Последний полет Пе - 3 (13 АП ВВС СФ, 05.11.1942 г.)

ВВС, ВВС ВМФ, Пограничная служба и пр.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Последний полет Пе - 3 (13 АП ВВС СФ, 05.11.1942 г.)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Февраль 2012 12:43

Журнал "Техника молодежи", № 1, 1991 г.

 26.jpg
 25.jpg
 24.jpg


Антология таинственных случаев

Ни в коей мере не умаляя заслуг цивильных энтузиастов, давно ратующих за сохранение образцов уникальных машин, все-таки напомним, что первую в стране постоянную выставку авиационной техники создали военные летчики; Музей бронетанковой техники — танкисты; подводные лодки, торпедные, сторожевые и бронированные катера периода Великой Отечественной преобразовали в памятники боевой славы моряки. Причем подобные коллекции, как правило, возникали без предварительной шумихи с нулевым обычно результатом, что относится к музеям автомобиля, железнодорожного транспорта, кузнечного дела, старинных рудников и заводов.
Вот типичная история. Работники Музея авиации Краснознаменного Северного флота и военные авиаторы, что называется в инициативном порядке, собрали на местах вынужденных посадок несколько советских, английских и американских боевых самолетов, на которых наши летчики сражались в небе Заполярья. А рядом поставили немецкий Ме-109. Ни в одном другом музее (кроме Музея бронетанковой техники) не увидишь и не сравнишь отечественное и союзническое оружие с вражеским!
При этом сотрудники музея не ограничиваются восстановлением исторических машин. Они стараются выяснить обстоятельства гибели пилотов-североморцев, особенно тех, кто десятилетиями считался без вести пропавшим. Например, в 1979 году им стало известно, что на северной оконечности полуострова Канин обнаружен советский двухмоторный самолет военного времени. Поисковая группа обследовала его. Это оказался дальний истребитель Пе-3. В кабине — столько десятилетий! — покоились останки экипажа — старшего лейтенанта Ю. Михина и лейтенанта Н. Никульникова из 95-го истребительного авиаполка. Видимо, в воздушном бою над морским конвоем союзников их машину подбили, летчики дотянули до суши, но при посадке потерпели катастрофу. А родным сообщили: «Пропали без вести...»
В 1981 году неподалеку от поселка Никель нашли обломки истребителя Як-9. Фамилию погибшего 21 октября 1944 года командира звена 197-го истребительного авиаполка лейтенанта П. Шакуна установили по номеру найденной в кабине медали.
Не первый год североморцы ищут самолет дважды Героя Советского Союза Б. Сафонова. Встретив войну старшим лейтенантом, командиром эскадрильи 78-го смешанного авиаполка, он вечером 30 июля 1942 года одержал последние победы, защищая конвой PQ-16. «Самолет Сафонова, теряя высоту, планировал в направлении «Куйбышева», однако не дотянул 20—25 кабельтовых, упал в море и мгновенно затонул,— вспоминал адмирал А. Головко, командовавший Северным флотом.— Два часа после боя эскадренный миноносец «Куйбышев» искал Сафонова в море. И не нашел. Так и осталась невыясненной причина его гибели». К тому времени на счету командира 2-го гвардейского авиаполка, подполковника Сафонова, было 25 вражеских самолетов, уничтоженных лично, и еще 14, сбитых вместе с другими летчиками. Североморцы верят, что истребитель прославленного аса найдут, поднимут со дна Баренцева моря, и он займет почетное место в музее, находящемся в поселке Сафоново...
В Вооруженных Силах немало тех, кто отдает свободное время исследованию неизвестных доселе обстоятельств гибели наших воинов, розыску боевой техники периода Великой Отечественной. Причем иной раз выявляется нечто совершенно неожиданное...


© Виктор ДУДИН, старший лейтенант, г. Архангельск
Последний полет Пе - 3

Ранним утром 5 ноября 1942 года с аэродрома "Ягодник", что под Архангельском, взлетели два истребителя Пе-3, лейтенантов Александра Устименко и Виктора Горбунцова.
Ведущим шел Устименко, как наиболее подготовленный и имевший боевой опыт, о чем свидетельствовал орден Ленина на его гимнастерке. Вместе с ним летели штурман лейтенант Кузьма Банцев и пассажир - начальник штаба Беломорской авиагруппы Северного флота полковник Федор Попов. Ему предстояло руководить действиями флотской авиации против неприятельских кораблей, все чаще появлявшихся в наших арктических водах.
Дело в том, что после разгрома союзного конвоя РQ-17 в июле 1942 годa англичане и американцы задержали следующий РQ -18 до сентября, а потом и вовсе приостановили поставки военных грузов в нашу страну морем. Почти одновременно противник активизировал действия против советских судов не только в Баренцевом море, как было до сих пор, но и в Карском. Только в августе тяжелый крейсер "Адмирал Шеер" совершил набег на Диксон, потопив при этом ледокольный пароход "А. Сибиряков", подводная лодка У-209 у Новой Земли атаковала буксир и две баржи - погибло 305 человек, немецкие бомбардировщики все чаще совершали налеты на Архангельск. Наше командование в сентябре усилило противовоздушную оборону этого порта, направив на ближайшие к нему аэродромы 104-ю авиадивизию, 95-й истребительный авиаполк, оснащенный двухмоторными, двухместными дальними истребителями Пе-3, и часть самолетов 78-го авиаполка. Несколько раньше была создана Новоземельская военно-морская база, и гидросамолеты начали вести разведку вражеских субмарин в проливах и Карском море. Вот для координации действий авиации на этом театре военных действий и командировали опытного штабиста Попова, что означало и исключительную секретность полета пары Пе-3. До определенной точки маршрута с экипажами даже не поддерживалась радиосвязь. Но когда ее установили, то почти сразу же она прервалась - навсегда...
Сорок шесть лет тайна гибели двух боевых самолетов оставалась неразгаданной. Много здесь было непонятного - ведь перелет экипажей Устименко и Горбунцова был тщательно подготовлен, учтены все возможные неожиданности. Оставалось только гадать, что могло случиться на трассе, пролегавшей над безлюдными местами. Ведь не могли внезапно отказать двигатели сразу у двух машин! Могла случиться авария в неблагоприятных погодных условиях, выйти из строя системы управления. Но опять-таки не на двух машинах одновременно!
Два года назад в группу "Поиск", созданную в нашем гарнизоне, пришло сообщение от геологов, видевших в тундре разбитый советский самолет, видимо, военного времени. Через начальника геологоразведочной партии, я и Евгений Овчаренко связались с геологом Борисом Брянцевым. Побеседовали. Судя по его рассказу, нашли "пешку". Так летчики фамильярно называли двухмоторные бомбардировщики Пе-2 и их вариант, истребитель Пе-3.
"А что, если самолет перевезти в городок, восстановить и сделать центром задуманного мемориала в честь авиаторов Великой Отечественной?" - подумали мы. Поговорили с сослуживцами, посоветовались в политотделе, получили поддержку, и вскоре сложилась группа энтузиастов, готовых найти и взяться за восстановление машин, ведь на Пе-3 воевали летчики-фронтовики нашего полка!
По не зависящим от нас причинам экспедиция состоялась лишь летом 1988 года. Прежде всего, по данным геологов, мы проложили по карте маршрут к месту гибели самолета, подготовили инструмент, договорились с командованием об отпусках. Кстати, оно помогло группе, перебросив ее в нужный район на вертолете. А там начались долгие и трудные поиски в болотистой тундре. И вот она, "пешка"!
Разбитый истребитель покоился в травянистой, зыбкой почве, и пришлось немало потрудиться, извлекая его обломки. Да, это действительно был Пе-3. В кабине обнаружили останки трех летчиков, планшетку, полуистлевшие партийные билеты, личные вещи и оружие. Там, в тундре, на месте катастрофы, мы решили, что мемориал потерпит - прежде нужно установить имена погибших, постараться разыскать их родственников. Ведь исходные данные у нас имелись - удалось очистить от ржавчины и выявить заводской номер самолета.
Документы мы отправили в лабораторию экспертизы областного управления Министерства внутренних дел, потом списались с архивами, военными учреждениями, за водами и военкоматами, съездили в Центральный военно-морской архив в Гатчину. Настойчивость принесла успех. Выяснилось неожиданное - этот самолет принадлежал нашему авиаполку! Больше того, командиром погибшего Пе-3 оказался тот самый Устименко!!!
