2010: Шельф-2010

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

2010: Шельф-2010

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Май 2010 21:51

Санкт-Петербургский государственный университет | 17 мая 2010 | http://www.spbu.ru/news/?read_news_id=2994

Геофизики «залягут на дно»

    В июле этого года в Северный Ледовитый океан отправится научное судно "Академик Федоров", экипаж которого продолжит изучение шельфа в районе хребта Ломоносова и поднятия Менделеева, чтобы подтвердить право России на освоение арктических месторождений.
    Материалы исследований лягут в основу заявки России в ООН. Планируется провести ряд метеорологических исследований, изучить состав и изменения ледового покрова.

Санкт-Петербургский государственный университет занимает ведущее место в стране по подготовке специалистов по изучению Арктического региона. Создание в СПбГУ Междисциплинарного Научно-образовательного центра по изучению Арктики и Антарктики позволит объединить усилия различных факультетов для решения актуальных для России проблем в этих регионах мира. Предполагается, что специалисты центра будут делать независимые экспертные заключения по важнейшим для страны проектам освоения Арктического региона.

Стремительный рост общественного интереса к проблеме северных территорий произошел в 2007 году после экспедиции на Северный полюс ледокола «Россия» и научно-исследовательского судна «Академик Федоров». Установление на дне океана в точке Северного полюса вымпела с российским флагом соседи по Арктическому региону восприняли как попытку России закрепить за собой территорию от континентального шельфа нашей страны до Северного полюса в районе хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, принятой в 1982 году, страны могут претендовать на участки морского дна за пределами двухсотмильной зоны территориальных вод, если докажут, что их континентальный шельф геологически связан с этими участками. Представленные Россией материалы по данным сейсморазведки в комиссию ООН в 2001 году в качестве доказательства приняты не были.

 geophys201005.jpg
За свои территории необходимо бороться, - считает Владимир Троян, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой физики Земли СПбГУ, - но не оружием, а с помощью научной мысли. За последние десять лет увеличилась точность наблюдений, появились новые методы оценки вещественного состава пород, что повышает шансы на доказательство того, что шельф до Северного полюса имеет ту же самую природу, что и континентальная часть России.

Примером блестящего дипломатического решения спорных вопросов был визит Президента Д.А.Медведева в Норвегию и Данию, - продолжает Владимир Троян. - На встрече были достигнуты договоренности по спорным территориям в Арктическом регионе, что открывает возможности для детальной разведки месторождений и последующей добыче углеводородов.

В последнее время интерес к освоению шельфа проявляют не только страны, так или иначе связанные с северным регионом: Канада, Дания, США, Норвегия, но и те, которые не имеют в Арктике государственных границ (Китай и ряд Европейских стран). Наша страна имеет максимальную протяженность границ в Арктике и все основания для того, чтобы претендовать на миллион двести тысяч квадратных километров морского дна, где могут находиться порядка 5 миллиардов тонн углеводородов, а также месторождения марганца, золота, олова, свинца, никеля и других твердых полезных ископаемых.

Перед геологами и геофизиками стоит важная задача – собрать материал, доказывающий принадлежность северных территорий России. Экспедиции должны дать дополнительную информацию о строении и вещественном составе пород. Наиболее полным доказательством связи континентального шельфа с территориями в окрестности хребта Ломоносова и поднятия Менделеева являются результаты глубоководного бурения. Но пока в России нет таких буровых установок, и эту проблему необходимо решать, - считает Владимир Троян.

Для разведки новых месторождений, освоения открытых залежей нефти и газа, и сохранения экологии уникального Арктического региона нужны квалифицированные специалисты с всесторонней подготовкой в таких областях как геофизика, геология, геохимия, экология и рациональное природопользование, компьютерные технологии. Таких специалистов готовят на кафедре физики Земли Физического факультета, на кафедре Геофизики Геологического факультета на магистерской Российско-Германской программе «Прикладные полярные морские исследовании ПОМОР» на факультете Географии и геоэкологии. Студенты не только получают подготовку в области фундаментальных исследований, но и активно вовлекаются в различные проекты, проходят полевую практику, участвуя в экспедициях «Севморгео», ВНИИОкеангеологии, НИИ Арктики и Антарктики. Студенты международной программы «ПОМОР» участвуют в экспедициях не только на российских судах, но и на судах Германии, Канады, Дании, Норвегии и др.

Совместно со специалистами «Севморгео» студенты и аспиранты СПбГУ проводят геофизические работы на шельфе Северного Ледовитого океана. В отличие от ряда других компаний, закупающих оборудование на Западе, «Севморгео» разрабатывает собственные донные сейсмостанции. Их разработка ведется в «Севморгео» с 1982 года. Компания также разрабатывает новые модификации цифровых донных сейсмостанций, параметры которых находятся на уровне современных требований к подобной аппаратуре.

В компании «Севморгео» работают выпускники СПбГУ, участвуют в экспедициях студенты и аспиранты. При помощи донных сейсмостанций они проводят анализ и обработку информации, полученной в полевых условиях. Для этого станции расставляются на дне океана. Выстрел из пневматической пушки, расположенной на поверхности, создает сигнал, который фиксируют и обрабатывают станции. Таким образом, появляется картина строения океана. После исследования станции поднимаются на поверхность и переставляются на новое место.

Проектным, или, инновационным подходом в обучении объясняется востребованность специалистов СПбГУ в ведущих российских научно-исследовательских центрах, нефте- и газодобывающих компаниях, - говорит Владимир Троян. - У нынешнего поколения выпускников - большие перспективы. Планируется сотрудничество с исследовательским отделом компании «Газпром нефть» в сфере анализа и обработки геофизической информации, переподготовки специалистов компании и целевой подготовки кадров.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11750
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

2010: Экспедиция ВНИИОкеангеология, "Академик Федоров"

Сообщение Большой » 17 Май 2010 22:04

Надо определиться с терминологией: Высокоширотная арктическая экспедиция - 2010 (Арктика-2010) - это то, что сейчас идет на "России".
То, что пойдет на "Академике Федорове" официально называется как-то иначе, пока не знаю как. Обиходное название - экспедиция ВНИИОкеангеолгии на "Ак.Федорове".
Может быть так и назвать наши рубрики, чтобы не было путаницы.
Аватара пользователя
Большой
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: 22 Декабрь 2007 02:10

2010: Экспедиция ВНИИОкеангеология, "Академик Федоров"

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Май 2010 23:56

Тут как раз и была главная проблема - кто куда идет и как называется.
Переименуем пока в "ВНИИ..."
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11750
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

2010: Экспедиция ВНИИОкеангеология, "Академик Федоров"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Июль 2010 22:25

Флагман полярного флота «Академик Федоров» держит курс на Архангельск
16.07.2010, 11:54

Исследовательское судно «Академик Федоров» сегодня отошло от причала Санкт-Петербурга и взяло курс на Архангельск, куда дизель-электроход должен подойти 27 июля. Здесь его будет ждать экспедиционный десант из Санкт-Петербурга из 50 человек, представляющих ведущие профильные научные центры северной столицы...

«По маршруту следования ученые и специалисты проверят работу установленного на судне на судоверфи Финляндии многолучевого эхолота для детального исследования геологического строения морского ложа», - сообщили в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте Росгидромета.

Эхолот потребуется для выполнения в высоких широтах Арктики государственной программы по уточнению внешних границ российского континентального шельфа. Экспедиционный рейс флагмана полярного флота рассчитан на 90 суток, 75 из них «Академик Федоров» под проводкой атомохода «Ямал» будет исследовать в Северном Ледовитом океане подводный хребет Ломоносова и поднятие Менделеева.

В Арктике научно-исследовательские работы осуществляется в рамках плана действий по сопровождению российской заявки на юридическое закрепление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. После проведения дополнительных батиметрических исследований и соответствующих консультаций с приарктическими странами заявка на установление внешней границы континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане будет направлена в Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

(ИА «Двина-Информ»)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

2010: Экспедиция ВНИИОкеангеология, "Академик Федоров"

Сообщение SVF » 19 Июль 2010 09:48

Так, коллеги. Во избежании путанницы.
Основной исполнитель летних работ на "Федоровее" - ОАО "ГНИНГИ" (Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт), бывший "9-й" институт (военная гидрография). Официального названия экспедиция не имеет (пока), везде проходит как съемка рельефа дна для обоснования ВГКШ РФ в СЛО.
От ААНИИ в рейсе учствуют 15 чел. (включая Вашего покорного слугу). Наша (институтская) команда проходит как экспедиция ААНИИ "Арктика-2010" (в отличие от "Высокоширотной Арктики - 2010" на "России").
ВНИИОкеангелогия в этом рейсе соисполнитель работ, причем далеко не главный.
Выезжаем в Архангельск 26-го, утренней лошадью.

Большой, свяжись со мной, пожалуйста. Я на службе.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4481
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

2010: Экспедиция ВНИИОкеангеология, "Академик Федоров"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Июль 2010 10:09

Арктическая экспедиция в рамках исследования шельфа России 2010
http://www.gningi.ru/actions.html

 vgksh.jpg
15 июля 2010 г. из Санкт-Петербурга в район Центральной Арктики отправляется НЭС «Академик Фёдоров».

Ледовое сопровождение в районе работ будет осуществляться атомным ледоколом «Ямал».

Цель 3-х месячного плавания - доказать, что арктический шельф России простирается на 1.2 млн. кв. км дальше официальных границ исключительной экономической зоны РФ.

В результате исследований РФ может юридически закрепить за собой часть колоссального полярного нефтегазоносного супербассейна, на окраинах которого открыты гигантские месторождения нефти и газа. Прогнозируемые ресурсы углеводородов в пересчете на нефть достигают 130 млрд.т.

Актуальность данного вопроса усиливается в связи с активной деятельностью ведущих зарубежных государств по освоению Арктического региона, прежде всего США, Канады, Дании и Норвегии.

Головной научной организацией в Минобороны России по решению проблемы ВГКШ определен Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт. Для проведения работ ОАО «ГНИНГИ» сформировало консорциум в составе: ГУ «ААНИИ», ФГУП «ВНИИОкеангеология», ЗАО «Транзас», ЗАО «Гидро-Си», ОАО «Севернефтегаз», ФГУП «Атомфлот».

Исследования будут проводиться специалистами высокого уровня – гидрографами, геофизиками, гидрометеорологами и другими специалистами.

В соответствии с требованиями Комиссии ООН проведение гидрографических работ должно осуществляться с использованием многолучевого и однолучевого эхолотов. В связи с этим в июне 2010 г. проводится беспрецедентное по срокам дооборудование НЭС «Академик Федоров» суперсовременным гидрографическим аппаратно-программным комплексом на базе специализированного многолучевого эхолота ЕМ-122 фирмы Könsberg Maritime AS (Норвегия) с акустически прозрачной ледовой защитой.

В ходе работ планируется выполнить съёмку рельефа дна в объёме не менее 12 000 погонных километров.

При необходимости в тяжелых ледовых условиях в местах отсутствия записи судовых эхолотов информация о рельефе дна будет получена по данным авиадесантных налёдных сейсмических исследований с использованием вертолетов, базирующихся на экспедиционном судне и атомном ледоколе.


Содержание © 2009 ОАО "ГНИНГИ"
199106, Россия, Санкт-Петербург,
Кожевенная линия, д. 41
E-mail: mail@gningi.ru
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

2010: Экспедиция ВНИИОкеангеология, "Академик Федоров"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Июль 2010 20:44

Блог Вячеслава Рукши
http://www.goslyudi.ru/blog/vruksha/
(Вячеслав Рукша, генеральный директор ФГУП «Атомфлот»)

Хотелось бы поподробнее поговорить о нынешней летней арктической навигации, которая, на мой взгляд, заметно отличается от предыдущих. Задачи перед нами стоят прежние - надежно обеспечить ледокольную проводку судов, следующих арктическими маршрутами. Но появились новые работы для флота различного назначения в Арктике, да и объемы прежних работ начинают расти.

Начинающийся рейс научно -экспедиционного судна "Академик Федоров" просто невозможен без ледокольного сопровождения, которое обеспечит атомоход "Ямал". Представьте себе, атомному ледоколу и следующему за ним по каналу научному судну предстоит пройти намеченными учеными курсами 12 тысяч километров! И это в районе подводного хребта Ломоносова, где ледовая обстановка всегда была непростой.
...
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

2010: Экспедиция ВНИИОкеангеология, "Академик Федоров"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Июль 2010 08:43

 1.jpg
 2.jpg
 3.jpg

Экспедиция намерена доказать принадлежность арктического шельфа России
28.07.2010, 16:41
http://dvinainform.ru/actual/2010/07/28/85952.shtml

Из Архангельска сегодня вечером отходит арктическая экспедиция, равной которой еще не было в истории России. Экипаж научно-исследовательского судна «Академик Федоров», главной задачей которого будет изучение границ континентального шельфа, пробудет во льдах Арктики 85 дней...

Специально проводить судно в Архангельск приехал знаменитый полярник, Герой Советского Союза и Герой России, депутат Госдумы, спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.

«Мы наконец-то вернулись в Архангельск, которому намерены вернуть звание столицы Северного морского пути. Столица Поморья все больше приобретает арктическую направленность. Я прибыл специально сюда как представитель президента России, чтобы проводить корабль, прекрасно понимая важность этого мероприятия», - сказал, стоя у корабля, Артур Николаевич. По его словам, экспедиция выполняет очень важную государственную задачу - определить внешнюю границу континентального шельфа России.

«Нам нужно подготовиться к подаче заявки в Организацию Объединенных Наций, где мы должны доказать, что часть шельфа принадлежит России. Предположительно заявка будет подана уже в следующем году», - добавил полярник. Кстати, Чилингаров в экспедиции не участвует, его ждет дно озера Байкала, куда он собирается опуститься уже в августе.

Стоит несколько слов сказать и о самом корабле «Академик Федоров», который получил свое название в честь академика АН СССР, героя Советского Союза Евгения Фёдорова, работавшего на первой советской дрейфующей станции «Северный полюс-1». Символично, что еще одной, не менее важной задачей нынешней экспедиции является подбор подходящей льдины для созданий новой дрейфующей станции «Северный полюс-38».

«Академик Федоров» ежегодно совершает экспедиционные рейсы в Арктику и участвует в работах Российской Антарктической экспедиции. Однако такого комплекса наблюдений, которые намерена выполнить экспедиция 2010 года, еще не было. Для этого создан научный коллектив ведущих вузов страны: Института океанологии им. П.П. Ширшова и Арктического и антарктического научно-исследовательского института. В составе экспедиции - 67 человек, а на борту всего 133 человека.

Организатором экспедиции выступило Российское агентство по недропользованию, а возглавляет ее НИИ навигации и гидрографии, а также министерство обороны РФ. По словам начальника экспедиции Андрея Зенькова, экипаж судна продолжит изучение шельфа в районе хребта Ломоносова и поднятия Менделеева, чтобы подтвердить право России на освоение арктических месторождений. Маршрут будет проходить в ледовых условиях по восточному сектору Арктики, поэтому сопровождать «Федорова» будет атомный ледокол «Ямал», корабли намерены встретиться встретится через несколько суток у Карских ворот.

Экспедиционное судно с помощью современной аппаратуры исследует геологическое строение моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря, а также другие акватории, вплоть до географической точки Северного полюса.

Проблема принадлежности континентального шельфа в Арктике, на котором, как предполагается, находятся богатейшие месторождения нефти и газа, начала активно обсуждаться после российской глубоководной экспедиции в 2007 году. Её участники намеревались доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева – продолжение Сибирской континентальной платформы, что позволит России претендовать на шельф. С этим не намерены соглашаться другие страны, граничащие с Арктикой. Так, США и Канада тоже организуют исследования по изучению арктического шельфа, их экспедиция пройдет с 7 августа по 3 сентября.


© ИА «Двина-Информ», Екатерина Герасименко, фото автора
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

2010: Экспедиция ВНИИОкеангеология, "Академик Федоров"

Сообщение Иван Кукушкин » 29 Июль 2010 10:22

"Академик Федоров" отправился в экспедицию в Северный Ледовитый океан | 29 июля 2010 г. | © Государственный интернет-канал "Россия" http://www.vesti.ru/doc.html?id=381411


100 суток в водах Северного Ледовитого океана. Именно столько продлится экспедиция судна "Академик Федоров". На борту есть и новейшее оборудование, и лучшие специалисты. А задача ученых - найти доказательства того, что те районы шельфа, где залегают гигантские запасы полезных ископаемых, принадлежат именно России.

Перед отходом судна команда еще раз сверяет маршрут экспедиции - от моря Лаптевых до полюса, далее до острова Врангеля, Восточно-Сибирское и Чукосткое море. Пробираться сквозь льды для "Академика Федорова" дело привычное, но Северный Ледовитый океан может преподнести сюрприз в любую минуту, поэтому здесь важны каждые мелочи.

"Маршрут обычный, выйдем в океан, там будут льды, но пока циклон, и там более-менее нормально. Надеемся, что будет полегче", - говорит капитан судна "Академик Федоров" Валерий Викторов.

В Арктике "Академик Федоров" проведет ровно 100 дней. За это время ученым предстоит провести геолого- и сейсморазведку континентального шельфа. Для этого на судне установили уникальное оборудование, в частности, многолучевой эхолот, который с высокой точность позволит определить глубины.

"Эти работы будут идти за 200-мильной зоной", - рассказал спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.

Спецпредставитель президента эту экспедицию называет не иначе как "особой государственной важности". Россия должна доказать, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением континентального шельфа. По подсчетам экспертов, там находятся колоссальные месторождения нефти и газа.

Всю информацию для комиссии ООН будут собирать больше 60 ученых. Это океанологи, картографы, гидрографы и даже метеорологи. И подавляющее большинство - это молодежь, ставку сделали именно на них.

Участница экспедиции Нина Червякова: "По профессии мы гидрометеорологии, нас учили, что это важно для России".

Свою заявку на арктический шельф в ООН Россия планирует подготовить к 2013 году. Между тем главные конкуренты - США и Канада - тоже отправляют совместную экспедицию. Она стартует уже 7 августа. На кону 1,2 миллиона квадратных километров в Арктике.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11750
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

2010: Экспедиция ВНИИОкеангеология, "Академик Федоров"

Сообщение Polarstern » 03 Август 2010 20:08

Видео можно скачать здесь: в формате FLVв формате FLV и в формате mp4
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 773
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

2010: Экспедиция ВНИИОкеангеология, "Академик Федоров"

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Сентябрь 2010 21:37

Copyright © РИА НОВОСТИ | http://www.rian.ru/arctic_news/20100906/272779502.html

Найдена льдина для высадки новой арктической дрейфующей станции СП-38

11:21 06/09/2010
МОСКВА, 6 сен - РИА Новости. Участники арктической экспедиции на судне "Академик Федоров" обнаружили льдину, на которой может быть организована новая дрейфующая станция "Северный полюс-38", сообщил РИА Новости в понедельник начальник Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и Антарктического НИИ (ААНИИ) Владимир Соколов.
"Наша группа на "Академике Федорове", исследуя ряд льдин, признала одну из них принципиально пригодной для высадки станции. Это не значит, что именно на нее будет высажена станция, но одна из них (льдин - ред.) уже есть определенная, на ней стоят буи системы "Аргос". Поэтому, по формальным показателям, льдина для высадки станции существует", - сказал собеседник агентства.
Россия - единственная страна арктического региона, которая с 1930-х годов регулярно организует дрейфующие станции, ведущие в Арктике комплексный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в высоких широтах. После завершения работы СП-37 в июне 2010 года долгое время не было ясности в том, будет ли в текущем году организована следующая станция. В феврале Росгидромет заявил, что "Северный полюс" в 2010 году может не возобновить работу из-за отсутствия средств.
В конце августа глава Росгидромета Александр Фролов сообщил РИА Новости, что новая дрейфующая станция СП-38 отправится в Арктику сразу же, как только специалисты найдут подходящую для нее льдину, деньги будут выделены из текущего бюджета гидрометеорологического ведомства.
Однако Соколов отметил, что ААНИИ пока не получил денег для организации станции.
"К выходу в море предварительная подготовка давно проведена. Но дело в том, что Арктический институт не получил средств для реализации этой задачи. Тем, что у нас было, мы воспользовались, но этого недостаточно для проведения экспедиции", - сказал руководитель ВАЭ.
"Когда получат дополнительные средства, тогда экспедиция состоится", - добавил он, отметив, что подготовка к выходу в море после получения денег займет две недели.
Соколов подчеркнул, что подготовка к отправке новой дрейфующей станции началась еще в июне, сразу после прихода в Мурманск атомного ледокола "Россия" с полярниками с предыдущей станции, СП-37.
Российские станции "Северный полюс" ведут в Арктике комплексный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в высокоширотных районах дрейфа. Также ученые занимаются исследованиями процессов, определяющих современные климатические изменения в центральной Арктике, и оценкой их влияния на природную среду и экосистемы арктического региона РФ. Первая дрейфующая станция "Северный полюс-1" под руководством Ивана Папанина была создана в 1937 году.
Экспедиция "Северный полюс-37", начавшая работу 7 сентября 2009 года, завершилась в июне 2010 года. Атомный ледокол "Россия" забрал полярников и оборудование станции и вернулся в Мурманск 24 июня. В последнее время дрейф СП-37 проходил в зоне повышенной динамики ледяного покрова - льдина, на которой была развернута дрейфующая станция, раскололась на несколько частей. Из-за угрозы для станции, которая, как ожидалось, должна была пережить летний период, было решено завершить ее работу.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11750
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

2010: Экспедиция ВНИИОкеангеология, "Академик Федоров"

Сообщение Иван Кукушкин » 10 Октябрь 2010 14:48

"Академик Фёдоров" возвращается из Арктики
08.10.2010 06:39 | Автор: Виталий Акиньшин | http://www.vesti.ru/doc.html?id=398410&cid=7


Атомный ледокол "Россия" встретился в открытом море с возвращающимся из экспедиции научным судном "Академик Федоров". 100 дней ученые плавали в самых труднодоступных районах Арктики и делали подробные карты морского дна.

Примерно в 7 часов утра, когда в арктических широтах середина светлого времени суток, атомоход "Россия" практически в плотную подошел к "Академику Фёдорову". Волнение океана не позволяет просто перейти с борта на борт, и снова выручает палубный Ми-8.

Кажется, что все, кто не занят текущей работой, вышли на палубу научного судна. Исследовательское судно "Академик Федоров" встретили примерно на 79 широте. После двух с половиной месяцев работы в Арктике он возвращается домой. Сопровождавший его ледокол "Ямал" - точная копия ледокола "Россия" - уже попрощался с научно-исследовательским судном.

Участники экспедиции – это ученые, гидрологи, метеорологи и специалисты различных направлений. Они собрали поистине бесценный материал об экологическом состоянии Северного Ледовитого океана и о его животном мире. Но главной целью этой экспедиции стали глубины. Начальник экспедиции "Шельф-2010" Андрей Зеньков рассказал: "Экспедиция этого года выполняла гидрографические работы по съемке рельефа морского дна в интересах картографии - данная зона мало исследована. Также эти материалы будут использованы специалистами для определения границ континентального шельфа Российской Федерации".

Аналитический центр "Академика Федорова", помещение камеральной обработки. Вся информация о глубинах стекается именно сюда. Благодаря новейшему оборудованию, установленному на судне, ученым удалось исправить некоторые неточности в современных картах глубин Северного Ледовитого океана. Старший специалист камеральной обработки Вячеслав Соболев пояснил: "У нас получаются данные, которые мы уже сможем анализировать. В плане схождения с данными предыдущих лет это ретроспективные данные. Мы ходим по профилям, чтобы определить подошвы континентального шельфа".

Среди имеющегося на борту оборудования - самый современный и самый точный на сегодняшний день эхолот в мире. Он может измерять колоссальные глубины - до 12 тысяч метров - с минимальной погрешностью. Впервые столь точный прибор работает в Северном Ледовитом океане. Заместитель начальника экспедиции "Шельф-2010" Денис Жилин рассказал: "Техника проявила себя достаточно хорошо, но с серьезной особенностью – это в ледовых условиях, в тяжелых условиях. То есть, лед оказывает серьезное влияние. Здесь был очень важный момент взаимодействия с судном".

За время экспедиции "Академик Фёдоров" проделал путь в 9 тысяч километров. Следуя во льдах за ледоколом "Ямал", научному судну время от времени приходилось останавливаться - льды мешали работе эхолота. Капитан научно-экспедиционного судна "Академик Фёдоров" Валерий Викторов пояснил: "Так как из-за льда происходила потеря сигнала, приходилось отрабатывать назад, а это представляет определенную опасность, так как лед торошенный, крупные обломки. Могла быть вероятность попадания обломков на винт, а это могло привести к повреждению лопастей".

Изучение границ континентального шельфа российскими учеными с недавнего времени вызывает недовольство некоторых западных стран. И, тем не менее, говорит руководитель экспедиции Артур Чилингаров, Россия продолжит освоение Арктики. "Какие-то "песни" начались о том, что делают русские полярной ночью в Арктике? Я хочу сказать официально вам, что мы никого не будем спрашивать, когда нам работать. Арктика российская, и мы работаем, соблюдая все наши международные договоры. И когда нам работать? Будем работать и днем, и ночью!", - подчеркнул он.

Экспедиционное судно "Академик Фёдоров" возвращается в Архангельск, откуда совсем скоро оно отправится в следующую экспедицию, на этот раз - в Антарктику.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11750
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

2010: Экспедиция ВНИИОкеангеология, "Академик Федоров"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Октябрь 2010 22:04

14 октября научно-исследовательское судно «Академик Федоров» Арктического Антарктического НИИ Росгидромета пришвартовалось в районе Архангельского морского торгового порта Экономия. Стратегическая для России экспедиция в Северный Ледовитый океан, направленная на обоснование внешней границы континентального шельфа РФ, завершена.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

2010: Экспедиция ВНИИОкеангеология, "Академик Федоров"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Октябрь 2010 14:34

15.10.10 20:24
Совместный рейс в Арктике: в связке судов сбоев не было
http://www.tv21.ru/index.php?menuid=1&newsid=23069

Два с половиной месяца длился совместный рейс в Арктике атомного ледокола «Ямал» Росатомфлота Государственной корпорации «Росатом» и научно-экспедиционного судна «Академик Федоров», на борту которого работали ученые Государственного научно-исследовательского навигационно-гидрографического института.
Моряки и ученые совместными усилиями вели обследование континентального шельфа России в районе подводного хребта Ломоносова. Обобщение научных результатов экспедиции еще впереди, но сегодня уже можно оценить объемы проделанной работы.
Съемка рельефа дна в указанном районе в соответствии с техническим заданием должна была составить не менее 9 тысяч погонных километров, при этом атомный ледокол должен был обеспечить среднюю скорость движения научного судна не менее пяти узлов при толщине ледяного поля не более 2,2 метра.
На деле оказалось, что техника исследователей - многолучевой эхолот и профилограф - эффективно работают при меньшей скорости, около 4 узлов. Атомоходу «Ямал» выдержать этот малый темп движения было не просто, тем более, что связка судов должна была работать в четко заданном коридоре движения, допускавшем отклонения в стороны не превышающие 200 метров: специальная аппаратура, развернутая на ледоколе и судне, следила за соблюдением этого. Но несмотря на жесткие условия, поставленная задача по обследованию профилей изменения глубин была выполнена на сто процентов и в установленные договором сроки, хотя на начальном этапе работ были серьезные сомнения.
Во всяком случае уже после проведения половины съемок руководитель экспедиции директор управления гидрографии Андрей Зеньков поздравил капитана атомохода «Ямал» Александра Лембрика с достигнутым на тот момент успешным результатом. Причем, два вертолета, которые были взяты на случай осложнений при проведении съемок рельефа дна, для решения этой задачи не потребовались. Экипаж атомохода «Ямал», впервые участвовавший в научно-исследовательских работах такого характера, сумел найти полное взаимопонимание с учеными, что и обеспечило успех. Всего было обследовано около пятидесяти профилей изменения глубин в районе хребта Ломоносова. Информирует отдел внешних связей Росатомфлота Государственной корпорации «Росатом»
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

2010: Экспедиция ВНИИОкеангеология, "Академик Федоров"

Сообщение SVF » 22 Октябрь 2010 11:04

Здравствуйте, коллеги.
25 октября НЭС "Академик Федоров" возвращается в СПб. На этом экспедиция закончится.
Несколько фактов.
Официальное название экспедиции - "Шельф-2010" (давайте наконец-то ветку переименуем!).
Основная задача - батиметрические работы с помощью многолучевого эхолота в районе хребтов Ломоносова и Менделеева.
Организатор - Роснедра.
Головная организация - исполнитель - ГНИНГИ.
Основные участники: ВНИИОкеангеология (сейсмика со льда), ГидроСи (работа с многолучевым эхолотом), ААНИИ (океанология, метеорология, СГМО), ГС СФ (свои заморочки), Севернефтегаз (консультации), Атомфлот (а/л "Ямал").
Авиаработы осуществлялись с борта ветролетов Ми-2 (КВС М.Л. Ворчалов) и Ми-8 (КВС В.Ю. Дудин) авиакомпании "Конверс Авиа" (г. Тверь).
Начальник экспедиции - А.Ф. Зеньков (ГНИНГИ),
Замы - А.В. Костенич (по науке), В.В. Глазко (по хозяйству) - оба ГНИНГИ.
Старший у ВНИИОкеангеологии - В.Б. Глебов, у ААНИИ - И.М. Ашик, ГидроСИ - М.Д. Жилин, ГС СФ - Д.П. Волошко, Севернефтегаз - Ю.Г. Фирсов.
В команде ААНИИ - четыре отряда: океанологии (С.Б. Кузьмин), метеорологии (С.В. Шутилин), СГМО (С.В. Фролов), ледоисследовательский (А.Э. Клейн).
Всего "науки" на борту было около 68 чел.
Капитан а/л "Ямал" - А.Ю. Лембрик, НЭС "Академик Федоров" - В.А. Викторов.
А/л "Ямал" вышел из Мурманска 25 июля, НЭС "Академик Федоров" - из Архангельска 28 июля.
Работа в районе гидрографических работ началась 3 августа и продолжалась по 6 октября. 8 сентября караван достиг Северного полюса. 7 октября проведена "смычка города с деревней" - к "АФ" подошел а/л "Россия", нас посетили А.Н. Чилингаров и К.
"АФ" вернулся в Архангельск поздно вечером 13 октября, 15-го вышел в Питер.

Работа была ответственная, но достаточно скучная (для нас) и тупая (для судоводителей) - ездили строго по заранее утвержденным (Москвой) профилям (всего более 50). Шаг влево, шаг в право - побег, отклонение от профиля не более 200 м в любую сторону. Ледовая обстановка - чрезвычайно благоприятная, могли бегать со скоростью 10-12 узлов, но лимитировал супер-эхолот, при повышенных скоростях ухудшалось качество данных, поэтому ползали со средней скоростью около 4 узов.
Но в итоге все сделали, все (Москва) довольны.
На следующий год экспедиция продолжится, но главным будет геофизика (сейсмокосы и т.п.).
Вот в кратце и все.
Несколько снимков:

 DSC04840.JPG
 DSC04825.JPG
 DSC04439.JPG
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4481
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения