1920: Карская экспедиция

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1920: Карская экспедиция

Сообщение Сергей Шулинин » 11 Июль 2008 15:58

Эта экспедиция не состоялась. Но о ней стоит поговорить. Тем более, что к её проведению готовились.

М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути. Том III. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1959 г. стр. 69-72.

Приступая к решению задач мирного строительства, ЦК РКП (б) и СНК признали первоочередной – продовольственную проблему. «На этой задаче, – указывал В. И. Ленин на февральской сессии ВЦИК VII созыва, – нам надо сосредоточить все свои силы... Ее надо решить военными средствами, с полной беспощадностью, с полным подавлением всех остальных интересов»1.

IX съезд РКП (б) также призвал все партийные и советские организации к решению этой задачи, обязав их добиваться всемерного «улучшения состояния транспорта, подвоз и образование необходимейших запасов хлеба, топлива и сырья»2.

Продовольственное положение страны было крайне тяжелым. В стране ощущался острый недостаток хлеба. Обследовав в марте – апреле 1919 г. питание городского населения по 112 городам и селениям городского типа, ЦСУ установило, что на одного рабочего в день приходилось в среднем около полуфунта печеного хлеба3. Особенно катастрофическим было положение на Европейском севере.

Почти двухлетнее хозяйничанье интервентов и белогвардейцев привело к полному истощению продовольственных запасов. 13 июня 1920 г. архангельские власти прислали в Наркомпрод отчаянную телеграмму: «Всякая задержка (с подвозом хлеба – М. Б.),–писали они,– обрекает промыслы на бездействие, населению грозит неввоз хлеба Печору Мезень смертью»4. 25 июня из Архангельска на имя Наркомпрода поступила новая телеграмма: «Положение губернии: пять уездов абсолютно голодают, свои запасы все исчерпаны, имеющиеся продукты приходится делить между Беломортраном, Военпортом, Военведом, также не имеющими фондов на снабжение на июнь месяц»5.

Железная дорога Москва–Архангельск тогда почти не работала. Каких-либо других средств связи с Севером не было. Единственно возможным решением была срочная доставка продовольствия из Сибири морским путем. Инициатива посылки судов в Сибирь исходила от В. И. Ленина, который дал указание Народному Комиссару Л. Б. Красину созвать в Москве совещание по вопросу вывоза сибирского хлеба голодающему Поморью. По свидетельству Г. И. Харькова, тогда начальника Транспортного отдела НКТ и П, это совещание под его председательством с участием северных моряков состоялось в декабре 1919 г. или в начале января 1920 г. Сразу за окончанием совещания военмор М. В. Николаев был назначен начальником морской экспедиции.

Вместе с тем, со стороны правительства были приняты меры к тому, чтобы не только удовлетворить продовольственные нужды населения Поморья, но одновременно помочь сибирскому крестьянству получить сельскохозяйственные машины, изделия машинной индустрии, предметы... (разрыв предложения)

1 В. И. Ленин, Соч., т. 30, стр. 308.
2 КПСС в резолюциях..., ч. 1, стр. 478.
3. П. И Лященко, Указ. соч., стр. 112.
4. ЦГАОР и СС, ф. 1913, оп. 5, д. 23. 1920, л. 31.
5 Там же л. 30.

...первой необходимости, поступление которых на рынки Сибири прекратилось с началом мировой войны и в которых Сибирь крайне нуждалась. Попытка хотя бы отчасти утолить товарный голод Сибири представляла собой очень важное хозяйственно-политическое мероприятие, которое прямо служило задаче укрепления позиций Советской власти. Однако в условиях хозяйственной разрухи, когда почти две трети промышленности России не работало, выполнить это задание только своими силами не представлялось возможным.

В начале 1920 г. казалось, что для этой цели можно использовать мировой капиталистический рынок. После разгрома двух походов Антанты 16 января 1920 г. правительства стран Антанты объявили о снятии блокады с Советской России. Сразу же после этого советское правительство направило в Берлин и Лондон полномочную торговую делегацию во главе с Л. Б. Красиным. Этой делегации было, в частности, поручено вести переговоры с торговыми фирмами Западной Европы о поставке в Сибирь промышленных товаров Северным морским путем. Всемерно заботясь о нуждах сибирских крестьян, советское правительство имело в виду организовать и провести в навигацию 1920 г. товарообменную Карскую экспедицию.

Переговоры о Карской экспедиции начались в Лондоне в апреле 1920 г. Так как иностранные фирмы отказывались вступить в непосредственные деловые связи с Советской делегацией, последняя прибегла к посредничеству эмигрировавшего за границу и оказавшегося в Лондоне буржуазного руководства Центросоюза, а также кулацкого сибирского кооперативного союза «Закупсбыт». Переговоры между Торговой делегацией Советской России и этими представительствами в Лондоне развивались успешно. 7 мая советское правительство выдало Центросоюзу сертификат и возложило на него ответственность за проведение заграничных операций Карской экспедиции. В пункте 10 специального разъяснения Народного Комиссариата Торговли и Промышленности говорилось, что советское правительство дает обязательство «Центросоюзу Лимитед» и «Закупсбыту Лимитед» покрыть все их расходы и убытки по экспедиций. В свою очередь указанные компании обязались поставить в Сибирь, как указывалось в пункте 13 того же разъяснения, сельскохозяйственные машины, инструменты, химические товары, типографские машины, маслоделательные принадлежности, мануфактуру и галантерею1.
В дни, когда в Лондоне шли переговоры о Карской экспедиции, в Сибири развернулись подготовительные работы. В целях централизации всех усилий, связанных с проведением товарообменной Карской экспедиции, 2 апреля 1920 г. при Сибирском Революционном Комитете был основан Комитет Северного морского пути2.

В Положении об этом Комитете указывалось, что он создан «для всестороннего оборудования, усовершенствования и изучения Северного... (разрыв предложения)

1 Архив МВТ СССР, ф. Аркос-Лондон, оп. 1790, д. 3, 1920–1921.
2 В литературе упоминается неточная дата основания Комитета – 20 апреля. В этот день состоялось утверждение Положения Комитета Северного морского пути. Сам же Комитет образован на заседании Сибревкома 2 апреля в связи с рассмотрением вопроса о товарообмене с заграницей (протокол № 203). В решении Сибревкома сказано, что «для практического разрешения всех вопросов но товарообмену, а также в целях практического изучения и улучшения Северных путей создается при Сибревкоме Комитет Северного морского пути. В состав Комитета Северного морского пути входят представители, по одному: от Сибревкома, Совета Народного хозяйства, Главвода и Наркомвода, а также специалист по персональному назначению Сибревкома». 6 апреля состоялось первое заседание Комитета, рассмотревшее вопрос о конструировании Комитета и его исполнительном органе. Тогда же было признано целесообразным включить в состав Комитета Сибирское отделение Центросоюза». Исполнительным органом Комитета стало бюро в составе трех человек. (ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. I, д. 43, 1920).

...морского пути в целях превращения его в артерию постоянной практической связи, а также для технической организации и осуществления товарообмена с заграницей и транспортировки грузов в Европейскую Россию этим путем через устья рек Оби, Енисея, Лены и Колымы». В составе Комитета имелось семь отделов: Транспортный, Гидрографический, Портостроительный, Научный, Товарообменный, Общий и Хозяйственный.

Объясняя причины, побудившие основать Комитет Северного морского пути, Сибирский Революционный Комитет указывал, что, во-первых, это диктуется историческим опытом плаваний в Арктике, не вышедших в те годы из стадии экспериментальных мероприятий и поэтому требующих «специального органа как единую волю, создающую план, организующую, формирующую и выполняющую экспедиции, причем доказано, что все экспедиции, нарушавшие этот принцип, были неудачны», во-вторых, «централизация дает огромную экономию государству», в-третьих, «потому, что этим достигается максимум органической связи во всех работах, совершаемых с одной целью, и уничтожается параллелизм в работе, трения ведомств и разрозненные, несогласованные действия»; и, наконец, в-четвертых, «потому, что Северный морской путь охватывает районы со специфическими условиями, новыми и подлежащими предварительному изучению для каждого отдельного ведомства»1.

В порядке подготовки к Карской товарообменной экспедиции Комитет получил задание центральных органов вывезти из Сибири и сосредоточить в устьях Оби до одного миллиона пудов и Енисея – до 300 тыс. пудов экспортного сырья. Благоприятное развитие лондонских переговоров в мае 1920 г. было подкреплено специальной телеграммой «Центросоюза Лимитед» и «Закупсбыта Лимитед» на имя Комитета Северного морского пути 2.

Вскоре, однако, международная обстановка резко изменилась. Правительства стран Антанты сорвали мирную передышку и силами панской Польши и белой армии Врангеля развязали третий поход против Советской республики. В связи с этим переговоры о Карской экспедиции натолкнулись на серьезные препятствия. По совету лондонской биржи, «Закупсбыт Лимитед» и «Центросоюз Лимитед» неожиданно предъявили Советской торговой делегации требования о предоставлении им монопольного права на проведение Карской экспедиции. Вместе с тем английские деловые круги лишили «Центросоюз Лимитед» права кредитования.

На имя «Закупсбыт Лимитед» было прислано письмо, препровожденное затем Советской торговой делегации, в котором представители «английских фирм лицемерно «разъясняли» изменение своей позиции. «В 1919 г.,– писали они,– мы были рады помогать Вам и Вашей работе, потому что Компания Союзов Кооперативов, будучи независимой от Советов или советских влияний, в действительности представляла интересы русского народа. В течение последних нескольких недель в прессе неоднократно утверждалось, что кооперативные общества в России находятся в настоящее время под контролем советского или большевистского правительства... Мы поэтому решили, что для нас невозможно будет принять участие в каком-либо деле, способствующем... (разрыв предложения)

1 ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. 1, д. 43, 1920, лл. 2–7. В задачу Комитета входило освоение всей трассы Северного морского пути от Архангельска до мыса Дежнева. На этой трассе Комитет рассчитывал построить станции, в распоряжении которых имелись бы суда ледокольного типа, гидроаэропланы для разведки льдов, группы ученых. Станции предполагалось построить на Новой Земле, острове Белом, о. Диксоне, мысе Челюскина, бухте Тикси, устье Колымы, в Беринговом проливе (см. В. Попов. Задачи Комитета Северного морского пути. «Жизнь Красной Сибири», 1920, № 24, стр. 19–21).
2 Архив МВТ СССР, ф. Аркос-Лондон, оп. 1790, д. 3, 1920–1921.

...советскому правительству»1. Отказ Лондонского банка от кредитования «Центросоюз Лимитед» и «Закупсбыт Лимитед» на деле означал срыв переговоров о товарообменной Карской экспедиции.

Таким образом, советская Карская экспедиция 1920 г. не состоялась.

Это, конечно, не могло помешать посылке из Поморья на Обь и Енисей Сибирской хлебной экспедиции, на чем настаивали архангельские товарищи. Снаряжение такой экспедиции для населения Поморья было жизненно важным делом.

После срыва лондонских переговоров о Карской экспедиции центр тяжести в подготовке морского похода в Сибирь переместился в Архангельск и в Омск, где находился тогда Комитет Северного морского пути.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

1920: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 16 Ноябрь 2014 11:51

Советская Сибирь, 1920, № 129, 15 июня.

 Советская Сибирь, 1920, № 129 (1920-06-15) Хлеб в Архангельск.jpg
Хлеб в Архангельск товары в Сибирь.

Народный комиссариат по продовольствию из Москвы по прямому проводу телеграфа запросил Сибпродком будет ли выполнен до пятого июля наряд на отправку водой в Архангельск 750 тысяч пудов хлеба с тем, чтобы этот хлеб на север в бухту Находка прибыл заблаговременно для перегрузки в морские суда и дальнейшей отправки морем в Архангельск, в Архангельске первая партия ледоколов уже готова к отправке в Бухту Находка 15 июня. Одновременно Наркомпрод запросил, какие товары нужны в Сибирь для использования тоннажа. Сибпродком уведомил, что в Сибирь желательно получить морем: мануфактура разная, эмалированная посуда, шпагат, веревка, сельскохозяйственные уборочные машины, части к ним, рыболовные снасти, канцелярские принадлежности, колониальные товары, наряд на заготовку и отправку 750 тысяч пудов хлеба дан Омску и Семипалатинскому губпродкомам. С заготовкой хлеба надо спешить, иначе отправка и перегрузка баржей в бухте Находка запоздает.
Г. Д.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1920: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 23 Ноябрь 2014 11:20

"Красный Север" 1920 № 170, суббота 31 июля

 Красный Север 1920 № 170 Хлебная экспедиция.jpg
Из газет Севера.

— В начале августа из Архангельска выезжает Сибирская экспедиция, снаряжаемая Белмортраном по предписанию Главода. В устьях, реки Оби и Енисея, кроме хлебных грузов, экспедицию будут ожидать также грузы, предназначенные для внешней торговли, главным образом лен, кожа и пушнина.
— Пушнины в этом году морским путем черев устье Оби будет отправлено 60000 пуд. и небольшое количество пушнины Енисеем.

("Арх. Известия").
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1920: Карская экспедиция

Сообщение SVF » 23 Июль 2016 17:52

Правда Севера, 08 июня 1941 г., №133:
 1941-06-08.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1920: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 24 Март 2017 13:03

OCR:

Правда Севера, 08 июня 1941 г., №133

 Правда Севера, 08 июня 1941 г., №133 Документы КЭ.jpg
Документы о первой Карской экспедиции

По заданию Арктического научно-исследовательского института Главсевморпути в Архангельском областном архиве выявлены интересные документы о первой Карской экспедиции (1920 г.). Среди разысканных документов большую ценность представляет протокол междуведомственного совещания при Архангельском губернском ревкоме, состоявшегося 15 мая 1920 года. На этом совещании обсуждался вопрос о снабжении экспедиции углем, продовольствием и обмундированием.
Вторая часть доклада Уполморкома была посвящена методам организации экспедиции и сообощению краткого плана рейсов трех отрядов, в который входили ледокольные пароходы «Владимир Русанов», «Сибиряков», и «Г. Седов», пароходы «Колгуев», «Таймыр», «Хатанга» а «Север», а также баржа «Анна» и «Рева».
Найден проект плана экспедиции с приложением к нему трех вариантов состава судов, с расчетом грузоподъемности, вместимости угольных ям, суточного расхода угля и т. п.
Среди найденных документов особую ценность представляют отчет Белмортрана. «Советские моряки, — пишет в своем отчете начальник Сибирской экспедиции Николаев, — знали, что каждый лишний фунт пшеницы, доставленной из Сибири в Архангельск, спасет жизнь голодающему. Они все время работали безропотно, не считаясь со временем и трудными условиями жизни, что дало возможность так быстро закончить погрузку и благополучно вернуться в Архангельск».
Арктическому институту посылается более двадцати документов, рассказывающих о том, как по инициативе беломорских моряков и рабочих Севера, при горячей поддержке советского правительства несмотря на громадные затруднения, буквально с первых же дней восстановления советской власти на Севере идет борьба за освоение Арктики, за освоение Северного морского пути. Эти документы должны быть включены в «Сборник документов по истории освоения Советской Арктики и Северного морского пути».
В. АГУРЕЕВ.
Директор Архангельского областного архива.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения