Белов М.И., История открытия и освоения Северного морского пути. Том четвертый: Научное и хозяйственное освоение Cоветского севера 1933-1945 гг. // Л., Морской Транспорт, 1969, стр. 246-252
К теме удаленных сообщений: капитан п/х "Правда" в навигацию 33 года не Балицкий, а Сергеев. Опознанный на фотографии Балицкий Х.А. - в 33 г. капитан п/х «Тов. Сталин». Капитаном "Правды" Балицкий стал в следующую навигацию 1934 года (стр. 157)
Первая Ленская экспедиция
Непосредственной задачей экспедиции являлась доставка из западных портов СССР на Лену различных грузов, а также переброска туда с Оби и Енисея речных судов. «1-я Ленская экспедиция, — писал ее начальник Б. В. Лавров, — была трудной для осуществления именно потому, что она была первой. Она не ставила задач изыскательского характера, но по логике вещей она должна была быть одновременно и изыскательской, и хозяйственной. Она должна была дать груз Якутской республике и открыть этой стране ворота через Ледовитый океан в порты СССР». Зимой 1932/33 г. в Москве и Ленинграде состоялся ряд важных совещаний, определивших объем перевозок и порядок движения судов. Были назначены, кроме общего руководителя, два его помощника — начальник морской проводки капитан М. Я. Сорокин, и начальник речной части капитан В. Л. Модзалевский. В состав морского каравана вошли пароходы «Володарский» (капитан Н. В. Смагин), «Правда» (капитан Сергеев) и «Тов. Сталин» (капитан X. А. Балицкий). На л/к «Красин» (капитан Я. П. Легздин) возлагалась проводка судов экспедиции. Кроме того, ледокольные пароходы «А. Сибиряков», «Г. Седов» и «В. Русанов» должны были следовать вместе с караваном и помогать ему в прохождении льдов.
Речная часть состояла из мощного буксирного теплохода «Первая пятилетка» (капитан А. Н. Микешин) и большого железного лихтера № 7 грузоподъемностью 3500 г. шедших с Оби.
На речных и морских судах работали научные сотрудники, которые проводили синоптические и гидрологические наблюдения. Судовой состав подбирался с учетом опыта ледового плавания, особенно тщательно укомплектовывались команды речных судов. Два самолета-разведчика — один с Диксона, другой с мыса Челюскин — обеспечивали экспедицию ледовой информацией. Экспедиция приняла запас продовольствия и угля в расчете на 15 месяцев.
В период подготовки экспедиции Главсевморпути получало массу заявок на доставку грузов якутским организациям, но среди них не оказалось ни одного предложения на вывоз грузов из Якутии на запад. Это обстоятельство показывало, что в недалекой перспективе ленские морские перевозки могут развиваться только как односторонние.
Из-за небольшой грузоподъемности судов многие заявки выполнить не удалось. При задании 5461 т было принято для доставки в Якутию 1800 т. ржаной муки, 326 г. сахара и 70 г. других грузов. Остальные грузы—это оборудование для Нордвика. На морских судах находилась геологическая экспедиция во главе с Н. Н. Урванцевым.
Лидер экспедиции л/к «Красин» вышел из Ленинграда 17 июля 1933 г. и 26-го прибыл в Мурманск. 8 августа из Архангельска отправились на Лену пароходы «Правда», «Тов. Сталин» "и «Володарский». Через Маточкин Шар 13 августа они вошли в Карское море, 18 августа под проводкой «Красина» достигли порта Диксон. Через два дня туда прибыл -с Оби буксирный теплоход «Первая пятилетка» и лихтер № 7.
Путь резных судов к Диксону был нелегким. Покинув Омск 18 июля, «Первая пятилетка» продвигалась по мелководному Иртышу с большим трудом, часто садилась на мель; (Против обыкновения Обская губа все еще не освободилась от зим.него льда. Только 14 августа, после почти месячного плавания, речники добрались до Нового Порта. Таким образом, к началу 20-х чисел августа все транспорты экспедиции сосредоточились в порту Диксон, откуда речным судам предстоял необычный поход по ледовитым морям. Первыми из Диксона вышли морские суда. 23 августа на ледоколе «Красин» состоялось совещание всех капитанов, на котором был выработан маршрут движения каравана к проливу Вилькицкого К Опыта плавания грузовых судов вдоль западного берега Таймыра тогда не было, однако после долгой и горячей дискуссии, в которой принял участие 'начальник экспедиции на л/п «Сибиряков» В. Ю. Визе, большинство все же согласилось направить лесовозы вдоль берега, отказавшись от более мористого маршрута. За прибрежное плавание высказался и обслуживавший караван летчик А. Д. Алексеев.
