Страница 3 из 9

Re: Полярные экспедиции Третьего Рейха

СообщениеДобавлено: 18 Октябрь 2009 22:08
Alexander Belov
Итак, аэрофотосъемка велась как часть общих работ экспедиции. Снимки были, профессор Самойлович их видел и работал с ними после окончания экспедиции.

Остается определить, где и как распорядились результатами этих работ.

Re: Полярные экспедиции Третьего Рейха

СообщениеДобавлено: 18 Октябрь 2009 22:15
[ Леспромхоз ]
В издании 1939 года у Визе уже ничего похожего нет.

стр.496
"Из бухты Тихой "Граф Цеппелин" направился для аэрофотограмметрических работ к западной части Земли Франца-Иосифа и оттуда полетел к острову Рудольфа..."


и все...
Что было в эти 3 года :scratch:
Можно строить предположения.

Re: Полярные экспедиции Третьего Рейха

СообщениеДобавлено: 18 Октябрь 2009 22:24
Alexander Belov
Учитывая, что ГУСМП всегда был режимной организацией, тщательно хранящей свои материалы, просторы для предположений и спекуляций открываются просто колоссальные. Заблудиться можно "на раз".

Давате не будем уходить в эти просторы, коллеги... :oops:

Re: Полярные экспедиции Третьего Рейха

СообщениеДобавлено: 19 Октябрь 2009 11:20
Иван Кукушкин
padsee пишет:Читайте Каневского

«» ... Однако немецкая сторона сообщила, что она, к ее глубокому и искреннему огорчению, не в состоянии предоставить в распоряжение советских коллег материалы аэрофотосъемки Земли Франца-Иосифа: фотопленка с изображением именно этого района — вот беда! — оказалась засвеченной…

Мне кажется, что у Каневского же здесь и есть описание получившегося расклада.
Материалы аэрофотосьемки были, и были переданы в СССР все, кроме района ЗФИ.
Поэтому было чем восхищаться Визе и с чем работать Самойловичу.
А в книги и отчеты, по ЗФИ поставили обычные снимки.

Re: Полярные экспедиции Третьего Рейха

СообщениеДобавлено: 19 Октябрь 2009 11:25
[ Леспромхоз ]
Иван Кукушкин пишет:Вот интересно, откуда вообще пошла информации о "пропавших снимках" ?


Еще одно упоминание о "пропавших снимках" у Минеева (1964 год).
Минеев А.И. Из записок военных лет

Одну из тайн фашистов удалось расшифровать лишь спустя шесть лет после окончания войны. Но, по-видимому, вся эта история была подготовлена германской разведкой еще в 30-е годы.

Известно, что еще власти Веймарской республики исподволь готовились к реваншистской войне за ликвидацию Версальского договора. Есть основание думать, что к сбору необходимых материалов была привлечена немецкая часть Международного общества «Аэроарктик», работавшая в Берлине. В 1931 г. это общество организовало экспедицию на дирижабле «Граф Цеппелин» в районы Советской Арктики. Наряду с другими исследованиями в полете велась аэрофотосъемка. По договору один экземпляр всех экспедиционных материалов должен был поступить в распоряжение советских полярников. Однако, когда материалы экспедиции были обработаны и предъявлены к передаче, выяснилось, что материалы аэрофотосъемки по Земле Франца-Иосифа, включая острова Земля Александры и Земля Георга, отсутствуют. На запросы наших представителей немцы сообщили, что аэрофотосъемка Земли Франца-Иосифа не получилась, поэтому материалы не могут быть представлены.

Картографические представления об этой части Земли Франца-Иосифа оставались на старом неверном уровне. Сами мы до Великой Отечественной войны исследований на Земле Франца-Иосифа почти не проводили.

И вот кончилась Великая Отечественная война. Шесть лет спустя было решено создать на Земле Александры аэродром для полярной авиации. Мысль об этом возникала, правда, еще в 1937 г., когда И. П. Мазурук и В. И. Аккуратов зимовали на Земле Франца-Иосифа.

Re: Полярные экспедиции Третьего Рейха

СообщениеДобавлено: 19 Октябрь 2009 11:35
Иван Кукушкин
В любом случае это несколько отличается от мнения Капитана первого ранга, первого зам. главного редактора «Морского сборника»:

:": ... дирижабль летел на очень низкой высоте и, соответственно, фотографировали все. Но самое обидное потом оказалось, что вместо того, чтобы выгрузить эти фото- и киноматериалы, немцы спокойно забрали их в Берлин, а потом сказали, что они засвечены оказались. Ну, нами воспользовались, использовали нас в этом вопросе. А потом они всплыли. Они потом всплыли, когда потом подробнейшие карты у немцев были, такие, которые нам и не снились, даже арктические.

Re: Полярные экспедиции Третьего Рейха

СообщениеДобавлено: 19 Октябрь 2009 16:32
[ Леспромхоз ]
http://www.aari.nw.ru/today/Page/AARITo ... D%E8%F6%FB

“Воздушные корабли Арктики” (дирижабли, самолеты, гидропланы) - так называлась еще одна экспозиция в Музее Арктики и Антарктики, организованная ее сотрудниками 12 мая - 31 августа 2001 года. Ее открытие было приурочено к 75-летию перелета экспедиции Руала Амундсена - Умберто Нобиле на дирижабле “Норвегия” через Северный Ледовитый океан. На выставке были представлены документальные фотографии 20-х - 30-х годов, подлинные предметы и приборы с дирижабля “Италия” конструкции Нобиле, модели самолетов и воздушных кораблей, уникальные материалы аэрофотосъемки международной научно-исследовательской экспедиции 1931 года на дирижабле “Граф Цеппелин” с участием Р.Л.Самойловича, П.А.Молчанова и Э.Т.Кренкеля.

Re: Полярные экспедиции Третьего Рейха

СообщениеДобавлено: 19 Октябрь 2009 17:36
Иван Кукушкин
"Музей в отпуске", до 26 октября. Ожидаем с надеждой.

Полярные экспедиции Третьего Рейха

СообщениеДобавлено: 28 Октябрь 2009 10:41
slava_zz
книга "Самолеты-призраки Третьего рейха. Секретные операции люфтваффе "
стр 274
помянута немецкая метеостанция
Остров Междушарский Новая земля
Не-111- 2 посадки

правда- тут выше это место описано
посадочная площадка, валяется барахло-никак не база

Полярные экспедиции Третьего Рейха

СообщениеДобавлено: 28 Октябрь 2009 10:50
slava_zz
 Wetterstationen.jpg
 Wetterstationen-2.jpg
карта размещения немецких метеостанций
http://community.livejournal.com/ru_his ... #t29546273

Полярные экспедиции Третьего Рейха

СообщениеДобавлено: 28 Октябрь 2009 13:37
Иван Кукушкин
 DIE POSITIONEN DER AUTOMATISCHEN WETTERFUNKGERATE 1942-1945_cr.jpg
Карту размещения автоматических станций можно посмотреть здесь:
Polarjorschung 55 (1): 55-67, 1985
Mitteilungen. Deutsche automatische Wetterstationen in der Arktis 1942-1945
Von Franz Selinger.
Доступно в ePIC (the open access repository for publications and presentations of Alfred-Wegener-Instistut for Polar- and Marine Research.) - http://epic.awi.de/Publications/Polarforsch1985_1_5.pdf
или так:


На Новой Земле их указано две: бухта Иностранцева (22.8.43) и север бухты Иностранцева (15.10.44)
Есть рисунки станций, фотографии ужасного качества - представить внешний вид Wetter-Funkgerät W. F. L. вполне можно.

    Fig. 1: Positions of German automatie weather stations in the Arctic and adjacent areas 1942-1945.
    1 = Rockall Bank, 7-1-42 / 28-4-42 / 24-8-42 / 1-11-42(W. F. S.); 2 = Porcupine Bank, 8-1-42/29-4-42/31-8-42/ 10-11-42(W. F. S.); 3 =Advent Fjord, Spitsbergen, 15-5-42 ("Kröte"); 4 = Signehamna, Lilliehöök Fjord, Spitsbergen, 6-9-42 (W. F. L.); 5 = Bear Island, 2-12-42 / 18-3-43 / 9-7-43 / 6-12-43 / 17-6-44 (W. F. L.), 29-10-42 / 20-8-43 ("Kröte"), 6 = Ör1andet, Sörkapp, Spitsbergen, 24-7-43 ("Kröte"); 7 =Dianadalen, Edge Island, Spitsbergen, 4-8-43 ("Kröte"), 8 =westof Bear Island, 23-7-43(W. F. S.), 9 =Barents See, 27-7-43 (W. F. S.), 10 = Inostranzewa Bay, Novaya Zem1ya, 22-8-43 (W. F. L.); 11 =Martin Bay, Hutton Peninsula, northern Labrador, 22-10-43 (W. F. L.); 12 = Sördalsbukta, Liefde Fjord, Spitsbergen, 1-7-44.(W. F. L.), 13 =Krossbukta, Jan Mayen, 25-9-44(W. F. L.); 14 = north oflnostranzewa Bay, Novaya Zemlya, 15-10-44fYf.F. L.); 15 = Sandfjord, Mageroya, northern Norway, 11-11-44(W. F. L.); 16 = Gulf of Bothnia, 18-11-44 (W. F. S.); 17 = Fästorna, Aland Archlpelago, 24-11-44 (W. F. L.); 18 =Alta Fjord, northern Norway, Jan.1945 ("Kröte").
    Dates given signify the first day of operation. W. F. S. = weather buoys, "Kröte", W. F. L. = land-based stations

Есть список литературы и архивов:

1. Archivrnaterial im Bundesarchiv- MilitärarchivFreiburgi. Br.

    PG 34718-34732/34868-34873:Kriegstagebuch Marine-Gruppenkommando Nord (KTB Gruppe Nord), Oktober 1942-Januar 1944.
    PG 35191-35243: Kriegstagebuch Admiral Nordmeer. Januar 1942-Februar 1944.
    RL 2 11/347 354: Kriegstagebuch Chef des Wetterdienstes der Luftwaffe (KTB Chef Wd), August 1942-April 1945.
    RL 7/494 501: Kriegstagebuch Luftflotte 5 Norwegen (KTB Lfl. 5), Mai 1942-0ktober 1943.
    RM 89/7 14: Kriegstagebuch Führer der U-Boote Norwegen (KTB FdU Norwegen), September 1943-Juli 1944.

2. Literatur

    BIyth , J. D. M. (1951): German meteorological activities in the Arctlc - Polar Record 6 (12): 185-226.
    Holzapfel, R. (1951): Deutsche Polarforschung 1940/45 - Polar forschung 21 (2): 85-97.
    Nusser, F. (1979): Die Arktisunternehmungen des deutschenMarine-Wetterdienstes in den Jahren 1940-1945 - DeutscherWetterdienst, SeewetteramtHarnburg.
    Person , H. (1948): Entwicklung und Einsatz von unbemannten automatischen Wetterfunkstationen im Polargebiet - Polarforschung 18 (1/2): 6-8.
    PIoetze , E., Rawer, K. & E. Stoebe (1953): Langfristige automatische Wetterfunkgeräte für große Übertragungsentfernungen - Z. f. angew. Physik V (9): 351-359.
    SchuIze , F. (1950): Zum Einsatz der Radiosonde in der Meteorologie - Ann. Met. 3, Beiheft I: 1-28.
    Schwerdtfeger-, W. & F. Seiinger (1982):Wetterflieger in der Arktis 1940-1944. Erlebnisse und Erfahrungen der Wetter- erkundungsstaffeln im Hohen Norden. - Stuttgart.
    Stoebe , E. (1942/1944): Tätigkeitsberichte über die Aufstellung automatischer Wetterfunkgeräte in der Arktis - Pers., unveröff. Niederschriften, Travernünde.
    TrenkIe , F. (1982): Die Entwicklung der deutschen Radio-Sonden von 1930bis 1955. - Interner Bericht, DFVLR Inst. f. Physik d. Atmosphäre, Wessling.
    Weidemann , E. (1943): Konstruktionsbeschreibung des Marine-Wetterfunkgerätes (Land) - Pers., unveröff. Aufzeichnung, Berlin.
    WoelfIe , F. (1958): Automatische Wetterstationen - Met. Rdsch. II (2): 60-67.

Полярные экспедиции Третьего Рейха

СообщениеДобавлено: 28 Октябрь 2009 13:50
slava_zz
не читаю я по немецки..
на указанной мной карте- это автоматические станции Крот,безлюдные. ставила Кригсмарине
не база и не метео с людьми
а что в этих источниках? вроде тоже, обе в Бухте Иностранцева?

а где же подземные аэродромы и шахты по добыче бериллия? где секретные золотые рудники с несчастными немецкими пленными? 8)

Полярные экспедиции Третьего Рейха

СообщениеДобавлено: 28 Октябрь 2009 13:54
Иван Кукушкин
Станции и базы перечислены здесь:
Holzapfel, R. (1951): Deutsche Polarforschung 1940/45 - Polar forschung 21 (2): 85-97.

Также доступно в ePIC (the open access repository for publications and presentations of Alfred-Wegener-Instistut for Polar- and Marine Research.) - http://epic.awi.de/Publications/Polarforsch1951_2_2.pdf
Или так:
Deutsche Polarforschung 1940-1945.pdf [1.6 МБ Скачиваний: 1235]


Про ЗФИ есть следующее:

Unternehmen "Schatzgräber", Franz-Josephs-Land, Winter 1943/44.
Die dritte große Expedition der Kriegsmarine im Winter 1943/44 führte als wissenschaftlicher Leiter der Geograph Studienrat Drees mit weiteren neun Mann nach Franz-Josephs-Land. Drees hatte mit Knoespel 1941142 in Spitzbergen überwintert.
Der Fischdampfer "Kehdingen", begleitet von einem U-Boot, brachte ohne Eisbehinderung am 8, September 1943 die Expedition an die Ostseite der großen Südbucht auf Alexandraland. Nach acht Tagen fuhren die beiden Schiffe ohne Zwischenfall wieder zurück. Anfang Mai 1944 bekam auch dieses Unternehmen durch zwei Flugzeuge Nachschub. Bis zum Frühjahr arbeitete die Expedition planmäßig.
Eisbärfleisch. das als Frischproviant willkommene Abwechslung bieten sollte, führte zu einer schweren Erkrankung der ganzen Mannschaft an Trichinose.
Da um diese Zeit Franz-Josephs-Land vom Eis blockiert war, wurde die Besatzung auf dem Luftwege nach einigen Zwischenfällen zurückgebracht und konnte wieder geheilt werden. Das wissenschaftliche Material wurde später von einem U-Boot geborgen.


Машинный гуглеперевод (тевтонским не владею) дает общее представление о тексте:
8.09.1943 „к востоку от южной бухты на Земле Александра“. Высадила третья крупная экспедиция ВМФ в зиму 1943-44 - подводная лодка и траулер "Kehdingen". 10 человек. С мая 1944 было 2 авиарейса снабжения. Персонал заболел поев медвежатины, был эвакуирован по воздуху. Позднее станцию посещала подводная лодка.

Полярные экспедиции Третьего Рейха

СообщениеДобавлено: 28 Октябрь 2009 14:00
slava_zz
насчет небывало точных карт немцев с Цеппелина
насколько могу судить- АФС для построения карт делается параллельными залетами, при этом на местности есть заранее установленные репера.
потом привязка снимков, дешифровка, построение рельефа- фотограмметрия - на основании высотных отметок и прочее
с одного пролета даже нормальная АФС даст только снимок, карту с высотами и без искажения контуров -без наземных работ - не сделать...

наверное- качественная карта получилась лишь по сравнению с глазомерными, которые были у тогда у нас...
но не в нынешнем понимании карты...если вообще не сказка
глянуть бы на те карты

Полярные экспедиции Третьего Рейха

СообщениеДобавлено: 28 Октябрь 2009 14:04
Иван Кукушкин
slava_zz пишет:на указанной мной карте- это автоматические станции Крот,безлюдные. ставила Кригсмарине
не база и не метео с людьми
а что в этих источниках? вроде тоже, обе в Бухте Иностранцева?

В смысле - "тоже"? Ссылку именно на бухту Иностранцева я только в этом pdf увидел, она где-то еще есть?

Автоматических станций в pdf приводится три вида:
  1. W.F.S. = weather buoys
  2. "Kröte"
  3. W.F.L. = land-based stations
На Новой Земле указаны последние - W.F.L.
По рисунку - "Kröte" это что то навроде метеобудки с комплектом батарей и антенными растяжками, W.F.S. и W.F.L. попроще.