1950: Север-5, ВВЭ

ВВЭ "Север" ААНИИ, ВШЭ "Север" ГУНиО ВМФ, КАЭ-САЭ-РАЭ, МАКЭ и другие.

1950: Север-5, ВВЭ

Сообщение Иван Кукушкин » 29 Январь 2013 23:10

http://www.aari.nw.ru/resources/d0014/vve/#v50
Высокоширотная воздушная экспедиция "Север-5" (1950 г.)
Март - май, начальник экспедиции А.А. Кузнецов

Личный состав:
М.Е. Острекин - зам.начальника ВВЭ, геофизик
В.С. Павлов - океанолог
А.А. Кириллов - океанолог
К.А. Сычев - океанолог
А.Л. Соколов - океанолог
Б.С. Подъячев - океанолог
А.Г. Дралкин - океанолог
В.А. Ведерников - океанолог
Н.И. Демьянов - океанолог
А.Ф. Трешников - океанолог
Г.А. Пономаренко - океанолог
М.Х. Рубинчик - геолог
Н.Е. Попков - океанолог
В.И. Почтарев - океанолог
П.Г. Лобза - гидрохимик
С.Я. Ефимов - гидрохимик
Л.Д. Прохоренко - гидрохимик
З.И. Куретников - гидрохимик
П.К. Сенько - геофизик
Г.Д. Светлаев - геофизик
В.П. Малышев - геофизик
В.М. Дриацкий - геофизик
Р.Г. Кокорин - геофизик
В.М. Сокольников - ледоисследователь
О.С. Логунов - ледоисследователь
Н.А. Белов - геолог
П.П. Кулагин - радист
Авиационное обеспечение.
Полеты с первичными посадками на дрейфующий лед и транспортные полеты на станцию "СП-2".
Самолеты: ЛИ-2, ИЛ-12, ПЕ-8, ТУ-4.
Командиры: М.С. Агров, Б.С. Осипов, М.А. Титлов, П.П. Москаленко, Ф.П. Шатров, А.П. Штепенко, Г.К. Орлов, И.С. Котов, В.М. Перов, Н.Л. Сырокваша, М.М. Козлов, В.И. Масленников, И.П. Мазурук.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1950: Север-5, ВВЭ

Сообщение Иван Кукушкин » 29 Январь 2013 23:14

 чибисов 07.jpg
 чибисов 06.jpg
Приложения в книге:
Рубина Е.М., Телятникова Э.М. "Через материки и океаны. Жизненный и боевой путь генерал-майора морской авиации Максима Николаевича Чибисова." — М.: НИЦ "Регулярная и хаотическая динамика, 2011." — 368 с.

1. Проект Постановления СМ СССР по итогам ВВАЭ. 1950
2. Справка о деятельности экспедиции «Север-5»

 чибисов 09.jpg
 чибисов 10.jpg
 чибисов 11.jpg
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1950: Север-5, ВВЭ

Сообщение Адольф Милованов » 07 Май 2015 22:27

Неполная выписка из документов по экспедиции "Север-5" ("С-5", "Чайка").
Есть вопросы по номерам Ан-2. Или ошибка, или на начальном этапе ещё не было известно какие номера будут - всё таки это первые Ан-2.

РГАЭ Ф. 9570, оп. 4, Дело 361. Приказы по ГУСМП. 1950г.

Дело 385. Переписка по ВШЭ С-5. 1949-1950гг.

Л. 178. (из приказа начальника ГУСМП при СМ СССР №699. 9.12.1949г. О премировании работников Главсевморпути, отличившихся в подготовке и проведении экспедиции 1949г.)
№112 Дубровин Л.В. Командир Чукотской АГ – 1000 руб
№113. Бармушкин И.Ф. Зам к-ра Чукотской АГ по п/ч – 800р.
№114. Смирнов А.К. Начальник а/п Тикси – 500р.
№110. Гребеневский Б.А. нач. р/центра а/п Чокурдах.
№271. Корпий Н.С. Нач. бюро погоды Кресты Колымские – 400р.
Нач. Главсевморпути при СМ СССР /А. Кузнецов/.
III. Лётный состав: премия от 4.684р – Водопьянову, до 1380р; Агров – 2850р.


Л. 153. Исх. 6.12.49. Сов. секретно тов. Дементьеву П.В.
Главсевморпути просит Вашего распоряжения директору завода №51 о безвозмездной передаче УПА одного самолёта Пе-8 для обслуживания ВШ научной экспедиции 1950г.
Нач. Главсевморпути при СМ СССР (А.Кузнецов)


Л. 94. Самолёты в экспедиции 1950г: 1. Ли-2 – 7шт, 2. Пе-8 (бензовоз) – 1, 3. Кондор – 1, 4. СХ-10 – 2 шт (вспомогательный), 5. Ил-12 – 2, 6. Ту-4 – 2 (разведчик и бензовозы). Всего 15 самолётов + Аэромагнитная съёмка в районе работ экспедиции выполняемая специально оборудованным самолётом Си-47, прикомандированным от ВС СССР. (+ с-т СХ-4??? от ВВС)
Нач. Главсевморпути при СМ СССР Кузнецов.


Л. 75. Утверждаю. Нач. Главсевморпути А. Кузнецов. 13.10.49.
План подготовки самолётов к экспедиции «С-5»

1. Ил-12 Н-440 октябрь завод №30 готов
2. ……. Н-477 …………………… январь
3. ……. Н-474 ноябрь ……………………
4. ……. Н-475 …………………… февраль
5. Пе-8 Н-396 июль 49 …………. ноябрь
6. Ту-4 Н-1 с января 1950 ВВС 1 февраля
7. ……... Н-2 ……………………....... 15 ………
8. Ан-2 Н-1 с 1.1.1950г МАГОН 1 февраля
9. …… Н-2 ……………………........ 15 ………
10. Ли-2 Н-496 октябрь ………… ноябрь
11. ……. Н-497 ……………………………..
12. ……. Н-499 ноябрь …………. Декабрь
13. …… Н-500 …………………………….
14. …… Н-1 с 1.1.50 …………….. январь
15. …… Н-2 …………………… с 20 февраль
16. …… Н-3 с 15.1.50 ……………………
17. …… Н-4 ………………………………
18. ФВ-200 Н-500 октябрь …….. с 15 февраля
Примечание: самолёты без опознавательных знаков поступают от АП в декабре месяце.
Нач. УПА Главсевморпути Чибисов.

Дело 386. Переписка по ВШЭ 1950г. «С-5» Организация экспедиции и её проведение. (Дела 385, 386, 387, 388 и 389)

Л. 201. Список самолётов «С-5» (21.3.1950г).
1. Н-526 Ил-12 Осипов Б.С. Флагманский самолёт
2. Н-525 ……. Титлов М.А. разведчик
3. Н-396 Пе-8 Задков В.Н. бензовоз
4. Н-550 …… Агров Б.Н. ……….. – резервный
5. Н-500 МК-200 Шатров Ф.А. бензовоз
6. Н-530 Ли-2 Черевичный И.И. аэродромщик
7. Н-503 …… Масленников В.Н. …………….
8. Н-531 …… Котов И.С. …………….
9. Н-532 …… Бахтинов И.Г. научный
10. Н-495 …… Сырокваша П.И?. ……..
11. Н-496 …… Козлов М.М.? ……..
12. Н-535 …… Перов В.М. ………….
13. Н-369 Си-47 Орлов Г.К. …………
14. Н-534 Ли-2 Мальков В.В. ……….
15. Н-548 Ан-2 Каминский М.Н. базовый (дрейф. база №11)
16. Н-449 (544) Ан-2 Ступишин М.И?(П) базовый (дрейф. база №36)
17. №1 Си-47 Бондаренко В.В. бензовоз прикреплён от ВВС
18. №2 …….. Борисов И.Н. бензовоз прикреплён от ВВС
19. №3 …….. Асланикашвили А.А. бензовоз прикреплён от ВВС
20. №4 …….. Захаров М.В. аэромагнитная съёмка прикреплён от ВВС.
Нач. Главсевморпути А. Кузнецов.


Л. 199 Приказ Нач. ГУСМП №227сс 16.5.50.
Об оплате ЛПС на самолётах типа Ту-4, Ту-2 и Ла-11, участвующих в ВШЭ-ях.
В соответствии с Постановлением СМ СССР от 14.4.49г №1482-534сс, приказываю:
Установить почасовую оплату за налёт часов экипажам самолётов Ту-4, Ту-2 и Ла-11, принимавшим непосредственное участие в работе экспедиции в следующих размерах:
Первому пилоту на с-те Ту-4 – 192 руб. в час.
…………………………. Ту-2 – 152 …….
…………………………. Ла-11 – 200 …….
Остальным членам экипажа почасовую оплату – от ставки 1-го пилота в размерах, установленных приложением №4 к пр от 29.3.46 №Р-65. А. Кузнецов.


Л. 110. Список ЛПС экспедиции «С-5» 1950г. 12.2.50. …
11. Пе-8 Н-550 Резерв Агров Б.Н., 2п. Самохин Г.И., шт Штепенко А.П., 1-й б/м Пятин М.А., 2-й б/м Мирошкив А.М., 3-й б/м Троицкий В.В., б/р Харитонович Б.Г.


Л. 83. В Кресты Колымские завезено питание для участников экспедиции. (В отчётах пишут «Кресты». На схемах точка в Крестах Колымских)
На л. 70 также указано, что в Крестах Колымских для экспедиции заготовлено завезённое в 1949г. горючее Б-95/115, а/масла.

Л. 37. … в период февраль-май проводится ВШВЭ. В связи с этим сообщите количество личного состава экспедиции и вспомогательной группы планируемой по пунктам нахождения экипажей.
… числитель количество людей/ знаменатель количество дней
Группа экспедиции/вспомогательная группа
Б. Тикси 100/2+400/70 90/8
О. Котельный 100/29 18/8
Чокурдах 60/2+70/1 18/8
Кресты Колымские 60/2+70/1 18/8
Певек 60/2+70/1 18/8
Шмидт 70/2+60/65 18/8
Уэлен 40/4 18/8
О. Врангель 60/4+70/3 18/8
12.1.50г. Серебряков.

Дело 387 – бухгалтерия.
Дело 388 Переписка по ВШЭ 1950г.

Л. 46-41.Самолётные позывные сигналы (переписал только № самолётов Н-… и типы)
Ли-2 Н-393, 426, 437.
Пе-8 Н-396
МК-200 Н-500, Н-550
Ил-12 Н-438, 440,441,442,443,474,475,477,478,479,480, 525,526.
Ли-2 Н-455,457,458,459,460,461,462,463,465,467,468,469,471,472,490,491,492,493,495,496,497,498, 499, 501, 502,503,504,527,528,529,530,531,532,533,534,535,536,537.
Ан-2 Н-548, 549.
С-47 Н-369.


Л. 8. Командная Кресты Колымские в 1950г во время «С-5» позывной «Баку» и «Орёл».
(Это дело в основном по связи)


Л.104. (исх.9.10.50) Переписал по ВШЭ «С-5». Список работников Главсевморпути, направленных на базу №36, проживающих по Никитскому бульвару д. 9: к/к Орлов Георгий Константинович кВ. 8, Челышев Алексей Ив – б/р, кВ 10, Рубинштейн Лев Миронович шт кВ 31, б/м Каратаев Владимир? Максимович кВ 44.

В 1950г. в экспедиции участвовали военные самолёты и экипажи. В Крестах Колымских садились., в т.ч:
к/к ст. л-т Борисенко с-т С-47 №3 (Вост.) 7.3 Москва …11.3. б.Тикси, Чокурдах-Кресты Колымские ночь, 12.3 Кресты Колымские-м.Шмидта.
Капитан Клочков В.И с-т С-47 №31 (Вост) ……………………………………………
Ст. л-т Асламикашвили А.А. с-т С-47 №10 (Вост) …………………………………..
Капитан Харагезов И.М. Ил-12 №24 (Вост) 7.3 Москва…10.3 б. Тикси, Чокурдах Кресты Колымские ночь11.3 Кресты Колымские,м. Шмидта.
П/п Чесноков И.Г. Ли-2 №13 (Вост) 7.3 Москва… 11.3 Косистый,Тикси, Чокурдах ночь12.3 Чокурдах, Кресты Колымские ночь13.3Кресты Колымские-м. Шмидта
К-н Замятин И.Н. Ли-2 №16 (Центр) 7.3 Москва, 11.3 м. Косистый-Тикси, 12.3 Чокурдах, Кресты Колымские ночь,13.3 Кресты Колымские-м. Шмидта
М-р Тишин М.И. Ли-2 №22 (Запад) 7.3 Москва, 11.3 м. Косистый-Тикси, 12.3 Чокурдах, Кресты Колымские ночь,13.3 Кресты Колымские-м. Шмидта


Л. 64. Список экипажей, выделенных для участия в экспедиции Север в 1950г. от УПА Главсевморпути.
№2 Мирошниченко Анатолий Семёнович, к/к 1919 г.р. украинец, среднее, Член ВКП(б), дом адрес: Кресты Колымские, аэропорт, ранее в экспедиции не участвовал.
(Никитский б-р 9, кв7/5 Штепенко Александр Петрович.
Ивашина Василий Лукич б/м кВ 33.
Конкин Евгений Михайлович КО МАГОН кВ 8.
Михайлов Александр Александрович нач. п/ст кВ 24)

Дело 390. Отчётные материалы по дрейфующим станциям ГУСМП за 1950-51гг и ВШЭ за 1950г. 220л.

Характеристики на основных участников экспедиции «Север-5» 1950г. с представлением к наградам от дважды Героя СССР и ниже. …
Список, представленных к наградам за «С-5» 1950г.
1. Аккуратов Валентин Иванович к званию Героя Советского Союза
2. Морозов Дмитрий Николаевич штурман ….
3. Осипов Борис Семёнович лётчик ….
4. Сырокваша Николай Лукьянович …
11. Водопьянов Михаил Васильевич к ордену Ленина


Л. 205. 23.8.51г. В СМ СССР (по письму Аккуратова «Север-5») …
В составе экспедиции принимали участие 802 человека, из них 587 личного состава ВВС и сухопутных войск СА, и 215 человек Главсевморпути.
Материальная база экспедиции состояла из 59 самолётов и 2-х планеров Ц-25, в т.ч: два Ту-4, три Ту-2, шесть Ла-11, два Ил-12д и 46 различных типов транспортных самолётов, из которых 12 от Главсевморпути.
Впервые в истории … Вопрос о наградах, поставленный Аккуратовым до сих пор нет ответа. Писали Сталину и др.
Заместитель Военного министра СССР В. Соколовский.
Начальник Главсевморпути, нач. экспедиции «Север-5» А. Кузнецов.

Пр. 486сс 28.10.50. С-т ЛИ-2 Н-533 п/у п. 1кл Бахтинова – отправить с 30.10 с.г. в распоряжение начальника экспедиции генерал-майора Водопьянова для выполнения специального задания по обеспечению дрейфующей научной станции «С-5». Кузнецов.

Дело 431. Приказы по ГУСМП за 1951г.

Л. 34. Пр. 191сс. 29.3.1951г. Об эвакуации научно-дрейфующих станций на материк в связи с выполнением плана работ. В связи с окончанием плана работ научных дрейфующих станций, организовать на основании Постановления СМ СССР от 30.11.1949г. №54212062, - приказываю:
1. Эвакуировать с базы №36 на материк научн. дрейф. станцию в составе 11 человек;
2. Для обеспечения эвакуации организовать экспедицию;
3. Назначить начальником экспедиции генерал-майора Мазурук И.П. и Гл. штурманом – капитана СМП 1 ранга т. Аккуратова В.И.;
4. Начальнику экспедиции Мазурук:
а) подготовить экспедицию и произвести вылет 5 апреля с.г. к месту работы;
в) организовать промежуточную заправочную базу, обеспечивающую полёты на т. №36 для эвакуации учёных на материк;
г) при невозможности посадок самолётов типа ЛИ-2 в непосредственной близости лагеря Сомова, организовать вторую посадочную базу в кратчайшем расстоянии от лагеря, куда произвести переброску состава и оборудования дрейфующей станции на с-те типа Ан-2 …
5. … Начальнику УПА Моросанову: а) для выполнения полётов по эвакуации дрейфующей станции выделить 2 самолёта Ли-2 (к-ры Мазурук и Перов), один самолёт Пе-8 (к-р Задков) с экипажами, ранее принимавших участие в экспедиции «С-5». Подготовить в резерв самолёт Ил-12 (к-р Титлов) и с-т Ан-2 (к-р Каминский);
г) представить мне к 30 марта с.г. на утверждение план проведения операции и списки состава экипажей. … Районом работ экспедиции считать Центральный Полярный бассейн (базы №36 и вспомогательные) – Тикси, Шмидт;
10. Включить в состав экспедиции 2-х кинооператоров для киносъёмки процесса эвакуации дрейфующих научных станций. …
Начальник Главсевморпути А. Кузнецов.


Л. 123. Пр. 236с 21.4.1951г. Об окончании работы экспедиции «Чайка».
Работу экспедиции, … моим приказом от 29.3.1951г №191сс считать 18.4 с.г. законченной.
За отличное выполнение моего задания по эвакуации на материк научно-дрейфующей станции АНИИ и полученной при этом значительной экономии средств, приказываю:
Объявить благодарность:
1.Мазуруку И.П. – нач-ку экспедиции
2.Аккуратову В.И. Гл шт УПА
3.Кузнецову А.И. к-ру МАГОН
4.Солдатову П.С. – ИО нач п/ст о. Врангель
5.Матвееву А.Н. – ст. пеленгаторщику р/центра м. Шмидта
6.Конкину Е.М. – к-ру отряда МАГОН

Эк-жу с-та ПЕ-8 Н-396 в составе:
1. Задкова В.Н
2. Самохина Г.И
3. Зубова Н.В.
4. Куксина О.А.
5. Каратаева И.М.
6. Кунакова И.В.
7. Глазырина Н.Н.

Эк-жу с-та Н-443 в составе:
1. Титлова М.А.
2. Купеева К.М.
3. Рубинштейна Л.М
4. Попова С.Н.
5. Шекурова Д.П.

Экипажу с-та Н-535 в составе:
1. Перова В.М
2. Сорокина Г.
3. Падалко В.П.
4. Камбулова А.Д.
5. Мякинкина В.Н.

Экипажу с-та Н-538 в составе:
1. Камирного Н.П.
2. Челышева А.И.
3. Максимова Н.В.

Наземному составу ПА и п/станций: …
11. Жарову – нач-ку а/п Тикси
12. Рутману – пом-ку нач. а/п Тикси
13. Джус – пом. к-ра Чукотской АГ.

Начальник Главсевморпути А. Кузнецов

Оп. 2. Дело 3827. Документы по обслуживанию и эвакуации научно-исследовательской дрейфующей станции СП-5 ГУСМП (Отчёт, докладные записки, балансы, ведомости, переписка) 86л. (15.11.50-30.6.51).

Л. 81. Протокол №17а Заседания Коллегии Гл-ти при СМ СССР. 2.4.1951г.
… Коллегия Гл-ти постановляет: … Присвоить экспедиции т. Мазурука по снятию со льдины дрейфующей станции (СП-5) условное наименование «Чайка». …
Председатель А.Кузнецов.
Л. 82. Оперативный отчёт экспедиции «Чайка» по эвакуации научно-исследовательской дрейфующей станции С-5 ГУСМП (отпечатано 3.5.1951г)
… была сформирована лётная экспедиция в составе: начальника экспедиции генерал-майора авиации т. Мазурука И.П., Гл. штурмана капитана СМП 1 ранга Аккуратова В.И., командиров самолётов:
1. СССР Н-538 – Мазурук И.П. (Ли-2),
2. …….. Н-535 – Перов В.М. (Ли-2),
3. …….. Н-443 – Титлов А.М. (Ил-12),
4. …….. Н-396 – Задков В.Н. (Пе-8 рез.),
5. …….. Н-545 – Каминский М.Н. (Ан-2 рез.).
С экипажами:
1). Самолёт Ли-2 Н-538:
1. Аккуратов В.И. – Гл. штурман,
2. Павлов П.К. – 2 пилот,
3. Челышев А.И. – б/р,
4. Камирный Н.П. – 1-й б/м,
5. Максимов П.В. – 2-й б/м.

2). Самолёт Ли-2 Н-535:
1. Падалко В.П. – штурман,
2. Сорокин Г. – 2 пилот,
3. Камбулов А.Д. – б/р.
4. Ефимов Б.А. – 1-й б/м,
5. Мякинкин В.Н. – 2-й б/м.

3). Самолёт Ил-12 Н-443:
1. Рубинштейн Л.М. – штурман,
2. Купев К.М. – 2 пилот,
3. Попов С.Н. – б/р,
4. Шекуров Д.П. – 1-й б/м,
5. Романченко – 2-й б/м.

4). Самолёт Пе-8 Н-396:
1. Зубов Н.В. – штурман,
2. Самохин Г.И. – 2 пилот,
3. Куксин О.А. – б/р,
4. Каратаев И.М. – 1-й б/м,
5. Кунаков П.В. – 2-й б/м,
6. Глазырин Н.П. – 3-й б/м.

5). Самолёт Ан-2 Н-545:
1. Долматов М.А.- штурман,
2. Бесфамильный Ю.А. – б/м,
3. Гулянский С.А. – б/р.

… Наличие хорошей ВПП в непосредственной близости от дрейф. станции позволило произвести все операции по вывозу личного состава и оборудования дрейф. станции без применения промежуточных ВПП самолётами типа Ли-2 и Ил-12. (в 2 км. база №36).
… 5 апреля Н-535 и Н-443 стартовали из Москвы с Центрального аэродрома им. Фрунзе.
С-т Пе-8 Н-396 из Москвы стартовал на 2-е суток раньше, взяв коммерческую загрузку до исходной базы экспедиции, т.е. до Крестов Колымских.
8 апреля Н-538, Н-535 и Н-443 были сосредоточены на о. Врангеля, а Пе-8 Н-396 в полной готовности в Крестах Колымских, где он должен был ожидать указания начальника экспедиции т. Мазурук для участия полётов к дрейф. станции.
… Осмотр ВПП показал, что её существующие размеры 560х50 можно увеличить на 800х50, т.е. сделать её пригодной для Ил-12. Однако толщина льда от 75 см до 1м исключала возможность использования Пе-8 (надо 96см).
Необходимо отметить, что а/м ГАЗ-67 доставлен в лагерь в октябре 1950г сослужил колоссальную пользу для Дрейф. станции, связывая лагерь с ВПП …
… 11 апреля всё имущество лагеря было доставлено на ВПП, а остальное, не подлежащее вывозу, уничтожено путём сжигания на месте.
11 апреля в 18 час 18 мин самолёты Н-538 и Н-535, забрав весь личный состав группы Сомова и а/м ГАЗ-67, стартовал на о. Врангеля, закрыв существование научно-исследовательской станции экспедиции С-5.
12 апреля в 00.20 самолёты благополучно произвели посадку на о. Врангеля на льду в б. Роджерс. …
На всю работу по эвакуации дрейф. станции было запланировано всего 358 лётных часов, из них на Пе-8 экспедиционных – 46 часов. Фактически работа выполнена за 323 часа, причём Пе-8 экспедиционных затратил всего 15ч.35м., т.е. только на одном Пе-8 сэкономлено 30 лётных часов или горючего 21.000 кг.
Все работы от вылета из Москвы до прилёта в Москву выполнены за 13 суток.
Начальник экспедиции генерал-майор авиации Мазурук.
Гл. штурман капитан СМП 1 ранга Аккуратов.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва


Вернуться в Исследовательские программы и регулярные полярные экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения