ОСВОЕНИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ
Тов. ВОРОБЬЕВ — начальник экспедиции Сибирского гидрографического управления
Сейчас по всему побережью Советского севера от Архангельска до Уэллена—раскинулись полярные станции и экспедиции Главсевморпути.
Большая роль в исследовании и освоении Северного морского пути принадлежит СИБИРСКОМУ ГИДРОГРАФИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ.
Во главе этого управления стоит тов. ИГОЛКИН, руководивший в 1933 году Пясинской экспедицией, работавший по исследованию и освоению водных путей Таймырского округа. Это управление в 1934 году развертывает работы почти по всему Карскому морю: от Ямальского полуострова до мыса Челюскина, на многочисленных островах прибережья, в Обь-Енисейском, Пясинском и Гыдаямском заливах.
В 1934 году Сибирское гидрографическое управление посылает в Арктику пять гидрографических отрядов (Карский, Таймырский, Пясино-Хатангский, Енисейский и Обский) в составе 9 судов и 30 специальных партий.
ТАЙМЫРСКИЙ ОТРЯД под руководством гидрографа ВОРОБЬЕВА и его помощника ЛЮТОСТАНСКОГО исследует и оборудует самый тяжелый участок морских путей: вдоль Таймырского побережья и островов к мысу Челюскина и к Северной земле. Здесь на пустынных, каменистых островах БРЮЗЕВИЦ НОРДЕНШЕЛЬДА, ГЕЙБЕРГА, ФИРКЛЕЯ и других, около которых всегда держатся большие льды, отряд построит четыре больших и несколько малых навигационных маяков с установкой на них автоматических огней. Гидрографические суда будут производить морской промер, имеющий целью обследование двух направлений — первое — вдоль материкового побережья Таймыра, где часто наблюдалась «береговая полынья» свободная ото льдов, второе — по внешней стороне многочисленных прибрежных архипелагов и островов.
Шесть топографических и две астрономических партии произведут топографическую съемку 750 километров побережья и определят местоположение 12 важнейших для мореплавания пунктов. Будут вестись наблюдения по изучению гидрологии моря, состояния и движения льдов, а также течений. Одна магнитная партия и три гидрологических поста произведут наблюдения над приливами — отливами, метеорологическими и магнитными явлениями. Два самолета обеспечат ледовую разведку.
КАРСКИЙ ОТРЯД под руководством гидрографа КРАВКОВА в составе двух судов и моторной шхуны будет работать от о. Диксон на север по направлению к вновь открытым островам «Известий ЦИК»и на восток — к устью реки Пясины, шхерам Минина, вплоть до островов Скотт-Гансена.
Кроме того, в задачу карского отряда входит проводка транспортных судов, идущих из Енисея в реку Пясину и подробное обследование района о. Диксона, — крупнейшей полярной станции, где намечается строительство порта, угольной базы и мощного радиоцентра. Этот отряд построит 5 крупных навигационных знаков. Две астрономических партии определят 8 астрономических пунктов; четыре топографических партии произведут 870 клм. топографической съемки.
ЕНИСЕЙСКИЙ ОТРЯД в составе трех судов, под руководством опытного гидрографа ШАБУНИНА имеет большой район деятельности —- от полярного порта ИГАРКИ, на север до о. Диксона и на запад — до островов ВИЛЬКИЦКОГО, ШОКАЛЬСКОГО. Этот район в основном исследован уже в предыдущие годы. Десяток пароходов каждую навигацию приходят в Игарку за экспортным лесом и привозят оборудование и машины для растущей индустрии Сибирского севера и Восточносибирского края. Здесь будут проводиться работы главным об разом по техническому оборудованию морского пути: постройка 21 навигационного знака, установка маячных огней, выставление плавучего ограждения — освещаемых буев и вех. Личный состав морской лоцманской службы обеспечит проводку морских судов вверх по р. Енисею на 700 клм. — от устья до Игарки. На р. Енисее закончится подробное обследование наиболее трудных участков судоходного фарватера, ведущего к Игарскому порту; в Гыдаямском заливе будет заснято топографической съемкой свыше 500 клм. побережья.
ОБСКИЙ ОТРЯД, вышедший еще 16 июня из г. Омска, в составе двух судов под командой КОСТЕРКИНА, произведет работу на севере Обской губы, у острова Белого и в Тазовской губе. Этот отряд, кроме постройки навигационных знаков установит ограждение для подхода морских судов к Новому Порту. Суда отряда доставят техническое оборудование и новый штат на остров Белый, на котором в прошлом году при исключительных трудностях была построена полярная радиостанция.
Наконец, ПЯСНИНСКО-ХАТАНГСКИЙ ОТРЯД — под руководством гидрографа ПЕТРАНДИ направляется на материковую часть Таймырского полуострова для исследования Южно-Таймырского водного пути. До настоящего времени связь с Хатангским, Волосянским, Авамским и другими районами Таймырского округа затруднена дальностью расстояния и бездорожья. Олений транспорт может работать здесь только зимой и то с трудом. Поэтому исследование водного пути, ведущего из реки Енисея морем в реку Пясину и дальше по рекам Аваму, Тагенару, Волочанке, Хете и Хатанге — поперек Таймырского полуострова — имеет исключительно важное значение для освоения этого богатейшего края. Отряд пройдет весь полуостров до берегов моря Лаптевых. В работе отряда примут большое участие самолеты.
Такова в кратких чертах обширная программа освоения западной части Северного морского пути, намеченная на 1934 год. Главнейшая работа гидрографической экспедиции, как видим, будет вестись по Северному побережью Восточносибирского края.