Российские пилоты установили в Арктике стелу к вековому юбилею полярной авиации
06.08.2014 г.
Первым делом — самолеты. Ровно 100 лет назад наш соотечественник Ян Нагурский впервые в истории поднял крылатую машину в небо над Арктикой. В честь этого события российские пилоты совершили полет на Новую Землю, чтобы установить там памятный знак.
С давних времен Арктика манила путешественников, мореплавателей, исследователей и первооткрывателей. Среди суровых льдов они отчаянно искали новые кусочки суши. К примеру, кто только не мечтал найти мифическую землю Санникова?! Но часто экспедиции завершались трагически. Так, в 1912 году сразу три экспедиции — Седова, Брусилова и Русанова оправились в арктические просторы и пропали там. Именно на их поиски спустя два года отправился Ян Нагурский на гидросамолете «Морис-Фарман», совершив первый в истории человечества полет над Арктикой. Эту дату принято считать началом полярной авиации.
Российские пилоты на Новую Землю отправились спустя ровно один век, чтобы установить памятный знак в честь этой даты. По пути летчики познакомились с арктическим миром. Вот на острове Матвеев лежбище моржей. С высоты птичьего полета можно увидеть хозяев Арктики — белых медведей. На Новую Землю экспедиция вылетела из аэропорта Амдермы. Им не помешали даже сильный ветер и туман.
— Метеоусловия вчера были средненькие, ничего особенного, — считает пилот-инструктор аэроклуба «Истра» Игорь Рудой. — Только ветер сильный, но, как говорится, в воздухе ветра нет, поэтому была одна задача — взлететь, а дальше — просто полет. На легком самолете это было бы весьма проблематично, в этом смысле вертолет универсален, техника у нас проверена разными маршрутами, в том числе северным полюсом и кругосветными путешествиями.
О первых полетах сказать такого было просто нельзя. Самолет Нагурского был доставлен в губу Крестовую на судне «Печора». Два дня ящики с разобранным самолетом выгружали на берег у становища Ольгинского на судовых шлюпках. Их приходилось связывать попарно, так как они не выдерживали такой вес. После 14-часовой сборки самолет спустили на воду. 21 апреля 1914-го Нагурский поднял машину в небо. Температура воздуха за бортом была около минус 15 градусов, кабина самолета открытая и теплое обмундирование отсутствовало. Корпус самолета во время полетов в тумане обмерзал, одежда летчика покрывалась инеем. А во время третьего полета самолет сломался и ремонт продолжался более двух недель.
— Несмотря на то, что миссия Нагурского была безуспешной, ее главным результатом стало то, что в мире родилась полярная авиация. И сейчас мы отмечаем этот столетний юбилей. И мы водрузили памятный знак на Новой Земле, чтобы люди помнили о том, что Россия является колыбелью полярной авиации, — говорит потомственный пилот Михаил Фарих, внук знаменитого советского летчика Фабио Фариха.
Памятную табличку укрепили на лопасть от самолета Ан-2, который первым летал в Ненецком округе. Процесс установки стелы оказался не только волнительным моментом, но и трудоемким. Каменистую почву прорубали топором, землю с камнями выгребали буквально руками. Лопасть установлена, осталось только закрепить. И вот небесно-голубой памятник возвышается над арктической землей. В завершение экспедиции — круг почета.
Всего Ян Нагурский совершил пять полетов в небе над Арктикой общей продолжительностью более 10 часов. И несмотря на то, что пропавшие экспедиции летчик так и не обнаружил, его полеты имели очень большое значение. Нагурский внес существенные коррективы в карты, предоставил сопровождающим судам информацию о состоянии льда по маршруту движения, впервые выполнив тем самым функции ледовой разведки.
Сайт ТРК «СЕВЕР»