Утром 17 апреля 1960 г.(*1) д/э «Обь» ошвартовался к причалу Одесского порта, и на этом завершилось его пятое антарктическое плавание, начатое 12 ноября 1959 г. выходом из Ленинграда.
Включение в состав Пятой континентальной экспедиции геолого-географического отряда, имевшего своей задачей обследование горной области на Земле Королевы Мод, диктовало необходимость прежде всего идти к станции Лазарев, с тем чтобы дать этому отряду возможность использовать для работы летний сезон 1959/60 г. С другой стороны, необходимость застать припай в районе Мирного в состоянии, позволяющем производство разгрузочных работ, заставляла торопиться в Мирный с расчетом прибыть туда не позднее конца декабря.
Решение этого вопроса зависело от того, как будет протекать таяние и разрушение припая в Мирном, и, естественно, оно не могло быть принято в начале ноября, когда судно становилось под погрузку в Ленинградском порту. Перед судовым составом возникла задача погрузиться так, чтобы при минимальной перевалке груза могли быть выполнены оба варианта без значительного ущерба для мореходных и ледокольных качеств судна.
По выходе из Кейптауна 8 декабря из Мирного были получены успокоительные данные о состоянии припая и принято решение следовать сначала к станции Лазарев. Уже в 56°20' ю. ш. 14 декабря был встречен первый лед, сначала разреженный, но по мере продвижения судна на юг уплотнявшийся и вскоре достигший сплоченности 8—9 баллов. Увеличивалась соответственно и твердость льда. Южнее параллели 67° судно уже с трудом продвигалось в 9—10 балльном льду, представлявшем большие торосистые, сильно сплоченные поля.
(*1) В  заметке «Пятый рейс д/э «Обь»   (Информ.  бюлл.  Сов.  антаркт. эксп., № 20, стр. 47) ошибочно указано 18 апреля.
***
Только утром 19 декабря, после двукратной ледовой разведки на вертолете, удалось выйти на заприпайную полынью к западу от шельфового ледника Лазарева и вскоре подойти к кромке припая в районе станции Лазарев.
Потратив сутки на углубление в припай, утром 20 декабря начали и вечером 27-го закончили выгрузку и вывоз на станцию, на расстояние 12 км, 850 т груза. В выгрузке был трехсуточный перерыв, вызванный усилением ветра, ухудшением видимости и взломом припая в районе стоянки судна. Помимо выгрузки, экипажем «Оби» была оказана помощь новому составу станции в разборке и складировании груза, выполнена установка металлического обрешетника на санях, подготовлявшихся для внутриконтинентального похода.
Далее, на пути к Мирному, «Оби» предстояло сделать заходы на японскую станцию Сева и австралийскую станцию Моусон для доставки туда авиабензина на случай посадки там самолетов советской экспедиции. Поэтому, закончив все работы на станции Лазарев, «Обь» 28 декабря снялась с якоря и направилась на соединение с японским ледоколом «Сойя», который ожидал ее подхода у кромки льда в районе залива Лютцов-Хольм.
Ледовая обстановка здесь оказалась еще тяжелее, чем у станции Лазарев. Только что вскрывшийся припай был малоподвижен, рассечен редкими разводьями и сильно поджат на стыках. Используя разводья и выбирая участки мелко-крупнобитого льда, «Обь» с очень большим трудом продвигалась на юг, изредка останавливаясь, чтобы подождать следовавшую в кильватер «Сойю».
Утром 2 января суда вынуждены были остановиться в 40 милях от Сёвы, так как путь на юг преграждала кромка невзломанного пака, очень тяжелого, недоступного для форсирования. Выбрав удобное место, оба судна ошвартовались к кромке льда и приступили к транспортировке груза вертолетами.
В начале суток 6 января, доставив в Севу 77 бочек авиабензина, «Обь» снялась для следования в Моусон. На подходах к Моусону льда почти не было, погода была благоприятной, и, пройдя обширное мелководье, изобиловавшее огромным количеством айсбергов, «Обь» 10 января без затруднений достигла кромки припая близ станции Моусон. Выбрав удобное место для посадки вертолета, приступили к транспортировке бензина на станцию, а через 12 ч, вечером того же дня, доставив 110 бочек, снялись для следования в Мирный, где д/э «Обь» уже ожидал т/х «Кооперация».
Несмотря на сравнительно позднее время, припай в районе Мирного сохранился лучше, чем предполагалось. При толщине 130—160 см и снежном покрове в среднем 30—40 см, он по прочности был в состоянии, близком к зимнему. Когда «Обь» 14 января, соединившись с «Кооперацией», подошла к самой ближней к о. Хасуэлл точке припая и приступила к его форсированию, он с трудом поддавался усилиям судна. Работе к тому же сильно
***
мешал устойчивый,   временами   очень   свежий   восточный   ветер, осложнявший маневрирование на канале.
По примеру прошлого года, разгрузка была начата у приливной трещины, проходившей на юго-запад от северного берега о. Хасуэлл. На прокладку к ней 8-мильного канала и проводку по нему
Рис. 1. Маршрут «Оби» в антарктических водах.«Кооперации» было затрачено 12 суток. Разгрузка обоих судов прошла без осложнений и перерывов, лимитировалась лишь подачей к борту порожних саней и потребовала 6 суток. С «Оби» за это время было выгружено 1770 т груза.
Утром 1 февраля, выведя «Кооперацию» к кромке припая и пополнив ее запасы топлива и воды, «Обь» снялась для дальнейшего следования на восток, для приема с китобойных флотилий «Советская Украина» и «Слава» продукции их промысла. Операция эта осложнялась необходимостью производства перегрузочных работ в открытом океане при значительном волнении. Из-за штормовых
***
погод приходилось делать длительные перерывы. Всего на переход от Мирного к месту расположения китобаз и на погрузочные работы потребовался ровно месяц. 1 марта «Обь» направилась в Одессу, куда был адресован груз китобоев.
Снова был взят курс на восток, и, выполняя попутно разведку китов по просьбе руководителя антарктических китобойных флотилий А. Н. Соляника, «Обь» пересекла моря Росса, Амундсена, Беллинсгаузена, прошла пролив Дрейка, обогнула мыс Горн и 20 марта зашла для пополнения бункера и ревизии механизмов в Монтевидео.
На пути от Мирного были посещены районы островов Баллени, Скотта и Петра I (рис. 1). Штурманским составом «Оби» и гидрографом морского отряда экспедиции уточнены положение и конфигурация островов Бакл и Стердж из группы Баллени; выполнена радиолокационная съемка, зарисовки и фотографирование о. Петра I.
Всего на протяжении пятого антарктического плавания дизель-электроход прошел 29 254 мили, из них 19 591 — во льду, 11 600 — с эхолотным промером глубин, более 8300 — вдоль берегов Антарктиды в высоких широтах, около 500 — с производством непрерывных наблюдений над морскими течениями электромагнитными методами. При плавании в антарктических водах непрерывно велись ледовые наблюдения и радиолокационная съемка айсбергов. Во многих пунктах маршрута выполнены геофизические исследования.
Пятое антарктическое плавание «Оби», как и третье, является кругосветным, так как 6 апреля 1960 г. в районе Канарских островов дизель-электроход, следуя все время с запада на восток, пересек линию своего пути в Антарктику. Можно надеяться, что это интереснейшее, насыщенное событиями плавание значительно пополнит наши знания о природе морей, омывающих берега Антарктиды, и явится существенным вкладом в сокровищницу опыта советских моряков.
Поступила 25/V 1960 г.