1937: 3-я советская высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1937: 3-я советская высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение ББК-10 » 06 Октябрь 2025 19:35

Правда, 1937, №265 (7231), 25 сентября..

 Правда, 1937, №265 (7231), 25 сентября.jpg
«САДКО» СПАС ЭКИПАЖ СУДНА «ХРОНОМЕТР»

ЛЕДОКОЛ «САДКО»» 24 сентября. (Радио от спец. корр. «Правды»), Двадцатого сентября на «Садко» были услышаны сигналы с гидрографического судна «Хронометр», шедшего из Колымы в Лену и терпевшего бедствие у мыса Борхая. «Садко» немедленно снялся с якоря и пошел на помощь «Хронометру». На море свирепствовал шторм силой в 9—10 баллов. К вечеру того же дня «Хронометр» был обнаружен у мыса Борхая выброшенным на песчаную косу. Выяснилось, что «Хронометр» строил знак на мысе. Когда начался шторм, лопнул штуртрос: судно потеряло управление, его стало заливать и затем вынесло на косу.
«Садко», подойдя к мысу, стал в двух милях от берега. Сильная волна и крутой прибой в течение 20 и 21 сентября не позволяли спустить на воду катер.
Лишь 22 сентября нам удалось отправить к аварийному судну моторный катер и шлюпку. На борт «Садко» взяты 23 моряка с «Хронометра» во главе с капитаном Вологдиным и астрономом Кравковьм. Все спасенные здоровы. В числе спасенных — две женщины. На «Садко» погружены также инструменты, приборы, научные материалы, белый медвежонок и три собаки, снятые с «Хронометра».
Сейчас «Садко» идет в бухту Тикси.
Нач. экспедиции — проф. Р. Самойлович.

Правда Севера, 1937, № 223, 28 сентября.

 Правда Севера, 1937, № 223, 28 сентября.jpg
Спасение экипажа судна „Хронометр"

БОРТ ЛЕДОКОЛА «САДКО». (По радио от нашего спец. корр.). 20 сентября радист «Садко», находившегося в это время в бухте Тикси, принял сигналы бедствия с гидрографического судна «Хронометр», следовавшего из бухты Амбарчик к устью р. Лены. В море Лаптевых в это время бушевал десятибалльный шторм. «Садко» немедленно снялся с якоря и вышел к месту аварии для оказания помощи экипажу «Хронометра». Подойдя к мысу Борхая, мы увидели, что «Хронометр» выкинуло на песчаную косу.
Лишь на второй день, после ряда попыток, удалось с трудом снять- экипаж аварийного судна в количестве 24 человек. Жертв при аварии не было. Все спасенные здоровы и направляются на борту «Садко» в бухту Тикси..
Экипажу «Хронометра» удалось спасти все ценные приборы, документы, материалы гидрографических работ. Вместе с людьми они взяты на «Садко».
Л. ГАВРИЛЕНЯ/
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12079
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937: 3-я советская высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение ББК-10 » 07 Октябрь 2025 09:49

Правда Севера, 1937, № 227, 3 октября.

 Правда Севера, 1937, № 227, 3 октября.jpg
Последние работы экспедиции „Садко“

БОРТ ЛЕДОКОЛА «САДКО», 29. (По радио. Задержана доставкой в пути).
Экспедиция на «Садко» в основном закончила свою работу. Часть сотрудников во главе с проф. Визе 27 сентября отправилась на транспортных судах во Владивосток. «Садко» принял небольшое количество угля в бухте Тикси. Отсюда судно отправилось к ледоколу «Ленин» для помощи в проводке каравана, застрявшего во льдах близ мыса Прончищева.
На пути к «Ленину» ледокол окажет помощь пароходу «Кузнецкстрой», вышедшему с Нордвика. «Кузнецкстрой» уже несколько суток стоит без движения во льдах.
Вчера и сегодня в море Лаптевых стоит прекрасная погода. Температура плюс 5 градусов.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12079
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937: 3-я советская высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение ББК-10 » 07 Октябрь 2025 09:52

Правда, 1937, № 274 (7240), 4 октября.

 Правда, 1937, №274 (7240), 4 октября.jpg
«САДКО» ПРОБИВАЕТСЯ СКВОЗЬ ЛЬДЫ

ЛЕДОКОЛ «САДКО», 3 октября. (Радио от спец. корр. «Правды»). В ночь на 2 октября «Садко», идя на северо-запад, попал в полосу крепкого льда. После многочасовых попыток пробиться вперед пришлось остановиться. С рассветом выбрались из ловущки и пошли сквозь молодой лед, достигающий местами 20 сантиметров. Несмотря на необходимость крайней экономии угля, пускаем четвертый котел во избежание застревания в молодом льду и для ускорения помощи другим судам.
Проф. Р. САМОЙЛОВИЧ.

Правда, 1937, № 283 (7249), 13 октября.

 Правда, 1937, №283 (7249), 13 октября.jpg
«КРАСИН» ВЕЗЕТ УГОЛЬ ДЛЯ «САДКО»

ЛЕДОКОЛ. «Садко», 12 октября. (По радио спец. корр. «Правды»). В течение последних двух дней «Садко» упорно искал прохода на запад — сквозь ледяной барьер, отделяющий караван «Ленина» от нас. Для этого мы спускались на юг и юго-восток, много раз поворачивали на запад, но везде упирались в старый крупнобитый лед, спаянный крепким молодым льдом.
«Ленин» с запада так-же не может пробиться сквозь барьер из-за недостатка угля. У «Садко» осталось угля всего на четверо суток. Поэтому мы вынуждены ждать прихода «Красина», который, взяв 3,300 тонн угля, вышел седьмого из Чаунской губы.
Нач. высокоширотной экспедиции
проф. Р. САМОЙЛОВИЧ.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12079
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937: 3-я советская высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение ББК-10 » 07 Октябрь 2025 10:38

Известия, 1937, № 258 (6420), 4 ноября.

 Известия, 1937, №258 (6420)_04.11.1937 ДРЕЙФ САДКО-САМОЙЛОВИЧ.jpg
ДРЕЙФ ЛЕДОКОЛА «САДКО»
Беседа с проф. В. Ю. Визе

ЛЕНИНГРАД, 3 ноября. (По телеф. от соб. корр.). Сегодня в Ленинград прибыла из Владивостока группа научных работников Арктического института — участников третьей высокоширотной экспедиции на ледоколе «Садко». Группу возглавляет заместитель начальника экспедиции по научной части проф. В. Ю. Визе.
В беседе с нашим сотрудником проф. В. Ю. Визе сообщил:
— Мы изучили значительный район северной части моря Лаптевых и район архипелага Де-Лонга, т.-е. те районы, которые до сих пор обозначались на картах белыми пятнами. Работы экспедиции на ледоколе «Садко» я расцениваю, как новые немаловажные достижения советской науки в Арктике.
Ледовые условия на Северном морском пути были нынче весьма своеобразны. На ряду с благоприятной в общем обстановкой в проливе Вилькицкого и в районе архипелага Норденшельда все лето держалась ледяная пробка, ставшая к концу навигации почти непроходимой для судов.
В море Лаптевых старые льды к концу сентября стали быстро смерзаться. Образовались большие ледяные поля. В одном из таких полей в середине октября застрял «Садко». Это поле находится в непрерывном дрейфе, который, как видно из последних радиограмм начальника экспедиции проф. Самойловича, направляется в северу. Возможно, что это поле будет взломано ветром, и тогда «Садко» удастся стать на зимовку в каком-нибудь защищенном месте, у берега. В противном случае «Садко», очевидно, будет вынесен в Полярный бассейн, где ему, быть может, придется повторить рейс «Фрама».

Правда, 1937, № 303 (7269), 2 ноября.

 Правда, 1937, №303 (7269), 2 ноября.jpg
ЗИМОВКА «САДКО»

ВОРТ ЛЕДОКОЛА «САДКО». (Спец. корр. «Правды»). Мы окончательно переходим на зимовочное положение во льдах близ острова Котельного.
Сегодня на льду, в 200 метрах от носовой части «Садко», образовалась первая трещина шириной в 4 метра и длиной в километр. Дрейфуем к северу со скоростью 6,5 мили в сутки.
Проф. Р. Самойлович.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12079
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937: 3-я советская высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение ББК-10 » 09 Октябрь 2025 12:00

Вечерняя Москва, 1937, № 261, 15 ноября.

 Вечерняя Москва, 1937, № 261, 15 ноября.jpg
ПО ПУТИ „ФРАМА"

"САДКО" ВО ЛЬДАХ

АРХАНГЕЛЬСК, 19. (По телефону от нашего корреспондента). Ледокол «Садко», оставшийся зимовать в море Лаптевых, вблизи Новосибирских островов, дрейфует во льдах к северу. Иногда скорость дрейфа доходит до 7 миль в сутки. Интересно отметить, что именно из этого районе начал свой замечательный дрейф Ф. Нансен на «Фраме». Дрейф «Садко» через 44 года после экспедиции Нансена представляет огромный научный интерес.
Экспедиция на «Садко» обменивается опытом по радио с дрейфующей полярной станцией «Северный полюс». Профессор Р. Л. Самойлович и И. Д Папанин нередко получают друг от друга радиограммы с указанием координат и положения дел экспедиций.
В октябрьские дни четверка отважных полярников получила приветствие «Садко», в котором профессор Самойлович и капитан «Садко т. Хромцов пишут: «Поехали к вам на смену. За 9 суток продрейфовали 53 мили на север. Только вас не догонишь».
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12079
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937: 3-я советская высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение ББК-10 » 09 Октябрь 2025 19:21

Известия, 1937, № 275 (6437), 27 ноября.

 Известия, 1937, №275 (6437)_27.11.1937 ЗИМОВКА-ИНСТИТУТ ВО ЛЬДАХ.jpg
ИНСТИТУТ СРЕДИ ЛЬДОВ

ЛЕНИНГРАД, 26 ноября. (По телеф. от соб. корр.). Здесь получены сведения о том, что группа студентов старших курсов Гидрографического института, проходивших производственную практику на ледокольном пароходе «Седов», осталась на зимовку в море Лаптевых. Зимуя в Арктике, студенты ведут регулярные учебные занятия под руководством специалистов, зимующих на «Малыгине», «Седове» и «Садко», — проф. Самойловича, Евгенова, Жонголовича, Воробьева и других. Учебных пособий достаточно.
Испытания за пройденный в Арктике курс студенты будут держать по возвращении в Ленинград — в 1938 году. Гидрографический институт поддерживает радиосвязь с «Седовым» и находится в курсе академической успеваемости студентов.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12079
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937: 3-я советская высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение ББК-10 » 09 Октябрь 2025 19:26

Правда, 1937, № 329 (7295), 30 ноября.

 Правда, 1937, №329 (7295), 30 ноября.jpg
МЕСЯЦ ВО ЛЬДАХ МОРЯ ЛАПТЕВЫХ
(От специального корреспондента «Правды»)

ЛЕДОКОЛ «САДКО», 23 ноября. (Замедленнa доставкой). Сегодня исполнился месяц с того дня, как пароходы «Садко», «Малыгин» и «Седов» из-за недостатка угля вынуждены были приостановить свою борьбу со льдами, которую они вели, чтобы пробиться на восток. С того времени 216 человек, находящихся на судах, продолжали сложную, тяжелую работу по приспособлению судов к зимовке во льдах.
Теперь все эти работы, которые потребовали много энергии всего коллектива, уйму выдумки, изобретательства, закончены. Корабля дрейфуют, влекомые ветром и течением, в разных направлениях. Это, конечно, не значит, что мы останемся лишь пассивными обитателями судов. Нет, у нас есть достаточно возможностей, чтобы путем взрывов льда, околки судов и другими способами предохранить их от опасности сжатия, которое неизбежно в дрейфующем льду.
Суда вмерзли в огромное ледяное поле. Молодой лед, достигающий в настоящее время 55 сантиметров толщины, сковал старые поля, торосы и глыбы многолетних льдов.
За этот месяц мы проделали большой путь. При генеральном направлении к северу мы отклонялись все время в ту или другую сторону. В середине ноября суда описали петлю в западном направлении, затем двинулись снова к северу. Координаты места, откуда мы начали свой дрейф, были 75° 15' северной широты и 132° 20' восточной долготы. 23 ноября мы находимся на 77° 52' широты и 132° 46' долготы. Таким, образом, за месяц мы продвинулись на север по прямой линии на 130 миль, то-есть более чем на 2 градуса.
Интересно отметить, что, несмотря на относительно быстрое движение, суда, за исключением «Седова», продолжают сохранять первоначальное положение. «Садко» стоит в течение месяца несом к югу, меняя направление в пределах 10 градусов. Сильных морозов пока не наблюдается, температура воздуха не опускается ниже минус 28°, господствуют ветры преимущественно южных направлений.
2 ноября солнце скрылось за горизонтом, и сейчас мы вступили в полосу полярной ночи. Днем свет чуть-чуть брезжит, ни одной печатной строчки прочитать при этом свете невозможно. Наоборот, ночью, во время полнолуния, настолько светло, что легко можно читать. Торосы в снежные сугробы принимают в лунном свете Фантастические очертания, бросая неясные тени на серебристый покров льда и бесконечные снежные просторы. Когда ночью на судах все успокаивается, наступает торжественное безмолвие Арктики, которое нарушается лишь скрипом, шумом движущегося. льда. Над арктическими пустынями колышутся могучие крылья полярного сияния, блещущего всеми цветами спектра от горизонта до горизонта.
Проф. Р. САМОЙЛОВИЧ.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12079
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1937: 3-я советская высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение ББК-10 » 09 Октябрь 2025 19:44

Правда, 1937, № 342, 14 декабря.

 Правда, 1937, №342, 14 декабря.jpg
ДЕНЬ НА ЗИМОВКЕ В МОРЕ ЛАПТЕВЫХ

HА БОРТУ ЛЕДОКОЛА «САДКО», 13 декабря. (По радио. Спец. корр. «Правды»). 8 часов утра. Золотистый серп луны медленно поднимается с горизонта, Пробуждается жизнь на всех ледоколах *). Люди быстро умываются и, потеплее одевшись, проворно сбегают по трапу на лед, мелькая темными силуэтами по снежной раввине. Начинается физкультурная зарядка. Ею руководят председатель судового комитета тов. Токарев, прекрасный физкультурник. Неизменное участие в занятиях принимает медведица Машка, ставшая совсем ручной. Во время приседания она осторожно хватает то одного, то другого за ноги.
Освеженные, физкультурными упражнениями, зимовщики собираются затем в кают-компании на завтрак. После завтрака все расходится на судовые и научные работы. Штурманы рядом с судном построила обширный ледяной дом. В нем, защищенные от ветра, они занимаются глубоководными исследованиями, следят за изменениями дрейфа. Магнитолог поставил палатку в километре от судов — вне влияния их железных масс. Астрономические наблюдения производятся с верхнего мостика.
Обязанности между зимовщиками строго распределены. На «Малыгине» установлены ежечасные метеорологические наблюдения. На «Седове» организован полярный «втуз». Студенты Гидрологического института слушают лекции. Ежедневно по утрам за очередным профессором приходят на «Садко» охрана, вооруженная карабинами на случай встречи с медведями. Таким же порядком они провожают лекторов после занятий обратно. Студенты работают с увлечением, довольные, что у них не пропадает учебный год.
С 12 часов 30 минут до 14 часов 30 минут — обед и отдых, после чего снова 3 часа работы. Часа дм уходит на подвозку льда для получены пресной воды. Льда кругом достаточно, но не всякий годится. Молодой лед — солоноватый, приходится искать старый. Этим делом занят химик. Он ставит вехи у старых торосов, а специальная партия откалывает там лед и подвозит его на нартах к судну.
Воды требуется одному «Садко» 30 ведер в день. Чтобы растопить лед при наяменыпей затрате топлива, потребовалось немало изобретательности. На всех судах введена жесткая суточная норма твердого и жидкого топлива. В целях экономии работа радио сведена к минимуму. Наоборот, информацию мы принимаем с возможной полнотой. Ежедневно с большим вниманием слушаем передовую «Правды», информацию ТАСС.
После ужина, в 18 часов 30 минут, вечерний чай. До 23 час. 30 мин. остается время для учебы экипажа и политзанятий.
Живем мы в нижних помещениях. Каждый ледокол устроился соответственно с его особенностями. На «Садко» экипаж живет в твиндеке, то-есть между второй и первой палубами. Там помешается 34 человека. По бортам корабля поставлены койки, посредине стоит большой камелек, сделанный из железной бочки и выложенный изнутри кирпичами; железные дымоходы выведены наружу через палубу.
Проф. Р. Самойлович.

*) Ледоколы «Садко», «Малыгин» и «Седов» зимуют в море Лаптевых. См. «Правду» от 30 ноября.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12079
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения