1935-1936: Лыжно-пеший переход Москва— Комсомольск-на-Амуре

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1935-1936: Лыжно-пеший переход Москва— Комсомольск-на-Амуре

Сообщение ББК-10 » 28 Март 2017 13:28

Дальние лыжные переходы и пробеги

1935/1936 г.
Лыжно-пеший переход Москва (Орехово-Зуево) — Комсомольск-на-Амуре — 9420 км, из них последние 3650 км от Байкала пешком.
5 комсомольцев-физкультурников завода «Карболит» Орехово-Зуева — Власов Константин (нач. к-ды), Аборкин Василий (политрук), Астафьев Михаил, Моисеев Владимир, Сидоров Виктор.
Старт 31 декабря 1935 г. из Орехово и 1 января из Москвы, финиш 10 июня 1936 г. 162 дня, из них 126 ходовых, Среднесуточная скорость 74,7 км.
Постановлением Президиума ЦИК СССР все 5 участников этого перехода награждены орденами «Знак Почета».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935-1936: Лыжно-пеший переход Москва— Комсомольск-на-Амуре

Сообщение ББК-10 » 28 Март 2017 13:53

Огонёк, 1956, № 3 (1492), 15 января.

 Огонёк 1956 № 03(1492) (Jan 15, 1956) переход Москва-Комсомольск.jpg
ПОХОД ПЯТЕРЫХ КОМСОМОЛЬЦЕВ

Снимок 1936 года. Слева направо: впереди — К. Власов, секретарь комсомольского комитета завода «Карболит» В. Шелекасов, М. Астафьев; сзади — В. Сидоров, В Моисеев, В. Аборкин.
Январь 1956 года. Участники перехода в редакции «Огонька». Слева направо: В. Аборкин, К. Власов, М. Астафьев, В. Сидоров.
Фото О. Кнорринга.


Пятеро молодых рабочих завода «Карболит» из города Орехово-Зуева, Московской области, отправились в лыжно-пеший переход от Москвы до Комсомольска-на-Амуре. Было это 20 лет назад, в январе 1936 года.
Задумали переход заводские комсомольцы. 45 заявлений поступило в комитет комсомола. Отобрали пятерых. То были: помполит школы ФЗУ Константин Власов, слесарь Василий Аборкин, техник-конструктор Виктор Сидоров, химик-лаборант Владимир Моисеев, рабочий Михаил Астафьев.
Нас называли отважной пятерной, что очень льстило нам, но и волновались мы порядком. Среди нас не было выдающихся спортсменов, все мы занимались физкультурой как любители, особой закалкой не отличались. Но это возмещалось главным: страстным желанием взглянуть на город, возведенный нашими братьями-комсомольцами, а попутно — на нашу страну, по которой мы должны были прошагать свыше 9 тысяч километров.
Мы шли через Казань, Свердловск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Читу, Хабаровск и наконец прибыли в Комсомольск в день, когда отмечалась 4-я годовщина существования этого города. Как значится в официальном акте, лыжно-пеший переход протяжением в 9 420 километров был совершен нами в 126 ходовых дней. На лыжах было пройдено 5 200 километров, пешком — 4 220 километров.
Для нас, жителей Подмосковья, в пути все было ново. Повсюду — и в больших городах, и на глухих полустанках, и в будках путевых сторожей, и в избушках звероловов — нас встречали по-дружески, звали к себе заночевать, угощали. Мы виделись с людьми самых разных национальностей: татарами, чувашами, удмуртами, нанайцами, хакасами — и со всеми быстро находили общий язык.
На пути к Сарапулу нас застала пурга. Сначала вздымались невысокие столбы снега и белой пылью оседали на белый покрое земли. Затем налетел воздушный шквал. Надвинулась такая темнота, точно совсем погас дневной свет. Временами мы как бы попадали в водоворот, нас оглушал вой метели. Мы становились боком к ветру, но и это не помогало, нас валило с ног. Руки и ноги сводило от стужи. Лишь поздно ночью в 45-градусный мороз мы добрались в Сарапул.
Чтобы попасть в Красноуфимск, мы должны были двигаться по 6-километровому туннелю либо перевалить через высокую сопку. Переход по узкому туннелю занял бы не меньше часа, а за это время мы неизбежно встретились бы с поездом — дело опасное. Пришлось взбираться на сопку. Чтобы не свалиться в глубокие распадки, мы поминутно цеплялись за ветви ельника.
С вершины сопки мы рванулись вниз и понеслись с головокружительной быстротой. Не теряя темпа, мы приблизились к полотну железной дороги в тот миг, когда из туннеля на всех парах выскочил поезд. Короткий промежуток времени мы мчались рядом с поездом, и вот-вот могли оказаться под колесами. Перед самым шлагбаумом Миша Астафьев свернул в канаву, врезавшись в снег. За ним последовали и остальные. Нам удалось отделаться легкими ушибами.
В апреле мы подошли к реке Куенге. С треском ломались, наскакивая одна на другую, льдины. Переправить нас на лодке никто не брался. Решили перейти вброд. Буйным натиском течения все время относило в сторону. Ноздреватые льдины обступали нас, их приходилось отталкивать. Холод резал тело, точно бритвой, захватывало дыхание. Двадцать лет прошло, а переправы этой до сих пор забыть не могу!
И вот, усталые, но счастливые, мы разорвали ленту финиша на одной из площадей Комсомольска. Горячие слова приветствий, пожатия рук, телеграммы, телеграммы, телеграммы... Одну из телеграмм нам зачитали в торжественной обстановке: товарищ Н. С. Хрущев поздравлял нас «с благополучным окончанием труднейшего пеше-лыжного перехода Орехово — Москва — Комсомольск-на-Амуре» и назвал этот переход «образцом мужества и бесстрашия нашей прекрасной молодежи».
«Приветствуем мужественных и отважных. Ждем в Москву», — телеграфировал Центральный Комитет ВЛКСМ.
Приятно было получить поздравление от товарищей с завода «Карболит». Они писали: «Ваша настойчивость и героизм в преодолении трудностей будут служить для нас примером в борьбе за быстрые темпы и высокое качество работ».
...Мы вернулись в Москву. Нас принимали руководители партии и правительства. Товарищ Шверник спросил Михаила Астафьева: «Кем бы ты хотел быть?» «Шофером»,— сразу ответил Астафьев. И ему была предоставлена возможность получить эту специальность. В ответ на такой же вопрос товарища Орджоникидзе я сказал, что хотел бы учиться в Промакадемии. Тогда же я был принят в Академию и в дальнейшем ее окончил.
10 ноября 1936 года М. И. Калинин в Кремле вручил пятерым участникам перехода ордена Знак Почета «за установление мирового и всесоюзного рекорда по дальности и скорости перехода».
Все участники перехода и теперь не порывают связи друг с другом. Михаил Астафьев и Василий Аборкин поныне работают на заводе «Карболит», Астафьев воевал на фронте, а теперь стоит у строгального станка; Аборкин, демобилизовавшись после войны, стал начальником цеха. Виктор Сидоров тоже был на фронте и вернулся из армии полковником. Работая на одном московском заводе, он одновременно учится в энергетическом институте. С Владимиром Моисеевым встречаться приходится редко: он живет и работает на заводе во Владимире.
Остается сказать о себе, командоре перехода. Сейчас я. старший инженер Технического управления Министерства морского флота.
Не выветрились из нашей памяти чудесные дни перехода. Все мы уже в возрасте, но не остыл еще комсомольский задор и попрежнему не боимся трудностей, а если случится какая-нибудь неприятность, утешаем себя: пурге не сдались, в реке не потонули, нам ли чего бояться?!
И два слова к нынешним комсомольцам. Не найдутся ли и теперь молодые, инициативные люди, которые отправятся в поход, быть может, по другому, но такому же сложному маршруту? Ведь мы не только закалились в пути, мы узнали и еще больше полюбили свою страну. А за двадцать минувших лет страна стала еще интереснее, богаче, могущественней!
К. ВЛАСОВ, командор лыжно-пешего перехода.
 Огонёк 1956 № 03(1492) (Jan 15, 1956) ф1.jpg
 Огонёк 1956 № 03(1492) (Jan 15, 1956) ф2.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935-1936: Лыжно-пеший переход Москва— Комсомольск-на-Амуре

Сообщение ББК-10 » 03 Апрель 2017 09:37

Из истории лыжно-пешего перехода Москва-Комсомольск-на-Амуре 1936 года

© Левкоева М.М.

В январе 2016 исполняется 80 лет сверхдальнему лыжно-пешему переходу Москва – Комсомольск-на-Амуре. Об энтузиазме молодёжи 30-х годов ходили легенды. Молодёжь успевала всё – и работать, и учиться, и овладевать военными профессиями. Занятые мирным трудом, советские люди понимали, что войны не избежать. Знали, что помимо оружия для победы потребуется мужество, стойкость, воля, умение преодолевать трудности. А переход карболитовцев как раз решал все эти задачи.
Многие желали участвовать в этом событии. При отборе в первую очередь учитывались воля и характер, спортивная подготовка, умение ходить на лыжах. Из 140 кандидатов выбрали пятерых: помполита школы ФЗУ Константина Власова, слесаря Василия Аборкина, техника-конструктора Виктора Сидорова, химика-лаборанта Владимира Моисеева и рабочего Михаила Астафьева. Командиром назначили 29-летнего коммуниста К. Власова, политруком – 26-летнего В. Аборкина.
Все пятеро имели значки ГТО, были опытными лыжниками. Командир перехода не раз участвовал в традиционных лыжных пробегах Орехово-Зуево – Москва. Теперь отважной пятёрке предстояло преодолеть расстояние в 9 тысяч километров. Маршрут перехода проходил через Казань, Свердловск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Улан-Удэ, Читу, Благовещенск. Время перехода – 132 ходовых дня, 6 месяцев с учётом отдыха.
1 января 1936 года радиостанция им. Коминтерна сообщила о старте сверхдальнего перехода. На день старта выдалась на редкость тёплая для января погода – оттепель с дождём. С напутствием к ребятам обратились прославленные стахановки-текстильщицы Мария и Евдокия Виноградовы. И от стадиона Юных пионеров в Москве, в колонне физкультурников, под дождём и с лыжами на плечах, двинулись они в путь. От Таганской заставы пошли впятером.
Из дневника командира К.М. Власова: «Не успели отойти от Красноуфимска и тридцати километров, как началась пурга. Сильный мороз. Плотным слоем ваты закрываем лица и тщательно обёртываем ею ещё руки и ноги – иначе не выдержать острой стужи.
Буран разыгрался. Всё чаще и чаще приходится делать остановки. Ветер налетает с такой силой, что мы валимся в снег. Встаём на ноги, сгибаемся в дугу и, шатаясь под ударами ветра, идём вперёд.
От мороза захватывает дыхание. Ощущение такое, словно всё тело покрывается коркой, руки деревенеют. Трое суток сопровождает нас буря.
…На одном из участков маршрута надо было обойти пятикилометровый туннель. С трудом поднимаемся на высокую сопку. Отсюда дорога ведёт по небольшому ущелью прямо к железнодорожному полотну. С головокружительной быстротой мчимся вниз. Приближаемся к железной дороге. И почти в тот же миг, блестя огненными фарами, из туннеля вылетает поезд. Некоторое время несёмся рядом с ним. Пассажиры видели нас из окон вагонов и, вероятно, удивлялись этой бешеной гонке. Неожиданно наша лыжня сворачивает к переезду через железнодорожное полотно. Путь преграждает шлагбаум. Миша Астафьев в последний момент бросается в сторону и… летит в канаву. Вслед за ним падаем и мы. Ещё момент – и все очутились бы под колёсами поезда».
Преодолевая зной и стужу, болота и пески, метели и ливни, усталость и препятствия, отважная пятёрка продвигались на восток. И они не были одиноки. Вся страна следила за переходом ребят. О
них писали газеты, сообщало радио. В сквере у Большого театра была установлена карта, на которой красными флажками отмечался путь комсомольцев «Карболита».
Их тепло встречали на всём протяжении пути – в городах, в деревнях, в воинских частях, в избушках звероловов…
На 108-м километре Байкальской петли распростились с лыжами. Зима закончилась. Снег таял, и теперь предстоял пеший путь. За 59 ходовых дней прошли 5200 километров. За это время сменили 30 пар лыж, 15 пар ботинок, 5 лыжных костюмов и 5 рюкзаков. Оставалось пройти 4220 километров.
Из дневника командира К.М. Власова: «…29 марта. Идти дальше нет возможности – ступни ног покрыты мозолями. Переход от лыжной ходьбы на пешую вызвал у нас и отёк рук. В течение трёх-четырёх дней мы не могли сжать пальцы в кулак, трудно было держать ложку во время еды.
… Конец апреля. Идём кратчайшим путём на станцию Укурей Забайкальской дороги. Спускаемся к реке Куенге. Она быстро несёт свои вешние воды. С треском ломаются наскакивающие друг на друга у порогов льдины.
Лодки для переправы нет. Первым вызывается Миша Астафьев. Он вытаскивает из груды хвороста толстую суковатую палку и, не раздеваясь, входит в реку. Вода с угрожающим шумом беснуется вокруг. Быстро проплывают ноздреватые льдины. Миша отталкивает их палкой. Наконец он выходит на берег. Приступаем и мы к переправе. Поминутно отталкивая от себя наплывающие льдины, наискось переходим речку. От холода челюсти выбивают барабанную дробь. Мокрая одежда липнет к телу. Пускаемся бежать наперегонки, чтобы согреться».
10 апреля 1936 года в Москву была отправлена телеграмма: «Горячо приветствуем открытие 10-го съезда Ленинского комсомола. Пролетарская столица проводила нас в далёкий и трудный путь, но все трудности только воодушевляют нас и дают силы к преодолению дальнейших препятствий».
11 июня 1936 года на Бригадной улице Комсомольска-на-Амуре, около кинотеатра «Ударник», состоялся финиш отважной пятёрки. За 126 ходовых они прошли 9420 километров. В один из дней прошли на лыжах 132 километра, а в день открытия X съезда ВЛКСМ пешком преодолели 88 километров. Однажды пришлось не останавливаясь, идти 28 часов – над Барабинской степью бушевала пурга.
Во время перехода никто не заболел и не отстал от товарищей. Из-за мелких травм потеряли всего два дня. Сказались закалка, тренированность и сила воли команды.
3 июля участники перехода прибыли в Москву. А вечером 4 июля их принял Секретарь МК и МГК ВКП (б) Н.С. Хрущёв. В беседе они рассказали о своём переходе.
21 августа 1936 года в газете «Красный спорт» было опубликовано Постановление ЦИК СССР о награждении орденами «Знак Почёта» пяти отважных комсомольцев, «установивших новый мировой и всесоюзный рекорды по дальности и скорости перехода».
На приёме в Кремле Г. К. Орджоникидзе поинтересовался планами ребят на будущее. Планы были разными. И судьбы тоже сложились по-разному. Но есть в судьбах всех пятерых общая черта – никто из них не сошёл с той главной «лыжни», по которой шло их беспокойное поколение – комсомольцы 30-х годов. А эстафета мужества продолжалась долгие годы после легендарного перехода.
 p1.jpg
 p2.jpg
Командир перехода К. М. Власов неоднократно посещал городской, в то время – историко-революционный музей. В 80-е годы прошлого столетия в музее проходили такие мероприятия, как: «Урок мужества», «Приём в пионеры», «Торжественное вручение паспорта», «Заседание клуба профориентации» и др. Константин Михайлович встречался с молодёжью Орехово-Зуева, рассказывал ребятам о своей юности, отвечал на многочисленные вопросы молодых людей.
Один из приездов состоялся в начале сентября 1986 года. В то время в музее младшим научным сотрудником работал В. С. Лизунов. После посещения музея, они взяли такси и поехали на родину Константина Михайловича – в фабричный посёлок Городищи.
А 13 декабря 1986 года уже два брата Власовых посетили наш музей и приняли участие в «Уроке мужества». Родной брат Константина Михайловича – Алексей Михайлович – участник Великой Отечественной войны, Кавалер орденов Славы 3-х степеней. Многое поведали братья молодёжи Орехово-Зуева о своей легендарной юности.
27 апреля 1986 года в городском музее состоялась встреча ветеранов спорта и покорителей Северного полюса из группы Дмитрия Шпаро с молодыми спортсменами Орехово-Зуева.
В фондах Орехово-Зуевского историко-краеведческого музея хранится комплекс материалов по истории лыжно-пешего перехода Москва-Комсомольск-на-Амуре 1936 года.

В статье использованы материалы книги А. Д. Коновалова «Карболит. Время и люди». Издательство «Московский рабочий» 1992 г., материалы Орехово-Зуевского историко-краеведческого музея.

Декабрь 2015 г.
Левкоева М.М., мл. научн. сотрудник Орехово-Зуевского историко-краеведческого музея


На фото: У входа в музей. Слева направо: К. М. Власов, М. М. Левкоева, В. С. Лизунов, А. М. Власов.
В одном из залов музея. 3-й слева – А. Федяков, в центре – А. Тенякшев, 5-й справа – К. М. Власов.


http://www.bogorodsk-noginsk.ru
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935-1936: Лыжно-пеший переход Москва— Комсомольск-на-Амуре

Сообщение ББК-10 » 02 Февраль 2020 14:16

Бурят-Монгольская правда, №81, 1936, среда 8 апреля.

 Бурят-Монгольская правда, №81, 1936.jpg
ПЕШЕ-ЛЫЖНЫЙ ПЕРЕХОД МОСКВА - КОМСОМОЛЬСК на-АМУРЕ
БЕСЕДА С КОМАНДОРОМ ПЕРЕХОДА ТОВ. ВЛАСОВЫМ


Пять комсомольцев-стахановцев Орехово-3уевского завода «Карболит», совершающих пеше-лыжный переход Москва—Комсомольск на-Амуре финишировала в Улан-Удэ.
О своем переходе командор тов. Власов рассказывает:
— Наш маршрут — Москва— Комсомольск на-Амуре, задуман в осуществление слов секретаря Центрального Комитета ВЛКСМ тов. Косарева о том, что «самая сильная страна в мире — строящегося социализма, самые сальные люди должны быть в этой стране». И вот мы решили подтвердить слова тов. Косарева на деле. Девятитысячекилометровый переход должен быть показать отвагу рядовых комсомольских физкультурников.
Вторая причина, почему мы избрала место финиша именно город Комсомольск, заключается в том, что этот город, являющийся неприступной крепостью на Дальнем Востоке, выстроенный руками комсомольцев, является гордостью всего комсомола.
Наш переход посвящен 10 всесоюзному съезду ленинского комсомола. Наша команда состоит из комсомольцов-физкультурников, рабочих стахановцев. Эти товарищи — слесарь Аборкин Виктор — политрук команды, техник-конструктор Сидоров Виктор, химик-лаборант Моисеев Владимир, чернорабочий Астафьев Михаил и пятый я, командор перехода, — парторг и помполит школы ФЗУ завода.
Мы стартовали в Москве первого января со стадиона юных пионеров. Нас провожали представители комсомольских организаций столицы, Высшего совета физкультуры и знатные люда страны ткачихи-орденоносцы — Виноградовы Маруся и Дуся.
Мы прошли за 70 ходовых дней 5700 километров. Идем с все возрастающей скоростью. От Москвы по Казани шли со скоростью 55 километров в день, от Казани до Свердловска 90 километров и от Свердловска до Иркутска 100—105 километров в день. Наш самый большой дневной переход — 130 километров.
До станция Байкал мы шли на лыжах, дальше вынуждены были перейти на пеший марш.
Много в пути встречалось трудностей. Шли в пургу, буран через Барабинские степи, Уральские горы, тайгу и сопки. Часто в лицо нам дул сильный ветер, сила которого доходила до 18 метров в секунду при 50-градусном морозе. Все это осталось позади. Комсомольская отвага и высокая дисциплинированность преодолевают все. К переходу мы готовились долго, тренировались на лыжах.
Мы прошли многонациональную страну, в пути нас встречали русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, уральское казаки. Всюду мы встречали теплый, радушный прием, чувствовали, что мы все члены единой великой семьи, живем одной целыо - множить победы своей славной родины. Мы посетили много заводов — Уралмаш, алюминиевый завод, десятки колхозов, совхозов. Всюду видели счастливую зажиточную жизнь — живое свидетельство слов великого Сталина — «жить стало лучше, жить стало веселее».
В Улан-Удэ мы финишировали раньше срока на 8 ходовых дней. Мы прошли здесь врачебный осмотр и по заключению врачей участники все здоровы, самочувствие наше прекрасное, мы прибавились в весе на 2—4 килограмма.
Правительство Бурят-Монголии для нас устроило специальный прием. На этом приеме мы встретились с девушками-бурятками, готовящимися к переходу Улан-Удэ — Москва. Поделились с ними своими опытами и советами.
Впереди путь еще велик. Остается 3300 километров. Идем пешим маршем. Трудности еще большие. Но мы готовы преодолеть их.
Расставаясь с трудящимися Бурят-Монголии мы передаем пламенный комсомольский привет комсомолу и молодежи Бурят-Монгольской республики.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935-1936: Лыжно-пеший переход Москва— Комсомольск-на-Амуре

Сообщение ББК-10 » 04 Май 2020 20:57

Правда, 1936, №2

 pravda-1936-2 Москва-Тюмень лыжи.jpg
НА ЛЫЖАХ В ТЮМЕНЬ И КОМСОМОЛЬСК

Московские физкультурники вчера днем, провожали в путь участников двух больших лыжных переходов.
В двенадцатом часу 10 работниц Электрозавода покинули стадион спортивного общества союза электриков и начали лыжный переход Москва — Тюмень. Этот путь протяжением в 2.097 километров, уже был пройден в 1935 году (только в обратном направлении) женами командиров Красной Армии.
Работницы Электрозавода (их возраст 19 — 25 лет) намерены совершить переход в рекордный срок — в 34 ходовых дня. Все участницы похода тренировались в продолжении 8 месяцев, прошли 1.200 километров пешком и около 600 километров на лыжах.
Через 3 часа после того как лыжницы ушли за пределы столицы, 2.500 зрителей, заполнивших трибуны стадиона Юных пионеров, проводили 5 комсомольцев Орехово-Зуевского завода «Карболит» в другой лыжный пробег. Они отправились в Комсомольск-на-Амуре через Свердловск, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск. Протяжение маршрута - около 9 тыс километров.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения