План полета-Север, 2020. Таинственный остров Вайгач

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

План полета-Север, 2020. Таинственный остров Вайгач

Сообщение VikTo-R » 20 Май 2020 22:33

Самый первый навстречу Северку выходит красавчик Арчи.
Честно говоря я к хаски отношусь предвзято. С моей точки зрения ей подобные сильные и пушистые собаки должны жить на улице и желательно рядом с санками, которые с грузом нужно часто куда-то по снегу возить ))
Что же, Арчи вспомнил Северок, степенно поздоровался со мной, по-хозяйски проверил и технику- пометил лыжу самолета.
Все по заведенному порядку охранника, но только не умеющего разговаривать..

П/ст имени Федорова. Остров Вайгач : 11.6.JPG

Захожу на территорию и в жилой дом.

П/ст имени Федорова. Остров Вайгач : 20200331_134213.JPG

Очень, очень рад был видеть коллектив полярки, начальника Наталью и метеоролога Юлию Морозовых, механика, Илью.
Метеоролог Алексей Абрамчук еще отдыхает со смены.
Поскольку время у меня жестко ограничено сроками летной погоды, то у ребят в доме я пробыл совсем недолго. Угостился замечательным пирогом с чаем - Юлия Морозова великолепно готовит, а порядок на станции на высоте, по давно заведенному порядку от Натальи.
Еще несколько лет назад, будучи на станции отметил, что коллектив станции относится к месту своей работы как к своему дому, в котором должно быть уютно и приятно жить.

Закидываю за плечо свое верное ружье- вертикалку и тут же от дома одним шагом перешагиваю двухметровую сетку, почти полностью задутую снегом. Впереди еще с виду прочно стоят домики, место первого переселения ненцев с Новой Земли.

Вайгач. Место первого переселения ненцев с Новой Земли. : 11.8.JPG

Мой путь лежит на северо-восток от станции на край небольшого мыса, который уже много значит и в истории самолета Северок и в древнейшей самодийской истории.

Этот мыс стал крайней северо-восточной точкой в нашей экспедиции 2016 года по маршруту: Московская область, г. Сергиев-Посад - остров Вайгач. Генеральной тренировкой осеннего вылета к Острову Диксон.
Москва- Амдерма- Вайгач, апрель 2016
Так складывается колода жизненных карт, что практически через четыре года я снова в том месте, когда параллельно моему полету шла вертолетная экспедиция По следам двух капитанов
Вылетев из Амдермы к Ямалу, экипаж Михаила Фариха, Алексея Фролова и Олега Продана с борта RA-06233 , навсегда остановили свой полет на острове Белом.
18 апреля 2016 года. Память Вам, коллеги-авиаторы!

Тогда в 2016 году, я еще не знал о полной исторической значимости выступающего в Карское море небольшого мыса близ полярной станции.
Мыса Болванского на котором находилось древнейшее святилище Хадако.
А место ох какое непростое!
Попутно моим следам к краю мыса идут следы белого медведя.

Мыс Болванский на котором находится древнейшее святилище Ходако : 20.JPG

Спасибо за фото медведя на станции, Юлии Морозовой.
Мне уж как-то спокойнее сейчас без личной встречи с мишуткой.

Медведь у полярной станции. Фото Ю.Морозовой : 21.1.JPG

В 1985 году археологической экспедицией ИА АН СССР Л.П. Хлобыстина на двух стоянках мыса были найдены в большом количестве каменные орудия труда и охоты из кремня и кварцита. Скребки, ножи, наконечники стрел. Датирование найденных стоянок - II тысячелетие до н.э!

Здесь же работала и экспедиция МАКЭ под руководством П.Боярского в 1987 и 2000гг. Найденные предметы старины в районе святилища позволяют датировать его концом 1 тысячелетия до н.э. Периодами X- XIII вв и XIX-XX вв.
Впервые святилище было описано в 1827 году архимандритом Вениамином, но сам он здесь не был.
"На острове Вайгач издревле почитались два идола: один на южном конце острова, мужского рода, а другой на северном, женского..
На северном конце Вайгача главный идол женского пола называется, Хадако(Старуха)"

На этом святилище побывал в 1898 году художник А.Борисов. Здесь провел прилично времени, но проводник постоянно его подгонял подходящим теплом и распутицей.
"31 мая я с проводником моим Ячей был на северо-восточной оконечности о.Вайгача, называемой Болванским Носом. Здесь находится священное место самоедов; вот почему этот мыс и получил такое название. В настоящее время это место ничего особенного не представляет, почти все предметы приношений растасканы частыми посетителями-промышленниками."

рис. А.Борисова Болванский Нос 1901г : 12.jpg

По мнению экспедиции МАКЭ, святилище Хадако представляло собой скалу и оно сейчас полностью разрушено.

Перед самым основанием мыска, где стоит знак приличная расщелина. Сейчас она засыпана снегом и я могу вплотную подойти к небольшой площадке. Рядом со мной в тишине солнечного дня дышит море покрытое местами ледком, местами открытой водой и нагромождениями торосов.
Суровая благодать..

Хадако. Оконечность мыса Болванский : 21.JPG

Вид на строения станции греют сердце. Но века назад тут ведь не было зданий.
Кто же были эти люди прошлой эры, те, чьи артефакты найдены археологами. Я про ножи, наконечники стрел и орудия труда из кремния. Жили в этих суровых местах постоянно или временно охотились на морского зверя? А может поклонялись суровому святилищу, напоминающее внешне облик человека и оставляли здесь свои дары.
Вот и я оставляю от себя несколько монет.
Пора возвращаться.

Вид с мыса Болванского на станцию : 13.2.JPG

Проводить на вылет вышел весь коллектив полярки, включая пса Арчи.

Развернули самолет вручную и тепло попрощались.
Предупредил Алексея о дальнейшем маршруте к мысу Костяному на юго-запад и далее в открытое море на остров Олений. О времени выхода на связь с запасом по времени. Тут уже не шутки. Случись какие либо непредвиденные обстоятельства с острова Олений на Вайгач пешком не выйдешь.

Вайгач. Полярники п/ст им. Федорова. Слева, Илья, Юлия, Наталья, Алексей. : 17.1.JPG

Новый курс проложить в кабине недолго. Запуск двигателя и прощание с полярниками из кабины. Пробыв на Болванском мысе почти три часа, выполнив очередную экспедиционную задачу, Северок вылетел вдоль берега на юго-запад к искомому мысу...

Вылет : 17.2.JPG
Аватара пользователя
VikTo-R
 
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 26 Март 2014 16:13

План полета-Север, 2020. Таинственный остров Вайгач

Сообщение VikTo-R » 20 Май 2020 22:38

Чуть вперед основного отчета.

Во время проведения экспедиции к Вайгачу, в месенджере Вотсап была создана группа Ледовая обстановка.

В нее вошли сами экспедиционеры и ваш покорный слуга - пилот самолета Северок, работающие в Арктике.
Опытные участники группы передавали нам на передний край оперативную информацию о состояния погоды и льда в районе экспедиции.
Они-же получали обрабатывали и дополняли информацию со специализированных сайтов, помимо того что и сами обладали знаниями по метеорологии и гидрологии.

После завершения кайт-экспедиции, данная группа продолжила работу и оказала большую помощь для планирования полетов над островом Вайгач, его береговыми линиями и выхода сверхлегкого самолета в пролив Карские Ворота.

Одним из опытнейших участников нашей группы, был Илья Яковлевич Кобленц, мой земляк по Диксону, гидрограф много лет работавший в Диксонской гидробазе

Аватара пользователя
VikTo-R
 
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 26 Март 2014 16:13

План полета-Север, 2020. Таинственный остров Вайгач

Сообщение VikTo-R » 24 Май 2020 12:35

Пятый экспедиционный полет, самая северная точка.
Пролив Карские Ворота и остров Олений.


Проложенный маршрут к мысу Костяному проходит вдоль северного берега Вайгача и берега бухты Западная Болванская. Иду на высоте 150 метров, имея скорость районе 100 км/час.
Погода яркая и контрастная в тех местах, где успевая просветить сквозь подтягивающийся с севера фронт, на святую землю Вайгача падают лучи низкого солнца.
Сразу по береговой линии наблюдаю участки торошения льда и открытой воды.

Вдоль бухты Западная Болванская : 44.1.JPG

Когда Северок начал подходить к краю мыса и я увидел впереди только открытое море и мелко битый лед в черной воде, то стало немного жутковато, а рука сама потянула нос самолета вверх.

Мыс Костяной : 46.1.1.JPG

Никакого острова впереди, из-за темных клубящихся облаков видно не было.
"Для посадки в таком месиве, нужны точно не лыжи"- невеселая мысль мелькнула в голове.
Начало пролива мы с Северком встретили на высоте 450 м и продолжали набор.

Пролив Карские Ворота : 42.JPG

Очертания острова неожиданно проявился из пелены, как огромная льдина. Пейзаж на этой льдине оживили очертания двух маяков, вытянутых на одной линии.
Пустил самолет в пологую спираль спускаясь с полукилометровой высоты.
Закрытый от солнца островок враз стал опасен сливающимся снегом. Но, зная по истории острова (спасибо книге Вайгач от МАКЭ про небольшое озеро-лагуну соединяющуюся с морем через косу) направляю самолет на довольно ровную безликую поверхность рядом с маяком.

о. Олений Заход на посадку : 32.JPG

15 53. Посадка произошла чётко и по ориентирам береговых каменистых возвышенностей. Отправка сигнала с трекера. Ура!
Крайняя северная точка экспедиционного маршрута достигнута благополучно. Огромное спасибо, за поддержку экспедиции самолета Северок компании Bask и лично Владимиру Богданову. Мы выполнили задачу!

Вначале остановился на минутку не глуша двигатель, чтобы чуть передохнуть от волнения, а после потихоньку повел самолет на подъем.
Помню как разговаривая с Василием Филипповым, пургуя в балке, мы не раз обсуждали тему медведей и его пожелание не рисковать и не оставлять Северок поодаль.

Пару раз зацепил лыжами за камни уже ближе к маяку. Здесь вся поверхность оказалась выдута ветрами, а островок весь каменист.
Заглушил двигатель перед огромным застругом, закрывающим самолет Северок практически с головой.

У старого маяка : 47.JPG

Оружие у меня уже собрано.
Закинул за плечо и в нависшей тишине отправился к мрачной громаде старого маяка.
Вначале осмотрел сооружение, подивившись труду строителей и огромным бревнам уже пришедшим в ветхость. Помню записи и не раз с этим ранее сталкивался, что дерево в Арктике гниет очень медленно под воздействием соленого воздуха, но тут что-то странное.

Верхняя часть маяка с одной стороны рухнула и упавшие бревна остались в беспорядке внутри пирамиды, но мощная лестница к первому ярусу осталась незыблема и частично остановила это падение. Вторая-же, ближняя ко мне часть осталась торчать практически до самого верха, как символ пожилого человека уже подрубленного возрастом и болезнями, но еще крепко стоящего на ногах.

Как вы думаете, какой поступок мог сделать любой нормальный человек в одиночестве оказавшимся на необитаемом острове? Правильно ))
Разрядив ружье и убрав патроны в карман от греха, я осмотрел прочность и полез по внешней целой стене маяка наверх. Решил не подниматься внутри строения по лестнице, беспорядочно окруженной и висящими как попало огромными бревнами.
Поднявшись на середину и уцепившись за балку, осмотрелся. Со всех сторон меня окружало открытое море с белыми приподнятыми грядами торосов, а с северной стороны высился кубик еще одного маяка.

Благополучно спустился.

Обошел окрестности закрытые снегом и осмотрел часть ветхого балка близ маяка.
По данным экспедиции Боярского, остатки этого балка (кухня, жилье) принадлежит строителям маяка и датируется началом 50-х годов XX в.

о.Олений остатки строений : 46.3.JPG

Местность была исследована МАКЭ в 1987-88гг и так выглядел маяк в 2000г.
Источник: книга "Вайгач, остров арктических богов"под редакцией П.Боярского

Фото П.Боярского 2000г (скан) : 51.JPG

Что-же, к сожалению, мы сейчас в "прямом эфире"наблюдаем за течением времени в Арктике и его влиянием на важнейшие объекты гидрографии и мореходства нашего такого близкого и уже далекого прошлого века.
Кстати, и не могу это не отметить, данный объект - остров Олений привлек мое внимание своей исторической составляющей.

Оказывается, в морском озере-лагуне, где нынче приземлился Северок, экспедицией МАКЭ в 1987 году были обнаружены объекты древнего поморского промысла, включая детали деревянных судов и оснастку для ловли морского зверя и рыбы.
На фото: скан фотографии из книги- источник указан выше. МАКЭ- 1987г. "Деревянные поплавки"

 52.JPG

И вот еще.
В конце упомянутой книги под редакцией П.Боярского, экспедицией МАКЭ отводится большая глава про развитие региона Вайгача, естественно основополагающей обозначено- туризм.
И одной из новых туристических маршрутов, обозначен остров Олений с указанием данного поморского становища. По книге он назван " Поморская гавань"

Так вот.
Самолет Северок сегодня проложил первую ниточку Малой Полярной авиации к данному удаленному уголку Арктики. С огромными трудностями и в половину не имея разных избыточных разрешительных для полета бумаг.

Тут есть туризм? Или Малая авиация? Может тут есть интерес государства?
Нет. Тут сейчас ничего и никого нет!
Нынешнее государство палец о палец не ударило для развития Малой авиации, нет прогресса в развитии арктических поселков, оставив их практически в угасании и тем более в развитии арктического туризма.
Напрашивается вопрос, все ли у нас делается правильно в этом самом государстве?

А ведь здесь можно и нужно летать, привозить сюда людей, тех кто любит историю Севера и путешествия в неизведанные новые уголки.
На протяжении туристического маршрута, получили бы развитие все населенные пункты, начиная от Воркуты с ближними туристическими базами, п Каратайка, Амдерма и до маленького поселка Варнек с полярными станциями.
Аватара пользователя
VikTo-R
 
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 26 Март 2014 16:13

План полета-Север, 2020. Таинственный остров Вайгач

Сообщение VikTo-R » 24 Май 2020 12:40

Сегодня именно тот редкий день за долгую ветреную весну, когда можно не только думать куда упрятать самолет сразу после посадки перед пургой, но и планировать дальнейший полет.
Мы с Северком были готовы к ночевке на острове.
Погода позволила уйти дальше.

Дальнейший маршрут построен с пожеланиями моего друга, Василия Филиппова и с точками на карте Вайгача, которые имеют непосредственное значение для людей и истории Острова.
К четырем часам дня, я развернув самолет и конечно-же снова зацепив лыжами камни, спустил самолет на соленое озеро и произвел взлет на ветер.

Северная оконечность о.Олений. Карские Ворота : 53.1.1.JPG

К 16 часам, самолет Северок проведав маленький островок Олений поднялся в небо пролива Карские Ворота, чтобы продолжить маршрут.

Продолжение следует!

P.S. Друзья, работа над отчетами занимает немало времени и работы с многими источниками.
Благодарю за поддержку полетов и выход этого экспедиционного отчета полярника, диксончанина, гидрографа, Илью Кобленца и воркутинку из семьи потомственных авиаторов, Татьяну Ваулину, поддержавших в эти дни мою работу! Спасибо вам огромное!
К сожалению сейчас других финансовых вариантов работы над текстовым материалом у меня нет.

Экспедиционная карта сбер. самолета Северок 4276 8402 6414 1266
Аватара пользователя
VikTo-R
 
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 26 Март 2014 16:13

Пред.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения