КАРСКАЯ МОРСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1932 ГОДА
"Бюлл. Аркт.инст.", № 4, 1933, с. 77-80
Задачей Карской морской операции 1932 г. являлся вывоз из Игарки около 26 ,5 тыс. стандартов пиломатериалов и из Нового Порта около 3 тысяч стандартов и около 200 тонн рыбных консервов. Одновременно с пароходами, направлявшимися за нашим экспортом, должны были быть направлены из заграницы импортные технические грузы и из Ленинграда грузы продовольственных и других потребительских товаров для снабжения населения Игарки и других полярных районов.
Для выполнения плана экспорта в Карскую операцию 1932 г. было зафрахтовано 28 пароходов, из которых 25 были направлены за экспортом на Игарку и 3 на Новый Порт. По флагам эти пароходы распределялись так: английских пароходов 13, норвежских 9, германских 2, эстонских 2 и советских 2.
Проводка судов Карской операции 1932 г. была выполнена ледоколом „Ленин", вышедшим из Архангельска 22 июля. На ледоколе находились начальник морской проводки Карской операции В. Шибинский, Бюро погоды в составе двух синоптиков, а также гидрологическая партия Гос. Гидрологического института в составе двух гидрологов.
Первая разведка льдов „Лениным" была обращена на пролив Югорский Шар, куда он прибыл 26 июля; пролив оказался непроходимым для судов, шедших без груза, с обнаженными в воздухе лопастями винтов. Сплоченный до 10 баллов лед был встречен в Баренцовом море за 40 миль до подхода к Югорскому Шару.
Следующая разведка была произведена для выяснения условий прохода» Карским морем от Маточкина Шара, к которому „Ленин" прибыл 28 июля. Разведка льдов показала, что в начале августа наиболее легкий путь к Оби и Енисею лежал через Маточкин Шар, вследствие чего начальное движение пароходов и было направлено через этот пролив. Гидросамолеты Н-2 и Н-3 могли начать разведку льдов в Карском море — первый 28 июля с о-ва Диксона и второй 20 августа из бухты Варнека на о-ве Вайгаче. В результате всех наблюдений над льдом, произведенных в Карском море в течение навигации 1932 г., получена следующая картина состояния льдов.
25 июля подход к Югорскому Шару с запада был закрыт льдом, заполнявшим пространство от губы Аямчиной (о-ва Вайгача) до о-ва Матвеева и уходившим далее в юго-западном направлении к печорскому берегу. Лед по курсу на Югорский Шар представлял собою смесь обломков торосистых полей и мелкобитого льда, грязно-желтого цвета, со следами сильного таяния; сплоченность льда доходила до 9 баллов и он был непроходим для обычных торговых судов. От Аямчиной губы лед вытягивался полосой, около 10 миль шириной, вдоль западного побережья о-ва Вайгача, уходя вдоль северозападного его берега в Карские Ворота. Против Карских Ворот, со стороны Баренцева моря, лед был разреженный. Юго-западная часть Карского моря была заполнена льдом. Вдоль западного побережья Ямала до мыса Хоросового и к западу, примерно до меридиана 66° Е, была чистая вода. К западу же от меридиана 66° Е до восточного побережья Новой Земли море было покрыто большими обломками полей и мелко-крупнобитым льдом, в значительной своей части уплотненным до 9—10 баллов. К востоку от Карских ворот находилась полынья, покрытая разреженным льдом; милях в двадцати к югу от входа в Маточ-кин Шар, у восточного побережья Новой Земли начиналась полоса чистой воды — шириной в 10—20 миль, которая, уходя на север, суживалась до 5 миль в районе ледников Розе. У мыса Спорый Наволок эта полоса воды соединялась с находившимися на востоке и на севере большими пространствами открытой воды. У мыса Спорый Наволок, к востоку от полосы чистой воды, лед уходил в восточном направлении и был отмечен на меридиане о-ва Белого в широте 75°20' N. Восточная часть моря от о-ва Белого до о-ва Диксона была 28 июля чиста.
Лед, наблюдавшийся с ледокола „Ленин" 28—30 июля, носил уже резкие признаки таяния. Условия погоды сильно способствовали таянию, и 9 августа наблюдениями с „Ленина" было установлено, что район на 100 миль к востоку от Маточкина Шара, ранее заполненный льдом сплоченностью до 7 баллов, был чист от льда, за исключением только одной полосы, шириной около 10 миль, находившейся в 15 милях к востоку от Маточкина Шара. Полоса же сплоченных (до 8 баллов) льдов была встречена на протяжении около 35 миль в районе между меридианами 65°00' Е и 66°30' Е, в широте 73°10' N. Разведкой 15 августа была определена южная граница этой полосы, находившаяся в широте 72°30' N.
15—17 августа было установлено, что от южной оконечности указанной полосы льдов в направлении на северовосточный мыс о-ва Вайгача до широты 71°20' N по всему горизонту была чистая вода, которая предположительно занимала всю югозападную часть моря. От точки 71°20/ N и 61°20' Е, где был встречен разреженный лед до 4-х баллов, остатки южных масс льда тянулись в направлении на Байдарацкую губу, тогда еще заполненную льдом. Южная кромка этой полосы была наблюдена в широте 70°30' N и долготе 59°30' Е. Лед, находившийся к северу от параллели пролива Малыгина, был грязно-желтого цвета, более южные же массы льдов в огромном большинстве случаев были чистые, без всяких признаков включения частиц грунта.
К 25—26 августа полоса льдов, расположенных вдоль о-ва Вайгача в направлении на Байдарацкую губу, значительно сузилась, простираясь от 71°30' N и 61°00' Е до 70°15' N и 65°10' Е. Байдарацкая губа к этому времени очистилась от льда.
К 25 августа северная полоса льдов по меридиану 65° Е исчезла. Последние признаки льда наблюдались в сентябре со шхуны „Белуха", в виде трех узких полосок разреженного льда, в широте 76°33; N и долготе 71042 Е. Последний, наблюдавшийся с самолета Н-3 лед в юго-западной части моря, был отмечен 29 августа в виде нескольких отдельно плававших льдин в широте 72°38; N и долготе 62°50' Е. Небольшое количество мелкобитого разреженного льда находилось также в 20 милях к югу от этой точки и вдоль Ямала от мыса Пайндте до мыса Пясидая.
С 30 августа ни одно из судов, следовавших из Югорского Шара прямыми курсами к о-ву Белому и далее к о-ву Диксону, льда не встречало.
Первые девятнадцать пароходов, подошедших с запада, были в течение времени с 4 по 25 августа проведены через Маточкин Шар. Остальные же девять прошли через Югорский Шар.
Обратное движение всех пароходов было направлено также через последний пролив. Очищение от льда Карского моря дало возможность после 25 августа непосредственную проводку судов „Лениным" прекратить и перейти на руководство движением судов по радиотелеграфу, стоя на якоре в Югорском Шаре.
С этого момента освещение состояния моря перешло на гидросамолеты. К сожалению, эта работа, в условиях наступившего осеннего режима в Карском море, кончилась 7 сентября гибелью самолета Н-3. Возвращаясь после разведки льдов на посадку в Белушью губу (Маточкин Шар), самолет попал в вертикально падающий поток отраженного горными склонам воздуха и, упав в воду, разбился. При этой аварии погибли командир самолета тов. Порцель, второй пилот тов. Дальфонс и наблюдатель — радист тов. Ручьев. Остальной экипаж самолета из трех человек, во главе с начальником морской и авиационной службы „ Комсеверпути “ М. И. Шевелевым, с большими трудностями добрался до берега и нашел приют в обсерватории Маточкин 'Шар. Тела погибших летчиков были преданы земле на возвышенности южного мыса полуострова у залива Тюленьего, где был поставлен навигационный знак — памятник.
Карская операция закончилась 8 октября, когда последний пароход с экспортом вышел из Югорского Шара в Баренцово море.
В результате Карской операции 1932 г. из Игарки экспортировано 26523 стандарта пиломатериалов и доставлено в нее 1473 тонны технического импорта и из Ленинграда 9480 тонн продовольственных и промтоварных грузов. Из Нового Порта экспортировано 3088 стандартов пиломатериалов и 148 тонн рыбных консервов и доставлено технического импорта 3787 тонн.
В. ШИБИНСКИЙ