Среди погибших был и полковник Попов. Его боевая " судьба сложилась непросто. Войну он встретил на Балтике, в должности начальника штаба авиационного соединения. Дрался умело, храбро, но случилось непредвиденное,- среди подчиненных нашелся предатель, некто Иванов, перелетевший на боевой машине к врагу. Незамедлительно командира соединения отправили с понижением на Дальний Восток, a Попова - на Север. Полковник и здесь бил нацистов, получил орден Красной Звезды. Кстати, когда Федор Федорович садился в кабину Пе-3, у него на руках уже было служебное предписание о назначении его начальником штаба Военно-Воздушных Сил Краснознаменного Балтийского флота. Не зря же он накануне вылета написал жене в Ленинград, обрадовав ее скорой встречей. С тех пор полковник Попов числился пропавшим без вести.
На церемонию захоронения погибших авиаторов в военный городок приехали дочери Попова и Устименко, шестеро братьев и сестер Банцева. Им показали вещи, найденные в обломках Пе-3, и надо было видеть потрясение Антонины Андреевны Банцевой, когда она узнала расческу брата, и Альбины Александровны Кузьминой (Устименко), повторявшей, что она совсем было потеряла надежду узнать что-нибудь об отце...
Устименко и Банцева похоронили рядом с могилами летчиков, павших в годы Великой Отечественной войны, а урну с прахом Попова по просьбе дочери Маргариты Федоровны отвезли в Ленинград. Теперь он покоится рядом с прославленным подводником Александром Маринеску, который стал Героем Советского Союза спустя 45 лет после подвига.
А наша группа не остановилась на этом. Преодолев многочисленные бюрократические препоны, мы добились, чтобы дочери погибших фронтовиков получили положенные им по закону льготы, полк взял над ними шефство.
...Осмотрев разбитый самолет, мы пришли к выводу, что он потерпел катастрофу при попытке совершить вынужденную посадку. В самый последний момент планирующий истребитель зацепился за деревья, перевернулся и ударился о землю. Оставалось непонятным, что именно заставило Устименко прервать столь ответственный полет и искать мало-мальски подходящее место, чтобы сесть в безлюдной тундре? Техническая неисправность, как предполагали еще в 1942 году?
Нет, на частях обшивки и деталях были пробоины от авиационного крупнокалиберного пулемета! Такие стояли на немецких истребителях, но каким образом они могли оказаться под Архангельском?
По нашей просьбе штурманы сделали расчеты. Оказалось, что вражеский истребитель должен был стартовать с ближайшего аэродрома люфтваффе, пролететь над Кольским полуостровом, горлом Белого моря, затем углубиться в архангельскую тундру. То есть до встречи с "пешкой" пройти чуть ли не полный радиус, за считанные секунды поразить цель и немедленно лечь на обратный курс - в противном случае ему не хватило бы топлива, чтобы дотянуть до своих. Это было невероятно.
Но, может, немцы знали, куда и зачем шли - в конкретное время и конкретную точку маршрута Пе-3 по данным своей разведки. Нет, это исключалось, поскольку время вылета и путь пары держали в строжайшем секрете.
Так неужели у немцев на нашей территории был "аэродром подскока"? Ничем иным объяснить гибель "пешек" не представлялось возможным. Поверить было трудно, к тому же архивы какими-либо сведениями на сей счет не располагали, а историки единодушно утверждали, что на территорию Архангельской области нога немецкого оккупанта не ступала.
Тем не менее решили проверить и эту версию. В июле 1989 года наши летчики произвели аэрофотосъемку одного из "подозрительных" районов и близ Окулова озера обнаружили заброшенную, удлиненную площадку, напоминавшую аэродром. Туда мы и направились.
Это был действительно аэродром, причем не наш, а именно немецкий, о чем свидетельствовало покрытие взлетно-посадочной полосы пластинами рурскрй стали. Мы увидели полуразвалившиеся жилые постройки, сооружения для обслуживания боевой техники. Позже геологи Юрасской разведэкспедиции рассказали, что в том районе находили бочки из-под горючего, в маркировке которых имелась свастика. Они же встречали старых охотников-промысловиков, видевших здесь во время войны немецких солдат.
Все это не только поразило нас, но и поставило перед нами массу новых вопросов. Например, ладно, факт существования секретного вражеского аэродрома позволяет объяснить тайну гибели и найденной "пешки", и других исчезнувших машин, но когда, как он появился в нашем тылу? И что случилось с другим истребителем - Горбунцова? Он, как мы знаем, был ведомым и при появлении противника, несомненно, вступил в бой. Значит, где-то неподалеку лежит и второй самолет, да и не исключено, что и сбитые немецкие. Словом, точку ставить рано. "Поиск" продолжает поиск...


продолжение следует
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Последний полет Пе - 3

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Февраль 2012 12:48

ЦВМА, Ф.12 Оп.5 Д.162
Донесения о безвозвратных потерях, 12.01.1943, Штаб ВВС СФ.

 012-0000005-0162-00000010.jpg
 012-0000005-0162-00000011.jpg
 012-0000005-0162-00000012.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Попов Федор Федорович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Февраль 2012 12:51

 ф3-Попов Федор Федорович.jpg
 к43.jpg
Номер записи 75652654
Фамилия Попов
Имя Федор
Отчество Федорович
Дата рождения __.__.1903
Место рождения Вологодская обл., Вохомский р-н, Семеновский с/с, д. Гарь
Место призыва Ораниенбаумский РВК, Ленинградская обл., Ораниенбаумский р-н
Последнее место службы СФ, 3 АГ БВФ
Воинское звание полковник
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 06.11.1942
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Устименко Александр Иванович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Февраль 2012 12:53

 ф5-Устименко Александр Иванович.jpg
 к71-Устименко Александр Иванович.jpg
Номер записи 76255285
Фамилия Устименко
Имя Александр
Отчество Иванович
Дата рождения __.__.1920
Последнее место службы СФ, 13 АП 1 АЭ
Воинское звание мл. лейтенант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 05.11.1942
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

 к41-Устименко Александр Иванович.jpg
Номер записи 76255546
Фамилия Устишенко
Имя Александр
Отчество Иванович
Дата рождения __.__.1920
Место рождения Украинская ССР, Ворошиловградская обл., г. Красный Луч
Последнее место службы СФ, 13 АП ВВС
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 05.11.1942
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Банцев Кузьма Андреевич

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Февраль 2012 12:57

 ф4-Банцев Кузьма Андреевич.jpg
 к42-Банцев Кузма Андреевич.jpg
Номер записи 75483207
Фамилия Банцев
Имя Кузьма
Отчество Андреевич
Дата рождения __.__.1918
Последнее место службы СФ, 13 АП ВВС
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 05.11.1942
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Горбунцов Виктор Степанович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Февраль 2012 13:00

 Горбунцов В.С..jpg
Номер записи 75623961
Фамилия Горбунцов
Имя Виктор
Отчество Степанович
Дата рождения __.__.1918
Последнее место службы СФ, 13 АП ВВС
Воинское звание ст. сержант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 05.11.1942
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Дергилев (Дергелев) Иван Георгиевич

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Февраль 2012 13:01

 Дергилев Иван Георгиевич.jpg
Номер записи 75760106
Фамилия Дергилев
Имя Иван
Отчество Георгиевич
Дата рождения __.__.1918
Последнее место службы СФ, 1 эскадрилья 13 ав. полк
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 05.11.1942
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ревда. Братская могила

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Февраль 2012 13:34

 Ревда-1-4.jpg
 Ревда-5-10.jpg
 Ревда-11.jpg
 Ревда-вкл.jpg

18.9.1987 г. на братской могиле установлена мемориальная плита где увековечены дополнительно летчики отдельной морской авиагруппы ВМФ погибшие в годы войны на территории Ловозерского района:

1. П/п-к ПОПОВ Федор Федорович - 1903 - 5.11.1942г.
2. Ст.л-т ДИГОВЦЕВ Григорий Прокофьевич - 1915г. - 18.9.1942г.
3. Л-т УСТИМЕНКО Александр Иванович - 1920г. - 5.11.1942г.
4. Л-т ШОКУРОВ Александр Федорович - 1911г. - 18.9.1942г.
5. Л-т БАНЦЕВ Кузьма Андреевич - 1918г. - 5.11.1942г.
6. Л-т ДЕРГИЛЁВ Иван Георгиевич - 1918г. - 5.11.1942г.
7. Ст.с-т ГОРБУНЦОВ Виктор Степанович - 1918г. - 5.11.1942г.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Последний полет Пе - 3

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Февраль 2012 14:08

© Усенко К.С. 2000
В НЕБЕ ЗАПОЛЯРЬЯ
(фрагмент)
Рано утром следующего дня я вступил в командование дежурными средствами и вместе с экипажем Вити Горбунцова мы несем дежурство. Меня зовет к телефону начальник штаба авиаполка майор Тихонов, который ставит нам боевую задачу быть готовыми к вылету на аэродром Поной, где вступить в подчинение командиру 95-го авиаполка на период перехода конвоя. Я повторяю приказание и говорю своему экипажу взять с собой все вещи. Командир 95-го авиаполка знает меня, и мы могли в этом авиаполку закрепиться на постоянную службу.
Вскоре майор Тихомиров ставит мне дополнительную задачу: взять в кабину летчика начальника штаба ОМАГ полковника Попова и доставить в Поной. Я снова повторяю приказание и предупреждаю об этом свой экипаж. Авиатехнику Александрову передаю, что он полетит не в кабине летчика, а в хвостовом отсеке фюзеляжа самолета, где на самолетах Пе-2 располагается кабина воздушного стрелка-радиста.
Подготовка к вылету была настолько оживленной, что даже командиру авиаполка стали известны ее детали. Вскоре ко мне подходит мой друг, командир звена лейтенант Устименко: “Я получил приказание вылетать в Поной вместо тебя, а тебе надо сейчас прибыть к командиру авиаполка для беседы”. “Ну что ж, желаю тебе успехов в выполнении поставленной задачи”, - говорю своему боевому другу. Мы в последний раз пожали друг другу руки и разошлись – он к своему самолету, а я к комполка В.П.Богомолову.
Подходя к стоянке, я увидел, что на старт рулят две машины Пе-3 – лейтенанта Устименко и сержанта Горбунцова. В кабине летчика рядом со штурманом, лейтенантом Банцевым, сидел бывший начальник штаба ОМАГ полковник Попов, который готовился к отправке на Краснознаменный Балтийский флот, куда его назначили начальником штаба ВВС КБФ. Когда я поравнялся с машиной Александра Ивановича Устименко, то поднял руку и начал махать, желая ему успехов. Александр Иванович ответил на мое приветствие. Это была наша последняя встреча. Самолеты Пе-3 лейтенанта Устименко и сержанта Горбунцова на аэродром Поной не прибыли.
Вечером я встретил капитана Гаркушенко, который сообщил, что он прилетел из Поноя и время его полета почти совпало с полетом Устименко и Горбунцова. На маршруте полета было сильное обледенение, и приходилось часто включать антиобледенительную систему. От плоскостей, фюзеляжа и моторов часто отрывались большие льдины. Аэродинамика самолета нарушалась, и самолет был неустойчив в полете. Об этом разговоре с капитаном Гаркушенко я доложил командиру авиаполка майору В.П.Богомолову, который успокоил меня и направил в землянку отдыхать. Прощаясь, он сказал, что завтра утром к этому еще вернется.
В землянках, где отдыхали летчики, вечером долго продолжался разговор о полете летчиков Устименко и Горбунцова. Большинство летчиков сходилось во мнении, что лейтенант Устименко прервал полет из-за сложных метеоусловий и что они скоро узнают место посадки его самолета. Сержант Горбунцов не имел опыта пилотирования самолетов в таких условиях, с пилотированием не справился и, наверное, потерпел аварию.
Рано утром мой экипаж вызывает к себе командир авиаполка майор Богомолов и сообщает, что об экипажах лейтенанта Устименко и сержанта Горбунцова в штаб никаких известий не поступало, надо их разыскивать. Задача: произвести полет до аэродрома Поной, хорошо осмотреть местность и возвратиться, тщательно просматривая поверхность земли по предполагаемому маршруту полета группы лейтенанта Устименко. И вот я уже в воздухе, погода исключительно мерзкая, видимость до предела ограничена, к тому же машина сильно обледеневает, особенно кабина летчика. Полет крайне затруднителен, комья льда все время обрываются, видно только под собой и фактически наш полет безрезультатен. После обеда делаем второй полет, чтобы осмотреть южное побережье Белого моря – и тоже впустую.
Вечером летчики, штурманы и технический состав наперебой спрашивают меня, где я летал и что видел. Все переживают утрату летчиков. Экипаж лейтенанта Устименко был первым кандидатом на представление к званию Героя Советского Союза. Очень расстроен и я, но мне чуть легче – я имею право летать на поиски и могу хоть что-то увидеть, другие же могут только советовать и высказывать свои предположения, какой район необходимо осмотреть в очередной раз.
Утро второго дня началось низкой 10-балльной облачностью с мощными и частыми снежными зарядами и сильным порывистым ветром. Командование решило не посылать экипажи на выполнение боевого задания, но я хотел еще раз полететь на поиск пропавших экипажей.
И вот мы уже в воздухе, видимость ограничена, очень часты снежные заряды с интенсивным обледенением машины и особенно кабины летчика, мороз и ветер. Начинаем выполнять план своего поиска и следуем на аэродром Поной. Дважды возникает мысль о возвращении из-за сильного обледенения и потери устойчивости машины в полете. Проходим Поной и следуем на север вдоль побережья Белого моря. Затем берем курс на Канин Нос. Этот участок самый трудный из-за высокой степени обледенения. На этом участке я страшно ругал фашистов, которые затеяли эту войну, где я теряю одного за другим своих друзей. Саша Устименко был последним моим боевым другом, с которым я начал Великую Отечественную войну в составе нашего авиаполка. После Канина Носа мы вдоль побережья отправляемся на юг, тщательно осматривая поверхность побережья. Несколько галсов делаем по маршруту с берега Белого моря до острова Ягодник. Однако наш поиск не увенчался успехом, о чем я и вынужден был доложить командиру авиаполка. Ничего не получилось и на втором, послеобеденном вылете. Вечером командир авиаполка майор Богомолов заключает, что самолеты лейтенанта Устименко и сержанта Горбунцова упали в море и поиски их необходимо прекратить. Это были мои последние полеты на Севере в годы Великой Отечественной войны.

Вечером к боли потери боевых друзей прибавилось переживание, что авиаполк должен передать самолеты и экипажи в другие части и ехать на переформирование. Среди тех, кто сообщал эту информацию, были и такие, кто лично читал приказ командующего ВВС Северного флота. Здесь же передали, что летчики Соловьев и Епифанов уже отправились к месту новой службы под Москвой, и наш полковой “певец” Семен Жучков под аккомпанемент Ивана Койпиша на гармонике спел шутливую песню на мотив “Кирпичиков”, написанную младшим лейтенантом Обойщиковым: “И по летчику, по технарику растащили тринадцатый полк…” Однако официально боевая задача с нас не снималась. После ужина мне передали, что меня приглашает жена Горбунцова.
Когда я зашел к ней, она вначале начала плакать, потом успокоилась, и я вкратце рассказал о своих поисах… После войны я узнал из газет, что самолет лейтенанта Устименко нашли с пробоинами. Ясно, что он был сбит вражескими наземными силами. Там же сообщалось, что экипаж лейтенанта Устименко похоронен вместе с боевыми друзьями авиаполка. В отношении причин гибели экипажа я не совсем согласен, а в том, что он похоронен, убедился, когда летал на встречу с обеспечивавшими союзные конвои. Я поклонился могилам Александра Устименко и Кузьмы Банцева. Перед моим взором пронеслись картины нашей совместной службы в авиаполку и тех воздушных боев, которые мы проводили в годы Великой Отечественной войны.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск


Вернуться в Потери военной авиации в Арктике



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения