Курсы полярных работников (КПР)
Добавлено:
07 Февраль 2022 01:09
Дирижаблист
Коллеги, здравствуйте.
Прошу помощи / наводки. Профессионалы пишут (В. Бородачёв, например), что в 1930-е годы в экипажи самолётов ледовой авиаразведки начали включать соответствующих специалистов, прошедших подготовку на курсах ВАИ. Курсы эти в разных источниках называются по-разному: "курсы ледовых наблюдателей", "курсы гидрологов", "курсы техников-гидрологов", а где-то даже "курсы ледовых разведчиков". Возможно, это всё об одних и тех же курсах, а может, и нет.
Буду признателен за любую информацию: где всё же готовили наблюдателей ледовой авиаразведки в 1930-х годах? Как эти специалисты назывались?
Курсы полярных работников (КПР)
Добавлено:
19 Июль 2022 14:44
VlZamyatin
С образованием в декабре 1932 г. ГУСМП и подчинением ему и ВАИ полярных станций (до создания особого Управления полярных станций) при ВАИ создаются первые курсы полярных работников – для подготовки кадров для работы на станциях, число которых с каждым годом растёт. Прежде были организованы курсы при Главной геофизической обсерватории (по подготовке метеорологов-наблюдателей)
Об этих первых курсах как раз те статьи, которые приведены выше в этом обсуждении. Из перечня предметов видно, что здесь готовились работники среднего звена – не наблюдатели ледовой разведки. Выпускники направлялись на работу на станции.
По приказу по ВАИ № 53 от 11.03.1933 (за подписью дир-ра института Самойловича Р.Л.):
«Зачислить штатными слушателями курсов полярных наблюдателей с 7 марта 1933 г. 34 чел., одобренных приёмной комиссией и признанных годными для зимовки медицинской комиссией со стипендией в 150 руб. в мес. из средств курсов без предоставления общежития". [далее – список фамилий]
"Зачислить В.Н. Кедроливайко заведующим учебной частью курсов полярных наблюдателей, по совместительству, с окладом 200 руб. в мес. с 5 марта 1933 г.» (Архив отдела кадров ААНИИ. Приказы по личному составу ВАИ. Оп. 3. Д. 4. 1933. Л. 16 об. – 17 об.)
Чуть ранее (приказ № 48 от 5 марта 1933 г.) «Назначить И.Л. Русинову заведующей курсами по подготовке метеорологов для полярных экспедиций» (Архив отдела кадров ААНИИ. Приказы по личному составу ВАИ. Оп. 3. Д. 4. 1933. Л. 12 об.)
Из 34 чел. к занятиям не приступили четверо, на освободившиеся места были взяты другие 4 (в т.ч. Ю.М. Барташевич, впоследствии известный ледовый разведчик).
Приказ по ВАИ № 81 от 13.06.1933 за подписью зам.дир-ра В.Ю. Визе:
«На основании результатов испытаний, установленных для слушателей курсов аэрометнаблюдателей и по Постановление Совета курсов от 5 июня 1933 г. считаются окончившими успешно курс и имеющими право получить установленные удостоверения» приведены фамиоии 23 чел., двух стажеров и курсантов, всего - 27 чел.)
«Вследствие слабой успеваемости и неудовлетворительных итогов испытаний исключаются с выдачей удостоверения «о пребывании на курсах с 07.03 по 15.06» - остальные, 7 чел.
Проработавшие курс «весьма успешно»: Б.В. Карышев, П.В. Мельгунов, К.В. Савримович (Архив отдела кадров ААНИИ. Приказы по личному составу ВАИ. Оп. 3. Д. 4. 1933. Л. 53 и об.)
Приказ № 90 от 28.06.1933 за подписью В.Ю. Визе: «В связи с окончанием работ на курсах наблюдателей-метеорологов исключаются из списков и снимаются с оплаты из средств курсов» (Архив отдела кадров ААНИИ. Приказы по личному составу ВАИ. Оп. 3. Д. 4. 1933. Л. 57 об. – 58)
Всё это ярко свидетельствует о направленности курсов.
В 1934 г. были организованы курсы техников-гидрологов. Опять-таки для подготовки работников среднего звена. Сведения об их окончании заносились в графу "Образование" в личных листках по учёту кадров. Система курсов подготовки специалистов среднего звена в институте расширялась, увеличивалось число специальностей и продолжительность курсов.
С 1938 г. действовала аспирантура для научных работников (это подготовка специалистов высшего звена).
После реорганизации ГУСМП и ВАИ в июне 1938 г. курсы также немного меняются.
Об этом есть три публикации:
На курсах полярников // Проблемы Арктики. - 1939. - № 5. - С. 104.
Курсы полярных работников // Проблемы Арктики. - 1941. - № 2. - С. 91.
Хроника // Советская Арктика. - 1939. - № 8 (август). - С. 122-123.
В последней заметке указано:
"Техническая школа метеорологии и связи организуется в Москве. В школе будут готовиться радиотехники, электромеханики, синоптики, аэрологи и метеорологи. Будут приняты 160 чел. Занятия начнутся 15 ноября. Окончившие школу должны будут не менее двух лет работать на предприятиях Севморпути (122) Подготовка кадров полярников. Отдел подготовки кадров Главсевморпути реорганизован в Управление учебных заведений. На него возложена руководство всей подготовкой и переподготовкой кадров высшей и средней квалификации, инспектирование учебных заведений Главсевморпути, учебно-методическое руководство работой по подготовке и повышению квалификации массово-технических кадров. В Гидрографическом институте с 1 сентября этого года организуется гидро-метеорологический факультет. 1 ноября открываются курсы усовершенствования командного состава морского и речного флота. Организуется заочное обучение экипажей ледоколов для подготовки к сдаче экзаменов за курс техникума. Заочники полностью будут обеспечены учебными пособиями, планами, квалифицированными консультациями. Непосредственное руководство и контроль за учебой заочников поручен капитанам судов" (123)
В Арктическом институте теперь действуют курсы по подготовке экспедиционных работников:
Приказ № 380 от 23.12.1938 за подписью директора П.П.Ширшова:
"Курсы по подготовке экспедиционных работников при АНИИ считать открытыми с 7 декабря". В группу гидрологов набор составил 23 чел., бурмастеров – 65, коллекторов – 43. (Архив отдела кадров ААНИИ. Оп. 3. Д. 40. Приказы по личному составу, октябрь-декабрь 1938 г. Л. 145-146).
Приказ № 07 17.01.1941 за подписью начальника Управления полярных станций ГУСМП Капитохина:
"Считать организованными в Москве при Техшколе ГУСМП и в Ленинграде при АНИИ курсы повышения квалификации Управления полярных станций ГУСМП в количестве 105 чел."
Начало занятий с 02.01.1941. В Москве обучались 95 чел. (радиотехники – 28, радисты-механики – 10, механики-электротехники – 6, механики-электрики – 11, гидрометеорологи – 12, гидрометеорологи-радисты – восемь), в Ленинграде – 10 (аэрологи – радиозондисты – 6) (Архив отдела кадров ААНИИ. Оп. 3. Д. 55. Приказы по УПС. Копии. Октябрь 1940 – октябрь 1941 г. Л.71-76)
На 1939 г. в АНИИ работали курсы повышения квалификации для аэрологов, для среднего звена (без указания специальности), а также аспирантура (ЦГАНТД СПб. Ф. р-369. Оп. 1-1. Д. 315. Л. 2, 3)
На 1946 г., например,продолжая разговор именно о курсах, были курсы повышения квалификации для гидрологов, метеорологов, аэрологов, наблюдателей полярных станций. Кружки по английскому языку (ЦГАНТД СПб. Ф. р-369. Оп. 1-1. Д. 704. Л. 3)
На 1951 г. действуют «курсы повышения квалификации инженерно-технических работников» - на них обучалось 165 чел. (ЦГАНТД СПб. Ф. р-369. Оп. 1-1. Д. 862. Л. 15).
А первые курсы ледовых разведчиков были организованы при ААНИИ только в 1959 г.
Архив отдела кадров ААНИИ. Д. 855. Л. 47-49. Приказ № 92-Р от 6 марта:
"В целях повышения теоретического и практического уровня ледовой авиационной разведки, выполненной сотрудниками института и арктических обсерваторий".
Зачислено слушателями 34 чел. Продолжительность: 16.03 - 20.04.1959. по окончании курсов - экзамены.
Выдаётся удостоверение "на право участия и проведения ледовой авиационной разведки на СМП в качестве гидрологов-разведчиков".
Руководитель курсов - С.И. Петров.
От посещения занятий были освобождены, но обязаны были сдать экзамены и получить удостоверения опытные гидрологи, имеющие большой опыт ледовых авиаразведок - 12 чел. (в т.ч. В.И. Шильников, М.М. Сомов, Ю.М. Барташевич, Н.А. Волков и др.).
Далее - несколько выписок из личных дел, чтобы показать, какое образование и опыт были у этих опытных ледовых авиаразведчиков.
Личное дело Юрия Матвеевича Барташевича (Архив отдела кадров ААНИИ)
Образование среднее
Из автобиографии 1949 г.: «22 марта 1933 г. поступил на курсы полярных метеорологов-наблюдателей при Арктическом институте и с этого времени работаю в системе Главсевморпути непрерывно. В июне 1933 г. назначен младшим метеорологом на полярную станцию мыс Оловянный (Северная Земля). Не достигнув по ледовым условиям Северной Земли, работал в Северо-Земельской экспедиции на л/к «Седов. Я января по июль 1934 г. учился на курсах гидрологов-техников при Арктическом институте» (л. 9).
Далее – гидролог в эксп-и на «Седове», в 10.1934 г. зачислен в штат ВАИ на камеральную обработку материалов экспедиции. Гидролог на станциях на м. Челюскина и в прол. Санникова.
«Весной 1939 г. назначен гидрологом преднавигационной авиаразведки льдов в Карском море на самолёте СССР Н-170 командира Водопьянова М.В. В течение марта – мая 1940 г. – гидролог зимней ледовой авиаразведки в морях Карском и Лаптевых на самолёте Н-211 командира Махоткина В.М. В навигацию 1940 г. – ст.техник-гидролог в штабе морских операций Западного сектора Арктики» (л. 9 об.)
Война и демобилизация весной 1942 г. «С июня 1942 по ноябрь 1945 г. – старший гидролог полярной станции мыс Челюскина. В навигацию 1944 г. (август – сентябрь) – гидролог навигационной авиаразведки льдов в Карском и Лаптевых морях на самолёте Н-325 командира Стрельцова А.Т." (л. 9 об. – 10).
Из производственной характеристики 1946 г.: «Одним из первых т. Барташевич принимал участие в ледовых авиаразведках, устанавливая и совершенствуя методику ледовых наблюдений» (л. 13).
Личное дело Виктора Ивановича Решёткина
Образование среднее
Из автобиографии 1954 г.: «После демобилизации поступил на курсы гидрологов при Арктическом научно-исследовательском институте в Ленинграде [декабрь 1938], одновременно учился и работал в Арктическом институте. Курсы окончил в апреле 1940 г.» (л. восемь)
Далее был техником в отделе ледовой службы, участвовал в экспедиции ледового патруля. Демобилизован весной 1942 и работал старшим гидрометеорологом. Сначала на п/станции Кигилях. Числился по Управлению п/станций до 1947 г.
Из производственной характеристики 1949 г.: «Летом 1947 г. тов. Решёткин вернулся из Арктики и вновь был определён в отделение ледоведения на должность ст. гидролога… После возвращения из Арктики тов. Решёткин ежегодно участвует в ледовой авиаразведке» (л. 12).
Личное дело Николая Тимофеевича Субботина.
Образование среднее.
Из автобиографии 1949 г.: «В декабре поступил на курсы гидрометеорологов-полярников при Главной геофизической обсерватории. В конце мая 1932 г., окончив курсы, я выехал на гидрометстанцию Ногинский рудник (Эвенкийский округ, Илимшийский район). На этой станции, проработав до конца сентября 1933 г., я по окончании договора вернулся в Ленинград. … Не найдя работы по специальности, я в декабре месяце поступил на курсы гидрологов при Арктическом институте. Курсы окончил в мае 1934 г. и был направлен в Управление полярных станций Главсевморпути для работы на полярных станциях. В Управлении полярных станций работал до 20 февраля 1941 г., после чего был переведен в Арктический институт, где работаю по настоящее время…» (л. 8 и об.). Работал техником-гидрологом.
В характеристике 1946 г. указано, что в 1942 и 1943 гг. работал в ледовых патрулях, «в 1944 и 1945 гг. принимал участие в ледовых авиационных разведках в Арктике, предоставляя отличный по качеству материал наблюдений» (л. 11).
В то же время зиму 1945 и 1946 г. он работает гидрологом в штабе моропераций (л. 12, 13).
Об опыте подготовки ледовых разведчиков в предшествующие годы свидетельствуют несколько публикаций:
Карелин Д. Б. 20 лет ледовой разведки // Проблемы Арктики. - 1946. - 1945, № 1. - С. 97-98.
Антонов, В. С. Авиаразведки на Земле Франца-Иосифа // Советская Арктика. - 1936. - № 7 (июль). - С. 90-92.
Жадринский В. Наболевшие вопросы ледовой разведки // Советская Арктика. - 1941. - № 4 (апрель). - С. 56-60.
Петров, Л. Подготовка штурманов - ледовых авиаразведчиков // Советская Арктика. - 1941. - № 4 (апрель). - С. 61-63.
В двух последних статьях хорошо показано, что в это время ледовые авиаразведки возлагались на лётчиков и штурманов полярной авиации.
«Повышение квалификации происходит в основном за счёт приобретаемого личного опыта»; «Необходимо издать дополнения к лоции для лётного состава» (Жадринский)
«Большинство пилотов, которым предстоит работать на ледовой авиаразведке, окончило специальные курсы при Лётном центре Гражданского воздушного флота. Лётчики в совершенстве изучили новую материальную часть, тренировались в слепых полётах и полетах по радиомаякам, изучили авиационную синоптику. Штурманы, работающие на ледовой разведке, прослушали при Лётном центре курс авиационной синоптики, радионавигации и закрепили эти знания лётной тренировкой. Таким образом, в области повышения лётной квалификации проведена необходимая работа.
Иначе дело обстоит с повышением квалификации ледовых разведчиков. В этой области ещё почти ничего не сделано» (Петров).
Далее – о необходимости курса лекций и передаче опыта, подготовке инструкции по лётной разведке.
Т.о. в 1930-е гг. ледовая авиаразведка осуществлялась силами Управления полярной авиации ГУСМП с эпизодическим привлечением гидрологов из АНИИ. Когда в январе 1941 г. методическое сопровождение ледовой авиаразведки было возложено на институт, то здесь больше стало внимания уделяться полётам, стали направлять в полёты гидрологов более регулярно. Но помешала война, рост таких полётов начинается с 1944 г.
В работах исследователей находим ценные выводы:
Арикайнен А. И., , Бурков Г. Д. Ледовая разведка: этапы развития // Человек и стихия '89. - Л., 1988. - С. 157-160.
Здесь говорится о том, что ледовая разведка прошла в своем развитии 3 этапа: первый – 1930-1940-е гг. – становление, когда она осуществлялась лётчиками и штурманами полярной авиации, эпизодически на борт самолётов привлекались гидрологи.
Дукальская М.В., Андреев А.О. Ледовая авиационная разведка в Арктике в годы Великой Отечественной войны // Полярные чтения на ледоколе «Красин» – 2015. Арктика в годы Великой Отечественной войны. М., 2016. С. 12–19.
Наибольший вклад в производство ледовой разведки внесли ледовые разведчики АНИИ – гидрологи-бортнаблюдатели Н.А. Волков, Д.Б. Карелин (в 1941 г.), А.Н. Петриченко, Ю.М. Барташевич, П.А. Гордиенко, И.Г. Овчинников (в 1942 г.), Д.Б. Карелин, П.А. Гордиенко, А.П. Шумский, А.Н. Смесов (в 1943 г.), А.П. Шумский, Б.И. Иванов, В.С. Назаров, Ю.М. Барташевич, Н.Т. Субботин (в 1944 г.), К.И. Ермак, М.М. Сомов, Н.Т. Субботин, А.П. Шумский, А.Г. Дралкин (в 1945 г.).
В практику вошло выполнение ледовой разведки в разное время года (зимняя, весенняя, преднавигационная, навигационная, а с 1942 г. и осенняя).
Осенняя разведка требовалась как для оперативного сопровождения судов, так и при прогнозировании сроков окончания навигации. Если осенью 1942 г. полеты самолетов осуществлялись лишь в самой восточной части СМП, то уже в 1944 г. посленавигационной ледовой разведкой охватили всю трассу СМП.
В годы войны коренным образом усовершенствовали методы картирования льдов, разработали новую номенклатуру морских льдов, ввели новые пособия по производству авиационных наблюдений. Д.Б. Карелин, Н.А. Волков, В.В. Жадринский и П.А. Гордиенко подготовили к печати книгу «Ледовая авиационная разведка» по результатам обобщения методов разведки и картирования льдов, созданных сотрудниками АНИИ вместе со штурманами и летчиками (М.; Л., 1946. 151 с).
В послевоенное пятилетие стали заметно возрастать объемы авиационной разведки. И если количество стратегических облетов практически не увеличилось, то число тактических и оперативных целей возросло за шесть лет в 3,8 раза, что свидетельствовало об интенсивной научно-оперативной работе по обслуживанию навигаций. Основоположниками научного подхода к ледовой разведке стали известные ученые института П.А. Гордиенко, Д.Б. Карелин, М.М. Сомов, Н.Н. Зубов, Н.А. Волков, В.С. Антонов, а также летчики полярной авиации В.П. Падалко, М.И. Шевелёв. К 1960-м гг. было подготовлено «Руководство по производству ледовой авиационной разведки» (утв. нач. глав. упр. гражданского возд. флота при Совете Министров СССР 17 апр. 1961 г., изд. в 1962 г., 89 с.).
В процессе подготовки к экспедициям 1959 г. Ю.В. Налимовым было составлено временное руководство по выполнению ледовой разведки на реках
(Налимов Ю.В. Ледовая авиаразведка в устьях арктических рек весной и осенью 1960 г. // Проблемы Арктики и Антарктики. 1961. Вып. 9. С. 95–96; Он же. Обследование с самолета вскрытия и замерзания устьев сибирских рек и прибрежной зоны арктических морей // Проблемы Арктики и Антарктики. 1960. Вып. 6).