Северный Морской путь.
Вопрос о Северном Морском пути представляет две существенных стороны. Первая сводится к экономической его необходимости для Сибири, при условии дальнейшего развитии ее производительных сил, и вторая — к коммерческой выгодности перевозки этим путем по сравнению с существующим смешанным железнодорожно-водным путем через Ленинград.
Если первая сторона вопроса — экономическая необходимость Северного Морского пути — представляется в настоящее время более или менее установленной, особенно в связи с определившимся, по крайней мере на ближайшее будущее, преимущественно сельскохозяйственным развитием Сибири, то вторая сторона вопроса о коммерческой выгодности перевозок С. М. путем, без наличия которой трудно было бы расчитывать на его дальнейшее практическое использование, до сих пор представлялись недостаточно выясненной для определенных, исчерпывающих суждений.
В этом отношении торгово-транспортная операция 1924 года, как первая операция, поддающая финансовому учету, представляет значительный интерес и некоторые данные для суждений о Северном Морском пути в плоскости поставленного выше вопроса.
Так значительным плюсом экспедиции 1924 г. является достигнутое снижение морских фрахтов — до 27 коп. за пуд импортного груза и до 22,5 коп. за 1 куб. фут грузов экспортных и вообще грузов значительного объема. За перевозку морем лесных грузов в 1924 г. был установлен фрахт в 27 коп. за 1 куб. фут. объема.
Если сравнить эти ставки с таковыми в 1922 и 23 г., получим следующее изменение морского фрахта в копейках за пуд:
- 1922 г. 1923 г. 1924 г.
64 коп. 43 к. 27,2 коп.
К сожалению, речной фрахт за перевозку остается все еще чрезвычайно высоким: лесоматериалы по Енисею — 25,75 коп. за 1 куб. ф.
- Лесоматериалы по Енисею — 25,75 к. за 1 куб. ф.
Экспорт по Оби от 50 до 1 р. за пуд.
Импорт по Енисею — 1 р. 07 к.
„ по Оби — 1 р. 14 к. „
В этом направлении должна быть про делана еще большая и настойчивая работа.
Финансовые итоги экспедиции 1924 г. дают уже некоторый материал и для сравнения выгодности перевозок сибирского экспорта и заграничных потребных
для Сибири товаров, С. М. путем по отношению к смешанному железнодорожно-водному пути через Ленинград. По приблизительным подсчетам для грузооборота 1924 г. отношение это характеризуется следующими цифрами:
- Через / Ленинград / С. М. путь / Разница в пользу С.М.П.
Экспорт:
в рублях 900.548 212.745 87.803
в % % 100 71,2 28,8
Импорт:
в рублях 886.908 556.193 330.715
в % % 100 62,8 37,2
Общая выгода от транспортной операции С М. путем 1924 г. составляет весьма значительную цифру в 418.518 руб. Однако, выгода эта в настоящее время почти полностью поглощается высокими страховыми премиями на суда и грузы, перевозимые Северным Морским путем, составляющими около 5 проц. от обшей стоимости грузов. Таким образом, опять опыт Карской экспедиции 1924 года в отношении ее коммерческой выгодности, по сравнению с направлением через Ленинград, должен быть учтен с большой осторожностью и правильнее будет заключить, что опыт этот устанавливает пока лишь равноценность перевозок обоими этими путями. Но несомненно. что при дальнейшем снижении страховых премий, т. е. при уменьшении риска перевозок С. М. путем, с приближением их к условиям нормальных морских рейсов, коммерческая выгодность перевозок сибирских грузов безусловно будет на стороне Северного Морского пути.
Это соображение устанавливает необходимость дальнейших работ по обследованию и оборудованию Северного Морского пути и особенно по изучению как режима льдов в Карском море, так и по обследованию возможности плавания менее опасными, так называемыми «южными проливами», ведущими к устьям р. р. Оби и Енисея.
В связи с дальнейшие оборудованием и обследованием Северного Морского пути будет сокращаться продолжительность экспедиции как в морской, так и в речной ее частях, что, конечно, также отражается на снижении расходов по перевозкам. В морской части экспедиции 24 г. сделан уже значительный успех в смысле сокращения времени плавания, а именно до 18 суток против 26 суток в 1922 г.
Общий экспортно-импортный грузооборот 1924 г. выразился в круглых цифрах в 397 тыс. пуд разных грузов плюс 757 стандартов (125 тыс. куб. фут.) пиленых лесоматериалов, при чем в составе экспорта, кроме леса, вывозились кожсырье, конский волос, жмыхи, пенька, лен, кудель, мамонтовая кость, шерсть, сало (в виде опыта) и сыр.
В состав импортных грузов входили: жизнеприпасы, чай, кофе, какао и пр., металлы изделия из металлов, химикалии, медикаменты, косы, мясорубки, пишущие машинки, канцелярские принадлежности и пр.
В отношении номенклатуры и контингента ввозимых товаров должна быть проделана самая тщательная оценка в смысле соответствия их с действительными потребностями Сибири и, кроме того, всесторонний учет их конкурирующего значения по отношению к соответствующим продуктам собственного «промышленного производства.
Наличие порто-франко. т. е. освобождение от пошлины товаров, вывозимых и ввозимых Северным Морским путем, составлягощее, как это было в 1924 г., 30 проц. обшей стоимости таковых, является большим ущербом для государства и должно быть оправдано до известной степени теми выгодами, которые выпадают на долю сибирского потребителя при реализации заграничного импорта.
Этот весьма серьезный вопрос, касающийся условий реализации импорта хоз. организациями — участниками Карской экспедиции — поставлен сейчас на очередь. Выводы, полученные путем тщательной проработки этого вопроса, будут новым весьма ценным показателем для общей оценки целесообразности перевозок Северным Морским путем
В. Болдырев.