ЭКСПЕДИЦИЯ НА ЛЕДОКОЛЕ „СЕДОВ”
Беседа с тов. Г. А. УШАКОВЫМ
Беседа с тов. Г. А. УШАКОВЫМ
В конце июня под руководством Г. А. Ушакова ледокол «Седов» отправляется в большое арктическое плавание.
В беседе с сотрудником «Известий» т. Ушаков заявил:
Мы имеем богатейшие материалы о ледовых условиях в Арктике, собранные прежними экспедициями и полярными станциями. Однако этих материалов недостаточно. Надо обследовать ряд районов, которые, по существующей научной теории, влияют на ледовый режим всего евразийского сектора Ледовитого океана.
Основной фактор, который решает вопрос о ледовом режиме, это — влияние Гольфштрема. Пути Гольфштрема мы знаем, но районы вхождения его в полярные воды еще не изучены, не изучено и влияние этого теплого течения на ледовый покров.
Таковы предпосылки организации специальной экспедиции на высокие широты — в районы к северу от 80° северной широты.
Существует теория великой северной полыньи, по которой теплые атлантические воды, входя в Ледовитый океан, вследствие вращения земли должны отклоняться на восток. Между тем как шапка пакового (многолетнего) льда из-за направления ветров двигается на запад. Теоретически рассуждая, на стыке этих двух течений должно происходить поднятие теплых атлантических вод из глубин на поверхность. Здесь, по теории, проф. Н. Н. Зубова, должна быть гигантская полынья. Одной из задач нашего похода будет проверка этой теории, ознакомление с районом, находящимся на 81—82° северной широты, за гирляндой островов Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа и острова Врангеля. В этих районах, кроме нансеновского «Фрама» и судна Брусилова «Анна», никто не был.
В задачи нашего похода не входят обязательное достижение каких-либо заранее намеченных точек, установление рекорда полярного плавания или прохождения определенного маршрута. Экспедиция будет работать в районах, где будут наиболее благоприятные условия для научных изысканий.
Из Архангельска «Седов» зайдет в Мурманск для пополнения запасов угля и пресной воды. Оттуда мы возьмем курс на Норд-Кап — северную оконечность Европы и дальше к о. Медвежьему и к южной оконечности Шпицбергена. В Гренландском море будет проведен ряд гидрологических разрезов и обследовал район к северо-западу от Шпицбергена. Архипелаг Шпицбергена мы предполагаем обогнуть о севера. Вообще надо подчеркнуть, что при каждой возможности «Седов» будет брать курс на север, вплоть до кромки паковых льдов. Мы будем всячески пытаться выйти на большие глубины полярного бассейна.
Пройдя Шпицберген, экспедиция должна окончательно разрешить вопрос о существовании проблематичной земли Джиллеса, местонахождение которой относят к северо-востоку от северной оконечности Шпицбергена. Англичанин Джиллес (1607 г.) утверждал, что он видел эту землю. Она даже была нанесена на карты. Факт существования земли подтвердили впоследствии адмирал Макаров, плававший на «Ермаке» в 1899 году, и капитан английской шхуны «Айланд» Уорслей. Но никто из них на эту землю не высаживался, ибо тяжелые льды не пускали корабли к берегу. В 1928 году «Красин» прошел по тому месту, где эта земля указана на картах. Существует предположение, что в этом районе если и нет земли, то должны быть большие мелководья, задерживающие ледяные поля. Это предположение мы также проверим.
В нашу задачу входит разрешение вопроса о существовании так называемого порога Нансена — подводной возвышенности между Шпицбергеном и Гренландией, мешающей проникновению глубинных вод в Полярное море. Далее экспедиция обследует участок между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа с севера, после чего сделает гидрологический разрез на о. Визе и пойдет в Русскую Гавань (Новая Земля) для приема запасов угля.
Пополнив запасы топлива, экспедиция предполагает пройти с востока мимо Земли Франца-Иосифа и вновь достигнуть кромки паковых льдов. Здесь будут обследованы участок между Землей Рудольфа (Земля Франца-Иосифа) и мысом Молотова (Земля Северная). В этом районе еще не плавало ни одно судно.
Мы предполагаем пробыть в плавании 4 месяца. Однако, идя в неизвестные районы, не следует забывать и о возможности зимовки. Поэтому мы забираем с собой двухлетний запас продовольствия и снаряжения, складные домики, ездовых собак и два самолета.
Руководство научной частью экспедиции поручено зам. начальника экспедиции проф. Н. Н. Зубову. Капитаном «Седова» назначен Н. М. Николаев, прошедший в 1934 году на «Литке» Северный морской путь. Начальник летной части — старейший полярный летчик челюскинец М. С. Бабушкин.
"Советский Сахалин", 1935 № 080 (6, апрель)
Экспедиция "Седова"
МОСКВА (ТАСС). Летом 1935 года из Архангельска на ледокольном пароходе "Седов" выходит большая экспедиция по изучению льдов арктического бассейна.
В беседе с сотрудником ТАСС зам. нач. Главсевморпути Ушаков, назначенный начальником экспедиции, сообщил следующее:
—Исключительное значение для работы судов в Арктике имеют ледовые прогнозы, позволяющие планировать рейсы. Для того, чтобы разработать научную теорию движения льдов в арктических морях, экспедиция должна провести обследование участка к северу от Шпицбергена до Земли Франца Иосифа и Северной Земли на 81—82 градусах северной широты.
Общее протяжение всего маршрута экспедиции свыше 7 тысяч миль.
Мы рассчитываем, — говорит Ушаков, — провести все работы в течение четырех месяцев непрерывного плавания. Однако, не исключена возможность зимовки. Поэтому на борту "Седова" будет находиться двухгодичный запас продовольствия, вместо обычного годового, складные домики для зимовки, два самолета.
Заместителем начальника, капитаном "Седова" назначен бывший капитан "Литке" Николаев, начальником летной части Бабушкин.
