БЕРИНГОВСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИДРОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА 1933 ГОДА
В целях продолжения работ 1932 г. {1} в северной части Берингова моря, в Беринговом проливе и Чукотском море, в 1933 г. ГГИ, совместно с Тихоокеанским институтом рыбного хозяйства, вновь была организо-
{1} Г, Е. Ратманов. Работы Беринговской партии ГОЭ ГГИ на р. т. „Дальневосточник“ в 1932 г. — Бюлл. Аркт. инст., Лг., 1933, № 1—2, стр, 8—9.
— 117 —
вана комплексная экспедиция. Для этой экспедиции Траловым трестом во Владивостоке был выделен рыболовный траулер „Красноармеец".
В состав экспедиции вошли следующие лица: от ГГИ — начальник экспедиции, гидролог Г. Е. Ратманов, помощник начальника, штурман дальнего плавания Н. Н. Дружинин, производитель работ, штурман А. А. Погодин, гидрометеоролог В. М. Янковский, гидрохимики С. А. Каменецкий и Г. А. Вейс, гидробиологи Н. Н. Кондаков и В. В. Макаров и заведующий хозяйством, техник И. Л. Штейн; от Тихоокеанского института рыбного хозяйства — ихтиолог Панин. Капитаном судна был назначен Ф. П. Рыффа. В план работ входило всестороннее изучение Анадырского залива, Берингова пролива и Чукотского моря.
Экспедиция 4 июля» покинула Владивосток и 14 июля прибыла в Петропавловск на Камчатке, откуда, после приемки угля 19 июля вышла дальше. 24 июля около мыса Наварина приступили к исследованию Анадырского залива и пространства к востоку от него до о-вов Матвея и Лаврентия. Эти работы закончились 2 августа.
5 августа, приняв уголь и воду в бухте Провидения, экспедиция вышла в Берингов пролив и Чукотское море. Работы в проливе были закончены 9 августа. В Чукотское море вошли 11 августа и направились с работами к мысу Сердце-Камень. Первые льды были встречены 13 августа в расстоянии 50 миль к NNE от мыса Ванкарем.
Следуя с работами по границе льдов, при генеральном курсе N и NNE, 14 августа достигли северной точки своего пути, лежавшей в 18 милях к NE от о-ва Геральда, когда справа по курсу была встречена NE кромка льдов Чукотского моря. При обследовании кромки обнаружилось большое скопление льдов в районе банки Геральда. От банки Геральда прошли с разрезом к мысу Лисбурн, далее к мысу Сердце-Камень и обратно в Берингов пролив и бухту Провидения (22 августа). После приемки угля и непродолжительных работ в районе Анадырского залива, 30 августа прибыли в бухту Глубокую, для чистки котла.
Далее, произведя по пути разрезы у мыса Олюторского, у Командорских о-вов и у Петропавловска, прибыли 14 сентября в г. Петропавловск, а 27 сентября — во Владивосток.
Всего за время плавания (84 дня) пройдено 8222 мили. Взято 106 гидрологических станций, из них 2 суточных. Определены 1998 температур и 1304 солености. Произведено 121 непосредственное определение течений. Взято 130 проб дночерпателем, произведено 58 драгировок и тралений и выполнен ряд других работ.
В результате удалось определить границы (вертикальные и горизонтальные) Анадырского холодного пятна, расположенного на пространстве от устья Анадырского залива до о-вов Матвея и Лаврентия. Отрицательные температуры достигают здесь —1.70° и начинаются с глубины 15—20 м.
— 118 —
В Беринговом проливе были произведены дополнительные работы на основе материалов 1932 г. Схема течений, составленная по данным 1932 г., подтвердилась в 1933 г., только в районе мыса Дежнева удалось непосредственно уловить течение, идущее вдоль Чукотского побережья и далее к S. Южнее мыса Дежнева, в нескольких милях от него, это течение поворачивает на NE и N, сливаясь с общим мощным потоком пролива, направленным на север. Максимальной силы этот поток, как и в 1932 г., достигал около мыса Принца Уэльского, но скорости в 1933 г. наблюдались значительно большие — до 3 узлов (1932 г. до 1 1/2 узлов).
Характер изотерм был такой же, как в 1932 г., т. е. наиболее высокие температуры наблюдались в восточной части пролива, наиболее низкие — по середине, около о-ва Диомида, и несколько повышенные — в районе мыса Дежнева. Абсолютные значения температур в 1933 г. были заметно выше, чем в 1932 г.
Таким образом, теплый поток в 1933 г. был более мощным, как по напряженности, так и по температурам. В силу этого летом 1933 г. в Чукотское море проникло больше теплой воды, чем в 1932 г., а уже как следствие этого, а также и господствовавших ветров S половины, граница льдов Чукотского моря была сильно отодвинута на N и NW. Если в 1932 г. экспедицией ГГИ на „Дальневосточнике" в начале августа льды были встречены около мыса Дежнева, то в 1933 г., также в начале августа, первые льды, как указано выше, были встречены „Красноармейцем" за мысом Сердце-Камень; с самой северной точки, достигнутой экспедицией (в 18 милях к NE от о-ва Геральда) была видна с клотика мачты чистая вода по направлению на NW до самого горизонта (миль на 15). В районе полыньи за банкой Геральда наблюдалась весьма высокая температура (до 5—6° на глубине 15—20 м.) По мнению участников экспедиции, путь к о-ву Врангеля с востока в 1933 г. следует считать благоприятным.
В SW части Чукотского моря подтверждено круговое течение, обнаруженное в результате работ „Литке" 1929 г. {1} и образующееся в результате двух идущих друг другу навстречу потоков: одного из Берингова пролива на север и второго вдоль Чукотских берегов — с запада на восток. Это круговое течение, с центром, находящимся приблизительно на пересечении меридиана мыса Сердце-Камень с параллелью мыса Хоп, несомненно в значительной мере влияет на распределение льдов в Чукотском море. Центр кругового течения, повидимому, перемещается в зависимости от мощности напора того или иного течения. На пространстве между мысом Дежнева и мысом Сердце-Камень наблюдаются более сложные завихрения и круговороты.
{1} Г. Е. Ратманов. К гидрологии Восточно-Сибирского моря. — Исследования морей СССР, № 13.
Г. РАТМАНОВ