1933: Карская операция 1933 года

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1933: Карская операция 1933 года

Сообщение ББК-10 » 26 Ноябрь 2014 16:05

1933: Карская операция 1933 года

Это навигационный пост
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Карская операция 1933 года

Сообщение ББК-10 » 26 Ноябрь 2014 22:12

Белов М.И. История открытия и освоения СМП. Том IV.

ГЛАВА 6
КАРСКИЕ ОПЕРАЦИИ И ЛЕСОЭКСПОРТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СИБИРИ

Начатые в 20-х годах при поддержке В. И. Ленина Карские экспедиции сыграли значительную роль в освоении Арктики и Северного морского пути. Именно в ходе этих операций выработалась практика проведения крупных арктических транспортных мероприятий, сложилась система эксплуатации ледовых арктических трасс. Обязательное участие ледоколов в проводке транспортов, ледовая авиаразведка, организация Бюро Карских экспедиций, участие опытных моряков и ученых, работавших над прогнозами погоды и льда, — все это и многое другое появилось в Карских экспедициях 20-х годов. Опираясь на достижения Карских экспедиций, Главное управление Северного морского пути создавало систему эксплуатации великой арктической магистрали.
В начале 30-х годов Карские экспедиции переросли в систематические, ежегодные, планируемые арктические операции (см. главу 5).
Особого внимания заслуживает опыт Карских экспедиций 30-х годов с точки зрения их экономической эффективности, как пример успешной коммерческой эксплуатации Северного морского пути.
С этой точки зрения опыт работы Карских операций 30-х годов заслуживает самого пристального изучения. К сожалению, в литературе о них имеется очень мало сведений, как в общих трудах, посвященных Арктике, так и в специальных работах по лесоэкспорту {1}. Разумеется, эти сведения и разрозненные данные не могут создать общей картины развития Карских операций. Значительный разнобой существует и в цифровых показателях Карских операций, так как для одних авторов Карские операции — это только вывоз лесной продукции из порта Игарки и каботаж енисейских портов {2}, для других — это вывоз (леса) из районов Оби и Енисея и ввоз туда грузов с запада. Путаницу соз-

{1} В. Н. Ничков. Развитие советского лесного экспорта. М., 1959.
{2} Английский исследователь истории Советского Севера Т. Армстронг в своей книге «Северный морской путь» (Кембридж, 1952, прилож. 1) приводит данные порта Игарки как цифры всех перевозок Карских экспедиций.


[234]
дали отчетные данные Главсевморпути, появившиеся в печати. Эти данные почти всегда являлись предварительными, в дальнейшем уточнялись, а иногда существенно менялись.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Карская операция 1933 года

Сообщение ББК-10 » 23 Июнь 2019 21:01

Бюллетень Арктического института СССР. № 5-6. -Л., 1935, с. 139-141

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5-6. -Л., 1935, с. 139-141 КЭ-1933г - 0001.jpg
КАРСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1933 ГОДА {1}

Карская операция 1933 г. началась выходом 22 июля из Архангельска лидера Карской операции ледокола "Ленин". Командование операцией было возложено на начальника Морского управления Главсевморпути т. Матвеева и начальника Морской проводки капитана С. В. Николаева, 25 июля "Ленин" вошел в Маточкин Шар для прохода в Карское море с целью ледовой разведки. Располагая последним ледовым прогнозом Гидрологического института о более благоприятных, чем обычно, ледовых условиях в северной части Карского моря и о возможности затяжки начала навигации в югозападной его части, а также учитывая метеорологическую обстановку в этом море за вторую половину июля, командование Карской операцией считало путь из Маточкина Шара на о-в Белый, вероятно, более легким по ледовым условиям, чем путь из Югорского Шара. Воздушная разведка к тому времени еще произведена не была. 25 июля "Ленин" вошел в Карское море и лег на курс на о-в Белый и 31 июля подошел на видимость берега Ямала и повернул на север. В полдень 1 августа в широте 74°10' N и долготе 65°59' Е "Ленин" повернул на запад и 2 августа подошел к Маточкину Шару и лег в дрейф, в ожидании подхода пароходов "Поллукс" и "Аннаворе", вызванных им от мыса Лагерного, куда они прибыли еще 28 июля. Оба парохода были без груза. 2 августа "Ленин" с подошедшими к нему "Поллукс" и "Аннаворе" тронулся на восток. С большими затруднениями по ледовым условиям 4 августа "Ленин" с судами подошел к широте 74°30' N и долготе 65°25' Е, имея по всему горизонту тяжелый девятибалльный лед. В 22 ч. к каравану судов прилетел вызванный из Маточкина Шара самолет Н-2 и указал направление к ближайшей кромке чистой воды. 5 августа "Ленин" с пароходами вышел на чистую воду в счислимой широте 74°00' N и долготе 68°54' Е. Ввиду недостаточности оставшегося на "Ленине" запаса угля, здесь была произведена подгрузка его углем в количестве 194 тонн с обоих пароходов. После этого 6 августа пароходы были отпущены в Енисей самостоятельно под проводкой капитана А. В. Терентьева, "Ленин" же направился в Маточкин Шар.
7 августа "Ленин" встал на якорь в заливе Тюленьем, где стал ожидать п/х "Мета", на котором для ледокола шел уголь. Здесь находился уже п/х "Рабочий", а у мыса Лагерного стояли п/х "Искра", "Кинника" и "В. Рене". 8 августа к "Ленину" подошел п/х "Мета" и ошвартовался к борту, а 10 августа в залив Тюлений прибыли пароходы от мыса Лагерного. Закончив приемку угля, "Ленин" с пароходами 10 августа вышел в Карское море, и 1. 4 августа в широте 72°02' N и долготе 68°00' Е караван подошел к чистой воде, где четыре парохода были направлены самостоятельно на Енисей, пароход же "Мета" был

{1} От редакции. В "Бюллетене Арктического института" за 1934 г., №№ 5, 8-9 и 11—12, были помещены предварительные заметки о Карской и Ленской операциях, содержащие ориентировочные данные о количестве судов и переброшенных грузах, поэтому вполне естественно некоторое расхождение между вышеотмеченными предварительными заметками и помещаемым ныне отчетом начальника морской проводки Карской операции В. Г. Шибинского.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5-6. -Л., 1935, с. 139-141 КЭ-1933г - 0002.jpg
— 140 —
задержан для добункеровки "Ленина". Проводка этих пароходов происходила при значительно улучшившихся ледовых условиях, но при задержке движения выпадавшим туманом. 17 августа "Ленин" закончил бункеровку и отпустил п/х "Мста" на Енисей. После этого "Ленин" спустился к югу до широты 72° 39' N и затем лег на Маточкин Шар, куда и прибыл
19 утром, В тот же день "Ленин" вышел в Карское море с двумя пароходами, направлявшимися на Обь, и двумя пароходами, шедшими на Енисей.
20 августа, в широте 73°12' N и долготе 66°50' Е, два енисейских парохода были отпущены на чистой воде в самостоятельный путь, а "Ленин" вернулся за отставшими двумя обскими пароходами. Нашедший туман позволил только к вечеру 21 августа вывести обские пароходы на. чистую воду и отпустить их в самостоятельное плавание. В связи с получением с л/к "Русанов" сведений о благоприятных ледовых условиях на пути Югорский Шар — о-в Белый, с 19 августа все пароходы, шедшие в Карское море, были направлены на Югорский Шар, куда, после проводки через лед третьей группы судов, направился и "Ленин".
23 августа ледокол прибыл в бухту Варнека. Здесь находились енисейские пароходы "Манордило", "Маргам Абби", "Сюлев" и "Чаттон", а. вскоре сюда подошли еще обские пароходы "Белфри" и "Сайрен".
24 августа, по прибытии парохода "Бракондейл", "Ленин" с восемью судами вышел в Карское море. 26 августа, в счислимой широте 73°24' N. и долготе 67°20' Е, пароходы были отпущены в самостоятельный путь. Весь путь был пройден почти чистой водой, придерживаясь п-ова Ямал. После отпуска пароходов "Ленин", пройдя на запад, вошел в лед и лег в дрейф в ожидании подхода к нему из Югорского Шара п/х "Нитс Абби", на котором должен был быть доставлен уголь для ледокола. 27 августа "Ленин" с подошедшим и ошвартовавшимся к нему пароходом дрейфовал в разреженном льду для перегрузки угля. 28 августа по окончании бункеровки, п/х "Нитс Абби" был выведен на чистую воду и отпущен в Новый Порт. "Ленин" же пошел в Югорский Шар, куда, прибыл на следующий день.
Дальнейшее движение пароходов уже не требовало помощи ледокола. За период с 29 августа до 10 сентября через Югорский Шар прошли на Енисей пароходы "Нельси Брук", "Навекс", "Рондо", "Грейвхоп", "Харри Волтон", "Пенолвер", "Пенденнис", "Дэвид Даусон" "Торстон" и вышли из Югорского Шара в Баренцово море шедшие из Енисея с экспортом леса "Поллукс", "Аннаворе", "Виллем Рене" и "Коткас" и из Оби п/х "Сингельтон Абби" и "Стессо". 10 сентября,, при подходе в туманную погоду к Югорскому Шару, выскочил на каменистый риф у мыса Белый о-ва Вайгач возвращавшийся из Енисея с экспортом леса п/х "Кинника". "Ленин" немедленно вышел к. нему на помощь и приступил к буксировке, но поднявшаяся зыбь и сильный ветер заставили "Ленина" прекратить работу и вернуться в Югорский Шар. Шторм, продолжавшийся до 14 сентября, не давал "Ленину" возможности работать у п/х "Кинника". За это время через Югорский Шар вышел в Баренцово море п/х "Искра" с пилолесом из Игарки. 14 сентября через Югорский Шар вышел в Игарку п/х "Ларго", а 16 сентября туда же проследовал п/х "Хорсли". В этот же день в Баренцово море прошел п/х "Сайрен". Предшествовавшим штормом "Кинника". еще плотнее была поставлена на грунт, и, так как дальнейшие попытки снять пароход с грунта были безуспешны, а снова ухудшившаяся погода создавала опасность пребывания на аварийном пароходе людей, то по просьбе капитана п/х "Кинника" команда парохода 17 сентября была.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5-6. -Л., 1935, с. 139-141 КЭ-1933г - 0003.jpg
— 141—
перевезена на ледокол. После этого "Ленин" пошел в Югорский Шар, попутно проведя в него подходившие пароходы "Мста" и "Сюлев". 17 сентября в Баренцово море прошел п/х "Рабочий". 21 утром через Югорский Шар в Баренцово море вышли п/х "Леди Бренда", шедший с экспортом из Енисея, и п/х "Белфри", шедший из Оби.
В связи с появлением в районе о-в Белый — о-в Диксона отдельных скоплений битого льда, встреченного на пути некоторыми из последних пароходов, "Ленин" 21 сентября вышел на ледовую разведку в этот район. 22 сентября, в широте 71°3. 0' N и долготе 63°39' Е, "Ленин" встретился с п/х "Маргам Абби" и п/х "Манордило", шедшими из Игарки. Обойдя о-в Белый, "Ленин** поднялся до 75-ой параллели и лег на Е.
24 сентября на пути стал попадаться редкий лед, но уже через два часа (в широте 75°02' N и долготе 75°42' Е) лед кончился. Далее "Ленин" повернул на о-в Диксона. Войдя опять в разреженный лед, ледокол на среднем ходу получил настолько сильный удар носовой частью, что носовая машина, вследствие удара винтом о лед, была выведена из строя.
Так как в это время непосредственной угрозы от льда на пути судов Карской операции не было, то "Ленин" передал обслуживание движения экспедиционных судов л/п "Седов", а сам 24 сентября пошел на восток для выполнения различных работ по обслуживанию экспедиционных судов в районе к востоку от о-ва Диксона. 13 октября "Ленин" вышел из бухты Диксона в Югорский Шар, под проводкой капитана Лукашевича. За этот период через Югорский Шар в Баренцово море вышли следующие пароходы: из Оби "Нитс Абби" и из Енисея "Бракондейл", "Нейлси Брук", "Рондо", "Девид Даусон", "Ларго", "Хорсли", "Харри Волтон", "Торстон” и "Пенолвер". Все эти пароходы встретили в Енисейском заливе и в Карском море между о-вом Диксона и о-вом Белый в различных частях своего пути молодой лед с отдельными кусками битого старого льда, не препятствовавший их продвижению под проводкой л/п "Седов".
К 12 октября в водах Югорского Шара оставался только один пароход "Пенденнис" из состава судов Карской операции, задержанный для заделки течи корпуса. Отремонтировав корпус и закончив подгрузку угля, "Пенденнис" совместно с "Лениным" вышел 28 октября в Баренцово море. 30 октября "Ленин" прибыл в Архангельск.
В результате Карской операции 1933 г. на 25 пароходах (из них 3 советских) вывезено из Игарки 31849 стандартов пиломатериалов и ввезено 5415 т продовольственных и промтоварных грузов из Мурманска, и на 5 пароходах вывезено из Нового Порта 4958 стандартов пиломатериалов и ввезено 2994 т импортного железа и машинного оборудования.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Карская операция 1933 года

Сообщение ББК-10 » 20 Август 2021 14:55

Правда Севера, 1933, № 141, 21 июня

 Правда Севера, 1933, № 141, 21 июня - КЭ-33 ЛУКАШЕВИЧ.jpg
ПЕРЕД КАРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИЕЙ

В Архангельск прибыл представитель Ленинградского филиала главного управления Северного морского пути, капитан Лукашевич, уже шесть лет работающий в составе карских экспедиций.
В беседе с нашим сотрудником тов. Лукашевич заявил:
12 — 13 июля из Ленинграда выходят три первых судна карской экспедиции. Они предполагают притти 28 июля к берегам Новой Земли, где к ним присоединятся два иностранных судна. Все пять судов во главе с ледоколом "Ленин" пойдут в Игарку.
Вслед за этими судами к устью Оби и Енисея направится еще до 25 судов карской экспедиции. На берега северной Сибири ими будет перевезено до 7 тыс. тонн продовольствия и др. грузов.
Из устьев же Оби и Енисея суда карской экспедиции вывезут лесные грузы.
Суда ленской экспедиции перевезут из Архангельска 7 тысяч тонн разных грузов в устье Лены и 1700 — 1800 тонн грузов для бухты Нордвик. Большую часть грузов составит научное оборудование, приборы для геологических обследований и бурения на нефть на острове Бегичева и в других районах Арктики.
С. М.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Карская операция 1933 года

Сообщение ББК-10 » 27 Сентябрь 2021 13:50

Правда Севера, 1933, № 153, 5 июля

 Правда Севера, 1933, № 153, 05 июля - КЭ-1933.jpg
♦ В КАРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ этого года принимает участие три судна Совторгфлота «Искра», «Сакко» и «Рабочий», возвращающиеся к 12 июля из заграничных рейсов. В двадцатых числах июля эта суда поведет в Игарку (на Енисее) ледокол «Ленин». На Уральском Севере начались изыскания в районах Северной Сосьвы и Березовки на уголь для снабжения карского каравана.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Карская операция 1933 года

Сообщение ББК-10 » 12 Ноябрь 2021 13:56

Правда Севера, 1933, № 252, 1 ноября

 Правда Севера, 1933, № 252, 01 ноября - ленин в Архангельске.jpg
ЛЕДОКОЛ "ЛЕНИН" В АРХАНГЕЛЬСКЕ

29 октября, в 18 часов вечера, успешно выполнив свою задачу по проводке судов Карской экспедиции, в Архангельск возвратился ледокол "Ленин".
Несмотря на тяжелые условия плавания, длившееся больше трех месяцев, состояние ледокола прекрасное. Экипаж здоров. (Севроста).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Карская операция 1933 года

Сообщение ББК-10 » 12 Ноябрь 2021 19:49

Правда Севера, 1933, № 253, 2 ноября

 Правда Севера, 1933, № 253, 02 ноября - КЭ ПЕЧУРО-1.jpg
ТРИДЦАТЬ СУДОВ ПРОВЕДЕНЫ ЧЕРЕЗ КАРСКИЕ ВОРОТА

Беседа с капитаном ледокола "Ленин" тов. ПЕЧУРО

—"Ленину", одному из многих ледоколов Севера, партией и правительством было поручено провести суда Карской экспедиции сквозь тяжелые льды к сибирским рекам Оби и Енисею.
Трехмесячный полярный рейс прошел с большими трудностями. Запоздалое наступление весны и ранний приход зимы крайне затрудняли успешное продвижение вперед. Режим в Карском море в нынешнем году, по сравнению с прошлым, резко отличался своей суровостью. Большие скопления льда, быстрые течения и безостановочные северные ветры мешали движению, несмотря на все судовые условия, плохо в исследованный путь Карских ворот, мы прибыли в Архангельск с решающей победой.
Пройдено около 7 тысяч миль, из них 2500 миль ледокол пробивался ведя за собою суда среди тяжелых льдов. Ледовый поход в 4 раза больше прошлогоднего. Особенно большие трудности возникли при проводке первых 3-4 караванов.
 Правда Севера, 1933, № 253, 02 ноября - КЭ ПЕЧУРО-2.jpg
Задача, порученная нам, выполнена, 30 судов проведены через Карские ворота. Еще с моря мы дали телеграмму тов. Сталину о своих победах. Кроме проводки судов начальник экспедиции на "Челюскине" профессор Шмидт поручил нам произвести смену зимовщиков с радиостанций западной части Северного Ледовитого океана. Эта задача так же выполнена.
Сменены и доставлены в Архангельск зимовщики. Заброшено техническое оборудование на радиостанции. На острове Белом в подарок к 16 годовщине Октября построена новая радиостанция. Эта станция имеет большое политическое и хозяйственное значение для улучшения связи морских районов.
В момент ледовое разведки мы получи печальную радиограмму от Пясинского речного каравана, продвигавшегося с грузом за границу. Тяжелый случай постиг команду и экспедицию этих судов. Караван был зажат в тиски тяжелых льдов, которые с каждым часом угрожали авариями и неизбежной зимовкой. Для того, чтобы вывести суда из бедственного положения, мы направились им на помощь. После больших усилий нам удалось спасти караван и на буксире, вместе с "Седовым" доставить к острову Диксон (СевРОСТА).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения