От Лондона до Красноярска.(От нашего собственного корреспонд.).
Сквозь льды. — Путь Енисейской речной части. — Что привезла Карская экспедиция. — Сознательность наших моряков. — Братанье с англичанами. — Похороны за полярным кругом. — Обратный путь.НА «СТУДЕНОМ» МОРЕ.Карское море от льда свободно. Так, по крайней мере, можно выразиться по северному. Иной раз редкие льдины бороздили все таки поверхность воды и слегка шуршали, задевая борт.
Легкая качка. Север сливается с горизонтом, юг слегка чернеет, а иногда и совсем ускользает от взора.
Кругом пустынно и дико. Пояс вечного мороза...
В нынешний год Карское море суда Карской экспедиция, шедшие из Лондона, прошли свободно, надеясь также свободно пройти дальше.
Но вот подул северный ветер, затем — сверо - восточный.
Он у острова Белого преградил судам путь двадцатимильной полосой густого льда, прижал их к берегу на долгое время.
Выручил экспедицию сопровождающий ее ледокол «Малыгин». Ломая лед, он повел «Карскую» вперед и вперед.
До самого Кузькина острова «Леонид Красин» шел сквозь льды, направляясь к Енисейской губе.
Тем временем навстречу заграничному гостю из Красноярска шла Енисейская речная часть экспедиции в составе семи судов, груженая 910 стандартами леса, углем и дровами.
ПО ЕНИСЕЮ.Сечет острый нос головного парохода грудь великана Енисея...
На девятые сутки, по выходе из Красноярска — 13 августа «низовка» взволновала гладь реки, огромные валы закачали суда, ветер уныло засвистал в снастях. Вдали — холмистые очертания высокого берега. Поворот. И суда выбежали из-за поворота на рейд Усть - Енисейского порта.
Продольный северный ветер на рейде кажется не таким страшным. Тут защищенное место — не бесприютная тундра.
Высокий барьер берега защищает судно от ветров. Прижавшись к берегу, суда терпеливо переждали шторм.
УСТЬ-ЕНИСЕЙСКИЙ ПОРТ.Радиостанция упирается своей мачтой-иглой в небо. Есть жилые помещения.
Но сам порт безжизненен и угрюм. Здесь когда - то кипела работа — строили порт, а осталось «кладбище». Полуразрушены фундаменты, ржавеет цистерна, разрушаются постройки.
В Усть-Порту прихода «Леонида Красина» ждали шестнадцать дней.
Ждал его и у острова Диксона пароход лоцманской дистанции «Компас». И не желая ждать дальше, пошел вглубь губы и верстах в 90 от острова Диксона у широкой бухты неожиданно встретил долгожданного «Красина».
ВСТРЕЧА.29 августа в два часа дня в Усть-Енисейском порту сошлись Енисейская речная и морская части Карской экспедиции, салютуя флагами одна другой.
Через 4 часа после прихода «Красина» закипела работа на рейде порта.
Началась перовалка грузов с борта на борт. Обмен «подарками». Импортом и экспортом.
Заскрипели лебедки. В трюм «Красина» грузится лес.
Ни толкотни, ни беспорядка. На этот раз работа прошла стройно, без перебоев, по плану.
Надо отдать должное руководителю экспедиция т. Очередько, умело выполнившему план погрузки, и т. Южанину, подготовлявшему команды к работе.
Через одиннадцать суток вся работа по перегрузке была окончена.
ЧТО НАМ ПРИСЛАЛА АНГЛИЯ.Всего перегружено с борта на борт более 270.000 пудов: на «Красина» — 165.000 леса и на суда Енисейской части экспедиции — 108.107 пудов разных импортных товаров: с.-х. орудий — 15.495 пуд., краски анилиновые — 4.016 пуд., канифоли — 18.608 пуд., свинца — 21.728 пудов, экстрактов — 14.886 пуд., бумаги — 6.387 пуд. и вил железных — 2.358 пудов. Кроме того, было захвачено 150 бочек смолы с «смоляного» кладбища в Усть-Порту. «Красину» наваливали леса выше лебедок, до осадки в 18 футов.
«МОЛОДЦЫ — РЕБЯТА».Капитан английского судна Волтар одобрительно отозвался о работе наших матросов:
— Я очень удивлен — сказал он. — порядком и спокойствием рабочих, их организованностью, благодаря чему погрузка шла гораздо лучше прошлых лет. Видно, что у вас жестокая самодисциплина.
Подумал и усмехнувшись добавил:
— И «мата», который преобладал раньше в их выражениях, нынче не было слышно...
«СМЫЧКА» С АНГЛИЧАНАМИ.В промежутки времени между работой русские матросы посетили иностранный пароход.
Англичане показывали и объясняли им устройство судна.
Узнали все: что «Леонид Красин» имеет водоизмещение 1600 тонн, вместимость трюмов — столько-то, увидели библиотеку на пароходе из русских и английских классиков.
Узнали также, что на «Красине» на 5 чел. команды кухонной прислуги хватит на 22 человека.
— Ловко. А у нас на сорок человек — одна кухарка, изумлялись наши моряки.
Получают англичане 10 фунтов (около 100 рублей) в месяц, плюс стол, спецодежда.
На «Красине» есть судокомитет, следящий за хорошим питанием, правильной выплатой зарплаты и т. д. По мнению английских матросов, это большое достижение, когда с их представителем беседует «сам капитан».
Язык у рабочих общий во всем мире. Обладатели мозолистых рук везде будут дружны. И тут, при мимолетной встрече, завязалась тесная дружба между английскими и нашими моряками.
Что бы сделал Чемберлен, если-бы увидел такое «якшание с большевиками". Только пусть он успокоятся — большевики (английские) имеются и на судне под британским флагом...
Они побывали у нас на собрании ячейки, беседовали с русскими товарищами - коммунистами и просили:
— Нет ли у вас полного собрания сочинений Ленина и Карла Маркса?»
У ГРОБА ТОВАРИЩА.Еще более спаял несчастный случай с водником Новацким, масленщиком парохода «Лена», стоявшего в конце работ экспедиции на рейде порта.
Во время работ на пароходе Новацкого обварило паром. Несчастный жил недолго... Через 9 часов его не стало... Умер.
И на похороны павшего на своем посту товарища по свистку с «Лены» на высокий берег прибыли водники с речного каравана и английские моряки с «Красина» — все, кто не был занят работой. Пришли из факторий и служащие — обитатели Усть-порта.
В момент отдачи салюта, когда в землю опускали труп Новацкого, приостановились все работы, стало тихо и на судах, и около свежей могилы. С обнаженными головами стояли все над холмиком с новым памятником, невиданным здесь — у полярного круга, — пятиконечной звездой с двумя траурными знаменами по бокам.
Англичане семье погибшего собрали деньги, помня своя семьи, оставшиеся далеко за океаном.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ.В последний день засиделись до 3 часов утра английские товарищи в красном уголке парохода «Кооператор». Здесь говорили обо всем. О безработице, об английских «свободах», о советской стране.
Уже раздался первые свисток «Красина».
Пожимая руки на прощанье, англичане сожалели:
— Жаль, не побывал мы в центре Сибири — не удалось нам подышать свободой.
ДОМОЙ.Ушли англичане. Ушли в тот же день и «енисейцы».
Опустел порт.
Гладко шли до Красноярска.
Дорогой повстречали экспедицию «Руссграфита», другую экспедицию — с трактором гусеничной системы.
Увидели вновь строящиеся радиостанции в Верхне - Имбатском, в Дудинке, в Туруханске.
Все это — и разработки природных богатств, и радиостанции, и экспедиции, повторяющиеся из года в год от Лондона до Красноярска, — предвестники будущей, новой Сибири — мощной индустриальной страны.
Д. Паль.