НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО АРКТИЧЕСКОГО ПОЛЕТА
НА ДИРИЖАБЛЕ „ГРАФ ЦЕППЕЛИН"Подготовлявшийся с 1925 г. научный полярный рейс дирижабля „Граф Цеппелин" был, наконец, выполнен в июле текущего года.
Строго говоря, этот рейс был пробным, служившим, главным образом, для испытания корабля, а также методов научных работ, в арктических условиях. Однако, результаты, полученные во время этого полета, оказались настолько большими, что дают полное право рассматривать его как первый научный полет. Маршрут полета ограничивался посещением островов Земли Франца-Иосифа, Северной Земли, Таймырского п-ова и Новой Земли. К сожалению, область сильной циклонической деятельности, занимавшая район к востоку от Северной Земли, помешала продолжить рейс в направлении Ново-Сибирских о-вов, хотя в пределах навигационных возможностей корабля этот рейс не представлял ничего трудного.
Из научных результатов полета следует отметить прежде всего ряд географических наблюдений, произведенных проф. Р. Л. Самойловичем. Так, в районе Земли Франца-Иосифа было установлено отсутствие о-вов Альфреда Гармсуорта и Альберта Эдуарда. {1} Был открыт ряд мелких островов и заливов. Установлено, что залив Шокальского на Северной Земле в действительности является проливом. {2}
Высота горного хребта на Таймырском п-ове оказалась более значительной, чем предполагалось. Кроме географических работ, производились исследования атмосферы при помощи радиозондов, предложенных автором настоящей заметки. Наибольшая высота подъема этих приборов достигла 17 000 м. Высота стратосферы оказалась около 10 500 м, температура на этой высоте от —48° до —54° С. Особенно интересным для характеристики температурного режима в области Северного полярного моря и для условий воздушного транспорта в ней оказалось то обстоятельство, что нижний слой атмосферы на всем пути был занят мощной (до 1200—2000 м) инверсией. Самый нижний, прилегающий к земле слой воздуха, охлажденный водной поверхностью, имел температуру около 2°. Вследствие высокой температуры воздуха верхних слоев к, следовательно, сравнительно большой абсолютной влажности (относительная влажность их составляла около 50%), нижние холодные слои, имевшие относительную влажность около 100%, были заполнены слоем тумана или низких слоистых облаков. Толщина этого слоя, однако, не превышала 150 —200 м. Выше же его небо было совершенно ясно. Само собою разумеется, что подобные условия характерны только для того синоптического режима, в котором производился полет. Однако, эти данные позволяют утверждать, в противоположность предположениям до полета, что летние месяцы, при соответствующем выборе погоды, являются вполне благоприятными для полета дирижабля в области Арктики. Достижение полюса во время данного полета не представляло никакой трудности и потребовало бы удлинения полета не более как на 15—18 часов.
Следует отметить, что цеппелин летел от Ленинграда до Фридрихсгафена, без пополнения горючим и водородом, около 24 часов. Таким образом, при посадке и пополнении в Ленинграде, эти 24 часа полета являлись громадным резервом, обеспечивающим чрезвычайно глубокое проникновение дирижабля в область Арктики.
В заключение отметим, что условия научной работы на дирижабле оказались даже более благоприятными, чем ожидалось до полета. Программа дальнейших полетов может быть в настоящее время значительно расширена. Однако, необходимо будет принять ряд мер для обеспечения лучших условий этой работы. Для географа-наблюдателя необходимо иметь специальный аппарат для записывания речи, так как заметки от руки при быстром полете корабля оказываются невозможными. Моторы корабля должны иметь приспособления для устранения влияния искры на работу коротковолновых приемников. Возможно, что отсутствие связи с Северной Землей объяснялось именно трудными условиями приема на коротких волнах на цеппелине, вследствие помехи со стороны моторов. Наконец, моторы должны иметь глушители для бесшумного хода хотя бы на части пути.
{1} Отсутствие о-ва Альфреда Г'армсуорта было замечено уже экспедицией на ледоколе "Седов" в 1929 г. (см. Труды Инст. по изуч, севера, XLIX, стр. 13) и с несомненностью констатировано экспедицией на „Малыгине" в 1931 г.
Редакция{2} Что залив Шокальского является на самом деле проливом было констатировано еще весною 1931 г. Г. А. Ушаковым.
РедакцияП. А. МОЛЧАНОВ