1962-64: 8-я Советская Антарктическая Экспедиция

ВВЭ "Север" ААНИИ, ВШЭ "Север" ГУНиО ВМФ, КАЭ-САЭ-РАЭ, МАКЭ и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1962-64: 8-я Советская Антарктическая Экспедиция

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Февраль 2011 12:50

© Л.М.Саватюгин, М.А.Преображенская, Российские исследования в Антарктике. Том I. // СанктПетербург, Гидрометеоиздат, 1999
Восьмая Советская Антарктическая Экспедиция (1962—1964 гг. )

10.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В Восьмой советской антарктической экспедиции произошли структурные изменения: экспедиция разделилась на континентальную и сезонную.

Восьмую САЭ возглавлял М.М.Сомов (начальник сезонной экспеди ции) и Н.И.Тябин (начальник зимовочной экспедиции).

Всего в экспедиции участвовало 388 человек, из них 125 человек зимо вало в Антарктиде, в сезон работало 93 человека, экипажи судов включали 170 человек.

В составе Восьмой САЭ на станции Восток вместе с советскими уче ными работали научные сотрудники из Чехословакии Б.Славик и С.Фи шер. Для проведения исследований в Мирном остались зимовать метеоро логи из ГДР М.Бутенберг и П.Ничке, геодезисты И.Либерт и Г.Леонхард.

Выполняя соглашение 1959 г. об обмене специалистами между антаркти ческими экспедициями различных стран, советский океанолог Н.Ф.Куд рявцев проводил исследования на американском экспедиционном судне «Элтанин», а в составе морского отряда на «Оби» работал американский ученый Г.А.Франческини. Такая организация обмена была совершена впер вые, так как в предыдущие годы обмен специалистами совершался только в континентальных экспедициях. Так, в период Восьмой САЭ на американ ской станции МакМердо зимовал советский метеоролог Г.Г.Тараканов, а в Мирном должен был зимовать представитель США (по стечению обстоя тельств его зимовка не состоялась). В летний сезон в Мирном работали метеоролог из ГДР И.Энгланд и трое чехословацких ученых А.Мркос, П.Ха лоупка и А.Кочи.

Для обеспечения работ Восьмой САЭ были выделены два судна — д/э «Обь» (капитан О.И.Воденко) и т/х «Эстония» (капитан А.М.Оганов). Боль шинство грузов было сосредоточено на «Оби», «Эстония» в основном обес печивала перевозку участников экспедиции.

26 декабря 1962 г. д/э «Обь» подошел к кромке плавучих льдов в море Дейвиса. Преодолев их, он отшвартовался у внешней кромки припая на расстоянии 25 км от Мирного. 4 января сюда же с помощью д/э «Обь» был проведен т/х «Эстония». Только 24 января «Обь» закончила пробивание канала в припае и встала в 1800 м от мыса Мабус. По припаю была проло126 жена трасса для тракторов, с помощью которых осуществлялась на санях доставка грузов с борта судна в Мирный.

Всего в Антарктиду было доставлено около 3700 т различных грузов; из них д/э «Обь» доставил около 3370 т (лесоматериалы, научное обору дование, самолеты ИЛ14, ЛИ2, два самолета АН6, пять тягачей, три трак тора, шесть металлических саней, пять волокуш).

В единственный грузовой трюм т/х «Эстония» было погружено около 330 т груза (генгрузы и продовольствие для Мирного). Среди грузов были конструкции домов из арболита (несгораемого материала), завезенные в Антарктиду впервые. Их предполагалось установить в Молодежной.

В Мирном выгрузили 2300 т, на станции Молодежной — 1350 т, на станции Новолазаревской — 50 т. Часть грузов, завезенных в Мирный, была отправлена на станции Восток и Комсомольская. Прибывший 16 февраля 1962 г. санногусеничный поезд доставил на станцию Восток аэрологичес кий павильон, смонтированный на санях, научное оборудование (25 т), дизельное топливо (28 т), продовольствие (5 т), строительные материалы и различное имущество (8 т). Около 25 т грузов были доставлены в период с 25 января по 9 марта самолетами ИЛ14, выполнившими 22 полета (за один рейс доставлялось около 1300 кг).

В планы Восьмой САЭ кроме продолжения научных исследований в Антарктиде и омывающих ее водах входила подготовка советских антаркти ческих станций к проведению обширной программы геофизических иссле дований в период Международного года спокойного Солнца (МГСС). Это научное мероприятие, в котором принимали участие ученые семидесяти стран, проводилось с 1 января 1964 г. по 31 декабря 1965 г. МГСС являлся логическим продолжением МГГ. Если изучение различных геофизических явлений в планетарном масштабе в Международном геофизическом году проводилось в период максимума солнечной активности, то теперь эти на блюдения повторялись, когда солнечная деятельность была минимальной.

10. 2. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ЭКСПЕДИЦИИ

1. Продолжены круглогодичные стационарные научные наблюдения в обсерватории Мирный и на станции Новолазаревской. Станция Комсо мольская попрежнему работала только в сезон, на ней были выполнены метеорологические наблюдения.

В Мирном зимовало 92 человека (начальник Н.И.Тябин), на станции Новолазаревской — 12 человек (начальник В.Г.Аверьянов).

К началу работ Восьмой САЭ в Мирном находилось 42 постройки различного типа. В течение января—февраля 1963 г. были сооружены три здания, в том числе, лаборатория стратосферного зондирования косми127 ческих лучей; проведены ремонтные работы; введена в эксплуатацию авто матическая противопожарная сигнализация в поселке.

В Мирном, как и ранее, проводились аэрометеорологические наблю дения, работала служба погоды, осуществлялся комплекс геофизических исследований, выполнялась снегомерная съемка, авиационная разведка морских льдов и медицинские исследования. Начиная с 1 марта 1963 г., в Мирном впервые в советской экспедиции стали проводиться измерения интенсивности космических лучей в стратосфере с помощью специальных приборов, поднимаемых шарамизондами.

Станция Новолазаревская к началу Восьмой САЭ имела пять зданий (стандартные щитовые дома площадью по 62,2 м3 каждый) и 15 вспомога тельных построек. На станции велись аэрологические, метеорологические, актинометрические, геомагнитные и сейсмические наблюдения, а также наблюдения за земными токами и полярными сияниями. Факультативно выполнялись гляциологические исследования, радиометрические наблю дения и радионаблюдения за космическими кораблями и искусственны ми спутниками Земли.

2. Выполнены два транспортных саннотракторных похода по марш руту Мирный—Восток, от успешного проведения которых зависело реше ние одной из основных задач Восьмой САЭ — обеспечение бесперебойной работы в период МГСС станции Восток, расположенной в районе двух полюсов: южного геомагнитного и полюса холода Земли.

Первый поход продолжался в общей сложности 64 дня (вместо запланиро ванных 116 дней), за которые по трассе Мирный—Восток—Мирный было прой дено 2820 км. Санногусеничный поезд состоял из пяти тягачей с пятью саня ми на прицепе. На четырех санях было погружено топливо и смазочные матери алы, пятые сани были заняты аэрологическим павильоном, построенным в Мирном для станции Восток. Кроме того, на станцию Восток было доставлено 28 т дизельного топлива, 6 т смазочного масла и 30 т различного груза.

Целью второго похода было обеспечение станции Восток дополни тельным запасом топлива и продовольствия. В его задачу входило также создание нескольких промежуточных складов горючего для обеспечения научных работ советскофранцузского отряда Десятой САЭ. Поезд был сформирован из девяти тягачей (в том числе одной «Харьковчанки») и 11 груженых саней. Поезд доставил на станцию Восток 67 т дизельного топ лива, 7 т авиабензина, 0,5 т алюминиевого порошка, 3 т продовольствия.

Оба похода возглавлял А.Н.Лебедев.

3. 25 января 1963 г. проведена расконсервация внутриконтиненталь ной станции Восток и возобновлены научные наблюдения на ней. Период консервации продолжался с 21 января 1961 г. по 24 января 1963 г.128 На внутриконтинентальную станцию впервые был осуществлен полет самолета ИЛ14 (летчики В.В.Алексеев, А.Я.Марченко), оснащенного лыж ными шасси (этот двухмоторный самолет был доставлен на д/э «Обь»).

Самолет ИЛ14 обладал большей грузоподъемностью по сравнению с са молетом ЛИ2 и мог совершать перелет из Мирного на Восток без посадки на станции Комсомольской. На борту самолета находилась первая группа полярников из пяти человек во главе с начальником станции Восток В.С.Си доровым, которая начала работы по расчистке помещений от снега и расконсервации станции.

4. Созданная 23 февраля 1962 г. сезонная станция Молодежная с 14 ян варя 1963 г. стала постоянно действующей, наблюдения на ней начали осу ществляться в течение круглого года. На зимовку остались 8 человек во главе с П.Т.Морозовым, которые провели наблюдения по метеорологии, актинометрии, прибрежной гидрологии, радиокомпарированию. В буду щем на станции Молодежной было решено создать новую геофизическую обсерваторию и основную материальнотехническую базу САЭ.

5. Продолжены геологогеографические исследования на Земле Эн дерби, (начальник геологического отряда С.Ф.Духанин), начатые в 1962 г. в период Седьмой САЭ. Работы проводились в центральной части Земли Эндерби между 50 и 54° в.д. на удалении 130 км от берега. Лагерь геологи ческого отряда находился на пове Вернадского в горах на озере Ричардсо на (в 240 км к востоку от станции Молодежной). Транспортное обеспече ние работ производилось сезонным авиазвеном Восьмой САЭ, состоящим из двух самолетов АН6.

Лагерь включал семь установленных на льду озера палаток КАПШ1.

Для приготовления пищи и обогрева использовался газ пропанбутан. В двух палатках размещались радиостанция, камбуз и склад продовольствия, в остальных — жили 16 человек.

За период с 7 февраля по 12 марта 1963 г. были выполнены следующие работы:
— геологическая съемка в масштабе 1:1 500 000 на площади 20 тыс. км2 ;
— гравиметрические наблюдения в 47 пунктах;
— радиометрические наблюдения на 78 обнажениях;
— наблюдения на двух астропунктах четвертого класса.

Собранный учеными материал позволил составить геологическую карту района масштаба 1:1 500 000.

Полевые исследования были прерваны изза ураганных ветров, кото рые нанесли повреждения самолетам АН6 и сорвали палатки (два поляр ника получили травмы). Прибывший из Мирного самолет ИЛ14 18 марта провел срочную эвакуацию лагеря.129

6. С борта судов «Обь» и «Эстония» проведены научные исследования в зоне антарктической конвергенции, в антарктических водах и на пути следо вания в Антарктику и обратно. Морским отрядом, возглавляемым В.Г.Леденевым, было выполнено 48 глубоководных океанографических станций (рис. 50), проведена регистрация поверхностной температуры воды на протяже нии 20 000 миль и поверхностного течения (с помощью ЭМИТа) на протя жении 5 500 миль. Ценный материал собрала биологическая группа на 33 планктонных и 24 бентонических станциях. Группой Института земного магнетизма и распространения радиоволн Академии наук (ИЗМИРАН) на т/х «Эстония» с помощью буксируемой за кораблем аппаратуры была осуще ствлена магнитная съемка. На различных участках между Африкой и Антар ктидой было выполнено 35 морских геологических станций (рис. 51). Пред варительная обработка данных позволила выделить генетические типы осад ков, выяснить некоторые закономерности осадкообразования в исследован ных районах. Кроме того, с судов были проведены гравиметрические и гид рографические работы, ледовые наблюдения.

10.3. РАСКОНСЕРВАЦИЯ СТАНЦИИ ВОСТОК

В январе—феврале 1963 г. из Мирного на самолете ИЛ14 был достав лен персонал станции Восток, продовольствие, аппаратура и строитель ные материалы. Всего было совершено 30 полетов и завезено около 27 т грузов. Специальных строительных рабочих в экспедиции не было, по этому все работы по строительству и реконструкции станции выполня лись силами коллектива, состоящего из 15 человек (начальник станции В.С. Сидоров).

25 января 1963 г. над станцией был поднят Государственный флаг СССР, и в Мирный по радио передали сводку погоды с полюса холода Земли (эти данные теперь стали регулярно включаться в передаваемые радиостанцией Мирного общие синоптические сводки по Восточной Антарктиде).

Строительные работы, включающие капитальную перестройку стан ции и ремонт всех ее помещений, продолжались с января по июнь 1963 г.

Все постройки станции и ее территория были освобождены от снега. Снеж ные массы вывезли на значительное расстояние от станции и укатали тя желой аэродромной гладилкой. В реконструированном главном здании станции разместили дизельную электростанцию, космический павильон, геофизическую лабораторию, фотолабораторию, аэрологический и метео рологический кабинеты, радиостанцию, электрокамбуз, теплый продук товый склад, холодный склад и четыре жилых помещения. Вновь были построены теплый аэрологический павильон, домик для радиотеодолита «Малахит» и три магнитных павильона. На станции впервые стал приме няться метод обогрева жилых и служебных помещений центральным водя ным отоплением с использованием в качестве источника тепла выхлопных газов от дизелей (метод был разработан на станции механиками Н.С.Бо ровским, Н.В.Лебедевым, Б.И.Шафаруком).

Строительные работы проводились параллельно с научными наблю дениями по метеорологии и актинометрии, а также снегомерными и меди цинскими исследованиями. 14 мая 1963 г. было начато температурновет132 ровое зондирование атмосферы. 14 июля с помощью двухсекционного ней тронного монитора чехословацкого производства, доставленного на стан цию в январе 1963 г., приступили к наблюдениям за вариациями интенсив ности космических частиц (наблюдения выполняли геофизики из Чехос ловакии С.Фишер и Б.Славик).

10.4. СТАНЦИЯ МОЛОДЕЖНАЯ — Координаты 67°40C ю.ш., 45°51C в.д.

— Высота 40 м над уровнем моря.
— Геомагнитные координаты 69,8° ю.ш., 85,4° д.
— Синоптический индекс 89542.
— Дата открытия 23 февраля 1962 г. (с 14 января 1963 г. станция стала работать круглогодично)

В период Седьмой САЭ 23 февраля 1962 г. на берегу залива Алашеева (Земля Эндерби) была открыта небольшая сезонная станция Молодежная (разбиты жилые и служебные палатки, построен аэрологический павиль он, заложены фундаменты жилого дома и дизельной электростанции). На базе станции сезонные отряды Седьмой САЭ провели обширный комп лекс наблюдений, которые были прекращены 31 марта 1962 г. по приказу руководства Главсевморпути.

Одной из основных задач Восьмой САЭ было строительство новой, круглогодичной станции Молодежной. 14 января 1963 г. на станцию из Мирного на двух самолетах АН6 (летчики С.А.Ерохин, В.И.Попов) выле тела первая группа полярников, которые провели расконсервацию радио технического и электросилового хозяйства, выбор и подготовку взлетно посадочной полосы для приема самолетов ИЛ12 и ИЛ14. Перелет по трассе Мирный—Молодежная протяженностью около 2000 км на самолетах, об ладающих сравнительно небольшим радиусом действия, советские летчи ки осуществили впервые. 14 января считается днем создания постоянно действующей станции Молодежной.

Площадка для ВПП была выбрана на ледниковом куполе в 8—10 км от станции. 19 января при ее разметке единственное транспортное средство станции — трактор провалился в снег, под которым оказалась подснежная река из талых вод. После недели тяжелой работы трактор удалось извлечь из снежной каши и вывести на твердый грунт. 20 и 21 января на станцию прибыли два самолета, доставившие строителей, продовольствие и инст рументы, необходимые для первоочередных строительных работ. С этого момента началось интенсивное строительство станции. Большинство па латок КАПШ1, оставшихся от предыдущей экспедиции, сохранились, но были забиты снегом; метеобудки были опрокинуты и разбиты.

7 февраля 1963 г. к станции подошел д/э «Обь», 9 февраля началась разгрузка судна на припай. Были выгружены два трактора С100, трактор С80, вездеход ГАЗ47, продукты и металлоконструкции. Трактор С80 при повторном заходе под погрузку уклонился от рекомендованной трассы, попал в трещину и утонул (водитель не пострадал).

В период разгрузки д/э «Обь» строительные работы на станции не прекращались. К концу февраля строительство основных станционных объектов было завершено, личный состав зимовщиков и сезонных отрядов размещен в домах.

После завершения строительства на станции были приняты в эксплу атацию следующие объекты (рис. 52):

1. Служебножилое здание (сборнощитовой дом) площадью 62,8 м2 , в котором разместились радиостанция, метеокабинет, гидрохимическая лаборатория, медсанчасть, жилые комнаты. Дом отапливался масляными радиаторами.
2. Жилой дом аналогичного типа и планировки. Отопление — водя ное от электробойлера с тремя ТЭНами.
3. Здание ДЭС и каюткомпании площадью 72 м2 . С югозападной стороны к зданию каюткомпании была сделана холодная пристройка пло щадью 15 м2 , в которой оборудована кладовая для продуктов.
4. Теплый продуктовый склад площадью 24 м2 , реконструированный из аэрологического павильона, построенного во время Седьмой САЭ.
5. Холодный продуктовый склад площадью 24 м2 .
6. Складледник для хранения мясопродуктов площадью 25 м2 .
7. Банябалок площадью 24 м2 , смонтированная на металлических санях.
8. Пожарный балок с мотопомпой, построенный на малом лагерном озере.

14 февраля персонал станции из палаток перешел в новые дома. Зимо вать в Молодежной осталось 8 человек во главе с П.Т.Морозовым.

С 18 января 1963 г. на станции начались метеонаблюдения, с 1 апреля — актинометрические. Из геофизических исследований выполнялось толь ко компарирование сигналов наземных радиостанций.

Энергоснабжение обеспечивала электростанция, на которой были ус тановлены дизели ДЭС50, ЖЭС30 и ДГ12 общей мощностью 92 кВт.

Общий расход электроэнергии составлял 15—27 кВт.

На радиостанции Молодежной было установлено следующее обору дование: передатчики — коротковолновый мощностью 250 Вт и аварий ный; приемники коротковолновый и длинноволновый. Антенномачто вое хозяйство состояло из трех мачт высотой 16 м с подвешенными на них передающими и приемными антеннами.

Транспортные средства, находящиеся на станции: кранбульдозер на базе трактора С80 (завезен во время Седьмой САЭ), два трактораболото хода С100, бульдозер на базе трактора С100 и вездеход ГАЗ47.

Водоснабжение осуществлялось из малого озера, расположенного в 80 м от здания электростанции. Для этого во льду озера была пробита лун135 ка, в которую опущен электрический ТЭН. Вода подавалась от водокачки к зданию электростанции и в баню по резиновым шлангам.

Первая зимовка на станции Молодежной показала, что физикогео графическое положение станции и ее гидрометеорологические условия вполне удовлетворяют предъявляемым к антарктическим станциям требо ваниям. Станция имеет: 1) возможность организации постоянных мест для выгрузки судов и аэродрома для тяжелых самолетов; 2) удобный выход на ледниковый купол; 3) относительно хорошие метеорологические условия в весеннелет ний период.

В связи с тем, что с Восьмой САЭ станция Молодежная стала посто янно действующей, ниже даны краткие сведения о ее физикогеографичес ком положении и инфраструктуре.

Краткие сведения о станции Молодежной. Оазис Молодежная (Холмы Тала), в котором расположена станция, находится в западной части Земли Эндерби, на берегу залива Алашеева (рис. 53). Площадь оазиса — 9 км2 , площадь коренных пород — 2 км2 , максимальная высота — 110 м. Рельеф литогенных геокомплексов оазиса по своему типу относится к экзарацион ному скалистому мелкосопочнику. Расположенные между грядами депрес сии заполнены небольшими ледниками, снежниками и озерами (насчи тывается около 40 озер). Самые большие из озер — Глубокое и Лагерное покрыты льдом в течение всего года. Преобладающие горные породы — гнейсы, эндербиты, кристаллические сланцы. К югу от оазиса расположен постепенно повышающийся склон ледникового покрова.

Среднегодовая температура воздуха минус 11,0°С; средняя скорость ветра 10,6 м/с, преобладающие направления — восточное и юговосточ ное; среднегодовая относительная влажность воздуха 68%, годовое количе ство осадков 270 мм.

Растительность представлена лишайниками, водорослями, мхами; обитают также бактерии и микроскопические грибы. Наибольшее распро странение получили темносерые и черные накипные лишайники, встре чающиеся в виде пятен площадью несколько квадратных метров. На каме нистом субстрате обильно развиваются кустистые и листовые лишайники.

На склонах оазиса и близлежащих островах встречаются небольшие колонии пингвинов Адели, гнездятся снежные буревестники. Из млеко питающих в районе станции могут размножаться тюленикрабоеды и тю лени Уэдделла, изредка встречаются морские леопарды и морские слоны. Из рыб в заливе Алашеева чаще всего встречаются представители семейства нототениевых.

На станции (до Двадцатой САЭ) зимовало от 8 до 122 человек. Сведе ния о количестве зимовочного персонала приведены в табл. 10.

Первый этап строительства АМЦ Молодежной продолжался с 1963 по 1972 г. Первый дом из арболитовых панелей построен в 1964 г., первый дом из алюминиевых панелей — в 1968 г. Большая часть домов расположена вдоль длинной улицы (около 1/3 км), которая проходит у подножья сопки Озерной, возвышающейся над поселком с южной стороны. На вершине сопки Озерная расположена станция ракетного зондирования атмосферы (СРЗА), построенная в 1969 г. В период Двадцатой САЭ большая часть со оружений состояла из стандартных каркаснопанельных домов, часть из которых требовала ремонта. Для жилья использовали 22 здания, из них только для жилья — 7; 16 домов имели жилую площадь совмещенную со служебными помещениями. Для хранения материальных ценностей име лись три склада: теплый (продовольственный) площадью 257,6 м2 , склад ледник площадью 88,4 м2 , предназначенный для хранения свежемороже ных продуктов, материальный склад площадью 220,2 м2 .

Электроснабжение в Двадцатой САЭ обеспечивалось АДЭС с четырь мя автоматизированными дизельэлектрическими агрегатами АС808П.

АДЭС, здание для которой было построено из алюминиевых панелей и имело площадь 297,4 м2 , вступила в строй в марте 1968 г.138 Для хранения нефтепродуктов имелась нефтебаза, расположенная на берегу бухты Возрождения, в 2,5 км от поселка. На ее территории были установлены: две емкости вместимостью по 1000 м3 ; пять емкостей — по 700 м3 ; четыре горизонтальные емкости — по 50 м3 .

Транспортный парк был достаточно большим, он насчитывал (на 1975 г.) более 30 единиц транспортной и вспомогательной техники; из них колес ных машин — пять, остальная часть — тракторы, бульдозеры, тягачи и т. д.

АМЦ Молодежная является узловой станцией, выполняющей опера тивную работу по приему и передаче всех видов научной информации, об ладает мощным радиоцентром, работы по созданию которого были закон чены в ноябре 1970 г. Радиоцентр АМЦ Молодежная состоял из четырех объектов: передающего центра, радиобюро, приемного центра и пеленга тора с собственными антенномачтовыми сооружениями. В антенномач товое хозяйство входило свыше 70 стальных мачт с подвешенными на них антеннами.

Забор пресной воды для бытовых и технических нужд производится из озера Лагерного. С этой целью на озере был установлен утепленный балок, оборудованный насосами, которыми вода закачивалась в емкость цистерну для доставки в дома. Закачка воды в банюпрачечную осуществ лялась по трубопроводу, проложенному от озера Лагерного в утепленном коробе.

Основной объем грузов на станцию доставляется морским путем. В районе АМЦ имеется несколько участков берега, которые использовались в качестве естественных ледяных причалов. За годы существования Моло дежной экспедиционные суда разгружались в бухте Возрождения, в бухте Сибирячка, подходили для пополнения запасов пресной воды к ледяному барьеру в бухте Заря, а также к снежнику у мыса Гранат. Основным же есте ственным ледяным причалом в районе Молодежной являлся так называе мый причал № 1, расположенный в 1,5 км к западу от поселка.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Виноградов О.Н., Модель Ю.М. Изменения рельефа снежной поверхности в Мирном с 1956 по 1964 г. //Информ. бюл. Сов. антаркт. экспед. —1966. —№ 59. —С. 15—19.
2. ЗначкоЯворский Г.А. Морские геологические исследования во время восьмого рейса д/э «Обь»//Информ. бюл. Сов. антаркт. экспед. —1964. —№ 46. —С. 13—17.
3. Леденев В.Г. Состояние припайных льдов у Мирного в навигацию 1962/63 г. // Информ. бюл. Сов. антаркт. экспед. —1964. —№ 46. —С. 26—30.
4. Отплытие в Антарктиду Восьмой советской антарктической экспедиции//Ин форм. бюл. Сов. антаркт. экспед. —1963. —№ 38. —С. 5—8.
5. Отчет Восьмой советской антарктической экспедиции, т. I. Общие вопросы организации и работы экспедиции. —Л. : Фонды ААНИИ, № 0—720.
6. Отчет начальника электростанции В.А.Морева о работе по испытаниям элект ротермобура. —Л. : Фонды ААНИИ, № 0—1460.140 7. Седьмая, восьмая и девятая континентальные экспедиции. Общее описание// Тр. Сов. антаркт. экспед. —1968. —Т. 52. —268 с.
8. Сомов М.М. Восьмая сезонная экспедиция//Информ. бюл. Сов. антаркт. экс пед. —1964. —№ 46. —С. 5—9.
9. Шулятин О.Г., Каменев Е.Н., Духанин С.Ф. Геологические исследования в Цент ральной части Земли Эндерби в феврале—марте 1963 г. //Информ. бюл. Сов. ан таркт. экспед. —1964. —№ 46. —С. 10—12
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11709
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород


1962-64: 8-я Советская Антарктическая Экспедиция

Сообщение insp2 » 21 Февраль 2015 19:08

В каком качестве находился в составе экипажа дэ ОБь герой-подводник и контр-адмирал в отставке ЛУНИН НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ?
Вложения
Могила Героя-подводника ЛУНИНА Н.А. на Богословском кладбище в Питере : 640PX-~1.JPG
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

1962-64: 8-я Советская Антарктическая Экспедиция

Сообщение ББК-10 » 21 Февраль 2015 20:00

Дублер капитана д/э "Обь"
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5940
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1962-64: 8-я Советская Антарктическая Экспедиция

Сообщение insp2 » 24 Февраль 2015 16:58

А капитаном в том рейсе был ВОДЕНКО ОЛЕГ Иванович, впоследствии капитан тх ОЛЕНЕГОРСК типа Повенец.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург


Вернуться в Исследовательские программы и регулярные полярные экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения