Российская Антарктическая Экспедиция.

ВВЭ "Север" ААНИИ, ВШЭ "Север" ГУНиО ВМФ, КАЭ-САЭ-РАЭ, МАКЭ и другие.

Российская Антарктическая Экспедиция.

Сообщение polarpost.ru » 30 Январь 2013 10:21

R
polarpost.ru
 
Сообщения: 74
Зарегистрирован: 13 Февраль 2008 01:10

Российская Антарктическая Экспедиция.

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Январь 2013 10:25

http://portnews.ru/news/153973/

Опубликовано распоряжение правительства РФ об обеспечении деятельности Российской антарктической экспедиции в 2013-2017 годах

Распоряжение подготовлено Минприроды России в целях реализации части 7 статьи 5 Федерального закона «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике».

Документом утверждается план мероприятий по обеспечению деятельности Российской антарктической экспедиции в 2013–2017 годах, мероприятия которого являются преемственными по отношению к реализуемым в рамках плана на период 2006–2012 годов мероприятиям, утвержденным распоряжением правительства Российской Федерации от 2 июня 2005 года №713-р.

Планом предусматриваются организация и проведение ежегодных антарктических экспедиций для осуществления сухопутных и морских геолого-геофизических исследований, изучения глобальных изменений климата, исследования подледникового озера Восток, топографо-геодезических и картографических работ, а также наземного обеспечения космической деятельности.

Планируется проведение ледовых испытаний нового научно-экспедиционного судна «Академик Трешников». Предусматривается выполнение работ по реконструкции научно-исследовательского судна «Академик Александр Карпинский».

Указывается, что в целом мероприятия плана направлены на продолжение работ по сохранению и расширению присутствия Российской Федерации в Антарктике и реализацию приоритетных задач и мероприятий Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдалённую перспективу,

Документом также утверждаются параметры деятельности в Антарктике Российской антарктической экспедиции на 2013–2017 годы: численность зимовочного и сезонного составов, перечень действующих станций и сезонных полевых баз, состав авиационного и судового обеспечения, объёмы топлива для энергообеспечения станций и авиационного и судового парков.

Реализация решений, предусмотренных распоряжением, будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год, и способствовать обеспечению национальных интересов России и ее граждан в Антарктическом регионе в соответствии с нормами и принципами международного права и основными направлениями внутренней и внешней политики Российской Федерации.



http://government.ru/gov/results/22564/
Дата публикации: 29 января 2013 г.
Распоряжение от 21 января 2013 г. №28-р
Об обеспечении деятельности Российской антарктической экспедиции в 2013-2017 годах
Справка к распоряжению от 21 января 2013 года №28-р «Об обеспечении деятельности Российской антарктической экспедиции в 2013–2017 годах»
Распоряжение подготовлено Минприроды России в целях реализации части 7 статьи 5 Федерального закона «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике».
Постоянное присутствие и научная деятельность Российской Федерации в Антарктиде и в водах окружающего её Южного океана начиная с 1955 года обеспечиваются экспедиционной инфраструктурой Российской антарктической экспедиции (преобразована из Советской антарктической экспедиции Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 года №824), руководство и контроль за деятельностью которой возложены на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Российская антарктическая экспедиция проводит в Антарктике комплексные межведомственные исследования по проектам, предусмотренным федеральной целевой программой «Мировой океан» и ведомственными аналитическими и целевыми программами Росгидромета, Роснедр, Росрыболовства, Минобрнауки России, Роскосмоса и Российской академии наук.
С 1998 года финансирование деятельности Российской антарктической экспедиции осуществляется в рамках отдельной целевой статьи федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом параметры деятельности в Антарктике Российской антарктической экспедиции (в том числе её численность и транспортное обеспечение) и план мероприятий по обеспечению её деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Распоряжением утверждается план мероприятий по обеспечению деятельности Российской антарктической экспедиции в 2013–2017 годах, мероприятия которого являются преемственными по отношению к реализуемым в рамках плана на период 2006–2012 годов мероприятиям, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2005 года №713-р. Планом предусматриваются организация и проведение ежегодных антарктических экспедиций для осуществления сухопутных и морских геолого-геофизических исследований, изучения глобальных изменений климата, исследования подледникового озера Восток, топографо-геодезических и картографических работ, а также наземного обеспечения космической деятельности. Планируется проведение ледовых испытаний нового научно-экспедиционного судна «Академик Трешников». Предусматривается выполнение работ по реконструкции научно-исследовательского судна «Академик Александр Карпинский».
В целом мероприятия плана направлены на продолжение работ по сохранению и расширению присутствия Российской Федерации в Антарктике и реализацию приоритетных задач и мероприятий Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдалённую перспективу, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 года №1926-р.
Документом также утверждаются параметры деятельности в Антарктике Российской антарктической экспедиции на 2013–2017 годы: численность зимовочного и сезонного составов, перечень действующих станций и сезонных полевых баз, состав авиационного и судового обеспечения, объёмы топлива для энергообеспечения станций и авиационного и судового парков.
Реализация решений, предусмотренных распоряжением, будет осуществляться за счёт средств, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год, и будет способствовать обеспечению национальных интересов России и её граждан в Антарктическом регионе в соответствии с нормами и принципами международного права и основными направлениями внутренней и внешней политики Российской Федерации.
* * *
Распоряжение от 21 января 2013 г. №28-р
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике»:
1. Утвердить прилагаемые:
план мероприятий по обеспечению деятельности Российской антарктической экспедиции в 2013 - 2017 годах (далее - план);
параметры деятельности в Антарктике Российской антарктической экспедиции в 2013 - 2017 годах.
2. Росгидромету совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Российской академии наук организовать деятельность Российской антарктической экспедиции в 2013 - 2017 годах, направленную на:
а) выполнение приоритетных задач и мероприятий по развитию деятельности Российской Федерации в Антарктике, определенных Стратегией развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 г. № 1926-р;
б) проведение комплексных межведомственных исследований, включая малоизученные районы тихоокеанского сектора Антарктики, обеспечивающих для Российской Федерации лидирующие позиции в международном антарктическом сообществе и мировой науке, а также укрепление престижа государства;
в) обеспечение безопасности осуществления деятельности персонала российских антарктических экспедиций и проведения транспортных операций в Антарктике;
г) выполнение международных обязательств Российской Федерации в рамках Договора об Антарктике, заключенного в г. Вашингтоне 1 декабря 1959 г., и Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, заключенного в г. Мадриде 4 октября 1991 г.
3. Росгидромету совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Российской академии наук обеспечить в 2013 - 2017 годах осуществление деятельности Российской антарктической экспедиции в соответствии с планом и параметрами деятельности в Антарктике Российской антарктической экспедиции
в 2013 - 2017 годах.
4. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего распоряжения, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных ответственным исполнителям на выполнение плана.
5. Минприроды России, Минфину России и федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию плана, при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период учитывать в установленном порядке мероприятия, предусмотренные планом.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Российская Антарктическая Экспедиция.

Сообщение SVF » 09 Ноябрь 2016 13:20

По следам Беллинсгаузена
Зачем российские предприниматели отправились в Антарктиду

С 29 октября по 7 ноября около ста российских бизнесменов находились у берегов Антарктиды на корабле Plancius. Что их привело сюда и повлияет ли этот визит на российскую миссию на южном континенте — в репортаже «Ленты.ру».

По словам представителя инициаторов первого Антарктического саммита предпринимателей — «Клуба лидеров», идея поездки зародилась еще два года назад, когда члены клуба посетили пик Винсона, высочайшую вершину континента (это примерно в 1200 километрах от Южного полюса). Решили провести в столь отдаленных местах именно предпринимательский саммит, чтобы понять, как бизнес может поддержать российскую научно-исследовательскую деятельность на континенте. Свои идеи, подготовленные по дороге в водах Южного океана, бизнесмены озвучили на прямой линии из Антарктиды с президентом Владимиром Путиным. В целом эта инициатива была приурочена к скорому празднованию 200-летия открытия русским флотом ледового континента.

Позади поезда
Антарктида всегда имела большое значение для российского научного сообщества. В 1820 году первая русская антарктическая экспедиция во главе с Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым открыла материк, а экспедиции прошлого века провели там огромную исследовательскую работу.
С распадом Советского Союза и развитием затяжного кризиса в российской экономике поддержка научной деятельности на далекой земле свелась к минимуму. Из восьми полярных станций три были законсервированы, пять станций держатся из последних сил. Все они находятся в ведении петербургского Арктического и Антарктического научно-исследовательского института.

Выделяемых государством средств (1,6 миллиарда рублей в год) на содержание и тем более развитие полярных станций в Антарктиде явно недостаточно. Столь дальние расстояния доставки грузов и экстремальные условия жизни требуют более внушительного финансирования. В этом могли убедиться члены экспедиции предпринимателей, посетившие станцию «Беллинсгаузен» на острове Кинг-Джордж.

Здесь постоянно проживает 14 человек, и быт их весьма аскетичен: несколько далеко не новых домиков, прохудившийся топливный бак, ржавеющая у берега 30-летняя баржа... «Давайте подарим им самолет! Давайте построим новую станцию!» — рассуждали бизнесмены во время подготовки к прямой линии по пути на станцию. А оказалось, что полярникам нужны более прозаические вещи — например, новый холодильник. Продукты на станцию завозятся на год вперед, и действующая холодильная камера не справляется — часть запасов портится. «Недавно выкинули 30 килограммов печенки», — сетовали полярники.

Станции нужны новая баржа для доставки грузов, а также ангары для техники — модульные конструкции, которые можно легко транспортировать и собирать на месте. «Ветра очень сильные, океаническая соль быстро разъедает сталь. Стальные конструкции живут здесь не больше 10 лет», — рассказывает начальник станции Сергей Никитин. Смотрит на ржавую лестницу и добавляет: «Да что там, всего три года!» Конструкции необходимо обрабатывать специальным антикоррозийным покрытием, но его тут нет.

Требуется улучшить и бытовые условия полярников. У соседей — на чилийской, китайской, уругвайской станциях — и комнаты отдыха, и сауны, и безлимитный «вай-фай». У нас же на станции без особых удобств, связь есть не всегда, и скорость хромает.

Проблемы с досугом — приходится заниматься спортом на соседних станциях, где наших гостеприимно принимают. Что ни говори, но по имиджу страны столь печальная картина бьет сильно. А ведь полярники в столь суровых условиях выполняют действительно важную для страны работу — проводят научные, исследовательские эксперименты в сфере метеорологии, геодезии, биологии и т. д. «Да, и мы делаем проекты для космоса!» — напоминает Никитин.

Обещанная помощь
Предприниматели, выслушав полярников, решили передать «Беллинсгаузену» вездеход и лыжи, помочь с новыми ангарами. Институту предлагается также расконсервировать одну из станций — бизнес готов вложить средства не только в реанимацию зданий, но и в оснащение научным оборудованием. Среди обсуждаемых вариантов — воссоздание законсервированной в 1990 году уникальной станции «Русская», где наблюдались самые сильные ветра на материке (ее еще называют «полюсом ветров» Антарктики). По словам одного из инициаторов проекта, директора компании «Тико-Пластик» Игоря Есина, примерный объем финансирования на восстановление станции составит 30 миллионов рублей.

Представитель «Хомексфарма» Алексей Мартынов представил проект разработки кровоостанавливающих препаратов для оказания первой помощи в экстремальных условиях, а также прибора «Личное солнце», компенсирующего нехватку солнечного света. Все это поступит в распоряжение полярников. Также сообщили о проектах по созданию вездехода «Снежный бас» на базе Волжского автобусного завода для перевозки пассажиров, грузов и уборки снега. Через полгода Волжский завод, чей руководитель Алексей Бакулин также присутствовал на саммите, представит проект-концепт «снежного автобуса».

Поднятие престижа
Российская экспедиция стареет — сюда едут настоящие фанатики, поскольку работа недостаточно хорошо оплачивается. Чтобы получать достойные деньги, нужно проработать несколько лет — каждые полгода оклад индексируется на 10 процентов. За три-четыре года можно выйти на уровень в 80-90 тысяч рублей. Один плюс: тратить в Антарктиде деньги негде, поэтому все они откладываются на нужды семьи.

«У китайцев быть полярником престижно, сюда рвутся, проходят отбор, После года в Антарктиде им светит хорошая карьера в стране», — говорят наши соотечественники. А им зачастую на Большой земле светит только пенсия. Престиж этой работы надо поднимать, уверены участники российской экспедиции, и тут нужна целая программа мероприятий. Так, многие вызвались провести в школах лекции о поездке на край света.

Руководитель кинотеатра «Пионер» Мэри Назари предложила организовать фестиваль фильмов о самом южном материке и приурочить его к 200-летию открытия Антарктиды. Это предложение вошло в список так называемых президентских инициатив, озвученных на прямой линии 3 ноября. «С 1960-х и до середины 1980-х у нас было снято довольно много фильмов об Антарктиде, — говорит Мэри Назари. — Эта тема тогда была модной, актуальной и очень привлекательной, и содержание фильмов было совершенно деидеологизировано. Речь шла о важных и вечных ценностях — силе человеческого духа, взаимовыручке, способности ставить интересы другого выше собственных, даже в суровых полярных условиях».

Такой фестиваль, считает Назари, с правильно продуманной программой и широкой рекламной поддержкой, будет интересен очень многим зрителям самых разных возрастов. Среди предложенных для проката на экранах кинотеатров фильмов — «Закон Антарктиды» (режиссер Тимофей Левчук), «Открытие Антарктиды» (документальный фильм о трех экспедициях и научных исследованиях), «Антарктическая повесть» (режиссер Сергей Тарасов), «Семьдесят два градуса ниже ноля» (Сергей Данилин и Евгений Татарский).

«Кроме того, нам кажется, что необходимо снять фильм о первых исследователях Антарктиды — настоящих героях Фаддее Беллинсгаузене и Михаиле Лазареве, об их сложном пути из Кронштадта в Антарктиду, приключениях на грани жизни и смерти и уверенности, что шестой континент все же существует», — говорит Назари. Кинотеатр «Пионер» готов объявить конкурс сценариев и помочь довести наиболее интересные заявки до воплощения в полноценный художественный фильм.

Также предприниматели предложили учредить грант на конкурсной основе для молодых ученых, чья научная деятельность связана с Арктикой и Антарктикой. «Основная цель — максимальное вовлечение малого и среднего бизнеса для создания возможностей развития идей молодых ученых, а также возрождение добрых традиций меценатства, которыми всегда славилась Россия», — сообщил глава представительства «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге Вячеслав Трактовенко. По его словам, уже в марте 2017-го планируется привезти пять победителей отборочного конкурса в Антарктиду, а затем сделать такие поездки регулярными.

Теперь предпринимателям предстоит создать дорожную карту с детальной разработкой одобренных главой государства инициатив. Общая их цель сводится к одному — русскую Антарктиду надо поднимать и развивать, ведь впереди столь важная для истории страны дата.

https://lenta.ru/articles/2016/11/09/antarktida/
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Российская Антарктическая Экспедиция.

Сообщение SVF » 09 Ноябрь 2016 13:24

«Бизнес готов способствовать освоению Антарктики»
Интервью с руководителем бизнес-экспедиции на Южный полюс Артемом Аветисяном

28 октября сто российских предпринимателей отправятся в Антарктиду, чтобы на месте изучить возможности расширения присутствия нашей страны на Южном континенте и поддержать полярников, которые живут и работают в экстремальных условиях. Как появилась идея этой экспедиции, почему бизнес считает такие миссии актуальными именно сейчас и каковы перспективы российской туристической инфраструктуры в Антарктиде, рассказал руководитель экспедиции Артем Аветисян, председатель объединения предпринимателей «Клуб лидеров» и директор направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив.

Почему российский бизнес заинтересовался Антарктидой?
Артем Аветисян: Если вспомнить историю, российские предприниматели-меценаты всегда поддерживали географические исследования и открытия, изучение новых земель. XIX век ознаменовался расцветом российского мореплавания — были совершены кругосветные путешествия и знаменитые географические открытия. Через четыре года мы будем праздновать 200-летие одного из величайших событий — открытия Антарктиды русскими мореплавателями Беллинсгаузеном и Лазаревым.

Бизнес и сегодня готов способствовать освоению Антарктики и расширению нашего присутствия на континенте. Мы гордимся тем, что имеем возможность хоть как-то поддержать отечественных полярников. Эти люди ежедневно в суровых условиях антарктических станций совершают подвиг ради уникальных исследований.

Как появилась идея проведения такой бизнес-экспедиции?
Предстоящая бизнес-экспедиция в Антарктиду — не первая для нашего клуба, мы уже провели несколько экспедиций, в ходе которых удалось привлечь внимание общества к расширению российского присутствия на Южном полюсе и к популяризации спорта и альпинизма в нашей стране. Кроме того, в ходе экспедиций мы тестировали инновационное отечественное оборудование в экстремальных условиях.

Клуб совершил уже четыре восхождения: на высочайшую точку западной Европы Монблан; на пик Винсона в Антарктиде; на вершину Европы — Эльбрус и на высочайшую священную гору Алтая — Белуху. Но наша поездка в Антарктиду два года назад остается самой значимой и экстремальной экспедицией из всех наших походов.

Чем она так важна?
В декабре 2014 года впервые состоялся прямой телемост между Москвой и Антарктидой. Президент Владимир Путин в режиме видеоконференции общался с участниками нашей экспедиции. Это был невероятно сложный с технической точки зрения проект. С использованием российского оборудования впервые в истории с Южного полюса удалось передать изображение на расстояние в 16 тысяч километров со скоростью 2 мегабита в секунду — это соответствует скорости интернета в формате 3G.

Эта поездка также стала настоящим испытаем на прочность. Несмотря на четырехдневную потерю связи с внешним миром и риск серьезных обморожений, члены клуба продолжали двигаться к вершине. Так и в бизнесе — очень важно двигаться вперед несмотря ни на что.

Идея организовать беспрецедентную по размаху бизнес-миссию на Южный полюс родилась именно тогда — в палатках базового лагеря в Элсуортских горах.

В чем будет заключаться основная миссия экспедиции в этот раз?
Наши предприниматели выразили желание на месте познакомиться с инфраструктурой Антарктиды, продумать пути расширения присутствия России на континенте. Бизнес всегда ищет новые направления для развития. Мы хотим своими глазами увидеть и понять, как можно реанимировать существующие российские станции, что нужно для ремонта, обновления оборудования, поддержки «полярной» науки, целесообразно ли строительство новых станций и на каких территориях континента лучше строить. И поскольку мы — предприниматели, делать все собираемся за счет собственных средств.

Кроме того, еще во время первой экспедиции в Антарктиду мы обнаружили такую несправедливость: туристов на Южный полюс сегодня возят российские пилоты на наших легендарных «Ил-76», а обслуживают самолеты иностранные компании. При этом поток туристов достаточно большой — ежегодно несколько тысяч. Наиболее активно континент посещают граждане США, Австралии и Китая. Даже из небольшой Швейцарии ежегодно туда приезжают два процента от общего числа путешественников.

Получается, россияне остаются за пределами антарктического туризма. Это несправедливо. Интерес у россиян к Антарктиде, безусловно, есть, просто попасть сюда сложно, в том числе и с организационной точки зрения: путевку за один день не купить.

Кто сегодня предоставляет такие туры на этот континент?
Большинство туристов в Антарктиде — клиенты компаний-членов Международной ассоциации антарктических туроператоров. Среди ста входящих в нее структур много туроператоров из США, Аргентины, Европы.

При этом большинство турфирм предлагают только морские круизы вокруг Антарктиды, и всего несколько компаний оказывает услуги по наземному туризму, включая подъем в горы. Среди них нет ни одной российской. Это неправильно, и это нужно менять.

Скажу больше: наши идеи о необходимости организации отечественной научно-туристической инфраструктуры в этом регионе получили поддержку руководства страны. За два года после возвращения из первой экспедиции на Южный полюс мы провели большую работу: организовали рабочую группу по изучению возможностей развития российской инфраструктуры в Антарктиде. Консультировались с известными полярниками, профессиональными альпинистами, научными экспертами.

На станцию «Беллинсгаузен» — форпост России на Южном полюсе — мы везем палаточный лагерь. Планируем его испытать на прочность в условиях низких температур и шквалистых ветров Антарктики. Эти палатки были специально разработаны российскими специалистами. Надеюсь, в будущем появятся полноценные «города» в Антарктиде — уже не иностранные, как сейчас, а полностью российские.

Кстати, наше судно будет первым в этом сезоне. И, по сути, наша бизнес-экспедиция откроет полярное антарктические лето.

В прошлый раз вы провели видеосеанс с президентом России. Планируете что-то подобное в этом году?
Мы очень надеемся, что Владимир Владимирович поддержит нас и в этот раз. Экспедиция везет с собой 300 килограммов оборудования для проведения телемоста с Москвой — это сложнейшая операция по передаче сигнала. Надеюсь, что наши технические специалисты не подведут, и качество картинки будет не хуже, чем два года назад.

Что могу обещать точно — наш традиционный радиомарафон. Мы проводим его во время всех наших экспедиций. Обычно мы связываемся с Международной космической станцией. В этот раз с нами на связь выйдут радиолюбители всего мира.

Каков состав экспедиции?
В экспедицию отправятся более сотни российских предпринимателей, в основном — члены «Клуба лидеров», представители малого и среднего бизнеса. Обычные предприниматели, добившиеся успехов в своей сфере, — я с уверенностью могу назвать их цветом российского бизнеса. Для этих людей развитие страны, ее потенциала — ежедневная работа. Наша задача сейчас, как я уже говорил, — реально оценить состояние уже имеющейся в Антарктиде российской инфраструктуры и продумать варианты ее расширения.

Кстати, столько успешных предпринимателей на борту из абсолютно разных сфер, из многих регионов — отличный ресурс, чтобы вместе подумать, как улучшить ситуацию в российском бизнесе в целом.

По пути туда и обратно, десять дней на корабле, все мы будем находиться в непривычной, закрытой и даже экстремальной обстановке. У нас не будет возможности отвлечься на вопросы собственного бизнеса, мы не будем зажаты рамками нашего графика. Максимум внимания плюс свой уникальный опыт каждый участник бизнес-миссии сможет применить на благо общих целей.

То есть и в пути терять времени не будете?
Время — деньги. Все это понимают. Успешный бизнес готов вкладываться не только в те проекты, которые приносят прибыль здесь и сейчас, но и послужить на благо страны. В этом ведь и есть смысл меценатства, которое сегодня активно возрождается.

Давайте вновь вспомним историю. После открытия материка русскими мореплавателями в 1820 году Россия упорно осваивала Южный полюс, особенно активно Антарктиду изучали в ХХ веке. Недавно мы отмечали шестидесятилетие первой советской Антарктической экспедиции. Так что россияне не только обнаружили ледяной континент, но и сделали там много открытий, которые до сих пор имеют общемировое значение. Приятно, что сегодня у нас есть возможность сделать этот далекий материк с его загадками более доступным для наших соотечественников и для будущих поколений.

https://lenta.ru/articles/2016/10/27/antarctida/
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20


Вернуться в Исследовательские программы и регулярные полярные экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения