1958: Север-10, ВВЭ

ВВЭ "Север" ААНИИ, ВШЭ "Север" ГУНиО ВМФ, КАЭ-САЭ-РАЭ, МАКЭ и другие.

1958: Север-10, ВВЭ

Сообщение Historik » 15 Ноябрь 2016 11:16

ВЫСОКОШИРОТНАЯ ВОЗДУШНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ «СЕВЕР-10» (1958 г.)
В целях выполнения научных работ по дальнейшему изучению Северного Ледовитого океана в период проведения Международного геофизического года в соответствии с планом экспедиционных работ АНИИ (с 03.07.1958 г. - ААНИИ) в 1958 г. была организована ВВЭ «Север-10» (приказ начальника ГУСМП № 24 от 24 марта 1958 г.).
Начальником экспедиции был назначен снс АНИИ М.М.Никитин, его заместителем по авиации и командиром авиаотряда экспедиции — Б.С.Осипов, по материально-техническому снабжению — Б.В.Вайнбаум (в сентябре - ноябре -начальник экспедиции).
Начальниками новых смен на дрейфующих станциях утверждены кандидаты географических наук: на СП-6 — С.Т.Серлапов, на СП-7 — Н.А.Белов. Всего в работах экспедиции «Север-10» участвовало 226 человек: 10 — штаб экспедиции, 22 — научно-технический состав (в том числе 4 снс), 75 — летно-подъемный состав, 38 — инженерно-технический состав, 40 — личный состав старой смены дрейфующих станций и 41 человек новой смены.
Для проведения экспедиции выделили 16 самолетов: 4 Ту-4, 5 Ил-12 и Ил-14, 6 Ли-2, один Ан-2 и 1 вертолет Ми-4.
 СП-7 с датой 3.12.58-2.jpg

Полёт на станцию СП-7. 3 декабря 1958 г.
Весь авиационный парк был разбит на три авиаотряда.
Первый (командир Б.С.Осипов) состоял из 4 Ту-4, 5 "Илов", 1 Ли-2, 1 Ми-4. Его задача - обеспечить смену личного состава дрейфующих станций и доставку на станции необходимого оборудования, продовольствия, топлива и другого снаряжения для высококачественного выполнения научно-исследовательских работ коллективами станций и научными отрядами экспедиции «Север-10». Кроме этого, экипаж Ли-2 должен был в районе СП-7 подобрать льдину, пригодную, без особой подготовки, для приема Ту-4.
Во второй авиаотряд (командир В.И.Масленников) входили 2 специально оборудованных Ли-2 на лыжах, его единственной задачей являлось обеспечение работы отряда «Вишера».
Третий (командир М.П.Ступишин) состоял из 4 Ли-2 на лыжах. На этот отряд возлагалась расстановка радиовех и ДАРМС, проведение попутных гидрологических и ледоисследовательских работ, а также выполнение попутной авиаразведки. Отряд работал двумя группами: первая — на западе под руководством начальника экспедиции «А-138» Х.Г.Буняка и командира отряда М.П.Ступишина, вторая — на востоке под руководством участника «А-138» прибориста В.М.Сарри и командира самолета А.С.Полякова.
 57-58-СП.jpg

Работа экспедиции «А-138». Как и в предыдущем году, она работала двумя группами. Западная - приступила к работе 30 марта, а восточная — 7 апреля. Хорошая погода благоприятствовала тому, что обе группы закончили свою работу 22 апреля. Всего было установлено 11 радиовех и 10 ДАРМС, выполнено 18 гидрологических станций.
Личный состав ВВЭ "А-138":
Х.Г.Буняк - начальник экспедиции, приборист
В.Г.Мороз - океанолог
И.Г.Петров - ледоисследователь
Н.П.Алексеев - ледоисследователь
Д.А.Низяев - приборист
Б.Н.Масальский - приборист
Е.М.Гущенков - гидролог-ледовый разведчик
В.М. Сарри - приборист
Н.П.Аксенов - приборист
И.Д.Шмандин - ледоисследователь
Ю.Л.Назинцев - ледоисследователь
М.И.Сериков - ледоисследователь
С.И.Кабанов - механик
П.П.3адорожный - океанолог
Коллектив дрейфующей станции СП-6 вылетел из Ленинграда и Москвы 3 и 4 апреля, а уже 6 и 7 апреля двумя группами через Диксон был заброшен на станцию. 9 апреля 1958 г. в координатах 80° 56' с.ш., 150° 15' в.д. станция была передана новой смене.
Личный состав отряда на "СП-6":
В.В.Богородский - начальник отряда, радиофизик
Н.В.Черепанов - начальник отряда, ледоисследователь
Е.Д.Пигулевский - ледоисследователь
А.В.Гусев - радиофизик
В.А.Спицын - радиофизик
Л.И.Савалков - радиофизик
В.С.Лощилов - океанолог
В.А.Харитонов - океанолог
М.Ф.Лежнев - механик
Л.В.Грызилов - лаборант
Л.М.Бреховских - ст. научный сотрудник (АН СССР)
В.С.Григорьев - ст. научный сотрудник (АН СССР)
Ю.Н.Сильвестров - инженер (АН СССР)
С.Д.Чупров - мл. научный сотрудник (АН СССР)
А.Н.Фоминов - инженер по приборам
С.Е.Николаев - ледоисследователь
А.Н.Листов - мл. научный сотрудник
Е.М.Линьков - мл. научный сотрудник (ЛГУ)
Г.В.Молочнов - ст. научный сотрудник (ЛГУ)
Ю.В.Кедрин - инженер-лаборант (ЛГУ)
Н.Н. Алексеев - аэрометеоролог
Ю.П.Доронин - океанолог
Н.А.Козырев - ледовый разведчик
В.Г.Лайбеш - океанолог
 СП6.jpg

Сотрудники станции СП-6.
Коллектив дрейфующей станции СП-7 выбыл из Ленинграда и Москвы 4 и 5 апреля. На станцию сотрудники прибывали тремя группами: 7, 10 и 12 апреля. Не дожидаясь прибытия последней группы, новая смена приняла станцию 11 апреля 1958 г. в координатах 86° 2Г с.ш., 149° 38' з.д.
 Сп7-4.07.1958.jpg

Станция СП-7. 4 июля 1958 г.
Снабжение станций продолжалось с 1 апреля по 26 мая 1958 г.
Осенний этап экспедиции «Север-10» - им руководил Б.В.Вайнбаум, его заместителем по летной работе был командир Московского отдельного авиационного отряда (МОАО) П.П.Москаленко.
Несмотря на то, что план работы экспедиции оказался очень напряженным, выполнен он был полностью и с хорошим качеством. Руководители дрейфующих станций высоко оценили обеспечение коллективов станций, «выражая большую благодарность за безграничное внимание к нуждам, отличное обеспечение».
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

1958: Север-10, ВВЭ

Сообщение ББК-10 » 07 Март 2021 12:11

Проблемы Арктики: сборник статей. Вып.6, Ленинград: "Морской транспорт", 1959, с.132-135

 ВВЭ-1958 - 0012.jpg
ВЫСОКОШИРОТНАЯ ВОЗДУШНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1958 г.

Высокоширотная воздушная экспедиция в 1958 г. продолжила работы, проводившиеся предыдущими высокоширотными экспедициями по изучению Арктического бассейна, а также работы, начатые в. прошлом году в связи с Международным геофизическим годом.
В задачу экспедиции 1958 г. входило проведение научно-исследовательских работ на ледяном острове дрейфующей станции «Северный полюс-6», смена личного состава и снабжение всем необходимым дрейфующих станций «Северный полюс-6 и -7».
Расстановку радиовех и дрейфующих автоматических радиометеоро-
[132]

 ВВЭ-1958 - 0013.jpg
логических станций (ДАРМС) в этом году выполняла экспедиция под руководством X. Г. Буняка, находившаяся в оперативном подчинении высокоширотной экспедиции.
Работы в основном проводились в апреле и мае. Так же как и в прошлом году, экспедиции было придано 17 самолетов различных типов, участвовало в экспедиции около 250 человек — ученых, летчиков, инженеров и техников.
Экспедицию возглавлял кандидат географических наук М. М. Никитин, авиаотряд — известный полярный летчик Б. С. Осипов. Начальниками дрейфующих станций были назначены: станции «Северный полюс-6» — кандидат географических наук С. Т. Серлапов, станции «Северный полюс-7» — кандидат географических наук Н. А. Белов.
Экспедиция начала работу в конце марта, закончила перевозки 26 апреля, а основные научные работы — 20 мая. После этого на дрейфующей станции «Северный полюс-6» была оставлена небольшая группа, которая проводила свои исследовательские работы до 12 июня.
Синоптическая обстановка. В период проведения экспедиции (апрель—май) в Центральной Арктике преобладала антициклоническая деятельность и в связи с этим условия погоды, благоприятные для работы авиации. Циклоны, перемещавшиеся на Центральную Арктику через Канадский арктический архипелаг или со стороны Евразии, были преимущественно неглубокие, не вызывавшие значительных ухудшений погоды. Таким образом, в 1958 г. хорошие метеорологические условия в Центральной Арктике в значительной мере способствовали более раннему, чем в прошлые годы, окончанию работ.
Смена личного состава дрейфующих станций. Личный состав новой смены обеих дрейфующих станций выбыл из Ленинграда и Москвы 3—5 апреля. Состав станции «Северный полюс-6» прибыл на станцию двумя группами 6 и 7 апреля. 9 апреля была закончена сдача и приемка станции всеми научными группами, и с этого же числа в точке 80°56' с. ш., 150°16' в. д. новая смена приступила к работе.
Научный персонал дрейфующей станции «Северный полюс-7» прибыл на станцию тремя группами — 7, 10 и 12 апреля. 12 апреля была закончена сдача и приемка станции, и с этого же числа в точке 86°23' с. ш., 210°10' в. д. новая смена приступила к работе.
Сотрудники предыдущего состава дрейфующих станций на трех самолетах ИЛ-14 были отправлены в Ленинград и Москву.
Материально-техническое обеспечение экспедиции. Экспедиции предстояло снабдить дрейфующие станции всеми видами снаряжения и продовольствия на первое полугодие дрейфа, а при благоприятных условиях обеспечить топливом, горючим и некоторыми другими материалами на весь период дрейфа. Необходимо также было обеспечить всем необходимым и экспедицию по расстановке радиовех.
Всего предстояло доставить на лед около 320 т различных грузов, в том числе в счет осеннего завоза около 80 т. Эта задача была успешно выполнена в короткий срок. Всего было доставлено на лед 321 т грузов.
Работа ледоисследовательского отряда. На ледяном острове дрейфующей станции «Северный полюс-6» под руководством младшего научного сотрудника Арктического института Н. В. Черепанова проводились специальные работы по комплексному изучению этого интереснейшего, совершенно не изученного ледяного образования. Программой работ предусматривалось детальное изучение строения ледяного острова, исследование его термического режима, упругих характеристик ненарушенного ледяного покрова сейсмическим методом, исследование естественных колебаний острова, а также разработка электромагнитного метода измерения льда.
Отряд состоял из семи человек — научных сотрудников Арктического института и Ленинградского государственного университета.
[133]

 ВВЭ-1958 - 0014.jpg
Все намеченные по плану отряда работы были выполнены за время с 4 апреля по 18 мая.
Для изучения строения ледяного острова было вырыто шесть шурфов глубиной от 1,2 до 8,5 м, вынуто 29 образцов (кабанов), исследовано более 150 образцов льда, изготовлено 60 шлифов, сделано 130 фотоснимков текстуры и структуры льда, 35 определений плотности, 190 измерений солености.
Для проведения сейсмических исследований на льду было разбито 7 профилей, произведено около 250 взрывов, получено 110 сейсмограмм. С целью изучения естественных колебаний ледяного покрова получено 50 записей на стационарной сейсмической аппаратуре, применяемой на сейсмических станциях для регистрации региональных землетрясений. Для определения напряженного состояния ледяного покрова произведено 54 измерения относительных деформаций льда.
Упругие характеристики ледяного покрова ультразвуком исследовались с помощью измерения скорости распространения упругих волн во льду. Всего с этой целыо выполнено 58 измерений в образцах льда, взятых из шурфа ряда горизонтов в интервале от 0,3 до 7,5 м.
Разработан новый «метод определения толщины льда, так называемый электромагнитный метод. С помощью этого метода были определены толщины а различных точках ледяного острова. Всего было проведено 79 таких измерений. Установлено, что толщина льда колеблется от 6 до 12 м. Преобладают толщины от 9 до 11 м.
Для проверки электромагнитного метода измерения толщины льда был произведен специальный вылет на самолете на обычный дрейфующий лед, где было выполнено несколько измерений толщины в одних и тех же точках бурением и электромагнитным методом. Проверка показала, что ошибка измерений толщины льда электромагнитным методом не превышает 5%.
В результате краткого анализа материалов по исследованию ледяного острова получены следующие предварительные выводы.
Вся основная масса льда острова образовалась в результате замерзания морской воды. Морское происхождение ледяного острова подтверждается исследованиями его солености, которая в среднем по всей толще колеблется около 2‰.
В разрезах льда не обнаружено структур, характерных для шельфового и материкового льда, а также структур, подтверждающих образование ледяного поля в результате сильных торошений, подсовов и надвигов. В отличие от дрейфующего ледяного острова Т-3, в толще острова станции «Северный полюс-6» отсутствуют слоистость и отложения твердых моренных частиц (ила, глины, песка и т. п.). Монолитность структуры с отчетливо выраженным типом нарастания льда свидетельствует об образовании этого острова в результате постепенного намерзания с нижней поверхности и характеризует исключительно стабильные условия ледообразования.
Лед острова, в отличие от обычного морского льда, имеет строго упорядоченную кристаллическую структуру и текстуру. Это обусловливает отчетливо выраженную анизотропию льда в отношении скорости распространения упругих волн и ультразвука. Анизотропию ненарушенного ледяного покрова до сих пор еще не удавалось наблюдать нигде в Арктике.
С помощью тензометрических исследований установлена качественная картина относительных деформаций ледяного покрова острова в зависимости от метеорологических условий, выявлено значительное отличие величины этих деформаций у изучаемого льда по сравнению с обычными морскими льдами.
Сейсмические исследования острова позволили решить ряд задач, связанных с разработкой метода по определению малых толщин льда,
[134]

 ВВЭ-1958 - 0015.jpg
определены значения упругих характеристик льда, которые по своим значениям также отличаются от обычных морских льдов.
Особый интерес представляет разработка нового метода определения толщин льда электромагнитным методом. Созданный в полевых условиях опытный экземпляр прибора позволил провести первую рекогносцировочную съемку толщины льда острова. Несомненно, новый прибор, позволяющий быстро определять толщины льда без бурения, в дальнейшем будет широко внедрен в практику при всех ледоисследовательских работах в Арктике.
Задачи, поставленные перед Высокоширотной воздушной экспедицией по смене и снабжению дрейфующих станций, а также проведению научно-исследовательских работ, выполнены успешно. Наиболее трудная работа по смене и снабжению дрейфующих станций благодаря хорошо слаженной работе коллектива экспедиции и отличной работе полярной авиации была в этом году закончена в небывало короткий срок.

Поступила 28/VI 1958 г.
М. М. Никитин
[135]
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Исследовательские программы и регулярные полярные экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения