КАРСКАЯ МОРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1930 ГОДАКарская морская экспедиция или, как ее теперь называют, „Карская операция" с каждым годом приобретает все большее и большее значение в экономической жизни нашего Союза.
Если еще несколько лет тому назад число пароходов, шедших Карским морем к устьям сибирских рек, измерялось немногими единицами, и весь экспорт за границу не превышал 5—10 тысяч тонн, то уже в 1929 г. картина резко изменилась. Применение для проводки судов мощного ледокола, использование для ледовой разведки самолета, наконец, хорошо налаженная служба погоды, — все это позволило довести в 1929 г. число пароходов Карской экспедиции до 26, а экспорт до 60 000 тонн.
Масштабы Карской экспедиции 1930 г. значительно превзошли 1929 г. 46 крупнотоннажных пароходов было проведено через Карское море к устьям Оби и Енисея и обратно, 4 новых мощных теплохода-буксира было проведено из-за границы для обслуживания речной части экспедиции, итого 50 пароходов. Количество экспортного груза, вывезенного Северным морским путем в 1930 г., дошло до 125 000 тонн, импорт выразился в 18000 тонн.
Увеличение масштаба Карской операции вызвало необходимость расширить, насколько возможно, пределы навигационного периода. В 1930 г. навигация была открыта на полмесяца раньше обычного срока, и первый караван судов был проведен через Югорский Шар в ночь с 31 июля на 1 августа. Закончилась экспедиция также поздно. Последние пароходы покинули Карское море в середине октября, когда значительную часть пути судам надо было проходить по сплошному полю молодого льда. Несмотря на такое удлинение навигационного периода, связанное со значительными трудностями, вся операция закончилась блестяще, и караваны судов были проведены туда и обратно в установленные сроки.
Как и в предшествующие годы, руководство морской частью Карской экспедиции лежало на Н. И. Евгенове. Для проводки судов и ледовой разведки были снаряжены линейный ледокол „Ленин", под командой капитана К. П. Эгги, и ледокольный пароход „Малыгин", под командой капитана Д. Т. Черткова. Научная часть экспедиции была представлена синоптиками Ленинградского Бюро погоды А. А. Синягиным и Л. А. Вительсом и гидрологом Ю. К. Алексеевым. На „Ленине" постоянно находился помощник начальника экспедиции В. Г. Шибинский.
Наблюдения Карских станций и данные Бюро погоды позволяли думать, что наиболее удобной для проводки судов окажется северная половина моря. Ледокол „Ленин" был направлен к Маточкину Шару, а „Малыгин" должен был обследовать южный путь, через Югорский Шар. „Ленин" в Маточкином Шаре встретил весьма тяжелые льды. „Малыгин" же, хотя и вынужден был форсировать льды на протяжении свыше 40 миль, вышел затем на чистую воду.
Таким образом, путь через Югорский Шар оказался самым доступным. Первые караваны могли проходить только с помощью ледоколов, но уже в середине августа процесс таяния льда, под влиянием теплых юго-восточных ветров, стал развиваться настолько быстро, что представилась возможность отправлять пароходы без ледокольного конвоя.
„Ленин" был оставлен в Югорском Шаре, а „Малыгин" продолжал нести разведывательную службу, все время следя за перемещением льдов и попутно производя наблюдения.
Воздушная разведка значительно облегчала работу ледоколов. Три самолета, действовавшие в разных частях Карского моря, в течение нескольких часов полета обозревали все пространство моря — работа совершенно непосильная для ледокола.
В конце августа „Малыгин", произведя разведку к северу, выяснил возможность проводки судов самым северным проходом в Карское море — вокруг м. Желания. В ночь с 27 на 28 августа, впервые в истории, два коммерческих парохода с грузом были проведены через 77 параллель.
Масштабы экспедиции 1930 г. потребовали расширения метеорологической службы. На борту „Малыгина" было организовано пловучее Бюро погоды, регулярно составлявшее синоптические карты и дававшее прогнозы погоды для всего Карского моря. Было налажено получение метеорологических телеграмм с целого ряда судов, плававших в Карском море. Благодаря наличию судовых наблюдений, получались весьма подробные синоптические карты, позволявшие при даче прогнозов детально районировать Карское море и выявившие ряд интересных микросиноптических особенностей.
Во время всех переходов „Малыгина" гидрологом Ю. К. Алексеевым, при ближайшем сотрудничестве д-ра
А. С. Чечулина и штурмана Беликова, производились гидрологические наблюдения. В 255 точках измерены поверхностные температуры и соленость, и в 42 пунктах произведены глубоководные наблюдения.
Л. ВИТЕЛЬС