Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Научно-исследовательские институты, Администрации, Управления и т.д.

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 08 Ноябрь 2014 16:42

 Советская Сибирь, 1920, № 089 (1920-04-25) Положение о Комитете СевМорПути.jpg
Действия и распоряжения Правительства

ПОЛОЖЕНИЕ

о Комитете Северного Морского Пути


I. Для всестороннего оборудования, усовершенствования и изучения Северного морского Пути, в целях превращения его в артерию постоянной практической связи, а так же для технической организации и осуществления товарообмена с заграницей и транспортировки грузов Европейской России этим путем через устье р.р. Оби, Енисея, Лены и Колымы, создается при Сибирском Революционном Комитете особый комитет Северного Морского Пути.

II. На комитете, органе директив, лежит: а) общее руководство работами его исполнительного органа; б) утверждение разрабатываемого последним общего плана работ по Северному Морскому Пути, сметы и штатов; в) истребование соответствующих кредитов; г) дача обязательных внеочередных нарядов соответствующим учреждениям и организациям Сибири в соответствии с планом работ, утвержденным Сибревкомом, и наблюдение за их выполнением.

    ПРИМЕЧАНИЕ: Кредиты по утвержденным Комитетом сметам и штатам отпускаются Сибирским Революционным Комитетом.
III. Комитет состоит из членов - по одному - от Сибревкома, назначаемому по соглашению с Наркомвнешторгом, Уралсибкома, В.С.Н.Х., Наркомпрода, Главвода и одного специалиста по персональному назначению от Сибревкома. Кроме указанных представителей в комитет вводится с правом совещательного голоса, как постоянный член, один представитель от Центросоюза.

IV. Председатель и его заместитель назначаются Сибревкомом из числа членов Комитета, по соглашению с Наркомвнешторга.

V. Заседания Комитета назначаются председателем по мере накопления подлежащих обсуждению и разрешению вопросов и действительны при наличии трех членов, квлючая председателя.

VI. Для технического выполнения всех намеченных в пункте I работ Комитета, учреждается исполнительное бюро в составе 3 лиц, которое ведает следующими группами отделов: 1. Товарообменный, 2. Транспортный, 3. Научный - общий отдел и финансовый находятся в ведении председателя Исполнительного Бюро.

VII. При комитете учреждаются следующие отделы: 1) товарообменный, 2) транспортный, 3) портостроительный, 4) научный, 5) сметно-финансовый, 6) общий, 7) гидротехнический.

    ПРИМЕЧАНИЕ: Радиостанции и постройка новых станций в ведении Отдела Народной Связи и обслуживаются его силами. При этом радиостанции, упомянутые выше, в первую очередь обслуживают нужды Комитета Северного Морского Пути по вопросам, связанным с товарообменом.
VIII. В ведение Комитета переходят: 1) Управление по изысканию постройки портов в устьях Оби и Енисея, 2) особый Обь-Енисейский гидротехнический отряд.

IX. Комитет Северного Морского Пути имеет свою печать по образцу, утвержденному Сибревкомом.

Председатель Сибирского Революционного Комитета СМИРНОВ.

Управляющий делами ЦВЕТАЕВ


Газета "Советская Сибирь", № 089, 25 апреля 1920 г.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 08 Ноябрь 2014 17:15

"Советская Сибирь", № 102, 12 мая 1920 г.

 Советская Сибирь, 1920, № 102 (1920-05-12) ГЭ СЛО Неупокоев.jpg
Экскурсия на север

На днях в комитете северного морского пути происходило совещание по вопросу о радиостанциях и работах, связанных с их организацией на местах. Предложено произвести установку радиостанций силами гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. На том же сообщении предложено oрганизовать обследование восточного побережья Карского моря на пароходе "Анна", на котором начальник отдела, Обь-Енисейского отряда гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана т. Неупокоев прибудет во 2-й половине июля в Обь, где к нему присоединятся представители радиосвязи и Комсеверпути.


Советская Сибирь, 1920, № 224, 6 октября.

 Советская Сибирь, 1920, № 224 (1920-10-06) СМП - 0001.jpg
 Советская Сибирь, 1920, № 224 (1920-10-06) СМП - 0002.jpg
Северный морской путь.
(Так строят государство)

В настоящее время небольшая группа людей работает за полярным кругом по исследованию и оборудованию Северного морского пути, связующего Сибирь с иностранными государствами и дающего свободный вывоз избытков Сибирского сырья на мировой рынок и свободный ввоз иностранных фабрикатов в Сибирь. Этот Северный морской путь, начинаясь от устья рек: Лены, Енисея и Оби, выводит на широкий простор необъятного Северного Ледовитого Океана, пересекает Карское море, проходит разветвляясь тремя проливами Новой 3емли: Югорский шар Карские ворота, Маточкин шар или огибая самую северную оконечность Новой 3емли мыс. Желаний в широте 77 1/4 гр., снова соединяется в Баренцевом море т. е. по западную сторону Новой Земли, и ведет мимо острова Колгуев или в Белое море и Архангельск, или на Мурман, или же огибая Мурманское побережье и Скандинавский полуостров, выходит в Атлантический океан, и там пути не заказаны и в Америку, и в Англию, и в Западную Европу, и в экзотическую, богатую и таинственную Индию.
Ни суровость климата, ни полная оторванность от всего мира и населенных пунктов не в состоянии понизить их работоспособность. Пользуясь незаходящим солнцем, эти примерные работники работают по 24 часа в сутки, производя промеры глубин, съемку берегов, астрономическое определение важных точек, определяя величину земного магнетизма а главное — производя перегружу товаров с речных Сибирских пароходов на заграничные морские
корабли и с морских кораблей на речные Сибирские суда. Работа по перегрузке сложна, тяжела и опасна, так как производится на открытом широком просторе Обской губы, длина которой около 700 верст и ширина от 30-100 и более верст, так как еще не построены перегрузочные порты и гавани, дающие необходимое прикрытие от тяжелых волн этого безлюдного и мрачно-холодного водного бассейна.
Вы представьте себе картину: серо-мутнаа холодная водная равнина, восточный берег которой, при выпуклости земной поверхности, скрыт под горизонтом, и западный, ближайший от мест перегрузки, виден низкой полосой. Берег абсолютно без лесной растительности и только чахлого вида травки, да что то в роде, не то бабки, не то камыша, покрывает прибрежные части. Несмотря на незаходящее солнце в течении почти полутора месяцев, почва успевает оттаивать на 2-3 вершка, а дальше вечная мерзлота. Во впадинах берега остается лежать нерастаявший снег, покрытый характерным красным налетом. Ни души кругом только стаи диких уток или серых гусей повременам проносятся над водной поверхностью или низким безжизненным берегом и своим криком нарушают грустную тишину. Иногда в области видимого горизонта покажется отдельная льдина, гонимая ветром или несомая приливным или отливным течением. Но и ее появление не вносит заметного разнообразия в безотрадную картину Обской губы.
Но вот со стороны устья реки Оби на баре показались дымки, постепенно превращающиеся в черные клубы густого дыма. Все ближе и ближе и вот уже ясно видно, как плывут один за другим (в строе кильватора) небольшие кораблики морского типа, т. е. без бортовых громадных колес, а с винтовыми двигателями, скрытыми под водой и без больших построек на палубах. Это плывут исследователи Северного морского пути гидрографы, посланные туда правительством исследовать и оборудовать этот путь для безопасного мореплавания больших русских и иностранных кораблей, которые потом будут плавать этим путем, привозить иностранные фабрикаты (земледельческие машины, разные инструменты, приборы, мануфактуру) и в обмен на это получат от Сибири и увезут к себе избытки Сибирского сырья (кожи, шерсть, щетину, пух, перо и прочее). Все эти суда вошли в бухту Находка, что вдалась широким заливом в юго-западный берег южной части (Обской губы. Сразу оживился общий вид. Несется шум с судов, по бухте разгуливают гребные шлюпки, деловито стуча своими моторами носятся по бухте моторные катера. На мачтах судов подымаются различные флаги группами, то передача приказаний или мелькают красные флажки ручного семафора, передавая разговор с судна на судно. Работы начинаются в 5—6 часов утра и оканчиваются часто далеко за полночь. Быстро установлен водомерный пост для определения величины прилива и отлива, подъемов горизонта воды от различных ветров. Стоит круглыми сутками беспрерывная вахта на них, отмечающая уровень воды через каждые 15 минут. Наблюдения ведутся строго и точно. По берегам Обской губы устанавливаются навигационные знаки — маяки на вершинах которых устанавливаются долгогорящие фонари, способные гореть постоянным огнем 3-4 месяца, а проблесковым до 6-ти месяцев, не требуя за собой никакого ухода. Измеряются глубины Обской губы; отмечаются знаками на воде (вехами) подводные опасности, что бы корабли могли их обходить; ведутся различные наблюдения: изучается направление и сила ветров, течений воды, влияние земного магнетизма на компасную стрелку, измеряются расстояния между различными точками, плотность, цвет, соленость, прозрачность, температура вод, составляются описания опасностей и знаков для руководства мореплавателей.
Вот вы видите: судно подошло к высокому, далеко выдавшемуся мысу и близко от берега стало на якорь. С судна начали спускать на воду громадные бревна, сплотили их и на буксире моторного катера потащили к берегу. Шлюпка из-за отмелого берега остановилась, не дойдя сажен 20-30 до берега. Несмотря на то что вода Обской губы имеет температуру 3-5?, руководитель работ и команда быстро выскакивают из катера и бродя в ледяной воле выше пояса, подтаскивают бревна к берегу, вытаскивают их на сухой берег и взваливши на плечи, больше версты несут в гору это пятисаженное бревно, весящее до 32 пудов.
Дороги нет. Идут прямо по кочкам, неровностям и болотистой тундре, заведомо получая ревматизм, натирая себе на плечи кровавые мозоли.
Изо дня в день работают эти самоотверженные труженики, и как по мановению жезла, вырастают ?????????????? высокие светящиеся маяки и различные навигационные знаки, как недремлющие стражи на пути мореплавания, заботливо указывающие путь кораблям и предохраняющие от гибели находящихся на них людей.
Работа особенно спорится когда хорошая погода и солнышко "не угасая" светит все 24 часа.
Но вот небо нахмурилось, покрывшись тяжелыми свинцовыми тучами. Закрылось солнышко, согревавшее всех и оживлявшее мрачную обстановку, налетел шквалистый ветер и завыл разными тонами в снастях судна; закипела водная поверхность быстро покрывшись вспененными седыми волнами.
А спустя час уже разъяренно бушевал шторм. Едва успевшая вернуться с береговых работ на судно команда и ее руководители быстро снимаются с якоря и, подвергаясь бешеной качке, обдаваемые с ног до головы всплесками ледяной воды, уходят под берег, чтобы укрыться от пагубного влияния волны и шторма.
И ночью не спится. Ноют простуженные суставы рук и ног, как огнем жжет натертые плечи и не разгибаются пальцы рук, целыми часами державшие полупудовую кувалду или кайло, вырывая глубокие ямы в совершенно мерзлом грунте для закапывания оснований деревянных маяков и укрепления их.
А завтра повторится то же самое, и так до конца 2-3 месячного плавания.
Около половины августа в бухте Находка целый ряд речных пароходов и барж, спустившихся с верховьев рек Оби и Иртыша, которые привезли подлежащий перегрузке на морские суда груз, а спустя день два после прихода речных судов, со стороны Ледовитого океана пришли и морские корабли и как высокие гористые острова стали на якорь, поодаль от мелкого берега. К кораблям подвели речными пароходами баржи и началась перегрузка и обмен товаров.
И день и ночь громыхают паровые лебедки судов, подымая грудами товары и грузы и спуская их в глубокие трюмы кораблей, зияющие своими трюмными отверстиями-люками. И день и ночь буксирные пароходы переводят баржи от пароходов и к пароходам своими сигнальными свистками резко прерывая сырую и тяжелую атмосферу, нависшую над водной поверхностью.
Так как нет еще перегрузочных портов, с механизмами для перегрузки, то большую часть грузов сотни тысяч пудов приходится таскать на спинах грузчиков.
Несмолкаемый шум и грохот стоит над местом перегрузки и рабочая жизнь кипит круглые сутки. Окончательно разгруженные и снова погруженные баржи уводятся буксирами в спокойную речную обстановку и там ждут, пока товарообмен не будет закончен и торговая экспедиция не пойдет вверх по реке к своим зимним базам.
Во второй половине августа и особенно в первой половина сентября ночи в Обской губе уже очень темные и сумерки наступают рано.
Выйдите на верхний мостик судна и окиньте взглядом бухту. Целое море электрических судовых и маячных огней, громадными столбами вырываются искры и горячие газы из труб пароходов, колоритно светят зеленые и красные сигнальные огни судов, снуют шлюпки и катера, и все это там, где давно была мерзость запустения и единственными нарушителями могильной и мрачной тишины являлись редкие ныряющие тюлени и еще реже громадные моржи, выставляющие свои чудовищные головы с колоссальными бивнями.
После громадного напряжения энергии, сил и средств наконец —то закончены работы по грузообороту, а так же закончены и работы исследователей. Морские корабли, распрощались последними свистками и флажными сигналами, ушли в безотрадную даль холодного Карского моря, а речные суда экспедиции и исследователей собравшись вместе, двинулись по пути ко входу в реку Обь, а потом и по реке Оби, напоминая собою стаи перелетных птиц, потянувших на теплый юг.
С возвращением к своим зимним базам необходимо спешить, так как с верха Оби скоро может пойти сало (начальный лед) и наступят заморозки, которыми суда экспедиции могут быть остановлены в открытом плесе реки, осенним и весенним ледоходами могут быть подрезаны, оторваны и будут выкинуты на мель или потоплены на глубоком месте реки.
Идут пароходы экспедиции с баржами на буксире растянувшись вдоль реки на 5-6 верст представляя из себя невиданную до того эффектную картину.
Каждый день плавания подвигает их к зимовкам на 100 — 120 верст, так как плыть приходится против течения, и плыть остается 2—3 недели. На реке холодно, на палубах пароходов лед. Мерзнут чалки и легости и выбирая их из-за борта после подхода к пристаням, команда до крови режет себе руки сломавшимися сосульками и льдом. Они все еще идут и идут...
С отплытием из Обской губы морских и речных судов, снова все замерло и погрузилось в могильную ничем нарушаемую тишину — точно все погрузилось в глубокий сон, который особенно будет крепок, когда настанет почти полугодичная полярная ночь.
На будущий год с наступлением весны снова появятся отважные исследователи, а потом и экспедиции. Снова повторится та же обстановка и те же картины, постепенного завоевания человеком неприступных мест у Арктического пространства.
Пройдет 8-10 лет и настойчивость человеческого гения, его энергия и самоотверженная работа превратят эти дькие и пустынные места в культурный оазис. По берегам Обской и Тазовской губы Енисейского залива, Лены, Колымы, Индигирки и других рек будет гореть электрическим светом маяки задымят громадные трубы благоустроенных перегрузочных портов, элеваторов и доков, введется электрическое освещение в жилых рабочих помещений, будут функционировать радиостанции, соединяющие отдаленные участки северного морского пути, зареют гидропланы над поверхностью неприветного и ледяного Карского моря и целыми группами поплывут корабля, перевозя на десятки и сотни миллионов равных грузов и снабжая всем необходимым Сибирь и вывозя избытки ее сырья и производств.
Этот же Северный морской путь, непосредственно связавший Сибирь со всем миром, будет одним из главных виновников быстрого роста культуры, и благоденствия Сибири.
Полярный.
Последний раз редактировалось ББК-10 15 Февраль 2015 20:25, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 08 Ноябрь 2014 21:45

"Советская Сибирь", № 168, 10 августа 1921 г.

 Советская Сибирь, 1921, № 168 (1921-08-10) Работы КСМП в 1921 году.jpg
Работы Комитета Северного Морского Пути в 1921 г.

Реорганизованный в 1920 г. Комитет Северного Морского Пути при Сибревкоме - объединяет в себе все отдельные работы и научные исследования на Севере, имеющие непосредственное отношение к делу установления правильного товарообмена Сибири с Западной Европой и Америкой через Северный Ледовитый Океан, и практически осуществляет указанный товарообмен.

Задачи Комитета сводятся: 1) к продолжению изучения плавания по Ледовитому Океану а, особенно по обследованию устьев сибирских рек: Оби, Енисея. Лены и Колымы, с обстановкой судоходного фарватера, 2) к осуществлению радио-связи в районе Северного Морского Пути: расширению ее сети и обследованию существующей, как для информации судов о состоянии льдов в Карском море и его проливах, так и для организации систематических метеорологических наблюдений для составления синоптических карт, 3) к изысканиям и обустройству в устьях сибирских рек портов и оборудованию их причальными и перегрузочными приспособлениями, 4) к изысканиям минерального топлива в низовьях сибирских рек и соединению угольных месторождений удобными путями сообщения, как железнодорожными, так и водными с побережьем рек, и устройству топливных баз, 5) к изысканию других полезных ископаемых на Севере Сибири и ее более южных районах, в целях заграничного экспорта Северным Морским Путем, 6) к экономическому обследованию Севера Сибири в связи с речным и Морским судоходством и организацией экспорта сырья за границу, и наконец, 7) к непосредственному осуществлению товарообмена и перегрузочных операций Северным Морским путем.
На основании этой программы, Комитет снарядил в текущем году целый ряд экспедиций.

Для продолжения исследований по гидрографии и систематического изучении льдов Ледовитого Океана, Комитетом, по соглашению с Главным Гидрографическим Управлением, отправлен Обь-Енисейский Гидрографический отряд, под начальством известного полярного исследователя Военмора К. К. Неупокоева. Отряд распадается на 2 партии и задачи его таковы: а) в пределах Енисейского Севера — составление карты о промером глубин от Усть Енисейского порта до м. Моксунского, установление триангуляционной связи обоих берегов Енисея от м. Гостинского до Сопочной Карги и Енисейского залива против Крестовских и Корсаковских островов, а также обследование и промер бухт и обстановка фарватера до входа в Усть-Енисейский Порт и б) в пределах Обского Севера - промер и съемка берегов в южной части Обской Губы с определением астрономических пунктов, а также обстановка предохранительными знаками подхода к месту перегрузки судов (против Нового Порта), как со стороны рек, так и со стороны моря. Наряду с этими задачами, Гидрографический Отряд выделяет партию, для обследования Водного пути из Байдарацкой Губы в Обскую, через полуостров Ямал по р. Юрибею.

В делах осуществления программы работ по радиосвязи, Комитет в текущем году предполагает установить две новые радио-станции в Новом Порту (Обская Губа) и в Пайнте. Последняя за недостатком необходимого количества технических материалов и приспособлений, может быть окончена не ранее 1922 года.

В области портостроительства, Комитет в 1921 г. продолжает сооружение Усть Енисейского порта (против острова Пашкова). В настоящее время строительные работы порта выполнены в размере 60 проц. Имеется ряжевая приставь с 22 фут. глубины, обеспечивающая причал судов и выгрузку товаров на берег. Кроме того, имеются два складочных помещения общей площадью 252 кв. саж., могущих вместить 120—150 тыс пудов груза. В периоде постройки находится третий пакгауз, вметающий 60 тыс. пудов. Построены так же две казармы, площадыо по 36 кв. саж. каждая, баня с прачечной, площадью 33 кв. саж., дом для радио-станции, площадью 12 кв саж. и др. Из вспомогательных сооружений в Усть-Енисейском порту имеются: метеорологическая и радиотелеграфная станции, последняя мощностью в 2 кв., эстакадный подъездной путь для конной езды с берега реки к постройкам, мостки для той же цели и пр.
Во избежание погрузки лихтеров строительными материалами, идущими сверху для постройки Усть—Енисейского порта, Комитет еще истекшей зимой организовал в 230 верстах ниже Енисейска, близ села Ярцева, работы по заготовке леса, вырубке ряжей и срубов зданий; эти материалы, в навигацию 1921 г., должны быть переброшены в Усть-Енисейский порт, частью для его собственных построек, частью для построек в Норильском угольном районе, в количестве около 6000 шт.

В Обской Губе, в настоящем году, будут продолжаться под руководством инженера Д Д. Лаппо, работы по изысканиям порта и в частности по обследованию намеченной для этой цели, в прошлом году, бухты, названной "Новый Порт".

Проблема снабжения морского и речного флота топливом разрешается Комитетом в направлении устройства угольных баз в устьях Оби, Енисея и Лены.
В низовьях Оби, уголь, как показывают данные последнего времени, обнаружен в районе, тяготеющем к Березову. В устье Лены экспедиция Матиссена 1920 г. указала на присутствие угля в 2 вер. от бухты Тикси. Но наиболее мощные залежи высокосортного каменного угля имеются в низовьях Енисея. Первое место, в этом смысле, принадлежит Норильскому угольному месторождению (в 85 верстах, к востоку от с. Дудинки). Залежи угля в самое последнее время были подробно обследованы горным инженером Н. Н. Урванцевым в 1919 г. Было установлено, что мощность этих пластов превышает 4 миллиарда пудов. В текущем году Комитет снарядил в Норильский угольный район Геолого-Горноразведочную экспедицию в большом масштабе, причем группа работников, во главе с инженером Урванцевым, останется для продолжения работ и на зиму 1921-—1922 г. г. В задачу экспедиции входит подробное обследование Норильского района на уголь и др. полезные ископаемые, обследование в геологическом отношении р. Пясины, а также подготовка Норильского угольного месторождения к рациональной эксплоатации в ближайшие годы.

Отдаленность указанного угольного месторождения от Енисея побудила Комитет еще в 1920 г; снарядить железнодорожную изыскательскую экспедицию под начальством инженера Путей Сообщения П. Г. Львова. Экспедиция произвела предварительные технические и экономические изыскания линии от Норильска до Дудинки (85 вер.) и рекогносцировку от Усть-Енисейского Порта до смычки с линией Норильск-Дудинка. В текущем голу вторично послана . железнодорожная экспедици, под руководством Инженера Путей Сообщения С. А. Рыбина, с целью производства окончательных изысканий линии Дудинка Норильск для узкой колеи, с облегченными уклонами и уменьшенными радиусами закруглений. Попутно указанная экспедиция приступит к соединению Норильска с Дудинкой телефоном, но, следует полагать, что по недостатку технического оборудования, работа эта будет закончена в 1922 году.

 Советская Сибирь, 1921, № 168 (1921-08-10) Работы КСМП в 1921 году (2).jpg
Истекшей зимой, в Норильском районе велись работы по заготовке бревен с вывозкой их на оленях в Норильск, на расстоянии до ??
верст, для постройки бараков и под линии Дудинка-Норильск — для телефонных столбов, а также по вывозке бревен из Дудинки на оленях на расстоянии до 30 верст для постройки бараков. Заготовка и вывозка леса в Норильск выполнена успешно, в количестве до 2000 бревен; из Дудинки вывезено на линию до 3000 бревен.

Железная дорога в полярной области, по мнению специалистов будет функционировать первое время лишь летом. Что, однако, с избытком обеспечивает снабжение морского и речного флота углем в пределах максимальной потребности в нем для нужд Северного Морского Пути, исчисляемой в ближайшие годы в 1.200 000 пудов в год Учитывая с одной стороны, снабжение низовых рек Обского и Енисейского флота, с другой стороны морского флота, входящего в устье рек. а также и от отправку некоторого количества угля для нужд Архангельского порта.

Параллельно о Норильской Геолого-Горноразведочной экспедицией инж. Н. Н. Урванцева, Комсеверпути, совместно с Петроградским Геологическим Комитетом, отправил в настоящем году особую геологическую экспедицию по обследованию западной границы Тунгузского угленосного бассейна под руководством адъюнкт-геолога С. В. Обручева. Работы экспедиции должны захватить ряд правых притоков Енисея: Подкаменную Тунгуску, Бахту, Сухую Тунгуску, Малую Бахту, Фятьяниху, Курейку и Хантайку. Главное внимание будет обращено на обследование угленосных месторождений на Курейке и графитных на Фатьянихе, принимая во внимание, при положительном результате обследования, с одной стороны, возможность доставки угля к Усть-Енисейскому порту с Курейки водным путем, что предусматривает отсрочку работ по постройке Норильской ж. д. в трудных условиях полярных широт, до временя расширения товарообмена в устьях рек, с другой же стороны — имеющееся сведения о графитных месторождениях по Фатьянихе, повидимому, более богатых, чем на Курейке.
Окончание работ экспедиции предполагается в октябре, когда она должна возвратиться обратно.

Научным Отделом Комитета поддерживается постоянный контакт с целым рядом ученых учреждений, а также и с отдельными исследователями, работавшими над проблемой Северного Морского пути. В марте настоящего года, по сношению с Наркоминдел, Комитетом организована экспедиция на оленях, под начальством Н. А. Бегичева, жителя Дудинки, знатока Севера, одного из участников экспедиции барона Толля, для розысков спутников Амудсена на западной части Таймырского полуострова. Возвращение этой экспедиции на остров Диксон предполагается в конце июля. Художнику-этнографу, Прокофьеву, командированному Северной экспедицией по сношению с известным писателем-этнографом Богоразом Таном при содействии Комитета в устье Оби, Комсеверпути поручил программное обследование по археологии, согласованное с этнографическими обследованиями, производимыми в других частях Сибирского Севера.

Вышеуказанные работы Комитета при всей своей абсолютной важности, все-же в конце концов, являются лишь подсобными для выполнения основной задачи — осуществления непосредственного товарообмена в устьях сибирских рек. По примеру прошлою года, в конце июля 1921 г., Комитет должен был отправить 2 товарообменные экспедиции: первая, в Обскую Губу — с Оби и Иртыша и вторая, в Усть Енисейский Порт — из Красноярска. Обская экспедиция повезла 500.000 пуд хлеба для Северной Области Европейской России, который должен быть принят от нее, имеющим прибыть в Обскую Губу Архангельским флотом и 400 000 п. (по тоннажу) сырьевых товаров, которые подлежат сдаче на суда, имеющие прибыть за этими товарами из заграницы Енисейская экспедиция, в свою очередь, должна была вывести а Усть-Енисейский порт и передать там: 100 000 пуд. хлеба для Севера Европейской России и 100.000 пуд. (по тоннажу) сырьевых товаров для заграницы. Из заграницы ожидается прибытие импортных товаров в количестве 10.000 тонн (620 000 пуд.), на приобретение коих ассигновано СТО 7.000.000 р. золотом из фондов Наркомпрода; эти товары гарантирует доставить в устья сибирских рек Всероссийская Кооперативная организация "Аркос" в Лондоне, сделавшая о том заявление тов. Красину. Нужно отметить, что на прибытии указанных импортных товаров построен весь план Комсеверпути по экспорту и вывозу грузов на Север Европейской России, потому что на Северном Морском Пути экспортные и импортные операции неразрывно связаны, ввиду отсутствия в настоящее время оборудованных портов и флот, сдавая в низовьях сибирских рек экспортные грузы, одновременно принимает на себя грузы импортные; разрыв такой органической связи экспорта и импорта имел бы неизбежным последствием большой вред для Советской России. По последним телеграммам, не только Комсеверпути, но вся Сибирь с нетерпением ждет упомянутого им портя, крайне нужного для товарообмена с сибирским крестьянством.

Нужно упомянуть при этом, что в интересах развития транспорта на северном морским пути, Комсеверпути весной 1920 г. поднял вопрос о переброске на Обь и Енисей части судов Архангельской флотилии. Вопрос этот в свое время обсуждался в Междуведомственной Комиссии при Наркомвнешторге и было вынесено постановление о необходимости переброски из Архангельска в Обь и Енисей 9 пароходов и 15 барж-лихтеров, при чем есть надежда на выполнение указанной переброски в нынешнем году, хотя-бы частично.

В бассейн реки Колымы, Сибвнешторгом, при участии Комсеверпути, еще в мае настоящего года была организована Колымская товарообменная экспедиции, имевшая целью снабжение Колымского севера продовольствие и и вывоз пушнины из края. Организаторы экспедиции были вынуждены возвратиться с дороги по пути к Владивостоку, ввиду происшедших на Востоке в самом недавнем прошлом политических событий.

Планомерность и согласованность работ на Севере имеет весьма существенное значение, поэтому. идея концентрации всех активных сил, как теоретически, так и практически, работающих над проблемой Северного Морского Пути имеет под собой твердую почву с организационной точки зрения.

Даже, при настоящих тяжелых условиях народного хозяйства Республики, результаты работ Комсеверпути и его экспедиций, не могут быть не отмечены, как явление, заслуживающее особого внимания, не только в экономической жизни Севера, но и Сибири вообще. Комитет в его новой конструкции насчитывает лишь 14 месяцев своего существования; тем не менее его работы уже успели пустить глубокие корни в бытовую и хозяйственную жизнь Сибири, и привлечь местное население к проявлению живого интереса к целям, преследуемым Комитетом. (Так, наприм. И. Я. Чупров в Обдорское предложил организовать разведочно-промышленную экспедицию по ловле морского зверя в Карском море. К. В. Пуссе в Дудинке, по поручению Комитета, явился организатором заготовки и перевозки леса в Норильском районе, упомянутый выше Н. В. Бегичев предпринял розыски спутников Амундсена и пр.)

Несомненно, что работы Комсеверпути, в дальнейшем, будут еще более содействовать поднятию культурного уровня местного русского и инородческого населения на Сибирском Севере, а также наметят пути к его колонизации, и от чего в свою очередь, будет в значительной степени зависеть и жизнеспособность Северного Морского Пути. —

П. Батурин.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение SVF » 26 Ноябрь 2014 15:35

О работе «Комсеверопути» и передаче его Главному управлению северного морского пути

I.
Совет труда и обороны отмечает следующие достижения в работе правления «Комсеверопути»: освоение района деятельности Карской экспедиции (Енисей, Обь, Карское море, Архангельск), позволившее пропустить по этому пути за предыдущий сезон больше 30 пароходов; постройку города и порта Игарка; постройку лесопильного комбината в 8 рам, выпускающего экспортную продукцию; вовлечение в лесо-экспорт новых неосвоенных районов, освоение производства графита, освободившее нас от импорта исландского шпата; организацию земледельческих совхозов в районах крайнего севера. Вместе с тем Совет труда и обороны считает руководство правления Комсеверопути своими предприятиями в финансово-экономическом отношении неудовлетворительным, так как несмотря на значительную помощь государства, налицо имеется:
1.отсутствие учёта и отчётности, бессметное и беспроектное ведение строительства и расходование средств вне плана и лимитов, что не даёт возможности определить эффективность вложенных средств;
2.недовыполнение программы по лову рыбы в 1932 г. (выполнение на 39%), по убою морского зверя (выполнение на 20%), по выработке консервов (выполнение на 42%);
3.недовыполнение программы по использованию речного транспорта (выполнение на 65—70%);
4.недоиспользование оборудования предприятий «Комсеверопути» (простой 30—38%);
5.недовыполнение плана геолого-разведочных работ и заданий по добыче угля в районе Н. Тунгуски;
6.факты расхищения со складов продовольственных и промышленных товаров, предназначенных для снабжения предприятий;
7.значительные убытки и доведение финансового хозяйства до полного развала.

II.
В целях развития естественных производительных сил севера правильной их эксплоатации, наиболее эффективного их использования усиления руководства и лучшего использования кадров, Совет труда и обороны постановляет:
1.Всесоюзное объединение Народного комиссариата внешней торговли «Комсеверопуть» со всем его активом и пассивом передать Главному управлению северного морского пути при СНК Союза ССР.
2.Поручить Главному управлению северного морского пути (ГУСМП) ликвидировать «Комсеверопуть» как объединение и на базе его создать в системе ГУСМП следующие хозрасчётные организации:

а) Таймырский трест, с центром в Игарке;
б) Северо-Уральский трест, с центром в Обдорске;
в) Якутский комбинат, с. центром в Якутске.

3. На Таймырский трест возложить:
а) развитие речного транспорта севернее Игарки и каботажного плавания, устройство портов и угольных баз,
б) всестороннее изучение, развитие и эксплоатацию производительных сил района (рыба, морской зверь и пушнина в местах, не охваченных «Союзпушниной», уголь, олово и т. д.).

4. На Северо-Уральский трест возложить:
а) развитие речного плавания севернее Обдорска и каботажного плавания, устройство портов и угольных баз;
б) всестороннее изучение, развитие и эксплоатацию производительных сил этого района (рыба, морской зверь, пушнина, лес в местах, не охватываемых «Союзпушниной», «Союзрыбой» и Народным комиссариатом лесной промышленности, минеральные богатства и т. д.).

5. На Якутский комбинат возложить следующую работу в районе р. Лены на север от Якутска, по рекам Хатанге, Анабаре, Яне, Индигирке и на Ново-Сибирских островах:
а) развитие речного и каботажного плавания: устройство портов и угольных баз;
б) всестороннее изучение, развитие и эксплоатацию производительных сил этого района (рыба, морской зверь, пушнина и лес в местах, не охватываемых «Союзпушниной» и Народным комиссариатом лесной промышленности, минеральные богатства — уголь, нефть и т. д.).

6.Передать в ведение ГУСМП порт Игарку на реке Енисее и новый порт на реке Оби.

7.Передать в ведение «Союзпушнины» пушные фактории «Комсеверо-пути» по особому соглашению с «Союзпушниной».

8. Консервный завод, рыбное хозяйство и зверобойный промысел «Комсеверопути» оставить в Таймырском тресте, обязав его это хозяйство выделить в самостоятельную хозрасчётную единицу с тем, чтобы в части рыбного и зверобойного хозяйства производственные планы согласовывались с Народным комиссариатом снабжения Союза ССР и последний осуществлял контроль.

9. Предложить Народному комиссариату лесной промышленности на базе лесной промышленности «Комсеверопути» на р. Енисее организовать лесной трест экспортного значения, обязав «Комсеверопуть» передать ему всё лесное хозяйство (с сохранением за ним экспортного плана на 1933 г.) и необходимое количество сплавных пароходов и катеров. Порядок и сроки передачи, а также количество передаваемых сплавных пароходов и катеров определить но соглашению ГУСМП, народным комиссариатам лесной промышленности и водного транспорта в декадный срок. Все могущие при этом возникнуть спорные вопросы поручить решить т. Куйбышеву от имени Совета труда и обороны.
Передать Ярцевский совхоз Комсеверопути» Народному .комиссариату лесной .промышленности по балансу на 1 января 1933 г. Игарский совхоз оставить в ведении Таймырского треста с 'последующими изменениями на день передачи.

10.Обязать ГУСМП заключить с Народным комиссариатом внешней торговли для проведения Карской экспедиции специальный договор.

11.Отмечая важность обеспечения топливом экспедиций ГУСМП, обязать ГУСМП обратить особое внимание на добычу угля в районах Н. Тунгуски, Н. Лены, Норильска и т. д. Поручить Народному комиссариату тяжёлой промышленности обеспечить снабжение этих угольных разработок ГУСМП оборудованием, специалистами и т. д.

12.Предприятия «Комсеверопути» на Колыме передать Дальстрою по балансу на 1 января 1933 г. с последующими изменениями на день передачи.

Председатель СТО В. Молотов (Скрябин).
За Секретаря СТО И. Межлаук.

Москва, Кремль. 11 марта 1933 т. № 250
http://istmat.info/node/36029
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 14 Январь 2015 21:26

Советская Сибирь, 1920, № 077, 7 апреля.

 Советская Сибирь, 1920, № 077 (1920-04-07) Обь-Енисейский бассейн.jpg
Водный транспорт.

Обследование Обь-Енисейского бассейна.

Из более крупных новых обследований и работ в 1920 году назначены и организуются следующие:
Обследование реки Томи, для составления проекта шлюзования рек oт г. Кузнецка до устья на протяжении 500 верст. Работа эта начата в 1917 году и осталось обследовать 175 верст, при чем проект шлюзования на ближайшей к Томску нижней половине будет закончен в нынешнем году. Шлюзование реки имеет целыо дать выход кузнецкому углю на Урал; обследование нижней Оби от устья Иртыша до Обской губы и обследование самой губы. Работе начата в 1919 г. и выполнена на первых 600 вер. до г. Березова. В текущем году предполагается обследовать вторую, нижнюю половину реки в 600 вер. и губу, а также произвести обстановку фарватера на всей реке на протяжении 1200 верст и на выходах реки в губу. Цель работ — дать выход грузов на север и обеспечить транспортом интересы Нижне—Обского рыболовства; обследование рек Чулыма, Тавды и других более второстепенных, с целью помочь судоходству и сплаву.
Обследование рек Алтая, Бухтармы, Убы, Ульбы, Курчума, Кйльежиря, Бии, Катуни и других, с целью общего ознакомления и выяснения их гидравлической мощности.
Технический персонал для намеченных paбот имеется, хотя необходимо для успешности работ некоторые пополнения из Европейской Poссии.
Что касается подготовки пути для плавания, то предполагается выпуск всех 15 землечерпательниц. Работа этих машин будет всецело зависеть от снабжения топливом, смазкой и снастями.
Обстановке фарватера будет возобновлена, но отсутствие керосина грозит тем, что ночного освещения обстановки не будет. Эго будет весьма большим ущербом для судоходстве, так как короткая навигация и ограниченное количество судов требует наибольшего использования водного транспорта в отношении ночного плавания судов.

О нуждах водного транспорта.

Водный транспорт в настоящее время испытывает большой недостаток в снастях. Все меры в поисках снастей сравнительно безуспешны. Предполагается же пока получить не более 10-ти процентов, требуемых снастей. Отсутствие снастей очень отзывается на организации навигационной работы.
Кроне снастей наиболее больным вопросом является отсутствие смазочных материалов, которых на складе водного транспорта имеется самое ничтожное количество, нефти, бензина и керосина нет, вследствие чего моторные суда работать, вероятно, не будут.
Нет также осветительных материалов (пиронафта), потребность в которых выражается в круглой цифре 8.600 пудов. Так как электрическое освещение имеется не всюду и к тому же нет возможности за отсутствием материалов везде его ремонтировать, то осветительные материалы безусловно необходимы.
Наконец еще весьма больным вопросом является вопрос о снабжении судов навигационной командой.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 06 Февраль 2015 22:10

SVF пишет:О работе «Комсеверопути» и передаче его Главному управлению северного морского пути
Москва, Кремль. 11 марта 1933 т. № 250
http://istmat.info/node/36029

 Советская Сибирь, 1929, № 063 (1929-03-20) реклама Комсеверпуть.jpg
У нас еще 12 лет впереди :)
И пока ГУСМП не вылупился, продолжим.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 07 Февраль 2015 11:23

Советская Сибирь, 1930, № 080, 8 апреля.

 Советская Сибирь, 1930, № 080 (1930-04-08) Лов рыбы на севере передан Комсеверопути.jpg
ЛОВ РЫБЫ НА СЕВЕРЕ ПЕРЕДАН КОМСЕВЕРОПУТИ

Сибкрайисполком разграничил функции сибирских рыбозаготовляющих организаций. Руководящая организационная работа по Сибкраю возложена на Рыбтрест.
В районах низовья реки Енисея от с. Дудника и ниже реки Пясино, всю работу по государственному лову, обработке и зверобойному промыслу Рыбтрест передаст Комсеверопути. Все имеющиеся промысловые постройки, строящиеся суда, предназначенные для работы в этих районах, промысловые орудия лова, товары снабжения — также переходят в ведение Комсеверопути.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 11 Февраль 2015 20:00

Советская Сибирь, 1922, № 132, 17 июня.

 Советская Сибирь, 1922, № 132 (1922-06-17) Рыбин. В комитете СМП.jpg
В КОМИТЕТЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ.

Цель всех работ комитета — воплотить в действительность, зародившуюся уже много столетий тому назад идею товарообмена Сибири с внешним миром Северным морским путем через устья великих сибирских рек.
Ряд долгих лет эта идея вела борьбу, разрушая баррикаду, сложенную вокруг Северного пути, неосведомленностью, неопытностью, технической неподготовленностью и часто невежеством предшествовавших поколений, предубежденностью, явившейся результатом неудач некоторых экспедиций и предвзятым отношением царского правительства, полагавшего, что новый торговый путь, открывая свободный доступ заграничным товарам, несет убытки покровительствуемым им отечественным торговцам.
Опыт позднейших экспедиций разрушил предрассудки в этой области; волна Великой революции смыла последние остатки укрепленной позиции противников Северного морского пути, уничтожив привилегии биржевиков-капиталистов, и мы являемся свидетелями той непреложной истины, что существование Северного пути, как обширной торговой дороги, неоспоримо и что путем этим при создавшейся экономико-политической конъюнктуре следует всемерно пользоваться для ускорения обмена сельско-хозяйственных продуктов сибирского крестьянина на предметы заграничной промышленности.
Но Северный морской путь отличается своеобразными особенностями и еще не настолько благоустроен, чтобы его можно было считать торной дорогой. Его надо непрестанно изучать, улучшать, оборудовать; кроме того - это путь точных сроков, выполнение которых и согласованность действий, является непременным условием успеха товарообменных операций. Отдаленность пути от руководящих центров и все только что перечисленные обстоятельства побуждают признать, что все мероприятия, связанные с Северным морским путем должны сосредотачиваться в одном учреждении, так как распыленность по ведомственным канцеляриям грозит разъединить все начинания, которые должны направляться к одной цели по общему плану.
Таким объединяющим учреждением является комитет Северного морского пути, которому Советом Труда и Обороны и Сибревкомом поручено, как организовывать товарообмен Сибири с заграницей, так в производить все работы, связанные с оборудованием и изучением морского пути.
Ведя работу по систематизированию и изучению добытых научных материалов и по подготовке новых работ, Комитет непосредственную работу свою выполняет рядом экспедиций, отправляемых к устьям сибирских рек и соприкасающимися с ними берегам Ледовитого океана.
В 1921 году комитетом осуществлено всего 11 экспедиций: 2 товарообменных — по Оби и Енисею, 2 гидрографических — в устья Оби и Енисея, портостроительная — Енисейская, портоизыскательская — Обская, Норильская — железнодорожная, Норильская — горная, Енисейская — геологическая, Степная — Шеолитовая, для розысков Кнутсена и Тессема — спутников Амундсена.
Центральное место среди этих экспедиций занимают экспедиции товарообменные; большинство остальных являются подсобными, имеющими назначение улучшить условия плавания и, следовательно, способствовать успеху товарообмена с заграницей.
Обь-Иртышская и Енисейская товарообменные экспедиции являются сибирской половинкой,так навиваемой — "Карской" экспедиции. Другая — европейская половина этой экспедиции организуется в портах Западной Европы.
Груженные иностранными фабрикатами океанские пароходы направляются вдоль берегов Норвегии к Новой Земле и далее — Карским морем к устьям Оби и Енисея; здесь их ждут речные суда с сибирским сырьем. Перегрузочная операция совершается в устье Енисея, в районе строящегося Усть Енисейского порта и в устьи Оби — с 1921-го года в недавно обнаруженной бухте "Новый порт".
Вся картина товарообменной операции в этих двух пунктах в 1921-м году рисуется следующим образом:
Грузооборот "Нового Порта" Обской губы: ввезено фабрикантов из-за границы — 396.180 пуд., смолопродуктов из Архангельска — 46.070 п., вывезено сибирского сырья и асбеста заграницу — 222.496., хлеба в зерне и мукой в Архангельск — 449.935 п. Всего 1.114.681 п.
Грузо-оборот Усть-Енисейского Порта таков: ввезено фабрикатов из-за границы — 158.224 пуд., смолопродуктов из Архангельска — 40.500 пуд., вывезено сибирского сырья и графита за границу — 75.044 пуд., хлеба в зерне и мукой в Архангельск — 89.581 пуд. Всего - З6З.349 пуд.
Весь оборот Карской экспедиции 1.478.030 пуд.
В экспедиции участвовали следующие морские пароходы:
В Обскую губу. Архангельские грузовые: "Русанов" грузоподъемностью 49.000 пуд., "Сибиряков" грузоподъемн. 49.000 пуд., "Юшар" грузоподъемностью 48.000 п., "Канин" грузоподъемностью 26.000 п., "Енисей" грузоподъемностью 130 000 п.
Заграничные грузовые: "Бран" грузоподъемностью — 189.100 пуд., "Тинтерн-Абби" грузоподъемностью —195.300 пуд., "Нитс-Абби" грузоподъемностью—192.200 пуд., и "Ашвин" грузоподъемностью — 192.200 п.
В Устье Енисея — Архангельские: "Седов" — грузоподъемностью — 70.000 п. и "Обь" — грузоподъемностью — 30.000 п., а так же иностранные: "Пайнвин".
Кроме грузовых судов морскую экспедицию сопровождали вспомогательные пароходы: в помощь Архангельским — ледоколы "№ 8“, "Малыгин" ("Соловей Будимирович") и буксир "Выг". Иностранцев сопровождал ледокол "Ленин" ("Александр Невский").
Речной флот, принимавший участие в экспедиции 1921 года:
В устье Оби; составлял 7 буксирных пароходов, 15 грузовых барж, 9 вспомогательных барж, 1 моторный катер, 1 моторная шхуна.
В устье же Енисея: 3 буксирных парохода, 4 лихтера, 1 железная и 3 деревянных баржи, из них — две баржи были нагружены углем для надобностей самой экспедиции.
Размер товарообменной операции через устья Оби и Енисея в 1921 году превысил во много раз такие же операции прошлых лет, что видно из следующего:
    1914 г.— общий оборот (привоз и вывоз) через устья Оби и Енисея — всего 342.104 п.
    1915 г. „ „ 210.225 п.
    1916 г. „ „ 190.068 п.
    1917 г. „ „ 0
    1918 г. „ „ 6.000 п.
    1919 г. „ „ 415.899 п.
    1920 г. „ „ 628.943 п.
    1921 г. „ „ 1.478.390 п.
В 1922 м году на работах Кемсеверпути сказались условия новой экономической политики. Недостаток материальных и денежных ресурсов и необходимость в связи с этим производить только самые неотложные работы заставали в программе 1922 года значительно сократить работы некоторых подсобных экспедиций, а некоторые из таких экспедиций отложить до белее благоприятного времени.
Карская товарообменная экспедиция этими сокращениями совершенно не затронута; больше того — на Карскую экспедицию в этом году обращено исключительное внимание.
Комитет с весны этого года по постановлению Совета Труда в Обороны возглавляется лично председателем Сибревкома.
В настоящее время Комитетом закончены спешные работы по выяснению количества экспорта и разработке всего плана Карской экспедиции в Европейской и Сибирской ее частях (план выслан в Москву и за границу), устанавливаются размеры ожидаемого в этом году импорта, ведется работа по технически-рациональному построению самой экспедиции, оживлен. идет обмен телеграммами с Народным Комиссариатом Внешней торговли. С последним установлен самый тесный контакт, т. к. Н. К. В. Т. заготовляет на заграничных рынках импорт, который будет привезен к нам в обмен на сибирское сырье.
В данный момент Комитетом заключен уже договор с Сибирским Округом Путей Сообщения, взявшим на себя доставку на своем речном флоте к устью Оби сибирского экспорта и обратную перевозку импорта.
Достигнуты соглашения и с хозорганами — хозяевами экспортируемого сырья. Весь экспорт 1922 г,— предполагается в 370.160 пуд, импорт же ожидается в количестве 961.000 пуд.
Такам образом, вся экспортно-импортная операция Карской экспедиции 1922 года предполагается в 1.331.160 пудов.
Подвозка грузов к речным пристаням и начало погрузки их в баржи ожидается в 20-х числах июня. Отплытие речной экспедиции предполагается в 20-х числах июля.
Встреча с морскими пароходами в "Новый Порт" назначена на15 августа.
Обратное возвращение речной экспедиции с импортным грузом в центр. бухте Сибири (Омск и Новониколаевск) — между 20 и 25 октября.

С. Рыбин.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 13 Февраль 2015 19:13

Советская Сибирь, 1922, № 227, 8 октября.

 Советская Сибирь, 1922, № 227 (1922-10-08) КСМП Урванцев. АГНЕССА.jpg
Северный морской путь

Комитет северного морского пути получил предварительные известия о работах своих научных экспедиций на дальнем севере Сибири.
Две из этих экспедиций произвели столь важные исследования и географические открытия, что является необходимость опубликовать их немедленно до получения подробностей.
Начальник Норильской горной экспедиции комитета, геолог горный инженер Н. Н. Урванцев, зимовавший с несколькими техниками в этом году в области Норильских гор на правом берегу устья реки Енисея под 69◦19'35" северной широты, кроме основной работы своей партии — добычи каменного угля из Норильских залежей его — произвел зимой ряд топографических съемок и геологических разведок в совершенно необследованном до сего времени районе озера Пясино и истоков реки Пясины.
С наступлением лета Урванцев с несколькими спутниками на лодке проплыл всю реку Пясину от кото истока до впадения в Ледовитый океан на протяжении более 800 верст, производя по всему пути съемки и научные исследования.
От устья р. Пясины на той же лодке Урванцев со спутниками проплыл на восток по Ледовитому океану около 200 верст до острова Диксон, откуда им послано радиотелеграфное сообщение комитету северного морского пути.
На берегу океана между Пясиной и Диксоном Урванцевым найдена почта отправленная Амундсеном в 1919 году с участниками его экспедиции Тессемом и Кнутсеном и вещи, принадлежащие этим двум погибшим норвежцам.
Работы и путешествие Урванцева имеют огромное научное значение, т. к. им обследован район, который до сего времени еще не посещался ни одним культурным человеком.
Находка почты Амундсена проливает свет на обстоятельства гибели Тессема и Кнутсена и дополняет данные, добытые в 1921 году экспедицией, снаряженной для их розысков комитетом северного морского пути, во главе с путешественником Н. А. БЕГИЧЕВЫМ.
 ЛС том2 - 85.jpg

Важное географическое открытие сделала другая научная экспедиция комсеверпути, которая вышла из Новониколаевска в июне месяце этого года на моторной шхуне "Агнесса". Имея в числе других своих заданий — обследование Гыдаямского залива, расположенного между Обской губой и Енисейским заливом — шхуна "Агнесса" вышла из Обской губи в Ледовитый океан и, обогнув мыс Тараеоль, считавшийся до сего времени крайним северо восточным пунктом Гыдаямского полуострова, открыта, что мыс этот принадлежит не полуострову, а острову, впервые открытому. Остров этот назван "Агнесса" по имени шхуны. Двигаясь далеко на юг вдоль восточного берега острова, шхуна вошла в Гыдаямский залив. Минуя пролив, отделяющий остров от материка и делая промеры глубин, путешественники открыли вход из океана в залив с глубинами в 23 и 25 футов, на берегу острова поставили знак на месте найденного здесь мамонта.
Двигаясь дальше по заливу экспедиция обнаружила присутствие огромного количества рыбы и морского зверя.
Исследования и открытая экспедиции комсеверпути на шхуне "Агнесса" имеют не только научное, но и огромное экономическое значение.


Красный Север, 1923, № 092, 29 апреля.

 Красный Север 1923 № 092 СМП.jpg
ПО СЕВЕРУ.
Северный морской путь.

В давно прошедшие времена северяне сносились с далекой богатой Сибирью через море, доходя на судах из Архангельска до устьев больших сибирских рек Оби и Енисея. В XVIII веке этот весьма важный для северян торговый путь был за быт и заброшен. Вспомнили о нем только в конце ХIХ века. Путь этот открыт для плавания весьма короткое время — всего каких-нибудь 2—3 летних месяца, — в остальное время судоходству мешают льды Карского моря.
За сорок лет —- с 1874 года по 1914 г. по этому пути прошло всего лишь 200 судов. Из них только 82%, т. е. 160 судов закончили свои рейсы вполне благополучно, 13% — т. е. 30 судов вернулись обратно с пути, будучи не в состоянии пробиться через льды и, наконец 10 судов (5%) частью погибли, частью потерпели тяжелые аварии.
Перед войной (1910 г.) на пути были устроены две станции беспроволочного телеграфа, — в 1915 году возникла и третья станция. В самое последнее время на берегах и в водах Белого моря и далее на пути предпринят был целый ряд работ организационного о исследовательского характера. Особенно рьяно к мысли о всемерном использовании данного пути отно-
сятся сибиряки (путь выводит Сибирь не только на наш северный рынок, но также и на заграничные рынки).
С 1920 года делом улучшения, изучения и эксплоатации пути ведает Сибирский комитет северного морского пути. Комитет ведет работы географические, гидрографические, геологические, строит станции и пр.
Экспедициям комитета посчастливилось за последние годы сделать много крупных географических открытий, — недавно также, по берегам пути открыты и исследованы крупные залежи каменного угля, вполне пригодного для целей судоходства.
Торговое мореплавание развилось по Северному морскому пути весьма заметно на последние три года. Пароходы из устьев Оби и Енисея направляются в Архангельск и заграницу.
Размер товарооборота в эти годы портов Оби и Енисея иллюстрируется нижеследующими цифрами:
      Обь. Енисей
      привоз вывоз привоз вывоз.
      пуд. пуд. пуд. пуд.
      1919 168.178 247.721 — —
      1920 — 584.919 — 44.024
      1921 542.250 672.431 198.724 164.625.
      1922 508.000 330.000 — —

Мик.
Последний раз редактировалось ББК-10 16 Февраль 2015 20:55, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 14 Февраль 2015 20:26

Советская Сибирь, 1925, № 066, 22 марта.

 Советская Сибирь, 1925, № 066 (1925-03-22) КСМП план экспедиций.jpg
Изучение Сев. Мор. пути.

Комитет Северного Морского пути наметил план научных работ на 1925 г. по изучению пути, для чего необходимо 30 тыс. руб. Сибревком план работ одобрил и расходы по этим работам разверстал по отдельным хозяйственным организациям участвовавшим в импортной операции Карской экспедиции 1924 г., в следующем размере: Сибгосторг — 18 т. р. Сибкрайсоюз — 10 тыс. руб. в Киргосторг около — 2 тыс. руб.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение Kirindas » 04 Июнь 2015 10:51

Синюков В.В. в "Александр Васильевич Колчак как исследователь Арктики" (НБЛ АН, М. 2000, с 231)
пишет
...23 апреля 1919 г. при правительстве Колчака организовали Комитет Северного морского пути, во главе которого вскоре был поставлен С.В. Вострин...
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 14 Август 2015 21:41

Советская Сибирь, 1931, № 015, 15 января.

 Советская Сибирь, 1931, № 015 (1931-01-15) КСМ в 1931 году.jpg
В СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ ВКЛЮЧАЕТСЯ БАССЕЙН ЛЕНЫ
В этом году Комсеверпуть приступает к осуществлению операций по реке Лене. Для этого проектируется заказ (в Германии) мощного теплохода полуледокольного типа (1500 сил. с тоннажем — 2500). В Киренске будет построено две больших баржи. Запроектировано сооружение парохода в 800 сил для работы п устье реки Лены. Комсеверпуть сделает в этом году большую завозку продфуража и разных материалов в устье рек Лени и Колымы. С этого года Комсеверопуть начиняет регулярное обслуживание и снабжение крайнесеверных районов ЯССР.

НАУЧНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КОМСЕВЕРОПУТИ В 1931 ГОДУ

В навигацию 1931 г. будет работать 6 научно-исследовательских партий Комсеверопути. Гидролого-метеорологическая партия будет вести работу на ледокольном судне в Карском море. Две съемочно-промерных партии направляются в район Игарки по Енисею. Изыскательские партии будут работать в дельте Оби и в устье Пясины. Лоцманская партия произведет исследования судоходности реки Пясины. Кроме того, намечен ряд северных научно-исследовательских командировок зоологов, ихтиологов и других научных работников. На эти экспедиционные работы Комсеверопуть ассигнует в 1931 г. 146 тыс. руб.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 14 Август 2015 21:43

ВСП 1931 № 089 20 апреля.
 ВСП 1931 № 089 (20 апр.)  СМП изменит экономику.jpg
Последний раз редактировалось ББК-10 15 Август 2015 09:55, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 14 Август 2015 21:54

Советская Сибирь, 1931, № 018, 18 января.

 Советская Сибирь, 1931, № 018 (1931-01-18) Растет Игарский порт.jpg
РАСТЕТ ИГАРСКИИ ПОРТ

Население в Игарском порту увеличилось больше, чем в шесть раз по сравнению с прошлым годом. Сейчас Игарка насчитывает 2212 чел. (в 1929 г. было только 350 чел. ), на работе занято 1744 чел.
В порту работают 2 лесозавода (5 рам). Из-за сильных морозов задерживается монтаж машинного оборудования на третьем лесозаводе. Этот лесозавод будет пущен к маю.
На жилищном строительстве занято до 1000 рабочих. Сооружаются жилые однотипные дома, больничный городок, вскоре состоится закладка клуба (на 250 чел).
Комсеверопуть проектирует сооружение в Игарском порту интернационального клуба для моряков. Ведется заготовка строительных материалов: леса, глины, извести, песка и камня. Столовая и пекарня обслуживают все население порта. Для молочного питаний детей создан животноводческий совхоз, имеющий до 50 голов крупного скота.
Продукты распределяются ЦРК, входящим в интегральную систему Крайохотсоюза. Общая хлебная норма —1 кило в день на человека, мяса и рыбы — 3 кило в месяц, масла — 500 граммов.
На Игарке создан рабочком. Партколлектив насчитывает до 50 членов. Развертывается культурно-массовая работа. Особенное внимание на культработе сосредотачивается в период полярной ночи (с конца ноябре до февраля).
Весь порт в Полярную ночь круглые сутки освещается электричеством. Морозы достигают 60 градусов по Цельсию, но они безветренны и бестуманны и по этому переносятся легко. Почта в порт в зимнийе месяцы приходит еженедельно. В больничном городке работают 3 врача и 6 фельдшеров, обслуживающих и туземцев.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение Historik » 17 Август 2015 10:35

1 марта 1931 г. в Cеверо-Cибирском Государственном акционерном обществе Наркомата внешней и внутренней торговли СССР «Комсеверпуть» завершилась реорганизация.
Решением Правления Общества (приказ от 20.01.1931 г. №10 и приказ от 06.03.1931 г. №30) впервые в нём появилась новая самостоятельная структура - Отдел, затем Служба связи во главе с начальником (руководителем авиаслужбы) с «персональным распределением должностей и окладов». Вскоре Служба связи была переименована в Авиаслужбу, а затем и в Управление воздушной службы (УВС) «Комсеверпути». В марте 1933 г. УВС было включено в состав Управления Полярной авиации (УПА) Главсевморпути.
Таким образом, Полярная авиация обязана своему появлению решению о создании первого самостоятельного структурного авиаподразделения со своим командованием и самолётами, предназначенного для выполнения задач авиаснабжения в Арктике - Службе связи АО «Комсеверпуть» (с марта 1932 г.- Всесоюзное экспортно-импортное и транспортно-промышленное объединение).
И 1 марта 1931 г. следует считать днём рождения Полярной авиации России.
Ниже постепенно выложу 3 документа, обосновывающих данное утверждение.
КСМП-Служба связи1-1.3.1931.tif [5.18 МБ Скачиваний: 550]

КСМП-Служба связи2-1.3.1931.tif [3.26 МБ Скачиваний: 528]

КСМП-Служба связи3-1.3.1931.tif [2.65 МБ Скачиваний: 533]

КСМП-Служба связи4-1.3.1931.tif [3.91 МБ Скачиваний: 542]

РГАЭ. Ф.9570. Оп.1. Д.420. Л.104-105, 106, 108.
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

След.

Вернуться в Организации



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения