КАРСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1933 ГОДА {1}
Карская операция 1933 г. началась выходом 22 июля из Архангельска лидера Карской операции ледокола "Ленин". Командование операцией было возложено на начальника Морского управления Главсевморпути т.
Матвеева и начальника Морской проводки капитана
С. В. Николаева, 25 июля "Ленин" вошел в Маточкин Шар для прохода в Карское море с целью ледовой разведки. Располагая последним ледовым прогнозом Гидрологического института о более благоприятных, чем обычно, ледовых условиях в северной части Карского моря и о возможности затяжки начала навигации в югозападной его части, а также учитывая метеорологическую обстановку в этом море за вторую половину июля, командование Карской операцией считало путь из Маточкина Шара на о-в Белый, вероятно, более легким по ледовым условиям, чем путь из Югорского Шара. Воздушная разведка к тому времени еще произведена не была. 25 июля "Ленин" вошел в Карское море и лег на курс на о-в Белый и 31 июля подошел на видимость берега Ямала и повернул на север. В полдень 1 августа в широте 74°10' N и долготе 65°59' Е "Ленин" повернул на запад и 2 августа подошел к Маточкину Шару и лег в дрейф, в ожидании подхода пароходов "Поллукс" и "Аннаворе", вызванных им от мыса Лагерного, куда они прибыли еще 28 июля. Оба парохода были без груза. 2 августа "Ленин" с подошедшими к нему "Поллукс" и "Аннаворе" тронулся на восток. С большими затруднениями по ледовым условиям 4 августа "Ленин" с судами подошел к широте 74°30' N и долготе 65°25' Е, имея по всему горизонту тяжелый девятибалльный лед. В 22 ч. к каравану судов прилетел вызванный из Маточкина Шара самолет Н-2 и указал направление к ближайшей кромке чистой воды. 5 августа "Ленин" с пароходами вышел на чистую воду в счислимой широте 74°00' N и долготе 68°54' Е. Ввиду недостаточности оставшегося на "Ленине" запаса угля, здесь была произведена подгрузка его углем в количестве 194 тонн с обоих пароходов. После этого 6 августа пароходы были отпущены в Енисей самостоятельно под проводкой капитана А. В. Терентьева, "Ленин" же направился в Маточкин Шар.
7 августа "Ленин" встал на якорь в заливе Тюленьем, где стал ожидать п/х "Мета", на котором для ледокола шел уголь. Здесь находился уже п/х "Рабочий", а у мыса Лагерного стояли п/х "Искра", "Кинника" и "В. Рене". 8 августа к "Ленину" подошел п/х "Мета" и ошвартовался к борту, а 10 августа в залив Тюлений прибыли пароходы от мыса Лагерного. Закончив приемку угля, "Ленин" с пароходами 10 августа вышел в Карское море, и 1. 4 августа в широте 72°02' N и долготе 68°00' Е караван подошел к чистой воде, где четыре парохода были направлены самостоятельно на Енисей, пароход же "Мета" был
{1}
От редакции.
В "Бюллетене Арктического института" за 1934 г., №№ 5, 8-9 и 11—12, были помещены предварительные заметки о Карской и Ленской операциях, содержащие ориентировочные данные о количестве судов и переброшенных грузах, поэтому вполне естественно некоторое расхождение между вышеотмеченными предварительными заметками и помещаемым ныне отчетом начальника морской проводки Карской операции В. Г. Шибинского.
— 140 —
задержан для добункеровки "Ленина". Проводка этих пароходов происходила при значительно улучшившихся ледовых условиях, но при задержке движения выпадавшим туманом. 17 августа "Ленин" закончил бункеровку и отпустил п/х "Мста" на Енисей. После этого "Ленин" спустился к югу до широты 72° 39' N и затем лег на Маточкин Шар, куда и прибыл
19 утром, В тот же день "Ленин" вышел в Карское море с двумя пароходами, направлявшимися на Обь, и двумя пароходами, шедшими на Енисей.
20 августа, в широте 73°12' N и долготе 66°50' Е, два енисейских парохода были отпущены на чистой воде в самостоятельный путь, а "Ленин" вернулся за отставшими двумя обскими пароходами. Нашедший туман позволил только к вечеру 21 августа вывести обские пароходы на. чистую воду и отпустить их в самостоятельное плавание. В связи с получением с л/к "Русанов" сведений о благоприятных ледовых условиях на пути Югорский Шар — о-в Белый, с 19 августа все пароходы, шедшие в Карское море, были направлены на Югорский Шар, куда, после проводки через лед третьей группы судов, направился и "Ленин".
23 августа ледокол прибыл в бухту Варнека. Здесь находились енисейские пароходы "Манордило", "Маргам Абби", "Сюлев" и "Чаттон", а. вскоре сюда подошли еще обские пароходы "Белфри" и "Сайрен".
24 августа, по прибытии парохода "Бракондейл", "Ленин" с восемью судами вышел в Карское море. 26 августа, в счислимой широте 73°24' N. и долготе 67°20' Е, пароходы были отпущены в самостоятельный путь. Весь путь был пройден почти чистой водой, придерживаясь п-ова Ямал. После отпуска пароходов "Ленин", пройдя на запад, вошел в лед и лег в дрейф в ожидании подхода к нему из Югорского Шара п/х "Нитс Абби", на котором должен был быть доставлен уголь для ледокола. 27 августа "Ленин" с подошедшим и ошвартовавшимся к нему пароходом дрейфовал в разреженном льду для перегрузки угля. 28 августа по окончании бункеровки, п/х "Нитс Абби" был выведен на чистую воду и отпущен в Новый Порт. "Ленин" же пошел в Югорский Шар, куда, прибыл на следующий день.
Дальнейшее движение пароходов уже не требовало помощи ледокола. За период с 29 августа до 10 сентября через Югорский Шар прошли на Енисей пароходы "Нельси Брук", "Навекс", "Рондо", "Грейвхоп", "Харри Волтон", "Пенолвер", "Пенденнис", "Дэвид Даусон" "Торстон" и вышли из Югорского Шара в Баренцово море шедшие из Енисея с экспортом леса "Поллукс", "Аннаворе", "Виллем Рене" и "Коткас" и из Оби п/х "Сингельтон Абби" и "Стессо". 10 сентября,, при подходе в туманную погоду к Югорскому Шару, выскочил на каменистый риф у мыса Белый о-ва Вайгач возвращавшийся из Енисея с экспортом леса п/х "Кинника". "Ленин" немедленно вышел к. нему на помощь и приступил к буксировке, но поднявшаяся зыбь и сильный ветер заставили "Ленина" прекратить работу и вернуться в Югорский Шар. Шторм, продолжавшийся до 14 сентября, не давал "Ленину" возможности работать у п/х "Кинника". За это время через Югорский Шар вышел в Баренцово море п/х "Искра" с пилолесом из Игарки. 14 сентября через Югорский Шар вышел в Игарку п/х "Ларго", а 16 сентября туда же проследовал п/х "Хорсли". В этот же день в Баренцово море прошел п/х "Сайрен". Предшествовавшим штормом "Кинника". еще плотнее была поставлена на грунт, и, так как дальнейшие попытки снять пароход с грунта были безуспешны, а снова ухудшившаяся погода создавала опасность пребывания на аварийном пароходе людей, то по просьбе капитана п/х "Кинника" команда парохода 17 сентября была.
— 141—
перевезена на ледокол. После этого "Ленин" пошел в Югорский Шар, попутно проведя в него подходившие пароходы "Мста" и "Сюлев". 17 сентября в Баренцово море прошел п/х "Рабочий". 21 утром через Югорский Шар в Баренцово море вышли п/х "Леди Бренда", шедший с экспортом из Енисея, и п/х "Белфри", шедший из Оби.
В связи с появлением в районе о-в Белый — о-в Диксона отдельных скоплений битого льда, встреченного на пути некоторыми из последних пароходов, "Ленин" 21 сентября вышел на ледовую разведку в этот район. 22 сентября, в широте 71°3. 0' N и долготе 63°39' Е, "Ленин" встретился с п/х "Маргам Абби" и п/х "Манордило", шедшими из Игарки. Обойдя о-в Белый, "Ленин** поднялся до 75-ой параллели и лег на Е.
24 сентября на пути стал попадаться редкий лед, но уже через два часа (в широте 75°02' N и долготе 75°42' Е) лед кончился. Далее "Ленин" повернул на о-в Диксона. Войдя опять в разреженный лед, ледокол на среднем ходу получил настолько сильный удар носовой частью, что носовая машина, вследствие удара винтом о лед, была выведена из строя.
Так как в это время непосредственной угрозы от льда на пути судов Карской операции не было, то "Ленин" передал обслуживание движения экспедиционных судов л/п "Седов", а сам 24 сентября пошел на восток для выполнения различных работ по обслуживанию экспедиционных судов в районе к востоку от о-ва Диксона. 13 октября "Ленин" вышел из бухты Диксона в Югорский Шар, под проводкой капитана Лукашевича. За этот период через Югорский Шар в Баренцово море вышли следующие пароходы: из Оби "Нитс Абби" и из Енисея "Бракондейл", "Нейлси Брук", "Рондо", "Девид Даусон", "Ларго", "Хорсли", "Харри Волтон", "Торстон” и "Пенолвер". Все эти пароходы встретили в Енисейском заливе и в Карском море между о-вом Диксона и о-вом Белый в различных частях своего пути молодой лед с отдельными кусками битого старого льда, не препятствовавший их продвижению под проводкой л/п "Седов".
К 12 октября в водах Югорского Шара оставался только один пароход "Пенденнис" из состава судов Карской операции, задержанный для заделки течи корпуса. Отремонтировав корпус и закончив подгрузку угля, "Пенденнис" совместно с "Лениным" вышел 28 октября в Баренцово море. 30 октября "Ленин" прибыл в Архангельск.
В результате Карской операции 1933 г. на 25 пароходах (из них 3 советских) вывезено из Игарки 31849 стандартов пиломатериалов и ввезено 5415 т продовольственных и промтоварных грузов из Мурманска, и на 5 пароходах вывезено из Нового Порта 4958 стандартов пиломатериалов и ввезено 2994 т импортного железа и машинного оборудования.