Нэрм Юн
17 октября 2002 (32)ПОИСК ЭКИПАЖА ПЕ-3
Николай Васильевич Хоменко сообщил, что в 1944 году из Шойны в Пешу пришло сообщение, что канинские ненцы перешли Канин Камень и наткнулись на наш истребитель. Но людей в самолете они не обнаружили. Бывший начальник НКВД по Канино-Тиманскому району Рухлов вылетал туда на двух самолетах По-2. Но они также не нашли людей, не было и крови. Оленеводы говорят, что кровь могла уйти с осадками, а трупы съесть лисы и песцы. Экспедиция вывезла один пулемет, хотя обычно на таких типах истребителей устанавливалось по три пулемета.
Мы решили проверить эту информацию и узнали целую историю об аварии. Еще осенью 1942 года пастушка Анна Федоровна Чупрова, работавшая тогда в оленеводческой молодежной бригаде, была свидетельницей трагедии.
"Днем это было, в сильный туман. Дежурили мы в стаде, и вдруг возле сопки Горелой услышали шум самолета, а потом сильный взрыв. Испугались мы, думали, немцы бомбят нас. А туман, ничего не видно. Хотелось побежать туда - оленей одних оставить нельзя, а потом и страшно ведь было. Что там взорвалось, кто знает. Прошла ночь, а утром собаки стали беспокоиться и выть. Воют и воют, как по покойнику. Ну, решили пойти. Пешком пошли, быков-то мало было, почти всех на фронт забрали. Пришли к Камню, смотрим, самолет наш советский разбитый. Правда, не сам самолет, а куски от него лежат разбросанные. А на самой сопке земля и камни словно огнем опаленные. Спустились с сопки, стали обломки рассматривать. Смотрим - два летчика мертвых лежат в стороне. Их, наверное, взрывом выбросило. Схоронили мы их на сопке".
Об этом написал в ноябре 1979 года бывший председатель колхоза "Северный полюс" Ю.С. Егоров ("Нярьяна Вындер", очерк "Назови мне, Камень, их имена"). Он был на Канине в августе 1972 на Дне оленевода и побывал на могиле летчиков. Уезжая, они поправили могилку и установили на ней пулемет с разбившегося самолета.
Этот очерк прочитала учащимся Несской школы учительница истории Светлана Георгиевна Покровская. Ребята загорелись желанием установить имена героев. Была создана группа поиска. Учащимися под руководством С.Г Покровской была проведена огромная работа. Ребята не только установили имена погибших, но и нашли их сослуживцев и родственников.
Так, 13 октября 1980 года в Неси произошло большое событие: сюда прилетел вертолет с сопки Горелой. На этом вертолете везли урны с прахом погибших летчиков. В Неси состоялся митинг. Собравшиеся увидели портреты воинов и урны с выгравированными фамилиями: Михин и Никульников. В тот же день урны были доставлены в Архангельск, где через несколько дней состоялось захоронение останков погибших. ("НВ" от 24.10.1980 г., "Поиск увенчался успехом", автор О. Першанин - директор Несской школы).
Позже Светлана Покровская в статье "Они защищали Родину" (18.11.1980 г.) рассказала о поиске погибших летчиков, об их судьбах. Вот что они обнаружили в документах военных лет.
"Два "Пе-3" вылетели на прикрытие союзных транспортов в восточной части Баренцевого моря. Один самолет с задания не вернулся. Командиром экипажа самолета был лейтенант Михин Борис Иванович, а штурманом лейтенант Никульников Николай Михайлович".
Немного позже, 9 мая 1984 года, В.А. Ерюхин, старший геолог Тиманской экспедиции, посвятит им свое стихотворение "Сгоревшие звезды" ("НВ", 88).
Мы написали письмо В. А. Ерюхину, и он сообщил нам следующее. В свое время он приходил в Ненецкий окружной краеведческий музей, рассказывал о Михине и Никульникове, пытался как-то расшевелить народ, чтобы собрать деньги на скромный памятник и поставить его либо на сопке Горелой, что на Канине, либо в Нарьян- Маре, где можно было бы поставить памятник всем геройским экипажам, погибшим в годы войны. Он пожелал нам удачи в этом благородном, очень нужном деле. Герои не должны быть забыты. Обязательно нужен памятник и, возможно, небольшая книга Славы, где были бы описаны подвиги летчиков.
© С.В. КОЗЛОВ