Ну вот, наконец-то получил свое барахло. Теперь впечатления. Буду краток, изложу основные моменты, если будут вопросы - готов ответить.
Поехали.
16 августа утренней лошадью выехали в Архангельск. Мурманск отказался принимать "АФ", якобы потому, что порт не сертифицирован для работы с топливом в бочках. Бред какой-то, в предыдущие года проблем с этим не было.
Доехали без потерь. "АФ" стоял в Экономии, нас уже ждала фура с нашим оборудованием, разгрузили, поселились, и в 22:30 17 августа благополучно отошли.
По плану сначала должны были идти к о. Врангеля, затем - высадка СП, затем - океанографические разрезы.
Ниже карта ледовой обстановки на момент нашего отхода.
Побежали через Карские Ворота по чистой воде. 22 августа встали на рейде о. Диксон. Пока делали океанографичекую и геологическую станцию, нанесли визит вежливости коллегам из гидрометслужбы. Плюс они нам собаку обещали.
Полетели не на остров, а в материковый поселок. Впечатление - жуткое, мертвый город. Пока летели, на улице не увидел ни одного человека.
По сообщению начальника ГМС о. Диксон В.М. Адамовича, в октябре-ноябре гидрометслужбу на острове ликвидируют и переводят ее на материк. Таким образом многолетний ряд наблюдений будет прерван. На острове останутся только аэропортовские служащие (человек 12) и ВСЕ.
Зверя нам привезли мощного. Кстати, пацан оказался боевым - через неделю после того, как мы отошли от СП, на льдину пришла медведица, и этот щенок первым ее учуял и предупредил всех.
После общения с аборигенами и передачи им свежих овощей и фруктов, слетали к устью реки Убойная (в сторону Пясинсого залива), где по сведениям диксончан стояли рыбаки - взять свежего омуля для сп-шников (да и себе немного).
После возвращения на пароход, двинулись к м. Челюскина, к которому подошли 22 августа. У мыса сделали стоянку, руководство с геологами слетали на о-ва Гейберга, о. Большевик и на станцию м. Челюскина. Прилетели в растрепанных чуствах от состояния станции. На ней сейчас 4 человека, а мы помним когда там было до 400. Сам я туда не летал, поэтому фото с парохода.
Чуть восточнее мыса наконец-то увидели первый лед и НЭС "Иван Петров", который ждал улучшения ледовой обстановки для прохода в Хатангу. Мы же рванули через проход, образовавшийся в центре Таймырского ледяного массива и в скором времени вышли на чистую воду в восточной части моря Лаптевых. На траверсе Новосибирских островов слетали на о. Котельный, на полярку, с надеждой разжиться нормальной собакой. Дали еще одно чудо.
Далее решили идти к к о-вам Де-Лонга (Жаннете и Генриете) для их геологического обследования. Но не повезло - при подходе к островам поднялся сильный ветер, плюс острова периодически накрывало туманом. Постояли, посмотрели, решили не рисковать. Полет отменили, пошли на о. Врангеля. Обидно.
От Генриетты побежали напрямую на остров, между двумя массивами сплоченных льдов. 26-го подошли к острову и приступили к разгрузке топлива и контейнеров для гм-станции и заповедника. На борт прилетел мой старый приятель, спец по медведям Никита Овсянников.
На полярке та же разруха, как и везде. Правда ходят слухи, что ее реанимируют и скоро все будет в порядке.
Закончив с выгрузкой 28 августа пошли в район высадки СП (к северу от острова). Благодаря оперативной спутниковой информации (РЛС-диапазона) шли зряче. Подойдя к южной границе района сделали ледовую разведку, результаты которой нас воодушевили - есть многолетний лед, толщиной более 3 м. Решили подняться севернее, где наши специалисты "видели" более мощные поля.
Наши надежды оправдались. 1 сентября ледовая разведка обнаружила в указанных координатах сразу 6 мощных ледяных полей, каждая из которых была пригодна для организации станции. Для страховки слетали еще восточнее, там картина была та же. После длительной дискуссии с начальником станции, выбрали лучшую поляну и приступили к разгрузке. Выгружали в основном вертолетом, тракторами решили не рисковать, поскольку снежницы еще не достаточно промерзли.
Закончили работу 7 сентября и вечером торжественно открыли СП-36.
Все достаточно традиционно- подъем Флага, речь начальников, заключительная рюмка с остающимися на льдине.
Утром следующего дня взяли курс на юго-запад. Далее пошла рутинная работа по выполнению научных наблюдений. Из примечательного - полет на Северную Землю, в район м. Локоть. Там уже началась зима, все замерзло, но пейзажи - фантастика.
Да еще зверюга приходила прямо к борту. Народ повеселился.
В заключение хотели сделать "географическое открытие" по просьбе ГУНИО МО - на ЗФИ, о. Нортбрука разделился на два острова (между ними образовался узкий пролив). Надо было его про всем геодезическим правилам зафиксировать. Но, как всегда ... подошли, погоды нет, летчики отказались лететь, а времени у нас - нет, капитан торопился в Архангельск. Отложили до лучших времен.
Вот коллеги, в кратце все. В целом рейс получился достаточно скучным - практически все получалось, а с СП - просто все блеск. Никакого "героизма"
. И слава Богу.
Буду Вам признателен, если при тиражировании фото сошлетесь на автора. Искренне Ваш.