сводка по немецким метео во время войны
взято с
http://reibert.info/forum/archive/index.php/t-6935.htmlWalter Wenk
05.10.2006, 11:31
Эх, смотрите.
Руге Ф. Война на море 1939-1945. Пер. с нем. М., 1957., разбивка страниц по Руге Ф., Война на море. 1939-1945., — М.: АСТ, СПб.: Полигон, 2000.
http://militera.lib.ru/h/ruge/index.htmlhttp://militera.lib.ru/h/ruge/13.html05.10.2006, 11:32
Метеорологическая служба в Арктике
Морские и воздушные операции в Северной Атлантике и в полярных морях во многом зависели от заслуживающих доверия прогнозов погоды. Последние приобрели ценность особого вида оружия; поэтому вскоре после начала войны был прекращен международный обмен метеорологическими наблюдениями, являющимися основой прогнозов, и соответствующие данные стали передаваться вооруженным силам только в зашифрованном виде. Таким образом, Германия лишилась всех данных, поступающих с запада и с севера и имеющих решающее значение для предсказания нашей погоды, которая приходит с запада. Выше уже упоминалось о том, что в 1940 г. к западу от района операций должны были постоянно находиться две из немногих действовавших в океане подводных лодок, которые доносили о тамошней погоде. В сентябре 1940 г. паровой рыболовный траулер “Заксен” был направлен для метеорологических наблюдений к побережью Восточной Гренландии и несколько недель [267] подряд радировал о своих наблюдениях из различных мест. J В 1941 г. это судно, в связи с намечавшимся рейдом “Тирпица”, произвело ледовую разведку в Датском проливе, а затем на 86 дней направилось для метеорологических наблюдений в район острова Ян Майен. Метеорологическое судно "Лауенбург", отправившееся ему на смену, уже на пути к острову было перехвачено противником. Метеорологическое судно “Гессен”, вышедшее в море в 1943 г., было вынуждено прекратить свой рейс из-за аварии в машинном отделении; оно долго носилось по морю в сильный шторм, а затем было взято на буксир подводной лодкой, доставившей его в Тромсё. Зимой 1944/45 г. метеорологическое судно “Вупперталь” с начала ноября по конец января находилось у льда, а потом пропало без вести, очевидно погибло во время шторма.
Невозможно было полностью полагаться на эти суда. Поэтому метеорологу Кнеспелю пришла мысль высаживать осенью в отдаленных пунктах Арктики метеорологические отряды с аппаратурой; такие отряды должны были радировать свои наблюдения до начала таяния льдов следующим летом. Полярная зима практически лишала противника возможности захвата таких станций даже и в тех случаях, когда их удавалось запеленговать. Были организованы следующие экспедиции.
"Почка".1941-1942 гг. Шпицберген. Два парохода доставили туда барак и снаряжение. Метеорологический отряд в составе шести человек был вывезен подводной лодкой в августе 1942 г.
“Орешник”.1942-1943 гг. Шпицберген, то же место. Метеорологический отряд доставлен подводной лодкой, весной обнаружен противником. Метеорологический отряд ускользнул и был вывезен подводной лодкой.
“Деревянный глаз”.
1942-1943 гг. Восточная Гренландия. Отряд доставлен метеорологическим судном “Заксен”, которое затем застряло во льдах. Весной произошли столкновения с датскими патрулями. “Заксен” потоплен самолетами. Метеорологический отряд частью взят в плен, частью вывезен немецким самолетом.
“Крестоносец”.1943-1944 гг. Северный Шпицберген. Отряд доставлен [268] подводной лодкой и пароходом. В июне 1944 г. вывезен подводной лодкой. Непосредственно перед этим Кнеспель погиб в результате несчастного случая.
“Виолончелист”.
1943-1944 гг. Восточная Гренландия. Отряд доставлен пароходом “Кобург”, который затем застрял во льдах близ берега и был сильно поврежден. Станция разместилась на суше в снеговых хижинах. Весной подверглась нападению противника. Метеорологический отряд вывезен самолетом в начале июня.
“Кладоискатель”.1943 — 1944 гг. Западная часть архипелага Земля Франца-Иосифа. Отряд доставлен в сентябре 1943 г. пароходом “Кединген”, часть снаряжения дополнительно доставлена самолетами. Весной почти все участники заболели трихинозом из-за употребления в пищу медвежатины и вследствие этого были досрочно эвакуированы самолетом.
“Эдельвейс-I”.1944 г. Восточная Гренландия. Отряд доставлен пароходом “Кединген” и подводной лодкой. “Кединген” перехвачен американским ледоколом “Портленд”, после того как торпеда, выпущенная подводной лодкой, ударилась о льдину “Кединген” потоплен, метеорологический отряд взят в плен.
“Эдельвейс-II”.1944 г. Восточная Гренландия. Первоначально эта экспедиция должна была отправиться на Землю Франца-Иосифа, но после гибели “Кедингена” ее послали в Гренландию Метеорологическое судно “Экстернштейне” с участниками экспедиции благополучно добралось до берега, но затем было замечено; метеорологический отряд и судно захвачены противником.
“Эспадрон”.1944 — 1945 гг. Северо-Восточная Земля Шпицбергена. Отряд доставлен в 1944 г. пароходом и подводной лодкой. Снят в сентябре 1945 г., в последние месяцы занимался исследованием Северо-Восточной Земли.
“Арктический волк”.1944 — 1945 гг. Остров Хопен{82} в районе Шпицбергена. Отряд доставлен подводной лодкой в октябре 1944 г. Снят после окончания войны. [269]