Пресс-релиз
7.10.2008 г.
Итоги экспедиции «Арктика-2008» на борту научно-экспедиционного судна ААНИИ Росгидромета «Академик Федоров»
4 октября, с приходом в порт Санкт-Петербурга флагмана отечественного полярного флота НЭС «Академик Федоров» Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Росгидромета, завершилась основная часть высокоширотной морской арктической экспедиции по программе «Арктика-2008».
Экспедиция «Арктика – 2008» является комплексным мероприятием России в 2008 г. в рамках национальной части Программы Международного полярного года (МПГ) 2007/08 и направлена на продолжение исследований выполненных в период 2007 г. и первой половины 2008 г. Экспедиция работала в рамках ряда проектов МПГ 2007/08 по большому спектру научных задач.
В процессе реализации экспедиционной программы выполнен обширный комплекс наблюдений в высокоширотных районах Арктического бассейна и арктических морей, направленный на изучение арктической климатической системы.
Экспедиционная программа работ в Арктике состояла из 3-х основных этапов.
- На первом этапе работ экспедицией было осуществлено снабжение полярной станции и заповедника на о. Врангеля.
- На втором, одним из важнейших этапов работы экспедиции, выполнен комплекс работ по поиску ледяного поля и организации на нем новой российской научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс-36» (СП-36), работа которой в высокоширотной части широтах Арктического бассейна запланирована на один год.
Для этих целей в период с 31 августа по 2 сентября летный отряд экспедиции на вертолетах Ми-8 выполнил серию ледовых авиационных разведок по детальному обследованию районов, ранее выбранных по спутниковым данным, в целях поиска льдины для дрейфующей станции. Во всех районах были обнаружены поля льда пригодные для высадки дрейфующей станции. 2 сентября подвижной группой исследователей (на снегоходах) были выполнены подробное обследование двух ледяных полей. По результатам обследования было принято решение о начале высадки с 3-го сентября дрейфующей станции в координатах 82 град. 34 мин. с.ш. 171 град. 58 мин. в.д. Был выполнен большой объем работ по выбору и разметке на льду посадочных площадок, баз горюче-смазочных материалов (ГСМ), объектов лагеря СП, рекогносцировке и промерам по трассе ледовой дороги для тяжелой техники. Процесс выгрузки оборудования и снабжения станции длился в течение 5 суток, всего на станцию доставлено 379 тонн груза. Ко второй половине суток 7 сентября был развернут лагерь дрейфующей станции из систем жизнеобеспечения, жилых и лабораторных комплексов, систем связи и энергообеспечения, созданы склады ГСМ, продуктов питания, перемещена транспортная техника в район станции, в 18 часов московского времени передана первая метеосводка в систему АСПД Росгидромета и глобальную систему телекоммуникаций. В 21 час на новой российской научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс-36» (СП-36) в координатах 82 град. 31 мин. с.ш., 175 град. 05 мин. в.д. был поднят государственный флаг Российской Федерации. В 23 часа последние сотрудники СП-36 покинули борт НЭС «Академик Федоров» и судно отошло от льдины станции. На дрейфующем льду остались 18 полярников во главе с начальником станции Юрием Ивановичем Катраевым, а так же два щенка.
В период организации дрейфующей станции научные отряды экспедиции вели комплексные исследования на ледовой многосуточной станции. Был проведен ряд уникальных экспериментов по исследованию теплофизических и радиационных свойств снежно-ледяного покрова. На различных участках поверхности льда были выполнены серии измерений потоков углекислого газа. В результате выполненных наблюдений получен достаточно обширный и ценный материал, характеризующий процессы энерго- и массообмена атмосферы и океана через многолетний морской лед в период начала зимнего выхолаживания.
На третьем этапе экспедиции, был выполнена серия океанографических разрезов, направленных на исследование характеристик и структуры вод в ряде районов материкового склона Арктического бассейна, а также обширный комплекс попутных наблюдений в атмосфере, и ледяном покрове.
Одним из важных, впервые выполняемых в этих высокоширотных районах работ экспедиции были комплексные биогидрохимические исследования арктических вод связанных с измерениями органических форм. По полученным данным можно судить о продуцировании органического вещества фитопланктоном, что важно для понимания биологической активности в данном регионе.
В рамках проектов Международного полярного года на акватории Арктического бассейна были установлены восемь автоматических дрейфующих океанографических комплексов, которые позволят в течение одного- двух лет получать большие объемы данных о состоянии океана в районе их дрейфе.
Все рейсы НЭС «Академик Федоров» в Арктику сложны, уникальны и представляют исключительный интерес для науки, но этот рейс, как и рейс по программе «Арктика-2007» в прошлом году, особенный, в силу комплексности задач, решаемых мировым сообществом в рамках Международного полярного года 2007/08.
(C) Пресс-служба ААНИИ - 7.10.2008 г.
http://www.aari.ru/docs/press_release/20081008_arctika2008.htmlИтоги подвели.
Тему можно закрывать
С впечатлениями от участников правда пока туговато