Заметка капитана 8-08-2010Ледовая обкатка Петра.Лед архипелага Норденшельда был разминкой перед недавними событиями. Там мы вальяжно (по нынешним меркам) ходили в разводьях сплоченностью 1-3 балла, иногда пробивались через узкие перемычки 6-7 баллов. (Для справки сплоченность льда определяется в балах соответствующим % льда от общей поверхности моря в данном конкретном районе, например сплоченность льда 3-4 балла означает, что в конкретно ограниченном районе находится 30-40 процентов льда, а остальное чистая вода, соответственно во льдах сплоченностью 9-10 балов воды вы вообще не увидите). После выхода из Солнечной, мы каждый день ходили в ледовую разведку, а на ночь швартовались к большим льдинам, чтобы оценить дрейф и отдохнуть, так продолжалось 3 дня. К дрейфующему льду мы были вынуждены швартоваться из-за того, что все береговые укрытия были блокированы льдом. Но я Вам скажу у больших льдин стоять спокойнее, нежели в хорошо защищенных бухтах. Например ночь простояли в бухте Зимовочная, утром ушли в разведку, а вечером, когда возвращались бухта была полностью забита льдом. Поэтому, выбирая льдину для стоянки, руководствуешься ее размерами, скоростью дрейфа относительно остальных льдин и конечно выставляешь швартовную вахту. Тогда стоянка получается относительно спокойной, к тому же льдина защищает тебя от волнения. К отдельно плавающим в море льдинам мы обычно швартовались на один носовой якорь с подветра.
Когда мы пришли на восток Таймыра, то столкнулись совсем с другими условиями. В условиях сплоченного льда тактика совсем другая. Необходимо выбрать самую большую льдину в районе плавания, найти в ней углубление, подходящее по размерам яхты так, чтобы у нее не было подводных килей и встать к ней лагом, тогда вы будете в относительной безопасности от возможных сжатий.
Покатавшись несколько дней в районе островов Фаддея и получив прогноз, в котором говорилось, что на ближайшие 3 дня ветров сильнее 5 м\с не ожидается, пусть даже неблагоприятного для нас восточного направления, мы решили пробиваться по принципу ни шага назад. Сжатия льда не ожидалось, а небольшие полыньи иногда появлялись. Вот так от полыньи к полынье за 2 дня мы прошли около 20 миль до о. Андрея. Поначалу конечно было жутковато, когда вокруг яхты не оказывалось чистой воды, но потом привыкли, тем более что сжатий льда не было, да и не с чего им было взяться. Когда на горизонте появлялись серые полоски воды настроение существенно улучшалось. От одной большой льдины к другой, часто 3-4 часа напряженной работы увенчивались дистанцией в полмили пройденного расстояния, и хорошо, если был попутный дрейф.
Однажды утром проснулись и увидели разводья, долго к ним пробивались, а оказалось, что это молодой лед (темный нилас). Тогда мы пошли как ледокол, разрезая эту ледяную кашу. Потом как ледокол наезжали на нетолстые льдины и штевнем их ломали. Опыт, как и половое бессилие, приходит со временем. Сейчас я уже точно могу с расстояния определить, какую льдину я сломаю штевнем, а к какой надо подходить как к бетонному пирсу. Так что теперь нас можно смело зачислить в отряд полярников и выдать по значку.
Впереди еще 45 миль безумия и дальше чистая вода до Тикси. Экипаж мечтает о Бане и шашлыках, ну и конечно надо пополнить судовые запасы. Пора переводить время. Раньше мы этого не делали, так как в Арктике полярный день, а шли мы в глухой изоляции, и все общение с внешним миром было связано с московским часовым поясом. К настоящему дню мы накопили 5 непереведенных часовых поясов. Так как мы относительно скоро доберемся до Тикси, на этой стоянке и переведем судовое время.
На борту все в порядке, экипаж жив и здоров.
Ваш капитан Дэн.