КАРСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1934 ГОДА
Как и в навигацию 1933 г., через западную часть Карского моря были проведены две транспортных операции: Карская — в pp. Обь и Енисей, и Ленская — в устье р. Лены.
Почти одновременный проход через югозападную часть Карского моря первых судов Карской операции и судов, направляющихся на р. Лену, послужил причиной к объединению планов работ ледоколов-лидеров Карской и Ленской операций на первую декаду августа.
— 142 —
В объединенный план входило производство одновременной ледовой разведки Карского моря обоими ледоколами из разных проливов и совместная проводка через лед, между Новой Землей и Диксоном, судов Ленской и Карской операций до дня выхода ледокола-лидера Ленской операции с судами этой операции на восток. Поэтому ледокол-лидер Ленской операции "Ермак" 15 июля вышел из Мурманска на Маточкин Шар, а ледокольный пароход "Малыгин"— лидер Карской операции — 18 июля вышел из Архангельска на Югорский Шар.
Назначение сравнительно слабого "Малыгина" лидером Карской операции базировалось на расчете благоприятных ледовых условий в западной части Карского моря по прогнозам профессоров В. Ю. Визе и Н. Н. Зубова, а также на возможность привлечения "Ермака", в случае встречи в начале навигации тяжелого льда, для проводки первых групп судов Карской операции.
Учитывая возможность по ходу операции направления "Малыгина" в район шхер Норденшельда с заменой его в проводке пароходов Карской операции другим ледоколом, из находившихся в Карском море по другим заданиям, на "Малыгин", перед выходом его из Архангельска, было погружено около 160 т продовольственных, строительных и технических грузов для организации станции на о-ве Русском.
Оперативный и научный состав Карской операции на "Малыгине" состоял из начальника экспедиции т. Полякова, начальника морской проводки Карской операции капитана В. Шибинского, из бюро погоды в составе синоптиков тт. Лучшева и Аристова и из группы сотрудников Арктического института по изучению свойства льда.
21 июля утром "Малыгин" прибыл в Югорский Шар, высадил в бухте Варнека попутно доставленную сюда из Архангельска гидрографическую экспедицию Гидрографического управления Главсевморпути и 22 июля вышел к радиостанции Югорский Шар для выгрузки доставленной для нее радиоаппаратуры.
22 июля вечером "Малыгин" вышел в Карское море для обследования югозападной части моря до района, обследованного "Ермаком" из Маточкина Шара. Выяснив ледовые условия до широты 71°57' N, "Малыгин" 23 июля повернул на Югорский Шар для встречи подходивших к проливу из Мурманска пароходов Ленской операции.
Разведкой "Ермака" из Маточкина Шара и "Малыгина" из Югорского Шара было установлено, что самым благоприятным по ледовым условиям был путь через Югорский Шар и далее вдоль п-ова Ямал.
Подойдя к Югорскому Шару, "Малыгин" 24 июля соединился с вышедшими в Карское море пароходами "Байкал", "Сакко" и "Молотовым" и повел их вдоль Ямала навстречу "Ермаку" по широким пространствам чистой воды с редкими перемычками битого четырехбалльного льда. "Ермак", в широте 73°34' N и долготе 66°48' Е, на кромке более уплотненного льда, принял от "Малыгина" эти пароходы 26 июля, и после остановки для перегрузки с "Малыгина" на "Ермак" и на ленские суда части снабжения, доставленного для них из Архангельска, "Малыгин" пошел на Югорский Шар, а "Ермак" с судами к о-ву Диксона.
По пути в Югорский Шар "Малыгин" обследовал восточную кромку ледового массива, расположенного вдоль берегов Новой Земли и 28 июля встал на якорь в бухте Варнека для ожидания подхода первой группы судов Карской операции, следовавших на Енисей.
— 143 —
Приход этих судов в Югорский Шар растянулся с 31 июля до 3 августа, и в этот день "Малыгин" с пароходами "Стессо", "Хамстерли", "Навекс" и "Ларго" вышел из пролива в Карское море.
В целях скорейшего возвращения "Малыгина" в Югорский Шар, куда к 3 августа должен был подойти для него пароход с углем, "Ермак" вышел с Диксона навстречу "Малыгину" и 4 августа в широте 71°04' N и долготе 64°42'Е принял от него пароходы для дальнейшей проводки; "Малыгин" же повернул на юг. 4. августа "Малыгин" прибыл в бухту Варнека, где занялся подкреплением ослабевшей гайки винта.
5 августа вечером подошел с углем п/х "Бринтаве", который утром следующего дня ошвартовался на рейде селения Хабарово к борту "Малыгина" для перегрузки угля.
8 августа в 8 ч. "Малыгин" закончил погрузку 400 т угля и приемку 200 т пресной воды и с подошедшими в Югорский Шар за время бункеровки пароходами "Патрия" и "Хомсайд" совместно с п/х "Бринтаве" вышел в Карское море. 12 августа "Малыгин" у о-ва Вернс отпустил суда для следования в Игарку. Путь через Карское море был совершен почти по чистой воде до о-ва Белого, а далее до Диксона через ряд меридионально расположенных полос битого льда, сплоченного до 8 баллов, спускавшихся с севера под влиянием сильного нордостового ветра.
Почти полное отсутствие льда на пути из Югорского Шара до о-ва Белого дало возможность вызвать суда к о-ву Белому и начинать проводку их к Диксону только отсюда.
12 августа "Малыгин" вышел к о-ву Белому для встречи шедших из Югорского Шара пароходов "Томский" и "Спортс". Встреча "Малыгина" с "Томским" и "Спортсом" произошла 13 августа в широте 74°18'N и долготе 69°50'Е, в тумане, с помощью радиопеленгатора.
На переходе от о-ва Белого до о-ва Диксона были встречены несколько полос разреженного льда, а 14 августа "Малыгин" с судами прибыл в бухту Диксона.
В тот же день "Малыгин" пошел к о-ву Белому для встречи парохода "Странд", шедшего с углем для него и затем в Новый Порт.
16 августа в широте 73°55' N и долготе 70°05'Е "Малыгин" встретил "Странда" и, заведя его в лед, приступил к перегрузке угля. Приняв со "Странда" 230 т угля, "Малыгин" 17 августа вышел со "Страндом" изо льда к подошедшим пароходам "Зело", "Хельмстрат" и "Марклин", которые направлялись в Игарку.
На пути к о-ву Диксона "Странд" был отпущен в Обскую губу, а 18 августа "Малыгин" с остальными судами встал на якорь у о-ва Диксон.
На последнем переходе от о-ва Белово до о-ва Диксона были встречены только несколько отдельных небольших льдин, и к этому времени на всем пути от Югорского Шара только в районе к северу от о-ва Белого и о-ва Диксона, около широты 74°30'N, держалась кромка битого льда, угрожавшего, в случае северных ветров, спуститься на фарватер судов. В связи с этим для усиления ледовой разведки в этом районе к 29 августа из Югорского Шара прилетел на Диксона самолет т. Козлова, который совместно с базировавшимся на Диксоне самолетом т. Махоткина, ведшем разведки в этом районе, приступил к регулярному освещению положения льда в районе о-в Белый — о-в Диксона.
Дальнейшее движение судов происходило по Карскому морю без ледокола, но при информировании пароходов о ледовых условиях и ре-
— 144 —
комендованных курсах следования с "Малыгина" по радио. За период с 20 по 30 августа через Югорский Шар в Енисейский залив последовательно прошли пароходы "Сивелюр", "Луиз Леонгард", "Варкворт" и "Экстранд", в Обскую губу п/х п/х "Грейтхоп", "Куйбышев", "Искра", а из бухты Диксона в Обскую губу прошел п/х "Томский" и в Енисейский залив п/х "Еуфорбия". За этот же период из Карского моря через Югорский Шар вышли п/х п/х "Невекс", "Ларго", "Стессо", "Хамстерлей", "Странд" и "Патрия". Все эти пароходы, за исключением шести уходивших из Карского моря, прошли чистой водой. Лед, встреченный этими пароходами, был на фарватере в районе о-ва Диксон — о-ва Белый и являлся следствием нажима льда северными ветрами.
30 августа "Малыгин" вышел из бухты Диксона к о-ву Русскому. Дальнейшую же проводку судов Карской операции должен был принять на себя подходивший к Диксону с востока ледорез "Литке".
2 сентября утром "Литке" с пароходом первой Ленской операции "Сталин", зимовавшим у о-ва Самуила, прибыл в бухту Диксона, и с этого числа "Литке" вступил лидером Карской операции, приняв на борт начальника морской проводки Карской операции капитана Шибинского. 14 сентября, по уходе "Литке", лидером Карской операции был назначен л/п "Садко", замененный с 16 сентября вернувшимся от мыса Челюскина с пароходами Ленской операции ледоколом "Ермак".
За период с 30 августа до 16 сентября, при инструктировании капитанов судов по радио о ледовых условиях на основании разведок, производившихся самолетами с Диксона, прошли в Енисей пароходы "Пенморвах", "Хозельсайд", "Куин Ольга", "Пенолвер", "Пенхилл", "Котсворт" и "Хартсайд" и вышли через Югорский Шар в Баренцово море "Спортс", "Зело", "Бринтаве", "Томский", "Хомсайд", "Сивелюр", "Грейтхоп", "Экстранд" и "Марклин". Некоторые из этих пароходов проходили отдельные языки разреженного льда в районе между о-вом Диксона и о-вом Белый.
Из особых случаев за этот период следует отметить посадку 8 сентября на косу у мыса Сопочная Корга в Енисейском заливе парохода "Марклин", возвращавшегося с лесом из Игарки. После отгрузки с него около 80 стандартов и буксировки ледорезом "Литке", пароход в ночь на 11 сентября был снят с грунта без всяких повреждений.
Одновременно с "Ермаком" в бухту Диксона прибыли приведенные им пароходы Ленских операций 1933 и 1934 гг.: "Сакко", "Молотов", "Байкал", "Володарский" и "Правда". Здесь они подбункеровались, и затем "Володарский", "Правда" и "Сталин" были направлены в Игарку за лесом, а остальные — в Мурманск. 20 сентября вернулся в бухту Диксон "Малыгин", имея поломанным руль. Учитывая необходимость конвоирования "Малыгина" на переходе морем и возможность оставить для проводки судов при появлении молодого льда в Енисейском заливе, прибывший к о-ву Диксона л/п "Русанов", "Ермак" с "Малыгиным" 21 сентября вышли на Югорский Шар, куда прибыли 23 сентября. За период с 16 по 23 сентября из Карского моря через Югорский Шар вышли в Баренцово море шедшие из Игарки пароходы: "Луиз Леонгард", "Хельмсурат", "Варкворт" и "Еуфорбия" и шедшие из Нового Порта "Куйбышев" и "Искра". Все эти пароходы льда на своем пути не встретили. Дальнейшие пароходы отправлялись только из Игарки и на пути уже имели молодой лед в Енисейском заливе и в Карском море до параллели пролива Малыгина. К этим пароходам относятся "Хазельсайд", "Пенморвах", "Куин Ольга", "Хартсайд", "Володарский", "Сталин", "Правда",
— 145 —
"Пенхилл", "Пенолвер", "Котсворт". Все эти пароходы прошли район молодого льда под проводкой л/п "Русанов".
Последние пароходы вышли из Югорского Шара в Баренцово море 11 октября.
В результате Карской операции 1934 г. через Карское море в устья pp. Оби и Енисея были проведены 28 пароходов — 25 иностранных и 3 советских, из коих 3 советских и 2 иностранных парохода были направлены за экспортным лесом в Новый Порт в Обской губе, остальные 23 иностранных парохода — в Игарку на р. Енисее. Кроме того пароходы 1-й Ленской операции "Володарский", "Правда" и "Сталин" на обратном пути, после зимовки у о-ва Самуила, были направлены в Игарку за пиломатериалами для доставки их в Мурманск.
В итоге вывезено в заграничные порты экспортного леса из Игарки 33 518 стандартов и из Нового Порта 5213 стандартов пиломатериалов. Около 1200 стандартов пилолеса вывезено из Игарки в Мурманск. Из Мурманска в Игарку ввезено 7490 тонн продовольственных и промтоварных грузов.