1949: Север-4, ВВЭ

ВВЭ "Север" ААНИИ, ВШЭ "Север" ГУНиО ВМФ, КАЭ-САЭ-РАЭ, МАКЭ и другие.

1949: Север-4, ВВЭ

Сообщение nps019 » 27 Февраль 2019 21:39

"сувенир" - кусочек того сгоревшего самолета (дочка участника событий фото прислала)
Вложения
 IMG_7984.JPG
nps019
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 14 Февраль 2019 23:59

1949: Север-4, ВВЭ

Сообщение Historik » 28 Февраль 2019 10:32

По документам ВВЭ-4, аварий и катастроф в УПА ГУСМП не было. В 1-м отряде командира Б.Н.Агрова на самолёте Ли-2 Н-501 летал И.И.Черевичный (лидер или аэродромщик, в обязанности которого входили «отыскание ледовых аэродромов, производство первичных посадок и определение готовности ледового поля для базирования самолётов»). По итогам ВВЭ, в т.ч. получил Героя.
Героя получил в т.ч. и майор И.П.Замятин (65-й Краснознамённый отап ВМС). В ходе экспедиции он, судя по его биографии, в апреле 1949 г. выполнил полёт на своём Ли-2 на максимальную дальность и возглавил спасение экипажа самолёта А.С.Горского (скорее всего, военный), потерпевшего аварию в районе Северного полюса и совершившего посадку на необитаемом арктическом острове. Затем он снова прилетел к месту аварии с ремонтной бригадой. А через
8 дней после восстановления самолёта А.С.Горского они вместе вернулись на материк.
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

1949: Север-4, ВВЭ

Сообщение nps019 » 28 Февраль 2019 19:46

Уважаемый коллега Historic,
Я так понимаю, что моя реплика относительно «сгоревшего самолета И.И.Черевичного», о котором спрашивал Г.С.Чумаченко, вызвала несколько неожиданное для меня восприятие вами — как что-то вроде попытки бросить тень на память о замечательном человеке и летчике, о происшествии с самолетом которого шла речь. Близко не стояло. Поэтому надо разобраться досконально.

Читаем пост Г.С.Чумаченко со ссылкой на воспоминания Аккуратова viewtopic.php?f=6&t=4060&start=30
Пробуем разобраться.

У В.И.Аккуратова по ссылке Г.С.Чумаченко это 1948-1950 г (так как начальник экспедиции А.Кузнецов), самолет И.И.Червевичного и эвакуировал людей Б.Осипов . Причина пожара — воспламенение оставленного механиком на раскаленном моторе чехла.

У Саввы Морозова — о нем неспроста упоминал Г.С.Чумаченко , так как он непосредственный участник событий 1948 и 1949 годов — есть эпизод с разбившимся и сгоревшим при посадке АН-2 Каминского . В нем у С.Морозова на поиски людей вылетал И.И.Черевичный (и обнаружил их), а эвакуацию осуществил Гурий Сорокин. Время событий автором прямо не указывается, однако косвенно ориентир дается: идет рассказ об экспедиции на полюс в апреле 1948 года, затем расплывчато «через несколько лет» и описание рассматриваемой аварии. «Временная вилка» 1948-1950 , то есть это 1949 или 1950 год.
А вот что пишет судя по всему именно об этом случае В.И.Аккуратов http://www.polarpost.ru/Library/Akkurat ... t-oko.html
Каминский : «Машина ...экспериментальная. На ней установлен реверсивный винт. ...включение реверса производится строго после касания лыж снежной поверхности. ...произошла ошибка. Кнопка включения радиотелефона и кнопка реверса временно были установлены на штурвале рядом. На руках у меня меховые рукавицы. Видимо, я нажал вместо кнопки рации кнопку реверса. Резкое торможение, потеря скорости сделали машину неуправляемой... Вот и весь секрет» . Итак , именно реверс (о котором я упоминал в своем посте ) привел к аварии. Но не у Черевичного, а у Каминского. Исходя из того, что в 1949 году АН-2 в Арктику еще не пришли (серийный выпуск пошел к концу года ), дата аварии — весна 1950-го, ВВЭ Север-5.

С аварией самолета Горского, где людей вывозил И.П.Замятин , вы ситуацию полностью прояснили.

Итак, получается , что речь идет о ТРЕХ различных событиях , два из которых относятся к 1948-1949 г., то есть к периоду работ ВВЭ Север-2 и Север-4 , а третье к 1950 -му, ВВЭ Север-5.

Можно было бы на этом поставить точку — участник событий, о котором я писал, за давностью лет видимо мог ошибиться и назвать фамилию Черевичного вместо Каминского (уже не переспросишь, умер).
Но некоторые детали при этом все равно вызывают сомнение в выводах, к которым пришли.

Во-первых, приведенный мной артефакт — расплавленный кусок фюзеляжа. Уж больно похоже на описание инцидента с самолетом И.И.Черевичного от В.И.Аккуратова :
«- Никогда не видел, чтобы так горел металл….» http://www.polarpost.ru/Library/Akkurat ... radus.html . Здесь, конечно, вопрос скорее к специалистам (а здесь они есть): насколько реально подобрать такое в результате падения с малой высоты АН-2 ?
Во-вторых, учтем времена, когда имели место эти инциденты с самолетами — один из-за «чехла на раскаленном двигателе», второй из-за расположения рядом «кнопок радиотелефона и реверса». И что, прямо так, как пишет В.И.Аккуратов http://www.polarpost.ru/Library/Akkurat ... t-oko.html , «Не признает и не выносит случайностей Арктика, но их умеют оценивать и прощать люди...» ? Все, конечно, может быть.
Однако есть ощущение, что полную и достоверную картину навряд ли когда-нибудь и кому-нибудь удастся восстановить.
nps019
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 14 Февраль 2019 23:59

Пред.

Вернуться в Исследовательские программы и регулярные полярные экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения