиция 1935 года

...Годом позже Н. Н. Зубов - научный руководитель экспедиции на ледокольном пароходе «Садко», которая вошла в историю под названием Первой высокоширотной. Это судно считалось лучшим из серии ледокольных пароходов, сочетавших неплохие по тем временам качества ледокола (ломало метровый лед) с довольно высокой грузоподъемностью. Руководил походом «Садко» Г. А. Ушаков, возглавлявший в 1930-1932 гг. уникальную экспедицию на Северную Землю, результатом которой стало составление первой карты прежде неведомого архипелага. А капитаном судна был назначен Н. М. Николаев, который годом раньше провел ледорез «Литке» из Владивостока в Мурманск Северным морским путем в одну навигацию.

О задачах экспедиции Н. Н. Зубов писал: «Сбор данных для прогнозов являлся первой задачей экспедиции. Второй задачей экспедиции было изучение морских льдов во всех отношениях - физическом, химическом, биологическом, механическом и в навигационном. И наконец, третьей задачей явилось изучение поведения корабля среди льдов и в море, в особенности исследование ледовых свойств корабля».

На картах арктических морей в те годы было много белых пятен, и оставались пространства, по которым еще никто никогда не плавал. Существовали и мифические «земли», нанесенные по сообщениям, догадкам и предположениям капитанов, землепроходцев, охотников, ученых. Одну из таких загадок представляла так называемая Земля Джиллиса. Это сегодня можно со снисходительной улыбкой человека эпохи космических полетов читать о бытовавших пятьдесят лет назад географических заблуждениях, а тогда...

Большой романтик моря, Николай Николаевич искренне и очень долго верил в существование «Земли Джиллиса». «Земля» помещалась к северо-востоку от Шпицбергена между 20-м и 42-м меридианами в. д. Там, по словам Николая Николаевича, «лежит язык, который спускается с северо-востока почти до Семи Островов, куда ни один корабль не мог проникнуть. Это действительно белое пятно. Всегда, даже в самые лучшие годы, здесь стена льдов. Или это мелководье... или это земля... По многим признакам, перечислять которые нужно в отдельной статье, я думаю, что «Земля Джиллиса», вероятно, все же существует...».

Э. Виленский и М. Черненко в своей книге «Высокие широты» так описывали происходившие события: «В 1934 году «Персей» поднялся выше Семи Островов. Стояли дни исключительной видимости. Тогда снова на горизонте возник призрак «земли». Был ли это мираж или далекое изображение, поднятое рефракцией? Льды задержали судно.

Пришлось повернуть к югу. Зубов ушел в каюту, заперся там и запретил при нем говорить о «земле»«.

И вот на борту «Садко»: «Разговоры о «Земле Джиллиса» не прекращаются ни на минуту. Книги, содержащие сведения об истории этой «земли», путешествуют из каюты в каюту. Завязываются яростные споры. Все почему-то верят, что «земля» есть, что мы ее увидим, нанесем на карту и прекратим затянувшийся двухсотлетний спор». Это яркая иллюстрация еще одного свойства характера Николая Николаевича. Он обладал редким даром живо увлекать своими идеями ближайших сотрудников, и его догадки, гипотезы, предположения быстро становились достоянием его окружения.

Какое чудесное было время! Они все ощущали себя почти что Колумбами. И они .открыли землю! Правда, совсем в другом районе. Это был остров, относящийся к типу островов - ледяных шапок, целиком состоящий из льда. Они назвали еro в честь начальника экспедиции - островом Ушакова.

А «Земля Джиллиса»? «Мы уходим, унося с собой загадку «Земли Джиллиса»... - пишут Э. Виленский и М. Черненко. - Кто скажет, призрак какой земли привиделся Джиллису, Макарову, Уорслею на далеком горизонте? Что за темное, неподвижное облачко мерещилось нам?..»

«Садко» установил рекорд широты, достигнув в свободном плавании северной параллели 82° 42' на 87-м восточном меридиане. Здесь на глубине 2365 м была выполнена глубоководная станция, взяты пробы грунта и донных организмов, проделан гидрохимический анализ. По результатам экспедиции 1935 г. на картах появилось обширное мелководье Садко, остров Ушакова, обнаружены в промежуточных слоях теплые воды атлантического происхождения. Н. Н. Зубов получил много интересных данных в результате наблюдений над льдами, их формой, структурой, процессом разрушения, были открыты закономерности сжатий и разряжений льдов в зависимости от фазы прилива.

Значение экспедиции на «Садко» для того времени трудно переоценить. Был сделан важный шаг в реализации программы морских исследований, намеченной в общем плане работ Главсевморпути.

[ Михаил Деев, "Адмирал Арктики" в сборнике "Полярный круг - 1986". Составитель Шумилов А.В., М, "Мысль", 1986 http://www.skitalets.ru/books/polarny_krug/index.htm ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11596
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Polarstern » 30 Июль 2010 23:15

Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 726
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Январь 2011 22:07

 11_1935-08.jpg
 11_1935-09.jpg
 11_1935-10.jpg

Журнал "Смена" №11 1935 г., стр.8-10
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Litke74 » 07 Февраль 2011 21:27

Садко : Садко.jpg
1935год. Участники Первой высокоширотной экспедиции. л/п "Садко"
В нижнем ряду крайний слева капитан Н.М. Николаев. Рядом с ним ,мне кажется, Д.С.Дуплицкий-начальник экспедиции "Ф.Литке" 1934 года (очень похож). А крайний справа в нижнем ряду-возможно Хромцов? (тоже похож по фото)
Litke74
 
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Litke74 » 07 Февраль 2011 21:28

Ещё одно фото.
Садко : Садко2.jpg
Litke74
 
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Февраль 2011 21:31

:tnxman: :good:
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Февраль 2011 21:52

Litke74 пишет: 1935год. Участники Первой высокоширотной экспедиции. л/п "Садко"
В нижнем ряду крайний слева капитан Н.М. Николаев. Рядом с ним ,мне кажется, Д.С.Дуплицкий-начальник экспедиции "Ф.Литке" 1934 года (очень похож). А крайний справа в нижнем ряду-возможно Хромцов? (тоже похож по фото)


А Хромцов был участником 1-й Высокоширотной экспедиции?

В навигацию 1935 года Хромцов ходил на «Русанове» в Восточно-Сибирское море, к дельте реки Индигирки. Сюда доставил различные грузы для Якутии и зимовочную партию под руководством Н.Н.Францевича, целью которой было изучение природных богатств этого края. Для выполнения попутных гидрометеорологических работ на «Русанове» шли старший гидролог М.С.Хромцова и техник К.В.Овсов.
Из Архангельска «Русанов» вышел в море 18 июля и через десять дней прибыл на Диксон. Отсюда «Русанов» и ледокол «Ермак» через пролив Вилькицкого пошли в море Лаптевых. В густом тумане суда вышли на кромку. «Ермак» повернул обратно, и дальше «Русанов» продолжил путь в одиночку. 12 августа он встретился с пароходами «Сталинград» и «Анадырь», повторявшими сквозной поход с востока на запад в одну навигацию.
В Тикси «Русанов» прибыл 18 августа и на другой же день вышел в море, ведя на буксире 40-тонный кунгас.
К бару реки Индигирки подошел 21 августа. Из-за мелководья бара разгружаться пришлось километрах в семидесяти от берега. Частые туманы, штормовая погода и недостаток плавсредств затрудняли и задерживали выгрузку.
Лишь 11 сентября «Русанов» ушел в Тикси, где сдал оставшийся груз, после чего доставил буровое оборудование на остров Преображения. Затем, взяв на борт пассажиров с мыса Челюскин и с острова Белый, направился в Архангельск, куда пришел 30 сентября.


viewtopic.php?t=774#p5805
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Февраль 2011 21:53

Litke74 пишет:1935год. Участники Первой высокоширотной экспедиции. л/п "Садко"
В нижнем ряду крайний слева капитан Н.М. Николаев. Рядом с ним ,мне кажется, Д.С.Дуплицкий-начальник экспедиции "Ф.Литке" 1934 года (очень похож)

Второй слева в нижнем ряду - Евгенов Николай Иванович.

Вообще, у Бронтмана в дневнике по плаванию "Садко" есть весь список ( http://zhurnal.lib.ru/r/ryndin_s_r/sadko.shtml ) :

начальник экспедиции Ушаков
капитан Николай Михайлович Николаев
штурман челюскинец Марков
радисты: Евгений Николаевич Гиршевич, Серафим Александрович Иванов, Александр Александрович Михайлов
синоптик Клемин
геофизики Владимир Березкин , Гутерман
профессор астроном Жонголович
Остальский
физик челюскинец Ибрагим Факидов
руководитель научной части, проф. Зубов
инженер Дубравин
летчики Власов, Бабушкин
завхоз Александр Погосов
спецкор Известий Эзра Виленский
инженеры, челюскинцы Колесниченко, Филиппов
известный ученый Николай Иванович Евгенов
геолог Еромлаев
моторист Петерсен
планктонолог Бочаров
биолог Горбунов
гидролог -руководитель кафедры Военно-морской Академии Всеволод Александрович Березкин
гидролог- аспирант Ленинградского института Леонид Леонидович Балакшин
подрывник Золотарев,
механик Герасимов,
матрос-водолаз Кононенко,
штурман Н.Н. Иванов
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11596
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Февраль 2011 21:54

Litke74 пишет:Ещё одно фото.
Садко2.jpg

Пока понятно только что в центре - непосредственно Г.А. Ушаков, начальник экспедиции.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11596
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Litke74 » 07 Февраль 2011 21:58

Я предположил просто по лицам. У Хромцова своеобразное лицо,такое вытянутое.А Дуплицкий у меня на видео есть сравниваю- один в один... Но это только предположение. Возможно я и ошибаюсь.
Litke74
 
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Февраль 2011 22:02

Вообще - все здорово.
У нас есть хорошие шансы опознать по крайней мере большинство участников.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11596
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Февраль 2011 22:08

Изображение
Так. Что получается.
В центре - Ушаков Г.А., слева от него капитан Николаве. А вот справа - неужели Зубов?
Вообще, по более поздним фотографиям - вполне похож.

Тогда на первой фотографии крайний справа - тоже он.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11596
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Февраль 2011 22:16

Изображение
нижний ряд, крайний справа - предположительно гидролог экспедиции, руководитель кафедры Военно-морской Академии Всеволод Александрович Березкин, награжден орденом Красной Звезды в 1934 ( viewtopic.php?f=8&t=3468 )

Между Березкиным и Евгеновым - предположительно Ермолаев Михаил Михайлович (1905-1991) ( viewtopic.php?t=646 )
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11596
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения