Полярная Правда, 1931, №184, 24 декабряПо радио с РТ "Кит"
Можно ли спасти "Касатку"?
(От нашего спец. корреспондента)
Прошло две недели безуспешных попыток спасения РТ и перед работающими по спасению потерпевшего аварию РТ—3, встал вопрос продолжать работу или нет?
"Касатка" 7-го ноября наскочила на камни у Новой Земли, шла по ним два часа малым ходом, пока не остановилась машина. Волна выбила руль, бросая по камням бессильный траулер и переметнула его через коргу, положив на правый борт в 125 саженях от Новоземельского берега. Вода через пробоины залила матросские кубрики, трюмы и кочегарку.
С того времени положение не улучшилось, а наоборот ухудшилось. Через неделю шторм бросил
"Касатку" еше ближе к берегу и сделал новую пробоину.
Третий шторм 19—20 декабря едва не окончился трагически. На судне работало 13 человек под руководством начальника отдела добычи штурмана
Кузнецова. Последняя шлюпка была отравлена на ближайший траулер за углем, но неожиданно налетевший шторм отрезал путь шлюпкам к
"Касатке". Два раза пыталась команда
"Сома" сквозь волны и густое сало пробиться к оставшимся — это не удалось, шуга быстро засасывала шлюпки и беспомощных моряков, шлюпки возвращали на судно силой лебедки.
10-ти бальные волны перепутали ваера
"Сома" и
"Союзрыбы", угрожая выбросить суда на берег. Счастливо распутавшись, и все же потеряв якорь, траулеры вынуждены были отказаться от спасения и отойти в море. Тревожна была эта ночь, тревожно за людей и за суда.
«Сом» пошел в Белушью губу для того, чтобы послать на помощь группе
Кузнецова новоземельских колонистов. Заход в эту губу опасен и незнаком морякам треста. Всю ночь радисты (флагманского на
"Ленине" и выездной редакции на
"Ките") следили за
"Сомом" и не напрасно. Утром
"Сом" дал радио: "Следите за мной, я сел на мель". Впоследствии оказалось, что судно легко задело грунт в во-время сойдя с мели, благополучно вошло в Белушью губу.
Шторм как неожиданно налетел так же быстро и стих. Через сутки с небольшим
"Союзрыба" сняла оставшихся на
"Касатке".
Но в вечеру 20-го декабря все траулеры приняли сигналы бедствия (SOS) ледокола
№6, шедшего к
"Касатке". На спасение пошли
"Сом" и
"Союзрыба", но вскоре выяснилось, что сигнал бедствия дан поспешно.
"Шестерка" налетела на грунт и получив небольшую пробоину в кормовом танке может самостоятельно итти к месту назначения.
20-го ночью состоялось радиосовещание капитанов. Т.
Кузнецов докладывал о том, что положение
"Касатки" ухудшалось, спасательные работы ничего не дали, о пробоинах ничего неизвестно, потому что штормовая погода не позволяла работать водолазам.
В докладе не было самого главного — спасательного плана, конкретных мер, которыми можно привести
"Касатку" в ближайший порт или губу.
Капитан
Леонтьев, посланный трестом руководить спасательными работами, заявил, что нет надежды спасти судно.
— Можно ли спасти траулер, имея несколько ящиков гвоздей, полтора десятка ящиков с цементом, несколько пластырей и маломощных помп? Вот весь спасательный арсенал, вдобавок сильно потрепанный последним штормом. Можно ли работать с неопытной командой, командой не в сапогах, а с сапогами, не влезающими на ноги, без полушубков, без теплых варежек, в сатино-парусиновых рукавицах. Мы рискуем, может быть делаем даже преступление, когда так близко подводим суда. Вчерашний аварийный день заставляет нас подумать над этим вопросом.
Капитаны в один голос говорили о том, что
"Касатка" совсем новое судно, что это сотни тысяч валюты, только что отданные загранице, что морякам трудно отказаться от спасения. Одна группа капитанов стояла на продолжении работ, предлагая применить понтоны, удивляясь почему не вызваны специалисты спасательных судов Архангельского порта, давая разнообразные советы.
Другая группа капитанов, не раз бывавших на Новой Земле
Я. А. Богданов,
М. Н. Кузнецов,
Ф. П. Копытов), предлагали спасательные работы прекратить ибо ясно наше бессилие перед новоземельскими условиями в зимнее время года.
На совещании пришли в выводу, что Севтралтрестом проведена неразумная попытка спасти в открытом океане тяжело пострадавшее судно малоквалифицированными кадрами и слабыми спасательными средствами, кстати,
"Шестерка" из-за своей осадки сейчас не может принять участие в спасении. Трест проводил спасение неорганизованным способом. Общественность вправе предъявить тресту следующие требования:
— Вы ежедневно тратите тысячи рублей, рискуете несколькими траулерами, и главное людьми без ясных перспектив на спасение. То, что вы сейчас делаете — не спасение, а кустарничество, (как верно охарактеризовал капитан
Леонтьев).
— Нужно срочно обсудить материалы совещания капитанов, запросить мнение специалистов и если после этого будет решено спасать
"Касатку", то необходимо разработать детальный план, обеспечив квалифицированными людьми, спасательными нарядами и т. д. и т. д. А пока около
"Касатки" мы имеем только горячий энтузиазм моряков, но этого, к сожалению, мало, ибо, если возможно спасение, то к этому энтузиазму нужно прибавить материальную базу, науку, морскую практику.
В. Смородин.