Журнал Ориентир, №2, 2015, с.74-75
К началу 1930-х годов собаки успели хорошо себя зарекомендовать в ратном деле. Если в Первую мировую войну их использование было эпизодическим, то с 1926 года в большинстве частей Красной армии, расположенных в северных районах, четвероногие помогали очень часто. В Карелии, Архангельской области и на Дальнем Востоке собаки использовались военными для перевозки станковых пулеметов и аппаратуры связи, а также для других целей. Необходимость четвероногих в ратном деле была продиктована самой жизнью. В ходе зимних тактических учений в глубоком снегу, в котором лошади не могли передвигаться, подразделения стрелков-лыжников, дополненные собачьими упряжками, обладали большей маневренностью, чем бойцы, несшие радиостанции, боезапас и пулеметы на себе.
30-е годы прошлого столетия ознаменовались активным освоением Советским Союзом арктических широт. Не последняя роль в этом деле отводилась военным морякам-гидрографам. Для проведения исследований на центральном участке трассы Северного морского пути, а также на его побережье была создана Таймырская гидрографическая экспедиция Управления военно-морских сил РККА. Морякам экспедиции предстояло выполнить в высоких широтах множество работ, при этом не исключалась возможность зимовок. Несмотря на то что советская промышленность вооружила своих первопроходцев ледоколами, самолетами, аэросанями и другими транспортными средствами, в труднодоступных районах арктического побережья оставалось актуальным использование собачьих упряжек.
Таймырская гидрографическая экспедиция заказала на фабрике имени Каракозова 11 комплектов нарт. Так как гидрографам предстояло высаживаться с нартами с борта судов и пользоваться ими на льду, 2 из 11 нарт были выполнены в облегченном варианте. Они были короче в целях размещения в шлюпке (поперек, не мешая гребцам), имели меньшую грузоподъемность и буксировались меньшим количеством собак. Прежде чем использовать экспериментальные облегченные нарты в суровых условиях Арктики, неплохо было бы устроить им ходовые испытания в условиях зимы средней полосы, чтобы накопить опыт и устранить все неполадки перед отправкой в северные широты.
В 1930 - 1932 годах в СССР состоялась целая серия пробегов на собачьих упряжках. В феврале 1933 года Ленинградский совет ОСОАВИАХИМа решил провести звездный пробег, посвященный 25-й годовщине РККА. 35 упряжкам, состоящим из более 300 собак, предстояло совершить одновременный переход из Мурманска, Ленинграда, Боровичей, Харькова, Ярославля, Горького, Магнитогорска и ряда других городов, финишировав в Москве. Таймырская гидрографическая экспедиция выставила для участия в пробеге свою команду, оснащенную легкими нартами. Морякам предстояло преодолеть путь от Ленинград до Москвы. Упряжка гидрографов состояла из шести собак - северных и восточных лаек. Две из них - одиннадцатимесячные щенки - были доставлены с острова Диксон специально для участия в пробеге.
всего 23 кг, а вместе с грузом и погонщиком - около 170 кг. За месяц до старта гидрографы приступили к тренировкам. Этого времени хватило, чтобы обучить собак, выявить и устранить первые недостатки. В частности, интенсивно стирающиеся березовые полозья были укреплены металлическими рейками.
Старт пробегу был дан в Ленинграде 18 февраля. Путь на Москву проходил через пункты Луга, Сольцы, Залучье, Молвотицы, Осташков, Ржев, Волоколамск. Участок маршрута от Ленинграда до Луги проходил по шоссе, и молодые собаки развили здесь достаточно высокую скорость. Далее после Луги путь нарт пролегал по проселкам, замерзшим болотам и озерам. В районе Сольцов началась сильная метель, из-за которой упряжка потеряла ориентировку и совершила крюк в 70 км. Самым сложным оказался участок от Сольцов до Осташкова, где нартам приходилось двигаться по изрезанной местности. Холмы, овраги, ухабы и рытвины изматывали собак даже при хорошем кормлении. Вместе с тем это было отличным испытанием для легких нарт, которые свободно преодолевали рытвины и уверенно себя вели на всевозможных уклонах. Нарты показали замечательную устойчивость. За время пробега им не раз доводилось входить в крутые повороты на большой скорости. При этом они перевернулись лишь трижды.
В Москву нарты Таймырской гидрографической экспедиции прибыли полностью исправными и точно в срок. К величайшему сожалению, история не сохранила для нас имени их погонщика. За 18 дней этим человеком было пройдено 1013 км, из которых около 700 км - по пересеченной местности. Облегченный вариант камчатских нарт достойно выдержал испытание и заслужил право вместе с моряками-гидрографами участвовать в освоении арктических широт.
Как моряки из Ленинграда в Москву на санках прокатились
К началу 1930-х годов собаки успели хорошо себя зарекомендовать в ратном деле. Если в Первую мировую войну их использование было эпизодическим, то с 1926 года в большинстве частей Красной армии, расположенных в северных районах, четвероногие помогали очень часто. В Карелии, Архангельской области и на Дальнем Востоке собаки использовались военными для перевозки станковых пулеметов и аппаратуры связи, а также для других целей. Необходимость четвероногих в ратном деле была продиктована самой жизнью. В ходе зимних тактических учений в глубоком снегу, в котором лошади не могли передвигаться, подразделения стрелков-лыжников, дополненные собачьими упряжками, обладали большей маневренностью, чем бойцы, несшие радиостанции, боезапас и пулеметы на себе.
30-е годы прошлого столетия ознаменовались активным освоением Советским Союзом арктических широт. Не последняя роль в этом деле отводилась военным морякам-гидрографам. Для проведения исследований на центральном участке трассы Северного морского пути, а также на его побережье была создана Таймырская гидрографическая экспедиция Управления военно-морских сил РККА. Морякам экспедиции предстояло выполнить в высоких широтах множество работ, при этом не исключалась возможность зимовок. Несмотря на то что советская промышленность вооружила своих первопроходцев ледоколами, самолетами, аэросанями и другими транспортными средствами, в труднодоступных районах арктического побережья оставалось актуальным использование собачьих упряжек.
Таймырская гидрографическая экспедиция заказала на фабрике имени Каракозова 11 комплектов нарт. Так как гидрографам предстояло высаживаться с нартами с борта судов и пользоваться ими на льду, 2 из 11 нарт были выполнены в облегченном варианте. Они были короче в целях размещения в шлюпке (поперек, не мешая гребцам), имели меньшую грузоподъемность и буксировались меньшим количеством собак. Прежде чем использовать экспериментальные облегченные нарты в суровых условиях Арктики, неплохо было бы устроить им ходовые испытания в условиях зимы средней полосы, чтобы накопить опыт и устранить все неполадки перед отправкой в северные широты.
В 1930 - 1932 годах в СССР состоялась целая серия пробегов на собачьих упряжках. В феврале 1933 года Ленинградский совет ОСОАВИАХИМа решил провести звездный пробег, посвященный 25-й годовщине РККА. 35 упряжкам, состоящим из более 300 собак, предстояло совершить одновременный переход из Мурманска, Ленинграда, Боровичей, Харькова, Ярославля, Горького, Магнитогорска и ряда других городов, финишировав в Москве. Таймырская гидрографическая экспедиция выставила для участия в пробеге свою команду, оснащенную легкими нартами. Морякам предстояло преодолеть путь от Ленинград до Москвы. Упряжка гидрографов состояла из шести собак - северных и восточных лаек. Две из них - одиннадцатимесячные щенки - были доставлены с острова Диксон специально для участия в пробеге.
Сами нарты, выполненные по так называемому камчатскому образцу, представляли собой деревянные сани с длиной полозьев 202 сантиметра. Ширина нарт составляла 65 см, а высота 38 см. Экспериментальные облегченные нарты были пропорционально уменьшенной копией классических камчатских нарт. Вес конструкции составлял
всего 23 кг, а вместе с грузом и погонщиком - около 170 кг. За месяц до старта гидрографы приступили к тренировкам. Этого времени хватило, чтобы обучить собак, выявить и устранить первые недостатки. В частности, интенсивно стирающиеся березовые полозья были укреплены металлическими рейками.
Старт пробегу был дан в Ленинграде 18 февраля. Путь на Москву проходил через пункты Луга, Сольцы, Залучье, Молвотицы, Осташков, Ржев, Волоколамск. Участок маршрута от Ленинграда до Луги проходил по шоссе, и молодые собаки развили здесь достаточно высокую скорость. Далее после Луги путь нарт пролегал по проселкам, замерзшим болотам и озерам. В районе Сольцов началась сильная метель, из-за которой упряжка потеряла ориентировку и совершила крюк в 70 км. Самым сложным оказался участок от Сольцов до Осташкова, где нартам приходилось двигаться по изрезанной местности. Холмы, овраги, ухабы и рытвины изматывали собак даже при хорошем кормлении. Вместе с тем это было отличным испытанием для легких нарт, которые свободно преодолевали рытвины и уверенно себя вели на всевозможных уклонах. Нарты показали замечательную устойчивость. За время пробега им не раз доводилось входить в крутые повороты на большой скорости. При этом они перевернулись лишь трижды.
В Москву нарты Таймырской гидрографической экспедиции прибыли полностью исправными и точно в срок. К величайшему сожалению, история не сохранила для нас имени их погонщика. За 18 дней этим человеком было пройдено 1013 км, из которых около 700 км - по пересеченной местности. Облегченный вариант камчатских нарт достойно выдержал испытание и заслужил право вместе с моряками-гидрографами участвовать в освоении арктических широт.
Майор Владимир ПРЯМИЦЫН,
кандидат военных наук
кандидат военных наук