Вечером 24 августа «Красин» повел лесовозы и ледокольные пароходы на восток. Ледовые условия в северо-восточной части Карского моря, как и предсказывали ученые, оказались тяжелыми. Уже 26 числа суда встретили большие ледяные массивы, преодолеть которые без помощи ледокола не могли. Мешал плаванию и густой туман. Ледокол, после помощи пароходу «Челюскин», присоединился к каравану только у островов Скотт-Гансен. В 9-балльном льду прокладывать путь ему пришлось всем корпусом, работая на всю мощь.
Следовавшие за ним суда застревали в канале битого льда и просили о помощи. Лед настолько сплотился, что даже ледокольные пароходы, шедшие позади каравана, не рисковали приблизиться к лесовозам, 29 августа 'В районе острова Русского «Красим» оставил грузовые суда и вышел на разведку. В тяжелом льду обломался конец левого гребного вала с винтом. По оценке капитана М. Я — Сорокина, авария привела к .потере 25% мощности и 50% управляемости кораблем и создала угрозу срыва всей экспедиции.
Тем временем оставленные ледоколом у о. Русского лесовозы попали в сильное сжатие. Пароход «Володарский» получил вмятины, повреждения имели и другие лесовозы. Создалась серьезная обстановка, грозившая гибелью судов. Тогда поврежденный ледокол возвратился к лесовозам и приступил к их околке. С большим трудом ледоколу удалось вывести суда на чистую воду. К вечеру 31 августа с парохода «Тов. Сталин» донесли о самовозгорании угля. Положение становилось опасным, так как его трюмы были загружены бочками с бензином и динамитом для геологов. «Красин» и «Сибиряков» пришли на помощь бедствующему судну, приняв уголь в свои трюмы. Тем временем прибыло сообщение об аварии самолета-разведчика у мыса Челюскин, где он совершил вынужденную посадку на воду, а затем его выбросило на мель, спасаясь от напора льдов. Это был серьезный урон, так как караван лишился важного средства ледовой разведки. 31 августа экспедиция достигла пролива Вилькицкого, миновав самый опасный участок пути. 1—2 сентября лесовозы отправились на Лену без ледокола, ушедшего на Диксон, так как предполагали, что море Лаптевых очистилось ото льда2. Но уже у о-вов Комсомольской Правды суда встретили тяжелые льды и просили ледокольной помощи 1. Льды находились и южнее островов Комсомольской Правды. Однако «Красин» не смог вернуться назад, так как шел навстречу речному каравану. Тогда опытные капитаны решили идти во льдах самостоятельно. К месту назначения они прибыли благополучно. Первым пришел в бухту Нордвик пароход «Правда» (3 сентября). К сожалению, из-за неизученности подходов к берегу пароход сел на не отмеченную на карте мель. То же произошло в бухте М. Прончищевой, куда «Правда» затем направилась для выгрузки нордвикских грузов; с парохода пришлось выбросить часть драгоценных грузов в воду. С банки пароход сошел с помощью л/п «Русанов». Удачнее было плавание пароходов «Володарский» и «Тов. Сталин». Они пришли в Тикси 7—8 сентября. С прибытием лесовозов в Нордвик и Тикси первая часть Ленской экспедиции завершилась.
Большие опасения вызывал морской поход речных судов. Правда, в 20-х годах в юго-западной и южной частях Карского моря было совершено несколько переходов небольших гидрографических шхун. Однако условия плавания в южной части Карского моря и в его северовосточной части, а также в проливе Вилькицкого и в северной части моря Лаптевых несопоставимы.
Речной караван отправился с Диксона только 2 сентября. «Иду курсом на остров Расторгуева, —телеграфировал В. Модзалевский Б, Лаврову, — прошу позаботиться авиаразведкой и высылкой ледокола»2. И все же большая часть плавания проходила без сопровождения ледокола. Речники успели подойти к архипелагу Норденшельда раньше, чем к ним присоединился «Красин», хотя лед встретился уже через несколько часов после выхода с Диксона. В течение трех суток, лавируя между ледяными полями, благодаря опытности капитанов Микешина и Модзалевского теплоход с лихтером на буксире неуклонно продвигался к мысу Челюскин. Из-за неожиданных остановок во льдах, чтобы лихтер по инерции не наскочил на теплоход, был вытравлен на всю длину манильский трос. Это давало возможность лихтеру маневрировать, а теплоходу безопасно продвигаться. На пятые сутки после выхода с Диксона речной караван под проводкой «Красина» вошел в пролив Вилькицкого и, не задерживаясь здесь, направился дальше — в море Лаптевых.
Таким образом, «Первая пятилетка» стала вторым после парохода «Лена», совершившего плавание проливом Вилькицкого в 1878 г., речным судном, прибывшим к мысу Челюскин, самой северной точке Евразийского континента.
Опасности поджидали речников и в море Лаптевых. 8—9 сентября «Красин» попал в полосу тяжелых льдов, где с большим трудом смог проложить канал для идущего позади него теплохода. «Первая пятилетка» и лихтер искусно использовали разводья и осторожно следовали за ледоколом. 10 числа они прошли последние перемычки льда, а 12 сентября благополучно прибыли — в бухту Тикси. Расстояние 1126 миль от о. Диксон до бухты Тикси было пройдено за 9,5 суток, за 229 ч, из которых 173 ч. или 75% времени, суда находились во льду3. Всего суда Ленской экспедиции доставили на Лену 4388 т груза.
«Успех перехода, — писал В. Л. Модзалевский, — надо отнести к удачному подбору личного руководящего морского и научного, а также рядового состава, вполне оправдавших возложенные на них задания... Подбор команды, набранной из омских речников, — продолжал В. Л. Модзалевский, — был выше всяких похвал — Судовые организации в лице предсудкома т. Ушакова и секретаря ячейки ВКП(б) т. Ярушина содействовали в полной мере сплочению всего коллектива работников и сумели мобилизовать всю их энергию на выполнение поставленной перед речной частью экспедиции задачи». Во время всего морского перехода, начиная от Нового Порта, велись ледовые и гидрологические наблюдения, лоцманские заметки, зарисовки приметных островов и мысов. Было сделано 86 промеров глубин, взята 91 проба воды, произведено 10 сборов планктона. С прибытием речных судов в бухту Буорхая Ленская экспедиция успешно завершилась. Собрание команд Ленской экспедиции, состоявшееся в Тикси, единодушно направило Якутскому обкому ВКП(б) и Совнаркому ЯАССР телеграмму следующего содержания: «Несмотря на тяжелые ледовые условия этого года, многочисленные штормы и туманы, морские суда доставили к пределам Якутской республики грузы продовольствия, промтоваров и экспедиционного снаряжения».
Далее в телеграмме говорилось, что «Северный морской путь может явиться надежной транспортной артерией для связи Якутской республики и также Восточного Таймыра с остальными портами СССР и Запада. На основе этого общее собрание уверено, что под руководством Якутского обкома и Совнаркома приморский север и также долины рек Хатанги, Анабара, Лены, Индигирки и другие получат полную возможность активно участвовать в реализации лозунга индустриализации СССР и что (Вторая Ленская экспедиция не только доставит товары в устье Лены, но и получит обратный груз».
В Тикси приход морских судов ожидало несколько десятков мелких и больших барж. Но до подхода теплохода они почти бездействовали. Не хватало буксиров. Приходилось спаривать по два пассажирских катера и ими буксировать баржи. Хорошо работали якутские грузчики. С приходом «Первой пятилетки» все изменилось; работа пошла быстрее и вскоре была окончена. 20 сентября «Первая пятилетка» повела весь речной караван, состоящий из 15 судов, вверх по Лене. Его возглавили лучшие ленские лоцманы А. Д. Богатырев и Марков.
В то же время пароходы отправились в обратный путь. «Нам надо еще, — писал Б. Лавров, — опровергнуть мнение Норденшельда, что Северный морской путь между Леной и Европой не может быть использован для хозяйственных целей».
На обратном пути их постигла неудача. 16 сентября, когда навигация в море Лаптевых была на исходе, суда покинули бухту Тикси и взяли курс на запад. 18 сентября к пароходам прибыл из Карского моря л/к «Красин». По пути к мысу Челюскин от удара о льдину у п/х «Тов. Сталин» погнулась полость гребного винта и сломалась валоповоротная машина. 19 сентября пароходы прошли мыс Челюскин, казалось, что плавание должно окончиться благополучно. Однако вскоре тяжелые многолетние льды преградили дорогу каравану на запад. Все попытки «Красина» пробиться западнее мыса Челюскин не увенчались успехом. С большим риском «Красин» отвел пароходы «Володарский», «Правда» и «Тов. Сталин» к островам Комсомольской Правды, оставив их на зимовку во льдах до навигации следующего года. Начальником зимовки был назначен Н. В. Смагин. На зимовке остались небольшие «судовые команды и геологи (Н. Н. Урванцев и др.) \ а также начальник Ленской экспедиции Б. В. Лавров (2 Б. В. Лавров совместно с летчиком М. Я. Линделем совершил перелет на Северную Землю, во время которого самолет потерпел аварию. С острова Октябрьской Революции потерпевшие с риском для жизни добрались до острова Домашнего, пройди по торосам и льдам 150 км (Бюлл. Аркт. ин-та, 1934, № 8—9, стр. 308 и 309).. Остальные моряки были доставлены на материк.
Благодаря хорошей организации и дисциплине зимовка прошла успешно. В осенне-зимний период с судов и побережья велись гидрометеорологические наблюдения. С наступлением навигации зимующие суда вышли в Карское море, как уже упоминалось, под проводкой л/р «Ф. Литке» и л/к «Ермак».
В целом первый Ленский поход прошел вполне успешно. В результате похода Якутская автономная республика получила выход в океан, связавший ее с центральными областями страны. Кроме того, Ленская экспедиция оказалась экономически выгодной. По данным Лено-Карской конторы Главсевморпути, прибыль от Ленской транспортной экспедиции выразилась в сумме 161 578 руб., а себестоимость одной перевезенной тонны груза составила 326 руб. 66 коп., что было намного дешевле, чем перевозки грузов смешанным железнодорожным, гужевым и водным путем. Это немаловажное обстоятельство положительно повлияло на организацию новой экспедиции на Лену.
ссылки:
Ленская морская транспортная экспедиция 1933 года. Бюлл. Аркт. № 5, стр. 216—218.
В. Модзалевскии. Проводка речных судов из реки Енисея в в 1933 году. Бюлл. Аркт. ин-та, 1934, № 1, стр. 8—9.
Б. В. Лавров. Первая Ленская, М., 1936, стр. 12.
Капитану М. Я. Сорокину принадлежат два варианта плана Ленской морской экспедиции (ЦА ММФ, ГУСМП, оп. 87, д. 12, лл. 1—50).
Капитан В. Л. Модзалевекий составил план организации морского перехода речных судов с Оби и Енисея на Лену (ЦА ММФ, ГУСМП, сл. 87, д. 12, лл. 62—81).
См. также: В. Л. Модзалевский. Отчет начальника проводки речных судов Ленской экспедиции ГУСМП 1933 года (Фонды ААНИИ, 0-946).
ЦА ММФ, ГУСМП, ф. Морское управление, д. 1933 г. Отчет начальника проводки речных судов Ленской экспедиции ГУСМП 1933 года.
ЦА ММФ, ГУСМП, Комитет Севера, д. 915. Баланс сектора Карско-Ленской экспедиции за 1933 год.
М. Зингер. Ленский поход. Л., 1934, стр. 30—36; его же. Ленский поход. «Сов. Север», 1933, № 5; С. Морозов. Ленский поход. М., 1934, стр. 44—46.
П. К. Хмызников. Описание плаваний судов в море Лаптевых и в западной части Восточно-Сибирского моря с 1879 по 1935 гг. Л., 1937, стр. 104.
ЦА ММФ, ГУСМП, ф. Морское управление, д. 1933 г., л. 172. Отчет начальника проводки речных судов Ленской экспедиции ГУСМП 1933 года.
ЦПА ИМЛ, ф. 475, оп. 2, д. 27, л. 172. Материалы о Нордвике и бухте Тикси.
ЦА ММФ, ГУСМП, ф. Морское управление, д. 1933 г., лл. 80—82. Отчет начальника проводки речных судов Ленской экспедиции ГУСМП 1933 года.