Советская группа общества "Аэроарктика"

Научно-исследовательские институты, Администрации, Управления и т.д.

Советская группа общества "Аэроарктика"

Сообщение Александр Андреев » 31 Октябрь 2014 20:03

 368.jpg
Организация советской науки в 1926—1932 года. Сборник документов.Л: "Наука", 1974,с.368
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Советская группа общества "Аэроарктика"

Сообщение Александр Андреев » 04 Ноябрь 2014 10:39

Списки президиума и советской группы общества "Аэроарктика"
журнал "Arktis", 2, 1929



Президиум общества "Аэроарктика" (на 1 января 1929)

 001.jpg


*Фритьоф Нансен — Президент
*Георг Вегенер — управляющий делами (Германия)
*Луис А. Бауэр — вице-президент (США)
*Е. Делькамбр — вице-президент (Франция)
*Хосе де Элола — вице-президент (Испания)
*А. Е. Ферсман— вице-президент (СССР)
*Умберто Нобиле — вице-президент (Италия)
*сэр Нэпир Шоу — вице-президент (Англия)
*Вальтер Брунс — генеральный секретарь (Германия)
*Артур Берсон — заместитель генерального секретаря (Германия)
*Вальтер Блайстайн — казначей (Германия)
*Ганс Маурер — заместитель казначея (Германия)
Генрик Арцтовский (Польша)
Хельгар (Олег Оскарович) Баклунд (Швеция)
Хуго Доменик (Германия)
ван Эвердинген (Нидерланды)
Ф. М. Экснер (Австрия)
маркиз Хосокава (Япония)
Б. Л. Исаченко (СССР)
Дан Ла Кур (Дания)
Э. Лайминс (Латвия)
Поль Меркантон (Швейцария)
Альбрехт Пенк (Германия)
Якоб Прей (Эстония)
Р. Л. Самойлович (СССР)
Рудольф Шпиталер (Чехословакия)
Харольд Свердруп (Норвегия)
Рольф Виттинг (Финляндия)
Б. Н. Воробьев (СССР)
-------------------------------------------------------------------
(* — является членом Исполнительного комитета.)



Состав советской группы общества "Аэроарктика"

 002.jpg
 003.jpg
 004.jpg


Правление : А. Е. Ферсман (председатель), В. Ю. Визе (секретарь), В. В. Ахматов, Б. Л. Исаченко, Р. Л. Самойлович, Б. Н. Воробьев

В. В. Ахматов
С. А. Бастамов
В. А. Березкин
Л. С. Берг
П. Е. Безруких
А. А. Бяльницкий-Бяруля
В. Г. Богораз-Тан
Д. Д. Ван дер Флит
Б. П. Вейнберг
К. А. Виганд
В. Ю. Визе
П. В. Виттенбург
А. А. Владимиров
А. Г. Воробьев
Б. Н. Воробьев
В. Г. Глушков
Г. П. Горбунов
Б. Н. Городков
К. М. Дерюгин
Н. И. Евгенов
И. Д. Жонглович
Л. А. Зенкевич
Д. А. Золотарев
Е. П. Иконников
Б. Л. Исаченко
Б. И. Извеков
Н. Н. Калитин
А. А. Каминский
М. Н. Канищев
В. Н. Кедроливанский
С. В. Керцелли
К. С. Кирпичников
Г. А. Клюге
Н. М. Книпович
В. Л. Комаров
Т. П. Кравец
А. М. Лавров
В. Е. Ляхницкий
Е. В. Мальченко
Н. Н. Матусевич
С. И. Миттельман
П. А. Молчанов
Б. П. Мультановский
С. Г. Натансон
Д. Ф. Нездюров
В. Л. Невский
Б. В. Нумеров
С. В. Обручев
С. Ф. Ольденбург
М. М. Партанский
А. А. Петровский
Н. В. Пинегин
В. Н. Попов
Н. П. Пузыревский
Н. В. Розе
А. И. Россолимо
Д. Д. Руднев
Н. А. Сакеллари
Р. Л. Самойлович
А. А. Саткевич
Н. А. Смирнов
Ф. Л. Сочинский
Е. К. Суворов
Е. И. Тихомиров
В. Е. Тимонов
А. И. Толмачев
С. И. Троицкий
В. В. Фаас
А. Е. Ферсман
Б. К. Флеров
И. Г. Фрейманн
Н. И. Шабашев
П. Ю. Шмидт
А. М. Шенрок
В. Б. Шостакович
А. А. Ярилов
В. А. Ячнов


Колективный член : Кабинет географии полярных стран Ленинградского государственного университета
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Советская группа общества "Аэроарктика"

Сообщение Александр Андреев » 04 Ноябрь 2014 15:29

Список членов советской группы общества "Аэроарктика" включал многих видных советских ученых различных областей науки. На самом деле большинство из них состояли в обществе лишь формально. Дело в том, что инициатор организации советской группы "Аэроарктики" Н. П. Горбунов (тогда управляющий делами СНК СССР) 26 февраля 1926 года обратился в ряд ведомств и организаций (Комитет по производительным силам при СНК, АН СССР, ВСНХ СССР, Главнауку, Добролет, Авиахим, ГВФ и др.) с предложением порекомендовать кандидатуры для создаваемой советской группы "Аэроарктики". В ответ пришли списки кандидатов. Так 10 марта 1926 года комиссар ВМС В. И Зоф прислал список, в котором назывались фамилии Ю. М. Шокальского, В. В. Ахматова, Н. Н. Матусевича, Н. И. Евгенова. 15 мая 1926 года на заседании Комиссии по содействию работам АН СССР было предложено включить в состав советской группы А. П. Карпинского, А. А. Бялыницкого-Бирулю, В. В. Ахматова, Р. Л. Самойловича, Ю. М. Шокальского, А. В. Вознесенского, Н. Н. Матусевича, Н. И. Евгенова, М. Н. Канищева, А. П. Павлова, В. М. Вишнева. Ряд предложенных кандидатов от участия в работе общества отказались. Таким образом и был сформирован список членов советской группы.
Вся эта информация взята из архивных документов ГАРФ и ЦГАНТД.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Советская группа общества "Аэроарктика"

Сообщение Александр Андреев » 05 Ноябрь 2014 21:56

"О каналах иноразведок в системе Главсевморпути и Гидрометслужбы при СНК СССР"
Цитируется по : А. Б. Безбородов, О. В. Большакова, А. Д.Васильев. Зарубежное Россиеведение. "Проспект", 2013


"Общество "Аэроарктик" было создано в 1925 году. С вступлением в должность секретаря общества — германского военного разведчика Брунс Вальтера оно стало новым прикрытием для германской военной разведки... Базой для создания общества послужил так называемый "проект Брунса", заключавшийся в том, чтобы открыть постоянное воздушное сообщение между Западной Европой, Америкой и Японией через территорию СССР. В 1927 году Брунс появляется в Москве, пытается оформить вой проект якобы для выбора места под причальную башню для дирижаблей. В 1931 году был совершен полет дирижабля "Граф Цеппелин-126", экипаж которого состоял в большинстве из немцев. С дирижабля были произведены съемки важнейших узлов трассы Северного морского пути (снимки остались в Германии)

Названные выше организации не только служили прикрытием для германской военной разведки, но и в первый период своего существования фактически заменили собой второй отдел германского Генерального штаба и вели активную разведовательную работу в СССР, которая маскировалась легальными сторонами деятельности : организация выставок, выступление с докладами об СССР, направление "ученых" в СССР якобы для изучения социально-экономических проблем; попытки под флагом сближения германской и советских наук вовлекать их в шпионскую деятельность, использовать как агентов влияния"


В этой ориентировке НКВД (июнь 1939 года) удивляет обилие ошибок в датах и цифрах. Общество "Аэроарктик" было создано в 1924, а не 1925 году. Визит В. Брунса в СССР состоялся в 1928, а не в 1927 году, ну и дирижабль, конечно, имел номер 127, а не 126.

Стоит отметить, что эта ориентировка НКВД не повлекла сколь-либо фатальных последствий для функционеров советской группы "Аэроарктики". Из трех ее председателей (Б. Л. Исаченко, А. Е. Ферсман, Р. Л. Самойлович) и двух секретарей (В. Ю. Визе, А. И. Толмачев) был репрессирован только Р. Л. Самойлович, арестванный до издания данной ориентировки.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Советская группа общества "Аэроарктика"

Сообщение Александр Андреев » 06 Ноябрь 2014 11:03

Таким образом, отрицательный фон вокруг деятельности советской группы "Аэроарктика" и экспедиции на дирижабле "Граф Цеппелин" начал формироваться еще в 1930-е годы.

Вспомним цитату из статьи "О Всесоюзном Арктическом институте" :

"Результаты работы экспедиции 1931 г.(экспедиция общества «Аэроарктик»), научным руководителем которой был Самойлович, целиком попали в Германию и лишь кое-что появилось в печати в СССР. Карта аэрофотосъемки Таймырского полуострова осталась достоянием Германии.
Все это, однако, не помешало Самойловичу в рапорте на имя XVII съезда ВКП(б) заявить: «Осуществлено научное руководство на воздушном корабле «LZ-127» во время полета над Советской Арктикой»."


В дальнейшем картина мало изменилась. В 3-м томе "Истории открытия и освоения Северного морского пути" М. И. Белов описывает экспедицию на "Графе Цеппелине" в следующих словах : "Приходится признать, что этот полет был использован не столько в научном плане, сколько в целях воздушной разведки будущего театра войны против СССР". Ну и далее: научная программа слабая, несогласованная, "мероприятие к которому готовились ряд лет не увенчалось крупными научными итогами...".

Вообщем, не так сидели не так свистели (c).

А зря. История общества "Аэроарктика" в целом и его советской группы в частности и, конечно, экспедиция на "Цеппелине" — это важные и яркие страницы истории полярных исследований. В значительной мере забытые.

Попробуем в ближайшее время эту ситуацию исправить совместными русско-германскими усилиями.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Советская группа общества "Аэроарктика"

Сообщение Александр Андреев » 04 Март 2015 10:34

 VS_1927_01.jpg
"Вокруг света" №1, 1927.
Речь в заметке идет о Первом собрании общества "Аэроарктика" в Берлине в декабре 1926 года. Автор (Б. В.) — Борис Воробьев, член советской делегации на этом совещании. Сокращенное название "Истугедал" встречается впервые. В документах того времени общество называлось "Аэроарктик" или "Аэроарктика".
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Советская группа общества "Аэроарктика"

Сообщение SVF » 04 Март 2015 10:37

Саш, а этот самый "Истугедал" как расшифровывается?
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Советская группа общества "Аэроарктика"

Сообщение Александр Андреев » 04 Март 2015 10:44

Сереж, я первый раз встретил эту аббревиатуру. Нигде больше не видел ее. Хотя просмотрел множество документов "Аэроарктики". Так что совершенно непонятно.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Советская группа общества "Аэроарктика"

Сообщение SVF » 04 Март 2015 10:49

Во, нашел:
" Internationale Studiengesellschaft zur Erfor- schung der Arktis mit dem Luftschiff," (Istugedal.)
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Советская группа общества "Аэроарктика"

Сообщение Александр Андреев » 04 Март 2015 10:51

Спасибо, Сереж, теперь ясно.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Советская группа общества "Аэроарктика"

Сообщение SVF » 04 Март 2015 11:12

Еще пару ссылок на литературу нашел:

Internationale Studiengesellschaft zur Erforschung der Arktis mit dem Luftschiff. PrimerCongresodela
"Internationale Studiengesellschaft zur Erforschung der Arktis mit dem Luftschiff," (Istugedal.)
Iberica,Ano14, Num.661 (15enero1927), Barcelona, pp. 36-38.

Scheve,G.v.: Die Internationale Studiengesellschaft zur Erforschung der Arktis mit dem Luftschiff, E.V.

Internationale Studiengesellschaft zur Erforschung der Arktis mit dem Luftschiff (Aeroartic). Verhandlungen der I. ordentl. Versammlung in
Berlin9. bis 13. November 1926. Herausgegeben im Auftrage der Studiengesellschaft von Dr. Leonid Breitfuss.
Petermanns Mitteiltmgen, Erganzungsheft Nr. 191, Gotha, Verlag Justus Perthes, 1927,
pp.vi, 115,ill.


http://www.luftfahrt-bibliothek.de/date ... s-1927.pdf
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Советская группа общества "Аэроарктика"

Сообщение Молибога » 06 Март 2015 21:47

Попалось кое-что в связи с "проектом Брунса". Серьезное было обсуждение!

Центральный госархив научно-технической документации (СПб), ф.369, оп.1-6, д.1 - Циркуляры ВСНХ и пр. (1920е гг.), л.5-5об

Управление делами СНК СССР, № 9/6 от 4 марта 1925 г. Совершенно секретно
О присылке материалов по вопросу о трансарктическом воздухоплавании.

Северная научно-промысловая экспедиция, тов.Самойловичу

Постановлением СНК Союза ССР на заседании 24 февраля (пр.№ 89) под моим председательством создана Комиссия для предварительной разработки вопроса о трансарктическом воздухоплавании.
Прошу, в дополнение к присланному, при Вашем письме от 9 ноября 1924 г. № 194, проекту капитана Брунса, в самом срочном порядке выслать решение упомянутой в Вашем названном отношении № 194 Особой комиссии Экспедиции по переданным на ее рассмотрение вопросам (экономика, необходимые средства, организация).

Управделами СНК СССР Н.Горбунов
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Советская группа общества "Аэроарктика"

Сообщение ББК-10 » 12 Март 2015 21:14

Бурят-Монгольская правда, №163, 1926 г.

 БМП 163.1926.jpg
Воздушный путь Америка - Ленинград - Япония.

Ленинград. 22. В Берлине состоялось международное совещание по вопросу об организации всемирных воздушных путей, в котором участвовали представители СССР, Англии, Германии, Франции, Италии, Испании, Америки и Японии. На совещании был выдвинут проект воздушных сообщении между Японией и Америкой.
Было установлено, что этот великий воздушный путь пройдет через Ленинград. Кроме того, на совещании решено образовать международное акционерное общество всемирных воздушных путей.
Президентом акционерного общества избран известный путешественник Фритиоф Нансен, вице-президентом избран проф. Самойлович.


Советская Сибирь, 1926, № 154, 8 июля.

 Советская Сибирь, 1926, № 154 (1926-07-08) Самойлович. Аэроартктика.jpg
«Интернациональное общество по изучению Севера».

ЛЕНИНГРАД, 7. (Роста). — Из Берлина приехал директор института по изучению севера Самойлович. В беседе с корреспондентом «Роста» сообщил об организации в Берлине «Интернационального общества по изучению севера с помощью воздушных кораблей» под председательством Нансена. Одной из задач общества является организация международного акционерного общества для пассажирских рейсов из Западной Европы в Японию через Ленинград. Для этой цела предполагается построить дирижабль большой емкости.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Советская группа общества "Аэроарктика"

Сообщение ББК-10 » 23 Март 2015 21:18

Власть труда 1925 № 193 (1699), 26 августа.

 Власть труда 1925 № 193(1699) (26 авг.) проект БРУНСА.jpg
В четыре дня.

Воздушная линия Ленинград — Архангельск — Якутск — Владивосток.

В Иркутске проездом остановился германский капитан г. Брунс, выдвинувший мировой проект перелета на цепеллинах через Северный полюс.
Нам удалось выяснить подробности проекта. Основной целью работ Брунса является установление воздушной связи между Европой и Тихим океаном. Ближайшие путь лежит через Северный полюс.
Г. Брунс обратился со своим проектом в совнарком СССР. В Москве, после обсуждения выяснилось, что для СССР будет целесообразнее, если воздушная линия пойдет через Ленинград — Архангельск, Диксон (устье Енисея) — Якутск — Владивосток.
Г. Брунс приехал в Иркутск, чтобы выяснить возможность переброски из Иркутска в Якутск материалов для создания там аэробазы.
Для организации перелета необходим ряд сооружений (как напр., причальные мачты).
Иркутский губисполком оказал г. Брунсу содействие и он совершил поездку по Якутскому тракту, совместно с инженером Аппингом.
18 августа г. Брунс делал доклад о своем проекте в географическом обществе. Он доказал преимущество цепеллинов перед аэропланами. Последний при порче моторов принужден спускаться. Цепеллин же имеет несколько моторов и порча одного из них мало отразится на полете.
Начальным пунктом полета намечен Амстердам, конечным — Токио. Весь путь займет 4 суток и будет стоить 1400 руб., тогда как на пароходе придется ехать 27 дней, затратив 1200 руб.
На первое время на линии предполагается установить 2 цеппелина. Каждый из них будет летать раз в неделю в ту и другую сторону.
Часть линии проходит по самому побережью Сев. -Ледовитого океана. В метеорологическом отношении это не особенно удобно: там частенько бывают снежные бури. Поэтому возможно перенесение линии несколько на юг (по направлению Обдорск — Туруханск).
Цепеллины, которые будут использованы для перелетов, представляют собой громадные сооружения в 200 метров; одна гондола, например, имеет в длину 105 метров. Цепеллин поднимает 60 человек и до 5. 000 пудов груза.
Возможно, что на линии будет и 3-й запасный цепеллин. Тогда с его помощью можно будет производить быстрые переброски грузов в какой-угодно район, например, из Якутска в Бодайбо.
Предполагается, что полное оборудование линии (6 цепеллинов) будет закончено через 6 лет.
На концах цепеллинов предположено установить по фото-аппарату и производить непрерывную съемку местностей.
Цепеллины не будут нуждаться в остановке: они берут с собой запасы горючего на 18. 000 километров.
Предполагаемая линия не исключает создания и другого пути (через полюс, — как наметил Брунс).
Из Иркутска г. Брунс направляется во Владивосток и дальше — в Японию для переговоров относительно проектируемой им линии.
Б. Kp.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

След.

Вернуться в Организации



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения