1930-1931: Походы парусно-моторной шхуны «Белуха»

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1930-1931: Походы парусно-моторной шхуны «Белуха»

Сообщение ББК-10 » 01 Июль 2015 22:23

Смежные темы форума:

М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути. Том III. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1959 г. стр. 399-403

 Т3-399-403 - 0395.jpg
Попытки морских плаваний в устье р. Лены с Запада.
Походы парусно-моторной шхуны «Белуха» в 1930 и 1931 гг.


Успешное развитие Карских экспедиций на западе и ежегодные плавания морских судов в устье реки Колымы на востоке ни в какой степени не решали проблемы транспортных связей с бассейном реки Лены. Между тем этот вопрос становился все острее и острее.
В 1930 г. СНК ЯАССР представил в правительство РСФСР проект посылки к устью реки Лены транспортных судов из западных портов. (Архангельска или Мурманска). Правительство Якутии считало, что этот путь с запада должен быть использован как основная морская магистраль, обслуживающая хозяйство северных районов Якутии, испытывавших в этот период острую нужду в продовольствии и промысловом оборудовании.
Доставка в эти районы разных грузов по железной дороге, автомобильным трактом (от Иркутска до Верхоленска или Жигалово) и затем по реке обходилась крайне дорого. Мнение якутского правительства поддержали многие организации, в том числе а/о «Комсеверопуть». Последнее, как отмечалось выше, имело на реке Лене свои промышленные предприятия, которые в ближайшие годы предполагалось расширить.
Летом 1930 г. «Комсеверопуть» решил направить из Архангельска к устью р. Лены моторно-парусное судно «Белуха». Это была первая в советский период попытка преодолеть слабо изученный и трудней участок морского пути — в обход Таймырского полуострова.
В задачу экспедиции на «Белухе» входило изучение морской трассы, огибающей Таймырский полуостров, как наиболее короткого пути из индустриальной части Союза в Якутию. В инструкции, врученной начальнику экспедиции, отмечалось, что обследуемая трасса является вместе с тем важным транспортным направлением в случае войны на Дальнем Востоке. Попутно экспедиция должна была изучить промысловые ресурсы Таймырского полуострова, а на мысе Челюскина и близ устья Хатанги основать промысловые зимовья. «Необходимость проведения этого рейса в настоящем году, — говорилось в инструкции, — помимо прочих причин, определяется также и тем, что в следующем году, возможно, придется этим путем отправлять часть зверобойных судов, имеющих быть построенными в Енисее» {1}. Научной группе экспедиции поручалось выполнить гидрологические разрезы в проливе Вилькицкого и в море Лапте-

{1} Научные фонды ААНИИ, № 101 257, л. 1.
[399]
 Т3-399-403 - 0396.jpg
вых — от бухты Марии Прончищевой до островов Семеновского и Васильевского; вести гидрографические, геологические, метеорологические и экономические исследования. Предполагалось, что при благоприятных ледовых условиях поход «Белухи» будет продолжаться одну навигацию, при неблагоприятных — две, с зимовкой в районе Таймырского полуострова.
Научные работы на судне возглавил П. К. Хмызников, ранее работавший в устье Лены и на реке Яне. Капитан «Белухи» А. К. Бурке одновременно был назначен начальником экспедиции {1}.
«Белуха» вышла из Архангельска 24 августа и благополучно миновала Баренцево и значительную часть Карского морей. 2 сентября шхуна прибыла в бухту Диксон. Приняв здесь на борт некоторые грузы, она вышла в дальнейший поход к берегам Таймырского полуострова {2}. Во время плавания велись научные работы: выполнено 18 гидрологических станций в Пясинском заливе, открыто и положено на карту несколько неизвестных ранее островов. По пути определялись астрономические пункты.
Но в тот момент, когда судно успешно продвигалось на северо-восток, А. К. Бурке получил приказание срочно оказать помощь шхуне «Зверобой», потерпевшей крушение в Пясинском заливе. Новое задание предопределило срыв ранее намеченной программы -работ. Спасение экипажа «Зверобоя» отняло много времени. Оставшиеся до конца навигации дни А. К. Бурке использовал для доставки промышленников в шхеры Минина. Там, на пустынных островах, расположенных под 74°56' с. ш. и и 86°34' в. д., экипаж «Белухи» выстроил промысловое зимовье. В нем осталась небольшая группа охотников — семья потомственных енисейских промышленников Колосовых. Ныне эта группа островов носит название Колосовых.

{1} П. К. Хмызников. К гидрологии восточной части Карского моря. «Исследование морей СССР», вып. 18, № 1, 1933.
{2} ЦА ММФ, ф. КСМП. оп. 1, д. 356, лл. 134—138; П. К. Xмызников. К гидрологии восточной части Карского моря, стр. 1.

[400]
 Т3-399-403 - 0397.jpg
В октябре «Белуха» еще раз ходила из Усть-Енисейского порта в Пясинский залив, на этот раз к зимовью Громадского, куда доставила продовольствие и промысловые грузы. 28 октября судно вернулось в Архангельск.
Мысль о походе к устью реки Лены однако не была оставлена. Вторичная попытка осуществить такое плавание была предпринята «Комсеверопути» в навигацию 1931 г. Поддержанное якутским правительством, правление «Комсеверопути» на этот раз решило провести экспедицию из устья реки Лены на запад в Карское море. Во главе этой Ленско-Таймырской экспедиции был поставлен Ширген, его заместителем стал П. К. Хмызников. Весной 1931 г. Ленско-Таймырская экспедиция приступила к постройке на средней Лене нескольких речных судов. Развернулась деятельная подготовка к предстоящему морскому походу {1}. Неожиданно смета экспедиции была сокращена, и работы пришлось почти полностью приостановить.
Практически удалось осуществить лишь экспедицию на шхуне «Белуха», которая продолжила работы, начатые в
1930 г. Помимо основного задания, капитан получил распоряжение вести промысловые и гидрологические исследования {2}.
Поход начался 8 августа.
После посещения Белушьей губы, где были высажены промышленники, «Белуха» проливом Югорский шар направилась в Карское море. Здесь судно получило повреждения, для исправления которых пришлось идти на о. Диксон.
В дальнейшем при плавании у побережья Таймырского полуострова «Белуха» пользовалась данными ледовой авиаразведки, которую производил Б. Г. Чухновский на самолете «Комсеверопути-1». От островов Колосовых шхуна пыталась пройти на север, но встретила сплоченный тяжелый лед и вынуждена была повернуть назад. Произведенная 4 и 5 сентября воздушная ледовая разведка (на борту самолета находился
А. К. Бурке) показала, что у мыса Михайлова и мыса Стерлегова лед вплотную подходит к берегу, и путь для дальнейшего плавания закрыт. Только мористее, к северу от этих мысов, тянулась полоса чистой воды. Это побудило продолжить плавание. С помощью авиаразведки «Белухе» удалось миновать перемычку у зимовья Колосовых, но попытка пройти сквозь льды у мыса Стерлегова оказалась без-

{1} ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. 1, д. 487.
{2} Описание и научные результаты экспедиции см. у П. К. Хмызникова. К гидрологии восточной части Карского моря; Отчет о походе шхуны «Белуха» в 1931 г. (Архив ААНИИ, св. 7); И. Сендик. Описание плавания м/с «Белуха» в 1931 г. «Записки по гидрографии», 1932. № 6.

[401]
 Т3-399-403 - 0398.jpg


Рис. 171. Карта северо-восточной части Карского моря от острова Диксона до полуострова Михайлова (1933 г.)
Составлена по работам шхуны "Белуха" (1930 и 1931 гг.), самолетов "Комсеверопуть № 1 и № 2" (1930 и 1931 гг.), гидрографического судна "Прибой" (1930), шхуны "Зверобой" (1929) и данных прежних исследований (ЦКП ВМС, архив карт № 1103)


успешной. 7 сентября судно легло на обратный курс. Так неудачно закончился второй поход «Белухи» к устью реки Лены,
На обратном пути к острову Диксона экспедиция на мысе Михайлова организовала еще одну промысловую зимовку.
Результаты научных работ во время плавания «Белухи» 1931 г. оказались весьма ценными. В слабо изученной восточной части Карского моря были проведены наблюдения над морскими течениями; у зимовья Колосовых экспедиция установила футшток для ежечасных наблюдений над колебаниями уровня моря, в трех пунктах определено магнитное склонение, а на мысе Михайлова — астрономический пункт. Было уточнено положение Северо-Восточных островов, очертания берегов Пясинского залива и острова Моржевого, с борта самолета зарисованы шхеры Минина, а также острова, лежащие севернее шхер, что было сделано впервые.
Причины неудачи двукратных попыток проложить морскую трассу в устье реки Лены и тем самым связать разобщенные фланги Северного морского пути, надо видеть в слабой подготовке обеих экспедиций на «Белухе». Экспедиции были загружены посторонними заданиями, что сковывало их действия, не позволяло сосредоточить силы на выполнении основной задачи — плавании к устью реки Лены. Посылая судно в столь
[402]
 Т3-399-403 - 0399.jpg
необычный и дальний поход в трудных ледовых условиях, «Комсеверопуть» в то же время возложил на него решение ряда промысловых вопросов, устройство промысловых зимовий, проведение научно-промысловых исследований. Это распыляло внимание капитана шхуны и экипажа, хотя они, насколько это от них зависело, сделали все возможное для достижения главной цели.
Неудачным оказался и выбор маршрута. В обоих случаях «Белуха» при плавании на восток от Диксона прижималась к берегу Таймырского полуострова. Правда, научный руководитель экспедиции П. К. Хмызников высказывал пожелание, чтобы от Диксона «Белуха» не шла в шхеры Минина и оттуда вдоль побережья к заливу Миддендорфа, а выбрала бы путь севернее, мористее, к острову Свердрупа и острову Уединения, где наблюдалось разрежение льдов и даже чистая вода. Но из-за недостатка сведений об этом районе капитан «Белухи» не решился выбрать более северный вариант плавания. Таким образом, все упиралось в Неизученность района плавания, и это стало основной причиной неудачи разведки морского пути в бассейн реки Лены.
Все же, несмотря на то, что конечная цель не была достигнута, плавания на шхуне «Белуха» принесли немалые результаты. Составленные на основе этих плаваний карты, данные самолетных ледовых разведок, гидрологические материалы послужили существенным дополнением к имевшимся до того отрывочным сведениям о восточном районе Карского моря. Эти данные способствовали развитию мореплавания у западных берегов Таймыра. Ошибки и недостатки в организации плаваний «Белухи» были учтены при снаряжении экспедиции по Северному морскому пути на ледокольном пароходе «Сибиряков» в 1932 г.
И все же время для решения сложной транспортной проблемы — открытие морского пути в устье Лены близилось с каждым годом. Хотя необходимые научные предпосылки для организации регулярных морских плаваний между устьем реки Лены, Диксоном и Беринговым проливом еще отсутствовали, сама жизнь настоятельно требовала быстрее проложить такой морской путь. Практически он был открыт в следующем 1932 г. походом «Сибирякова». С созданием Главного управления Северного морского пути отпала и другая трудность — то, что организации, работавшие над осуществлением Ленских рейсов, действовали разрозненно, распыляя силы и средства. Объединение усилий в одном направлении позволило уже в навигацию 1933 г. положить начало регулярным плаваниям из Архангельска на Лену, несмотря на то, что научное изучение этой трассы за время, прошедшее с момента походов «Белухи» (за два года), не ушло далеко вперед.
[403]
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1930-1931: Походы парусно-моторной шхуны «Белуха»

Сообщение ББК-10 » 23 Март 2016 16:22

Бюллетень Арктического института СССР. № 1-2.-Л., 1931, с.7-8.


 ПЛАВАНИЕ МС БЕЛУХА В 1930 ГОДУ - 0001.jpg
ПЛАВАНИЕ М/С „БЕЛУХА" В 1930 ГОДУ

В навигацию 1930 г. моторное судно „Белуха" Сев.-сиб. гос. акц. о-ва „ Комсеверпуть" совершило, под командой капитана А. К. Бурке, плавание к западному Таймыру. Выйдя из Архангельска 25 августа, „Белуха" прошла 30 августа Югорский Шар и прибыла 2 сентября на о-в Диксон. Отсюда судно 5 сентября направилось в Пясинский залив, к месту аварии п/х „Зверобой" происшедшей вблизи устья р. Пясины. 8 сентября „Белуха" вышла из Пясинского залива и на другой день, на параллели 75° N, в шхерах Минина, вошла в залив, не нанесенный на карту. Здесь была высажена партия промышленников (3 взрослых и 2 детей), был собран привезенный судном дом и выгружен двухгодичный запас продовольствия.
Судя по первым впечатлениям, место зимовки обещает быть богатым зверем. После того, как устройство промыслового становища было закончено, судно было вызвано для участия в операции по перевозке опытного консервного завода, устанавливаемого акц. о-вом Комсеверпуть у устья р. Пясины. На всем пути от Югорского Шара до шхер Минина и обратно до о-ва Диксон льда встречено не было. В конечном пункте Шхер Минина наблюдалась зыбь, шедшая с севера и указывавшая на известные пространства свободного от льда воды.
По возвращении на о-в Диксон 17 сентября, „Белуха" была направлена в Усть-Енисейский порт, где приняла ряд материалов для Пясинской операции. Со 2 по 5 октября был совершен поход в Пясинский залив, прошедший
 ПЛАВАНИЕ МС БЕЛУХА В 1930 ГОДУ - 0002.jpg
уже в условиях частью сплошной шуги, а местами и молодого льда. Наконец, 8 октября „Белуха" вышла с о-ва Диксона к Югорскому Шару, откуда она следовала вдоль западного берега Новой Земли до губы Поморской, снимая белушатные артели акц. о-ва Комсеверпуть. 28 октября судно возвратилось в Архангельск.
Во время плавания, по мере возможности, велись научные работы командированным акц. о-вом Комсеверпуть гидрологом П. К. Хмызниковым. Взято 18 глубинных гидрологических станций, 200 поверхностных температур и соленостей, произведены ловы планктона (51 проба), на стоянках сделаны бентонические сборы драгой (15 проб). У нового промыслового зимовья Колосовых (шхеры Минина) определен астрономический пункт. Зафиксирован целый ряд расхождений карты с действительным положением островов и береговой черты. У зимовья Колосовых сделана маршрутная опись. В течение всей кампании производились метеорологические наблюдения и наблюдения над температурой поверхностного слоя моря радистом судна К. А. Сысолятиным, по поручению Арктического института.

Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1930-1931: Походы парусно-моторной шхуны «Белуха»

Сообщение ББК-10 » 06 Август 2016 10:49

Бюллетень Арктического института СССР. № 8.-Л., 1931, с.152.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 8.-Л., 1931, с.152 Белуха.jpg
ПОХОД „БЕЛУХИ"

Промысловое судно „Белуха" предполагает пройти из Карского моря к устью Лены, с целью изучения условий плавания в наименее обследованных районах между Енисеем и Леной. В случае успеха предполагается создать у м. Челюскина промысловый поселок.
Одновременно с „Белухой" в устье Лены должен прибыть на самолете т. Чухновский, предполагающий облететь ранней осенью текущего года север Сибири.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1930-1931: Походы парусно-моторной шхуны «Белуха»

Сообщение ББК-10 » 23 Август 2016 20:30

Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1931, с.185.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1931, с.185 БЕЛУХА.jpg
ПЛАВАНИЕ ШХУНЫ „БЕЛУХА". При посредстве летчика Б. Г. Чухновского получены сведения о работе шхуны „Белуха“. Самолет „Комсеверпуть 1“, пилотировавшийся Б. Г. Чухновским, совершил четыре продолжительные ледовые разведки, отыскивая путь между льдами для шхуны „Белуха". Разведка показала невозможность прохода судна вокруг м. Челюскина. 11 сентября шхуна вернулась в шхеры Минина, сменила зимовавших промышленников и, высадив на следующий день новую партию зимовщиков на м. Михайлова, отправилась к о-ву Диксон для погрузки людей и материалов для нового промыслового становища.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1930-1931: Походы парусно-моторной шхуны «Белуха»

Сообщение ББК-10 » 22 Сентябрь 2016 09:49

Бюллетень Арктического института СССР. № 2.-Л., 1932, с.24-27.

ПЛАВАНИЕ СУДНА „БЕЛУХА" в 1931 ГОДУ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения