Первые шаги аэрофотосъемки в высоких широтах…Только при помощи аэроплана и дирижабля
можно с достаточной полнотой в короткий срок
изучить географию приполярных областей Союза.
С. В. Обручев. На самолете в Восточной Арктике (1934) © Ф. А. Романенко
(Ст.н.с., кафедра геоморфологии и палеогеографии, географический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, e-mail: faromanenko@mail. ru)Фотографирование Земли из космоса в настоящее время — один из главных методов ее исследования. Географы имеют возможность получать огромное количество разнообразных по разрешению, масштабу, цвету изображений в различных спектральных диапазонах для решения целого комплекса задач. Многие специалисты, особенно молодые и среднего поколения, уже не представляют свою работу без космических снимков, ежедневно обрабатывая их, но очень редко держат в руках небольшие черно-белые квадратные аэрофотоснимки (АФС), часто сохраняющие еще легкий характерный запах фотохимикалий. Их почти не осталось не только в научных и производственных, но и в специализированных картографических организациях, а новые съемки практически все — ведомственные. А между тем именно АФС сыграли главную роль не только в картографировании северных районов нашей страны, но и в открытии многих природных богатств, содержащихся в их недрах. Вспомним некоторые полузабытые или совершенно неизвестные эпизоды развития аэрофотосъемки высоких широт, сыгравшей столь большую роль в развитии нашего Севера. Гигантский труд тысяч людей сейчас практически забыт, как и имена создателей топографических, геологических или навигационных карт — продукта высококвалифицированного синтеза знаний.
Первые опытыПервый самолет появился в арктическом небе в августе 1914 г. Поручик русского флота Ян Иосифович Нагурский, собрав с помощью механика-моториста Евгения Кузнецова самолет «Фарман», выполнил в районе Новой Земли серию полетов в поисках следов пропавших двумя годами ранее экспедиций В. А. Русанова, Г. Л. Брусилова и Г. Я. Седова. На открытой всем ветрам маломощной машине в очень сложных метеорологических условиях он удалялся на несколько десятков километров от побережья архипелага и благополучно возвращался. Практически сразу летчик увидел огромные перспективы применения летательных аппаратов в Арктике. Но из-за грянувшей Мировой войны следующий летательный аппарат появился в полярном небе только через 10 лет. В июле 1923 г. швейцарские авиаторы В. Миттельгольцер (кстати, один из основателей в 1919 г. общества аэрофотографов, которое существует и сейчас под названием Swissphoto Group AG) и Нейман на гидроплане «Ледяная птица» совершили первый полет над Шпицбергеном, достигнув 830 с.ш. (
Маркуша, 1988). В августе 1924 г. Б. Г. Чухновский провел ледовую разведку для Северной гидрографической экспедиции в проливе Маточкин Шар на Новой Земле. В 1925 г. американская воздушная экспедиция Д. Мак-Миллана, в составе которой был ставший вскоре знаменитым Р. Бэрд, совершила ряд полетов общей продолжительностью около 50 часов в районе о. Аксель-Хейберг в Канадской Арктике (
Нобиле, 1984), а норвежец Р. Амундсен и американец Л. Эльсворт совершили бросок к Северному полюсу со Шпицбергена на двух самолетах.
К тому времени опыт фотографирования с воздуха насчитывал уже почти 70 лет (1858, Г. Турнашон), и применялось оно в основном в военных целях. Наблюдатели на аэростатах поднимались в небо и фотографировали вражеские позиции, передавая фотоизображения артиллеристам. Эта практика началась еще во время гражданской войны в США и с тех пор стала обычной. В некоторых российских учреждениях (например, в Министерстве путей сообщения) были созданы фототопографические отделы именно для составления карт и планов с помощью фотографирования с высоты.
Идея применения летательных аппаратов для составления карт труднодоступных высокоширотных районов высказывалась Ф. Нансеном и членами созданного по его инициативе общества «Аэроарктика» в середине 1920-х гг. В 1931 г., во время большого перелета дирижабля «Граф Цепеллин» (командир — Г. Эккенер) по маршруту Фридрихсхафен — Берлин — Ленинград — Архангельск — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — полуостров Таймыр и обратно, с него проводились съемки арктических островов и побережий, результаты съемок должны были поступить в Германию и СССР на равных основаниях. Но в СССР под предлогом засвечивания пленки они не попали.
Аэрофотосъемка должна была быть проведена на Чукотке в 1932 г. летной экспедицией С. В. Обручева и К. А. Салищева. В нее входили аэросъемщики А. Суме и Дзержинский, «фотолаборист» А. Филоматитский. На самолете «Дорнье-Валь» Н-1 (командир и навигатор Л. Петров, пилоты Г. Страубе, В. Косухин, бортмеханик Крутский, завхоз Н. Михайлов) экспедиция планировала, базируясь в Анадыре, положить на карту большую территорию (
Обручев, 1934). Но незапланированный полет на о. Врангеля и большая потеря летного времени позволили снять методом маршрутно-визуальной зарисовки только побережье от залива Креста до Колючинской губы. Аэрофотосъемка выполнена не была.
На следующий год, располагая самолетом «Юнкерс» Н-4 (командир — Ф. К. Куканов, пилот Г. Страубе, механики В. Шадрин, Л. Демидов), С. В. Обручев и К. А. Салищев положили на карту масштаба 1:1 000 000 более 375 тыс. кв. км в бассейне р. Анадырь (
Обручев, 1934). Фотографирование проводилось обычными аппаратами и играло вспомогательную, иллюстративную роль.
Быстрый рост возможностей советской полярной авиации в 1930-е гг. не остался незамеченным геодезистами, и в 1935 г. пробная аэрофотосъемка именно с целью составления карт проводилась на Таймыре и в дельте р. Лены. Аэрофотосъемочный самолет 31 июля 1935 г. видел в низовьях р. Нижней Таймыры. Будущий папанинец Е. К. Федоров, методом полуинструментальной съемки, преодолев большие трудности и лишения, в ходе длительного пешеходно-водного маршрута он составил карту этого плохо изученного района. Но, увы, она устарела уже на стадии составления, ибо карта на основе аэрофотоматериалов была значительно лучше (
Федоров, 1977).
Были и другие успешные опыты аэрофотосъемки, но они не получили массового распространения: в 1930-е гг. не хватало ни самолетов, ни пилотов, не было специалистов-операторов и фотограмметристов, маломощные авиабазы не могли обеспечить ни техобслуживания самолетов, ни метеопрогноза, ни обработки огромного количества пленки и негативов. В целом величина неизученных пространств существенно превышала возможности тогдашней авиации.
Геологическая съемкаДля составления любой специальной карты необходима топографическая основа — карта, на которую нанесены сведения о рельефе с помощью горизонталей, контуры озер, болот, побережий, реки, скальные останцы, населенные пункты и т.д. То есть необходима топографическая карта, причем желательно более крупного масштаба, чем отчетная геологическая карта. И главной проблемой для геологических партий в конце 1940-х гг. стало именно отсутствие любых карт. Очертания многих районов Севера оставались на уровне Великой Северной экспедиции 1733–42 гг., другие, особенно внутриматериковые районы, оставались просто «белыми пятнами». Например, даже в самом доступном и изученном арктическом архипелаге — Новой Земле — к осени 1949 г. не было никак изучено 42% территории (
Сводки и отчеты..., 1950, лл. 64–85). Поэтому самой насущной была задача подготовки топографических планшетов для собственно геологической съемки.
Эту грандиозную задачу можно было выполнить только на основе аэрофотосъемки, а ее организация требовала еще более крупных вложений на организацию аэропортов с технической и ремонтной базой, метеослужбой, снабжение аэропортов топливом, подготовку кадров и обеспечение их хотя бы минимальным жильем. Необходимо было оснастить самолеты Полярной авиации фотокамерами, организовать проявку пленок, изготовление накидных монтажей и самих контактных отпечатков, то есть оснастить и обеспечить реактивами и оборудованием фотолаборатории.
Фактически выполнение геологической съемки вызвало появление целой отрасли производства, причем в кратчайшие сроки и в тяжелых условиях послевоенной бедности. И эта задача была выполнена: в 1950-е годы Север обживался наиболее интенсивно. Возникли десятки поселков с населением несколько сотен человек в каждом, соединенных авиа — и пароходным (летом) сообщением с материком. Решения об обеспечении АФС всех районов уже проведенных и намеченных геологических съемок принимались на совершенно секретных заседаниях коллегии Главного управления Северного морского пути (ГУСМП) под председательством его начальника А. А. Афанасьева (например, 19 декабря 1947 г.).
Такие задачи потребовали и создания в недрах ГУСМП специализированной организации, которая соединяла бы в себе аэрофото — и геолого-съемочную роли и была бы хозяйствующим субъектом. Этой организацией стал трест «Арктикразведка», созданный специально для картографирования и геологической съемки удаленных районов на островах и побережьях арктических морей. Вклад этой организации в исследование Арктики значительно превышает ее известность, а ведь именно она способствовала ликвидации последних «белых пятен» на территории СССР, составлению большого числа первых современных геологических карт и сыграла одну из главных ролей в ярком научном открытии — находке Таймырского мамонта.
Первые шаги Трест «Арктикразведка» был организован на основании Постановления СНК СССР № 16143-р от 7 августа 1944 г. и приказа начальника ГУСМП № 273 от 4 ноября 1944 г. (
Годовой отчет..., 1945, л. 7). Фактически он начал работать как самостоятельная организация с 1 января 1945 г., подчиняясь Горно-геологическому управлению (ГГУ) ГУСМП. Контора треста разместилась сначала в Большом Черкасском переулке, 17, в комнате 223, куда можно было позвонить по телефону К-85-31 [9], а затем, с 1949 г., поместилась на Дербеневской набережной в новом доме 1/2 (рис. 1).
Управляющими трестом в 1944– 46 гг. были Ширяев и П. С. Николаев, на долю которых выпал самый тяжелый организационный период, отличавшийся большой неразберихой. Главным геологом некоторое время работал Л. Громов, известный своими многолетними работами на о. Врангеля. С 1947 по начало 1950 г. трестом руководил А. Е. Голов, при котором работы достигли, пожалуй, наибольшего размаха. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.04.1949 г. «О введении персональных званий и знаков различия для начальствующего состава Главсевморпути при Совете Министров СССР» [2] ему было присвоено персональное звание инженер-генерал-директора Северного морского пути (СМП), а вскоре он был переведен с повышением на должность начальника всего Горно-геологического управления ГУСМП. Управляющим трестом стал инженер-капитан СМП 2-го ранга В. И. Бондаренко.
Поначалу аэрофотосъемочные работы часто испытывали недостаток в опытных кадрах. Подчас за их организацию брались бывшие пилоты, радисты и просто случайные люди, не обладавшие необходимыми знаниями и умениями. Из-за этого едва не были сорваны аэрофотосъемочные работы Восточно-Таймырской экспедиции 1949 г. (начальник Г. Х. Халилецкий, 1898–1960, кадровый полярник, участник многих экспедиций, в том числе в «Арктикразведке»). Основную роль должен был сыграть новый, самый к тому времени скоростной гражданский
самолет Ил-12 Н-443, первый раз использовавшийся на аэрофотосъемке (командир В. М. Перов, 2-й пилот П. И. Малиновский, бортмеханики Н. Н. Пишков, А. Макин, радист Е. Ерилов, штурман-съемщик Л. Г. Крузе, начавший летать в Арктике в начале 1930-х гг., участник полюсной экспедиции 1937 г., операторы Е. Попов, Бобков и Н. Воеводин).
Экспедиция должна была производить одновременно аэрофотосъемоч-ные (между 68°20’ и 77°50’ с.ш., 77°30’ и 119°30’ в.д.) и геологоразведочные работы. Самолет базировался сначала в Туруханске, потом в Игарке, но после нескольких неудачных съемочных дней, когда не удалось выполнить съемку из-за ошибок штурмана, пришлось срочно искать ему замену, запросив Москву. Возникла опасность срыва работ, невыполнения плана и, следовательно, отсутствия заработка для экипажа, которому приходилось выполнять попутные рейсы. И только ранняя осень на Таймыре, вынудившая досрочно закончить съемочные работы на двух самолетах Ли-2 Северо-Таймырской экспедиции (командиры П. К. Шпит, Афинский), помогла экспедиции Восточно-Таймырской. На Ил-12 Перова перешел опытный съемщик «Арктикразведки» Г. А. Шугаев, и с ним удалось выполнить план по съемке в южной части Таймыра и на Севере Якутии. Кроме того, часть намеченных участков была снята Северо-Таймырской экспедицией.
Расцвет Наибольшего размаха аэрофотосъемочные работы достигли на Таймыре и в Северной Якутии в 1949–51 гг. Именно тогда были ликвидированы последние «белые пятна» в Евразии. В 1950 г. «вся деятельность Северо-Таймырской экспедиции была целеустремленной, направленной на завершение аэрофотосъемки Таймыра, на закрытие последнего белого пятна на карте нашей Родины» (
Годовой отчет, 1950, л. 3). Работали Западно-, Восточно — и Северо-Таймырские экспедиции, Анабаро-Нордвикский производственный район АФС.
Большую, если не главную роль в успешном проведении съемки сыграло расширение и устойчивая работа Управления полярной авиации. Оно получило много новых самолетов, на которых стали летать демобилизованные из ВВС летчики, прошедшие летную школу на войне. Так, Оленекская экспедиция (№ 3) Д. К. Александрова в 1947 г. стала широко использовать самолеты По-2, базировавшиеся на галечном острове р. Оленек против Оленекской культбазы (
Перов, 2001). Для снабжения этих самолетов ГСМ был выделен специальный
самолет Ли-2 Н-393 (командир В. М. Перов, 2-й пилот В. А. Солянов, штурман П. Беляков, бортмеханик М. Наумов, М. Дьяков, радист Г. Невьянцев), возивший топливо с мыса Косистого на Оленек. Эскадрильей По-2, куда входил также один американский Б-25, руководил один из опытнейших полярных летчиков, командир отряда Московской авиагруппы особого назначения (МАГОН) Е. М. Конкин, участник спасения челюскинцев. Летали они так много, что топлива всегда не хватало, и привезенное экипажем Перова горючее моментально расходилось. За моторным маслом Перову пришлось даже выполнить рейс в Саскылах, где не было аэродрома, садились и взлетали с песчаной отмели на р. Анабар. Осенью По-2 ушли на зимовку в Игарку, а геологические образцы экспедиции Александрова тот же Перов вывез в Москву.
В 1951 г. в Тикси базировалось несколько аэрофотосъемочных экипажей — два самолета Ил-12 (В. М. Перов, В. А. Кузьмин, штурман-съемщик Г. Шугаев, механик Н. Н. Пишков, В. Велюго, оператор Н. Воеводин), два Ли-2, а также гидросамолет «Консолидейтед», базировавшийся на гидроаэродроме Усть-Янск (
Перов, 2001). Экипаж В. М. Перова выполнил гигантскую задачу, сделав высококачественную аэрофотосъемку громадной территории дельты Лены, Лено-Оленекского междуречья и всего архипелага Новосибирских островов. Лето было хорошее, большая площадь позволяла выбирать подходящую для съемки погоду. Съемка районов западнее Тикси выполнялась с естественного аэродрома на о. Тюмяти, где организовали тополивно-продовольственную подбазу. Запасы пополнялись катерами из Таймылыра.
Новосибирские острова снимали из аэропорта Темп на о. Котельном. Экипаж жил в брезентовом домике у полосы, связанном телефоном со зданием аэропорта в 4–5 км от ВПП. Дождавшись ясного неба, начали съемку с высоты 4 тыс. м и за полный полетный день сняли с высоким качеством весь о. Котельный. Садились уже на «красных лампочках», выработав для завершения съемки все топливо. Эти снимки до сих пор служат базовыми для всех географических работ на архипелаге, именно к ним привязывают все более поздние космические снимки для вычисления, например, скоростей отступания берегов, смещений речных излучин и т.д.
Все геологические экспедиции на Севере, в том числе и других ведомств, обеспечивала аэрофотоснимками «Арктикразведка». Карты по ним еще не успели составить, а контактные отпечатки сразу шли в работу. Например, партия № 1 экспедиции № 49 НИИГА под руководством В. А. Черепанова (геологи А. С. Зеленко, В. К. Разин, коллекторы В. Л. Хомичев, М. Ф. Мишин), которая летом 1952 г. вела с помощью двух вездеходов съемку северо-восточной части Таймыра, работала без карт, располагая только АФС 1950 г., выполненными «Арктикразведкой» (
Черепанов, 1952).
Завершающий этапПоследними крупными аэрофотосъемочными экспедициями были Западная (А. И. Степанов), работавшая на Земле Франца-Иосифа, и Северная (Б. В. Дубовской) — на Северной Земле. К тому времени в тресте снова сменилось руководство, с осени 1952 г. его возглавил опытный полярник, бывший начальник геологической партии, а потом Ломоносовской экспедиции инженер-капитан СМП 2 ранга А. И. Судеркин. Главным геологом стал начальник партии Бирулинской экспедиции В. И. Тычинский, главным инженером — начальник Сангарской экспедиции Б. И. Дранников. Таким образом, трест вырастил свои руководящие кадры, которым вскоре пришлось прекращать его деятельность.
В 1952 г. в Северной АФС экспедиции произошло несчастье — пропал без вести астроном Жаров, и часть работ на Северной Земле выполнена не была. Судьбу пропавшего выяснить так и не удалось. Начальник экспедиции Б. В. Дубовской признал, что поскольку «в 1952 году в экспедиции был несчастный случай, признать деятельность экспедиции отличной нельзя» (
Баланс..., 1952, л. 41).
Хотя трест создавался во многом специально для поиска радиоактивных руд, но к разведке открытого НИИГА в 1947 г. Каменского уранового месторождения на Северном Таймыре его сотрудников не привлекали, а привлекали только геологов НИИГА, которых затем передали в МВД, в недрах которого создали управление № 21 (
Ларьков, Романенко, 2010).
Постепенно объем работ треста уменьшался. Уже были сняты с воздуха и положены на карты все арктические районы, и геологи теперь могли продолжать плановые съемки более крупного масштаба по новым картам. Сворачивались аэрофотосъемочные экспедиции, закрывались вспомогательные базы, геологические экспедиции либо ликвидировались, либо передавались в Министерство геологии или иные профильные министерства. Метод «штурма» уступал место постепенной детализации знаний. К тому же после смерти И. В. Сталина немного изменился режим, готовились амнистии, а затем и последующие реабилитации. Начиналось массовое перемещение людей из мест, куда они попали не по своей воле, и уменьшалась населенность многих северных районов. Кроме того, появились крупные специализированные геологические предприятия — НИИГА, «Аэрогеология», региональные геологические экспедиции, для работы которых уже появилось достаточно квалифицированных кадров. Готовилось постепенное реформирование ГУСМП, которое к середине 1950-х гг. потеряло свой статус министерства и перешло под управление Министерства морского флота. Из него были выведены геологические подразделения, и влияние Горно-геологического управления снижалось. Вскоре оно прекратило существование. К тому же была решена задача поисков радиоактивного сырья, и острота проблемы его поисков снизилась.
На этом фоне существование треста, выполнившего свою главную задачу, становилось ненужным. В первой половине 1954 г. он был расформирован. Материалы постепенно сдавались органам государственного геодезического надзора МВД, материалы по «особой папке» переданы в секретную часть ГУСМП. Последние документы «Арктикразведки» в связи с ликвидацией треста, которые нам удалось найти, датированы 4 мая 1954 г., т.е. он существовал немногим менее 10 лет.
Тем не менее трест «Арктикразведка» оставил глубокий след в истории исследования советской, теперь российской Арктики. В первую очередь аэрофотосъемочные работы на долгие годы стали основой для составления топографических карт различных масштабов и до наступления эры космической съемки высокого разрешения оставались базисом практически всех исследовательских работ на побережьях и островах арктических морей. Сотни работников треста, даже не сознавая этого, создали уникальную картину природы, которая до сих пор не имеет аналогов по объему и полноте, как не имеет аналогов и Государственная геологическая съемка 1950-х гг. Все последующие исследования начинаются с нее, сравниваются с ней и по-веряются ею, часто даже без упоминания. Поэтому деятельность треста «Арктикразведка» — важнейший этап изучения Арктики.
ЛитератураОпубликованная:1. Ларьков С. А., Романенко Ф. А. «Враги народа» за полярным кругом. М.: Паульсен, 2010. 432 с.
2. Маркуша А. М. Человек летающий. М.: Транспорт, 1988. 207 с.
3. Нобиле У. Крылья над полюсом. М.: Мысль. 1984. 222 с.
4. Обручев С. В. На самолете в восточной Арктике. Л.: Всесоюзный Арктический институт, 1934. 184 с.
5. Перов В. М. Полярными трассами. М.: Рус-авиа, 2001. 312 с.
6. Федоров Е. К. Полярные дневники. Л.: Гидрометеоиздат, 1977. 312 с.
Фондовая:1. Баланс основной деятельности Северной аэрофотосъемочной экспедиции за 1952 гг. // РГАЭ. Фонд 9570. Оп. 2. Дело 1802. 43 лл.
2. Годовой отчет по основной деятельности треста «Арктикразведка» за 1945 г. // РГАЭ. Фонд 9570. Оп. 2. Дело 1637. 99 лл.
3. Годовой отчет Северо-Таймырской экспедиции за 1950 г. //РГАЭ. Фонд 9570. Оп. 2. Дело 1759. 57 лл.
4. Годовые отчеты треста «Арктикразведка» за 1951 г. //РГАЭ. Фонд 9570. Оп. 2. Дело 1771. 371 лл.
5. Годовые отчеты экспедиций треста «Арктикразведка» за 1947 г. //РГАЭ. Фонд 9570. Оп. 2. Дело 1694. 183 лл.
6. Отчет о геолого-разведочных и поисковых работах ГГУ ГУСМП за 1944 г. // РГАЭ. Фонд 9570. Оп. 2. Дело 1614. 45 лл.
7. Сводки и отчеты по ГГУ ГУСМП (особая папка) о радиоактивных элементах в северо-западной части Таймырского полуострова 1948–1950 // РГАЭ. Фонд 9570. Оп. 4. Дело 235. 308 лл.
8. Черепанов В. А. Геологическое строение Северо-восточной оконечности Таймырского полуострова. Л.: НИИГА, 1952. 263 лл. Росгеолфонд. Дело 169541.
9.
http://www. bg. ru/article/7456/
10.
http://gossluzhba. narod. ru/ranks/ussr/
Статья опубликована в тематическом выпуске "Космические технологии для освоения, изучения, сохранения Арктики" журнала «Земля из космоса" выпуск №10.