Правда Севера, 1934, №230, 5 октябряВЕЗДЕХОДЫ
Беседа с доктором Е. И. Урванцевой
На ледоколе "Сибиряков" прибыла в Архангельск участница зимовки первой Ленской экспедиции доктор
Е. И. Урванцева.
Первая Ленская экспедиция в составе лесовозов "Сталин" и "Володарский" следовавших в бухту Тикси, и лесовоза "Правда", везшего грузы нефтяной экспедиции в бухту Нордвик, вышла из Архангельска 8 августа 1933 года.
Для проведения ряда научных работ и подготовки выгрузки "Правды" в 1931 году на борту судна осталась группа членов Нордвикской экспедиции во главе с геологом Н. Н. Урванцевым. Попутно с другими работами решено было испытать четыре вездехода, находившиеся на борту "Правды".
После постановки на зимовку участники ее забили скот, привели суда в порядок и через 4 дня группа строительных рабочих на первой машине отправилась на заранее выбранное на одном из восьми островов место. Разбив на берегу палатку, четверо строителей приступили к постройке зимовки.
С окончанием строительства зимовщики приступили к ремонту и переброске машин, применение которых уже на постройке дало блестящие результаты. Одновременно строители начали шить одежду и деятельно готовиться к дальним поездкам на вездеходах.
20 февраля два водителя машин, топограф и Н. Н. Урванцев покинули зимовку и на двух машинах пошли на пересечение Таймыра, которое до сих пор не удавалось совершить никому. Машины были снабжены горючим, инструментами, аварийным запасом продовольствия, подогревателями для заводки машин на морозе и т. д. При 42-градусных морозах и непрерывных пургах отважные исследователи прошли на вездеходах свыше 5000 километров. Пройдя залив Терезы машины направились через полуостров к заливу Могильному, а оттуда на север вдоль побережья и а достигли мыса Челюскина. От мыса Челюскина машины вернулись на острова Самуила по берегу моря.
За время маршрута велась топографическая съемка и, несмотря на зимнее время, собран некоторый геологический материал. Вездеходы снова блестяще выдержали испытание и показали себя превосходными средствами передвижения в Арктике.
В мае вездеходы снова проделали большую работу — доставили 4 самолетных поплавка с борта "Володарского" на мыс Челюскин, причем путь туда был пройден за 9 часов, а обратный — за 7. За время пребывания на мысе Челюскина машины проделали ряд работ.
В июне зимовщики начали готовиться к открытию навигации. Машины были снова перебраны, отремонтированы и погружены на "Правду".
В это время начальник Ленской экспедиции Б. В. Лавров, зимовавший на островах Самуила и совершивший с пилотом Линделем ряд полетов на легком самолете "У—2" (на мыс Челюскин, и бухту Прончищева и т. д. ), потерпел на Северной Земле аварию и вышел на острова Каменева.
Наконец окончилась арктическая зима и ледорез "Литке" подошел к кромке льда в районе зимовки лесовозов. Здесь, как известно, он проделал двадцатиметровый канал, через который и вывел лесовозы на чистую воду. Когда "Литке" приближался к судам, ему навстречу вышла группа зимовщиков во главе с Н. Н. Урванцевым. Зимовщики тепло были встречены командой ледореза и провели на нем три дня.
Расставшись с ледорезом и остальными лесовозами, "Правда" направилась к бухте Нордвик. На этот раз проход в бухту был уже подготовлен работами шхуны "Лаптев", пришедшей из бухты Тикси и произведшей все необходимые промеры, и "Правда" благополучно туда прошла. В бухте была найдена хорошая якорная стоянка глубиной в 24 фута в расстоянии около 2 миль от берега.
Началась ударная выгрузка, в которой опять колоссальную помощь оказали вездеходы. Машина № 1, еще в 1933 году упавшая в воду и с трудом спасенная, которую поэтому назвали утопленником, безупречно работала до последней минуты и в отличном состоянии осталась на вторую зимовку.
Вскоре подошел "Русанов". Выгрузка продолжалась ударными темпами с обоих судов. Закончив первой выгрузку "Правда" вышла из Нордвика. В 20 милях от мыса Челюскина она встретилась с "Володарским", который давал уголь "Сибирякову". Здесь зимовщики перешли на ледокол "Сибиряков". Вскоре подошли суда второй Ленской экспедиции и весь караван во главе с "Ермаком" вышел на Диксон (СевРОСТА)